Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 03:21, контрольная работа
До половины IX века, то есть до прихода варягов, на обширном пространстве нашей равнины, от Новгорода до Киева по Днепру направо и налево, все было дико и пусто, покрыто мраком: здесь жили люди, но без правления, подобно зверям и птицам, наполнявшим их леса. В эту обширную пустыню, заселенную бедными, разбросано жившими дикарями, славянами и финнами, начатки гражданственности впервые были занесены пришельцами из Скандинавии, варягами, около половины IX века. Известная картина нравов восточных славян, как ее нарисовал составитель Повести о начале Русской земли, по-видимому, оправдывала этот взгляд. Восточные славяне до принятия
1. Языческая Русь
2. Крещение Руси князем Владимиром
3. Историческое значение принятия христианства на Руси
4. Список использованной литературы
Министерство образования
Российской
Федерации
Санкт - Петербургский государственный
инженерно-экономический университет
Гуманитарный факультет
кафедра
истории и политологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине
«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ
ИСТОРИЯ»
Студент Зайцев Сергей Викторович
Форма обучения заочная
Срок обучения 3 г.10 мес.
Факультет предпринимательства и финансов
Специальность «Коммерция»
Группа № 8/3271
Дата выполнения
Научный руководитель:
К,.э.н, д.
Сексте Янис Артурович
Санкт-Петербург
2007
Содержание
1. Языческая Русь
2. Крещение Руси князем Владимиром
3. Историческое значение принятия христианства на Руси
4. Список использованной
литературы
1.
Языческая Русь
До половины IX века, то есть до прихода варягов, на обширном пространстве нашей равнины, от Новгорода до Киева по Днепру направо и налево, все было дико и пусто, покрыто мраком: здесь жили люди, но без правления, подобно зверям и птицам, наполнявшим их леса. В эту обширную пустыню, заселенную бедными, разбросано жившими дикарями, славянами и финнами, начатки гражданственности впервые были занесены пришельцами из Скандинавии, варягами, около половины IX века. Известная картина нравов восточных славян, как ее нарисовал составитель Повести о начале Русской земли, по-видимому, оправдывала этот взгляд. Восточные славяне до принятия
христианства жили «звериным образом, скотски» в лесах, как все звери, убивали друг друга, ели все нечистое, жили уединенными, разбросанными и враждебными один другому родами.
Задолго до нашего летоисчисления знаменитый грек, которого зовут «отцом истории», посетил северные берега Черного моря. Верным взглядом посмотрел он на страну, на племена, в ней живущие, и записал в своей бессмертной книге, что племена эти ведут образ жизни, какой указала им природа страны. Прошло много веков, несколько раз племена сменялись одно другим, образовалось могущественное государство, но явление замеченное Геродотом остается в силе: ход событий постоянно подчиняется природным условиям.
Более полное описание племен, обитавших на территории древней Руси, можно найти у Н. М. Карамзина. Он пишет: «Многие славяне, единоплеменные с лехами, обитавшими на берегах Вислы, поселились на Днепре в Киевской губернии и назывались полянами от чистых полей своих. Имя сие исчезло в древней России, но сделалось общим именем лехов, основателей государства польского. От этого же племени славян были два брата, Радим и Вятко, главами радимичей и вятичей: первый избрал себе жилище на берегах реки Сож, притоку Днепра, а второй по верхнему течению реки Ока. Древляне, названные так от лесной земли своей, обитали западней полян по берегам реки Припять; дулебы и бужане по реке Бугу, впадающему в Вислу; лутичи и тивирцы по Днестру до нижнего течения реки Дунай; белые хорваты жили в окрестностях карпатских гор; северяне, соседи полян, жили на берегах реки Десны, Сейму, и северному Донцу в Черниговской и Полтавской губернии; в Минской и Витебской, от Припяти до Западной Двины жили дреговичи; в Витебской, Псковской, Тверской и Смоленской, в верховьях рек Двины, Днепра и Волги, жили кривичи; а на Двине, где впадает в нее река Полота, жили единоплеменные с ними полочане; на берегах озера Ильмень жили ильменские славяне, (которые после рождества Христова основали город Новгород).
Природа страны имеет важное значение в истории по тому влиянию, какое оказывает она на народный характер. Об этом говорил С.М.Соловьев в своих сочинениях. Он считал, что «Природа роскошная, с лихвою вознаграждающая и слабый труд человека, усыпляет деятельность последнего, как телесную, так и умственную. Природа более скудная на свои дары, держит человека всегда в возбужденном состоянии: его деятельность не порывиста, но постоянная; постоянно работает он умом, неуклонно стремится к своей цели; понятно, что народонаселение с таким характером в высшей степени способно положить среди себя крепкие основы государственного быта, подчинить своему влиянию племена с характером противоречивым». С другой стороны, щедрая природа развивает в народе чувство красоты, здесь господствует стремление к искусству, в таком народе женщина не может быть исключена из общества мужчин. Но среди природы относительно не богатой, чувство изящного не может развиваться с успехом, при таких обстоятельствах характер народа является более суровым, склонным более к полезному, чем к приятному. Все это приводит к исключению женщины из общества мужчин, что, разумеется, приводит к еще большей суровости нравов. Все сказанное прилагается в известной мере к историческому различию в характере южного и северного народонаселения Руси.
Славяне жили в деревянных избах, находящихся на далеком расстоянии друг от друга, и часто меняли место жительства. Такая непрочность и частая перемена жилищ были следствием беспрерывной опасности, которая грозила славянам от своих родовых усобиц, и от нашествия чужых народов.
Языческие верования наших
Племенные, языческие
Не достигшее большого
Язычники смотрели на жизнь человека с чисто материальной стороны: при господстве физической силы человек слабый был существом самым несчастным, и отнять жизнь у такого человека считалось подвигом сострадания. Религия восточных славян, поразительно сходна с первоначальной религией арийских племен, она состояла в поклонении физическим божествам, явлениям природы и душам усопших, родовым домашним гениям.
Образование межплеменных этнических общностей обычно сопровождалось серьезными изменениями не только в политической жизни людей, но и в жизни духовной. Значительным событием в ранней истории большинства европейских народов стало их приобщение к христианству.
К концу IX века область России вследствие природного влияния разделилась главным образом на две части: племена, жившие на юго-востоке, находились в подчиненности от азиатского племени, стоявшего лагерем на Дону и Волге; племена, жившие на северо-западе, должны были подчиняться знаменитым морским королям, предводителям европейских дружин, вышедшим с берегов Скандинавии. Около 862 года, как говорит летописец: племена, платившие дань варягам, изгнали последних за море.
Состоящая из различных северогерманских, славянских и финских элементов, древнерусская (восточнославянская) общность в конце первого тысячелетия стала превращаться в народ, сплоченный не только политически, но и духовно, то есть религиозно. Медленное распространение христианства среде варяжских и славянских дружинников началось в IX веке. Первоначально крещение принимали немногие воины, участвовавшие в набегах на Византию, и в торговли с христианами-греками (профессии воина и купца в то время очень часто совпадали).
Перемена веры дружинников была делом вполне естественным: они много времени проводили в походах, в чужеземных краях, в том числе и в Византии, где видели прекрасные храмы, торжественные службы, сравнивали свои культы с христианской верой.
В Х веке продолжалось постепенное формирование русской государственности. С одной стороны необходимо было решать вопросы, связанные с расширением влияния киевских князей «внутри» Руси, приводя к покорности еще разрозненные славянские племена, с другой стороны внешняя угроза требовала большого напряжения только начавшего складываться молодого феодального государства.
В этой связи вся
Борьба с печенегами стала в Х веке насущной потребностью Руси. Вся плодородная лесостепь, густо покрытая русскими деревнями и городами, была обращена к степям, была открыта внезапным набегам кочевников, раскинувшихся по русской равнине на «месяц конного пути» от Дуная до Жигулей.
Каждый набег приводил к
В городе Любече, охранявшем подступы к Киевской земле с севера, жил в середине Х века некий Малко Любечанин. Дочь его Малуша была ключницей княгини Ольги (матери Святослава), а сын Добрыня, очевидно, служил князю. В былинах сохранилась память о том, что он был при княжеском дворе «конюхом да приворотчиком», а позже стал придворным – «стольничал- чайничал девять лет».
Малуша Любечанка стала одной из наложниц Святослава, и у нее родился сын Владимир, которого долго потом корили его происхождением, называя «робичичем» и «холопищем». Воспитателем при нем и стал родной дядя Добрыня.
Неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба Владимира, но перед очередным и как потом окажется трагическим походом 970 года, Святослав решил посадить своих малолетних детей на княжение. Ярополку был оставлен Киев, а Олегу -Древлянская земля. В то же время Новгородцы, недовольные, может быть, властью княжеских наместников, прислали сказать Святославу, чтобы он дал им сына своего в правители.
Ни Ярополк, ни Олег не
В первые годы своего правления князь Владимир, получивший языческое воспитание в Новгороде, куда его в восьмилетнем возрасте направил княжить Святослав (в 970 году), показал себя усердным язычником. После смерти отца в 977 году он учавствовал в усобице и одержал победу над старшим братом Ярополком. Походами на вятичей, литовцев, радимичей, болгар Владимир укрепил владения Киевской Руси. Для организации обороны от печенегов Владимир соорудил несколько оборонительных рубежей с системой крепостей. Для защиты с юга Руси Владимир сумел привлечь племена из ее северной части. Успешная борьба с печенегами привела к идеализации личности и княжения Владимира Святославовича. И стал Владимир княжить в Киеве один, - говорит летопись, - и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебренной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стирбога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот" (980 год).
В благодарность богам за