Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:20, реферат
Принятие новой российской Конституции и провозглашение Российской Федерации правовым государством с республиканской формой правления ставит историко-юридическую науку перед необходимостью исторического анализа в такой области, как становление и развитие системы государственных органов.
В течение многих десятилетий изучение истории Государственной думы всех ее четырех созывов (1906-1917 гг.) имело академический характер. Но теперь, когда в стране появилась новая Государственная дума, это изучение приобретает и большое практическое значение. Политики, ученые, публицисты часто совершают экскурсы в историю царской Думы, сопоставляют ее с современной, нередко называют нижнюю палату Федерального Собрания пятой Думой (ныне уже и шестой). Сравнивается их компетенция, делаются попытки извлечь уроки из прошлого, обратить их на пользу действующему парламенту, ибо признается, что “работа Государственной думы явилась в России начала XX века важным фактором политического развития, оказавшим влияние на многие сферы общественной жизни”
Введение …………………………………………… 3
1. Законодательные органы России до Государственной Думы …………………………... 4
2. Российское общество на пороге XX в. ………... 5
3. Изменения в государственном управлении 1905-1906 гг. ………………………………………. 6
4. Выборы в I Государственную Думу …………... 10
5. I Государственная Дума России ……………….. 11
6. II Дума – обреченная …………………………… 15
7. III Дума – недостаточная достаточность ……… 17
8. IV Дума – парадокс истории …………………... 21
Заключение ……………………………………...… 25
Список литературы ……………………………….. 27
На экстренном заседании IV Думы 26 июля 1914 г. лидеры правых и либерально-буржуазных фракций выступили с призывом сплотиться вокруг «державного вождя, ведущего Россию в священный бой с врагом славянства», отложив «внутренние споры» и «счеты» с правительством[31] Однако неудачи на фронте, рост стачечного движения, неспособность правительства обеспечить управление страной стимулировали активность политических партий, их оппозиционность, поиск новых тактических шагов.
Нараставший политический кризис вплотную поставил вопрос о включении в состав правительства представителей буржуазной оппозиции и увольнение наиболее дискредитировавших себя министров. В июне 1915 г. Николай II был вынужден уволить сначала министра внутренних дел Н.А. Маклакова, а затем министра юстиции И.Г. Щегловитова и военного министра В.А. Сухомлинова. Однако во главе Совета министров по-прежнему оставался назначенный в январе 1914 г. 75-летний И.Л. Горемыкин.
19 июля открылась сессия IV Государственной Думы, на которой октябристы и трудовики сразу же поставили вопрос о создании ответственного перед Думой правительства, а в начале августа кадетская фракция повела активную работу по созданию межпартийного блока.
В августе 1915 г. на совещании членов Государственной Думы и Государственного совета был образован Прогрессивный блок, в который вошли кадеты, октябристы, прогрессисты, часть националистов (236 и 422 членов Думы) и три группы Государственного совета. Председателем бюро Прогрессивного блока стал октябрист С.И. Шидловский, а фактическим руководителем Н.И. Милюков. Декларация блока, опубликованная в газете «Речь» 26 августа 1915 г., носила компромиссный характер, предусматривала создание правительства «общественного доверия» (из царских сановников и членов Думы)
Однако последовавшее вскоре вступление Николая II в верховное командование означало прекращение колебаний власти, отказ от соглашений с парламентским большинством на платформе «министерства доверия», отставку Горемыкина и удаление поддержавших Прогрессивный блок министров, наконец, роспуск Государственной думы после рассмотрения ею военных законопроектов. 3 сентября председатель Думы Родзянко получил указ о роспуске Думы примерно до ноября 1915 г.[32]
Первая мировая война легла тяжелым бременем на плечи России. В 1915 г. остановилось 573 промышленных предприятия, в 1916 г – 74 металлургических завода. Экономика страны уже не могла содержать многомиллионную армию, в которую было мобилизовано 11% сельского населения и свыше 0.5 млн. кадровых рабочих. Положение усугубляли огромные потери русской армии, превысившие в 1917 г. 9 млн. человек, в том числе до 1.7 млн. – убитыми.
В февралю 1917 г. резко обострилась обстановка в Петрограде, где сложилось критическое положение с продовольствием (снежные заносы не позволили своевременно подвести в столицу вагоны с мукой). 23 февраля, в Международный женский день недовольство переросло в стихийные митинги, демонстрации и забастовки, охватившие 128 тыс. рабочих. Большевики, межрайонцы, меньшевики-интернационалисты и другие социальные партии и группы развернули революционную пропаганду, связывая продовольственные трудности с разложением режима и призывая к свержению монархии. 25 февраля выступления переросли во всеобщую политическую стачку, охватившую 305 тыс. человек и парализовавшую Петроград.
В ночь на 26 февраля власти провели массовые аресты, а днем на Знаменской площади была расстреляна крупная демонстрация. Столкновения с войсками и полицией, сопровождающиеся жертвами, происходили по всему городу.
Председатель IV
Государственной Думы М.В. Родзянко
26 февраля телеграфировал Николаю II
о необходимости “немедленно
поручить лицу, пользующемуся доверием
страны, составить новое правительство”
В этот же день, 26 февраля 1917 г. император издал указ о перерыве в занятиях Государственной думы и назначении «срока их возобновления не позднее апреля 1917 г., в зависимости от чрезвычайных обстоятельств».[34] После этого в полном составе Дума уже не собиралась.
27 февраля состоялось заседание Временного комитета Государственной Думы, который «нашел … вынужденным взять в свои руки восстановление государственности и общественного порядка» в России. Однако уже 2 марта Временный комитет объявил о создании нового правительства в его составе и фактически прекратил свое существование.
Юридически IV Государственная Дума была распущена постановлением Временного правительства от 6 октября 1917 г. в связи с началом избирательной кампании по выборам в состав Учредительного собрания[35]
Практически у Государственной Думы был блестящий шанс взять в свои руки государственную власть и стать реальным законодательным органом, но реакционное большинство Думы, поддержавшее самодержавие, им не воспользовалось.
Заключение
Русская революция породила Государственную Думу и она же вынесла ей смертный вердикт. Трагедия Думы неразрывно связана с трагедией страны, - обе они попали под «локомотив истории». Между тем историческая роль Думы состояла именно в том, чтобы спасти Россию от этого исхода. Но такая задача оказалась выше ее сил – она была не столько средством спасения страны, сколько барометром ее настроений, что обуславливалось и общероссийскими и специфическими «думскими» причинами.
История создания и деятельности Государственной Думы показала бесполезность попыток конституционного ограничения российского самодержавия. Очевидно, что создание конституционной монархии есть факт реализации воли двух соперничающих сил: монархии и народа в лице самых активных его политических сил. В России же социально-политическая ситуация сложилась таким образом, что, с одной стороны, не было той силы, которая могла бы заставить царизм идти на конституционный компромисс, с другой стороны, царизм нее стремился к поискам такого компромисса, чем обрек себя на гибель.
Нетерпеливость, страстность ожиданий в стране перемен, «земли и воли» с одной стороны, а с другой – столь же нетерпеливое ожидание правительства, что Дума положит предел революции, главным образом самим фактом своего существования, а не «далеко идущими» реформами, сделали Думу перекрестьем этих упований. I Дума возникла как Дума надежд, по сути, полярных и поэтому иллюзорных.
Время деятельности I и особенно II Думы, - эпоха прощания с этими иллюзиями. Но как показала история, законодательная деятельность III и IV Думы, реформы, экономический рост страны не смогли обеспечить эволюционный путь ее развития – в экстремальных условиях военного времени более реальной оказалась революционная альтернатива, которая правила бал в России все XX столетие.
Список литературы:
Государственная дума 1906-1917 гг. т.1 М: «Правовая культура», 1995
Государственная Дума в России (1906-1917 гг.), М:1995
Дмитриев Ю.А. Черкашин Е.Ю. Законодательные органы в России от новгородского веча до Федерального Собрания, М: «Манускрипт», 1995
История государственного управления в России / ред. Игнатов В.Г. , Ростов-н/Д : «Феникс», 1999
История России с древности до наших дней / под. ред. М.Н. Зуева, М: «Высшая школа» ,1998
Пятая российская Государственная дума, М: 1994
Селунская Н.Б.,
Бородин Л.И. и др. Становление
российского парламентаризма
[1] Пятая российская Государственная дума, М: 1994 , с.5
[2] Государственная дума 1906-1917 гг. т.1 М: «Правовая культура», 1995, с.26
[3] История государственного управления в России / ред. Игнатов В.Г. , Ростов-н/Д : «Феникс», 1999, с. 261
[4] Дмитриев Ю.А. Черкашин Е.Ю. Законодательные органы в России от новгородского веча до Федерального Собрания, М: «Манускрипт», 1995, с.61
[5] История России с древности до наших дней / под. ред. М.Н. Зуева, М: «Высшая школа» ,1998, с.329
[6] Там же
[7] Государственная дума 1906-1917 гг. т.1 М: «Правовая культура», 1995, с.27
[8] Дмитриев Ю.А. Черкашин Е.Ю. Законодательные органы в России от новгородского веча до Федерального Собрания, М: «Манускрипт», 1995, с.63
[9] Там же, с. 64
[10] История России с древности до наших дней / под. ред. М.Н. Зуева, М: «Высшая школа» ,1998, с.331
[11] Государственная дума 1906-1917 гг. т.1 М: «Правовая культура», 1995, с.28
[12] Там же, с.29
[13] Государственная дума 1906-1917 гг. т.1 М: «Правовая культура», 1995, с.29
[14] Государственная дума 1906-1917 гг. т.1 М: «Правовая культура», 1995, с.31
[15] Государственная Дума в России (1906-1917 гг.), М:1995 , с. 38
[16] История России с древности до наших дней / под. ред. М.Н. Зуева, М: «Высшая школа» ,1998, с.333
[17] История России с древности до наших дней / под. ред. М.Н. Зуева, М: «Высшая школа» ,1998, с.333
[18] Дмитриев Ю.А. Черкашин Е.Ю. Законодательные органы в России от новгородского веча до Федерального Собрания, М: «Манускрипт», 1995, с.66
[19] Дмитриев Ю.А. Черкашин Е.Ю. Законодательные органы в России от новгородского веча до Федерального Собрания, М: «Манускрипт», 1995, с.66
[20] История России с древности до наших дней / под. ред. М.Н. Зуева, М: «Высшая школа» ,1998, с.334
[21] Государственная Дума в России (1906-1917 гг.), М:1995 , с. 54
[22] Дмитриев Ю.А. Черкашин Е.Ю. Законодательные органы в России от новгородского веча до Федерального Собрания, М: «Манускрипт», 1995, с.66
[23] Там же.
[24] История России с древности до наших дней / под. ред. М.Н. Зуева, М: «Высшая школа» ,1998, с.335
[25] Дмитриев Ю.А. Черкашин Е.Ю. Законодательные органы в России от новгородского веча до Федерального Собрания, М: «Манускрипт», 1995, с.66
[26] Дмитриев Ю.А. Черкашин Е.Ю. Законодательные органы в России от новгородского веча до Федерального Собрания, М: «Манускрипт», 1995, с.66
[27] Дмитриев Ю.А. Черкашин Е.Ю. Законодательные органы в России от новгородского веча до Федерального Собрания, М: «Манускрипт», 1995, с.66
[28] Государственная Дума в России (1906-1917 гг.), М:1995 , с. 68
[29] История России с древности до наших дней / под. ред. М.Н. Зуева, М: «Высшая школа» ,1998, с.335
[30] Государственная Дума в России (1906-1917 гг.), М:1995 , с. 72
[31] История России с древности до наших дней / под. ред. М.Н. Зуева, М: «Высшая школа» ,1998, с.336
[32] История России с древности до наших дней / под. ред. М.Н. Зуева, М: «Высшая школа» ,1998, с.352
[33] История России с древности до наших дней / под. ред. М.Н. Зуева, М: «Высшая школа» ,1998, с.354
[34] Дмитриев Ю.А. Черкашин Е.Ю. Законодательные органы в России от новгородского веча до Федерального Собрания, М: «Манускрипт», 1995, с.68
[35] Там же