Законодательные органы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:20, реферат

Описание

Принятие новой российской Конституции и провозглашение Российской Федерации правовым государством с республиканской формой правления ставит историко-юридическую науку перед необходимостью исторического анализа в такой области, как становление и развитие системы государственных органов.
В течение многих десятилетий изучение истории Государственной думы всех ее четырех созывов (1906-1917 гг.) имело академический характер. Но теперь, когда в стране появилась новая Государственная дума, это изучение приобретает и большое практическое значение. Политики, ученые, публицисты часто совершают экскурсы в историю царской Думы, сопоставляют ее с современной, нередко называют нижнюю палату Федерального Собрания пятой Думой (ныне уже и шестой). Сравнивается их компетенция, делаются попытки извлечь уроки из прошлого, обратить их на пользу действующему парламенту, ибо признается, что “работа Государственной думы явилась в России начала XX века важным фактором политического развития, оказавшим влияние на многие сферы общественной жизни”

Содержание

Введение …………………………………………… 3
1. Законодательные органы России до Государственной Думы …………………………... 4
2. Российское общество на пороге XX в. ………... 5
3. Изменения в государственном управлении 1905-1906 гг. ………………………………………. 6
4. Выборы в I Государственную Думу …………... 10
5. I Государственная Дума России ……………….. 11
6. II Дума – обреченная …………………………… 15
7. III Дума – недостаточная достаточность ……… 17
8. IV Дума – парадокс истории …………………... 21
Заключение ……………………………………...… 25
Список литературы ……………………………….. 27

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 168.50 Кб (Скачать документ)

На экстренном заседании IV Думы 26 июля 1914 г. лидеры правых и либерально-буржуазных фракций выступили с призывом сплотиться вокруг «державного  вождя, ведущего Россию в священный бой с врагом славянства», отложив «внутренние споры» и «счеты» с правительством[31] Однако неудачи на фронте, рост стачечного движения, неспособность правительства обеспечить управление страной стимулировали активность политических партий, их оппозиционность, поиск новых тактических шагов.

Нараставший политический кризис вплотную поставил вопрос о включении в состав правительства представителей буржуазной оппозиции и увольнение наиболее дискредитировавших себя министров. В июне 1915 г. Николай II был вынужден уволить сначала министра внутренних дел Н.А. Маклакова, а затем министра юстиции И.Г. Щегловитова и военного министра В.А. Сухомлинова. Однако во главе Совета министров по-прежнему оставался назначенный в январе 1914 г. 75-летний И.Л. Горемыкин.

19 июля открылась  сессия IV Государственной Думы, на  которой октябристы и трудовики сразу же поставили вопрос о создании ответственного перед Думой правительства, а в начале августа кадетская фракция повела активную работу по созданию межпартийного блока.

В августе 1915 г. на совещании членов Государственной  Думы и Государственного совета был образован Прогрессивный блок, в который вошли кадеты, октябристы, прогрессисты, часть националистов (236 и 422 членов Думы) и три группы Государственного совета. Председателем бюро Прогрессивного блока стал октябрист С.И. Шидловский, а фактическим руководителем Н.И. Милюков. Декларация блока, опубликованная в газете «Речь» 26 августа 1915 г., носила компромиссный характер, предусматривала создание правительства «общественного доверия» (из царских сановников и членов Думы)

Однако последовавшее  вскоре вступление Николая II в верховное командование означало прекращение колебаний власти, отказ от соглашений с парламентским большинством на платформе «министерства доверия», отставку Горемыкина и удаление поддержавших Прогрессивный блок министров, наконец, роспуск Государственной думы после рассмотрения ею военных законопроектов. 3 сентября председатель Думы Родзянко получил указ о роспуске Думы примерно до ноября 1915 г.[32]

Первая мировая война легла тяжелым бременем на плечи России. В 1915 г. остановилось 573 промышленных предприятия, в 1916 г – 74 металлургических завода. Экономика страны уже не могла содержать многомиллионную армию, в которую было мобилизовано 11% сельского населения и свыше 0.5 млн. кадровых рабочих. Положение усугубляли огромные потери русской армии, превысившие в 1917 г.  9 млн. человек, в том числе до 1.7 млн. – убитыми.

В февралю 1917 г. резко обострилась обстановка в  Петрограде, где сложилось критическое  положение с продовольствием (снежные заносы не позволили своевременно подвести в столицу вагоны с мукой). 23 февраля, в Международный женский день недовольство переросло в стихийные  митинги, демонстрации и забастовки, охватившие 128 тыс. рабочих. Большевики, межрайонцы, меньшевики-интернационалисты и другие социальные партии и группы развернули революционную пропаганду, связывая продовольственные трудности с разложением режима и призывая к свержению монархии. 25 февраля выступления переросли во всеобщую политическую стачку, охватившую 305 тыс. человек и парализовавшую Петроград.

В ночь на 26 февраля  власти провели массовые аресты, а  днем на Знаменской площади была расстреляна  крупная демонстрация. Столкновения с войсками и полицией, сопровождающиеся жертвами, происходили по всему городу.

Председатель IV Государственной Думы М.В. Родзянко 26 февраля телеграфировал Николаю II о необходимости “немедленно  поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство”, а на следующий день возглавил  Временный комитет Государственной Думы, от имени  которого обратился с воззванием к населению. В воззвании говорилось, что этот новый орган власти берет в свои руки восстановление государственного и общественного порядка и призывает население и армию помочь “в трудной задаче создания нового правительства”[33]  

В этот же день, 26 февраля 1917 г. император издал указ о перерыве в занятиях Государственной  думы и назначении «срока их возобновления не позднее апреля 1917 г., в зависимости от чрезвычайных обстоятельств».[34] После этого в полном составе Дума уже не собиралась.

27 февраля состоялось  заседание Временного комитета Государственной Думы, который «нашел … вынужденным взять в свои руки восстановление государственности и общественного порядка» в России. Однако уже 2 марта Временный комитет объявил о создании нового правительства в его составе и фактически прекратил свое существование.

Юридически IV Государственная  Дума была распущена  постановлением Временного правительства от 6 октября 1917 г. в связи с началом избирательной кампании по выборам в состав Учредительного собрания[35]

Практически у  Государственной Думы был блестящий  шанс взять в свои руки   государственную власть и стать реальным законодательным органом, но реакционное большинство Думы, поддержавшее самодержавие, им не воспользовалось.

Заключение

Русская революция  породила Государственную Думу и  она же вынесла ей смертный вердикт. Трагедия Думы неразрывно связана с  трагедией страны, - обе они попали под «локомотив истории». Между тем  историческая роль Думы состояла именно в том, чтобы спасти Россию от этого исхода. Но такая задача оказалась выше ее сил – она была не столько средством спасения страны, сколько барометром ее настроений, что обуславливалось и общероссийскими и специфическими «думскими» причинами.

История создания и деятельности Государственной Думы показала бесполезность попыток конституционного ограничения российского самодержавия.  Очевидно, что создание конституционной монархии есть факт реализации воли двух соперничающих сил: монархии и народа в  лице самых активных его политических сил. В России же социально-политическая ситуация  сложилась таким образом, что, с одной стороны, не было той силы, которая могла бы заставить царизм идти на конституционный компромисс, с другой стороны, царизм нее стремился к поискам такого компромисса, чем обрек себя на гибель.

Нетерпеливость, страстность ожиданий  в стране перемен, «земли и воли» с одной стороны, а с другой – столь же нетерпеливое ожидание правительства, что Дума положит предел революции, главным образом самим фактом своего существования, а не «далеко идущими» реформами, сделали Думу перекрестьем этих упований. I Дума возникла как Дума надежд, по сути, полярных и поэтому иллюзорных.

Время деятельности I и особенно II Думы, - эпоха прощания с этими иллюзиями. Но как показала история, законодательная деятельность III и IV Думы, реформы, экономический рост страны не смогли обеспечить эволюционный путь ее развития – в экстремальных условиях военного времени более реальной оказалась революционная альтернатива, которая правила бал в России все XX столетие.

Список  литературы:

Государственная дума 1906-1917 гг. т.1 М: «Правовая культура», 1995

Государственная Дума в России (1906-1917 гг.), М:1995

Дмитриев Ю.А. Черкашин Е.Ю. Законодательные органы в России от новгородского веча до Федерального Собрания, М: «Манускрипт», 1995

История государственного управления в России / ред. Игнатов  В.Г. , Ростов-н/Д : «Феникс», 1999

История России с древности до наших дней / под. ред. М.Н. Зуева, М: «Высшая школа» ,1998

Пятая российская Государственная дума, М: 1994

Селунская Н.Б., Бородин Л.И. и др. Становление  российского парламентаризма начала ХХ века, М: «Мосгосархив», 1996

 
 

[1] Пятая российская Государственная дума, М: 1994 , с.5

[2] Государственная дума 1906-1917 гг. т.1 М: «Правовая культура», 1995, с.26

[3] История государственного управления в России / ред. Игнатов В.Г. , Ростов-н/Д : «Феникс», 1999,  с. 261

[4] Дмитриев Ю.А. Черкашин Е.Ю. Законодательные органы в России от новгородского веча до Федерального Собрания, М: «Манускрипт», 1995, с.61

[5] История России с древности до наших дней / под. ред. М.Н. Зуева, М: «Высшая школа» ,1998, с.329

[6] Там же

[7] Государственная дума 1906-1917 гг. т.1 М: «Правовая культура», 1995, с.27

[8] Дмитриев Ю.А. Черкашин Е.Ю. Законодательные органы в России от новгородского веча до Федерального Собрания, М: «Манускрипт», 1995, с.63

[9] Там же, с. 64

[10] История России с древности до наших дней / под. ред. М.Н. Зуева, М: «Высшая школа» ,1998, с.331

[11] Государственная дума 1906-1917 гг. т.1 М: «Правовая культура», 1995, с.28

[12] Там же, с.29

[13] Государственная дума 1906-1917 гг. т.1 М: «Правовая культура», 1995, с.29

[14] Государственная дума 1906-1917 гг. т.1 М: «Правовая культура», 1995, с.31

[15] Государственная Дума в России (1906-1917 гг.), М:1995 , с. 38

[16] История России с древности до наших дней / под. ред. М.Н. Зуева, М: «Высшая школа» ,1998, с.333

[17] История России с древности до наших дней / под. ред. М.Н. Зуева, М: «Высшая школа» ,1998, с.333

[18] Дмитриев Ю.А. Черкашин Е.Ю. Законодательные органы в России от новгородского веча до Федерального Собрания, М: «Манускрипт», 1995, с.66

[19] Дмитриев Ю.А. Черкашин Е.Ю. Законодательные органы в России от новгородского веча до Федерального Собрания, М: «Манускрипт», 1995, с.66

[20] История России с древности до наших дней / под. ред. М.Н. Зуева, М: «Высшая школа» ,1998, с.334

[21] Государственная Дума в России (1906-1917 гг.), М:1995 , с. 54

[22] Дмитриев Ю.А. Черкашин Е.Ю. Законодательные органы в России от новгородского веча до Федерального Собрания, М: «Манускрипт», 1995, с.66

[23] Там же.

[24] История России с древности до наших дней / под. ред. М.Н. Зуева, М: «Высшая школа» ,1998, с.335

[25] Дмитриев Ю.А. Черкашин Е.Ю. Законодательные органы в России от новгородского веча до Федерального Собрания, М: «Манускрипт», 1995, с.66

[26] Дмитриев Ю.А. Черкашин Е.Ю. Законодательные органы в России от новгородского веча до Федерального Собрания, М: «Манускрипт», 1995, с.66

[27] Дмитриев Ю.А. Черкашин Е.Ю. Законодательные органы в России от новгородского веча до Федерального Собрания, М: «Манускрипт», 1995, с.66

[28]  Государственная Дума в России (1906-1917 гг.), М:1995 , с. 68

[29] История России с древности до наших дней / под. ред. М.Н. Зуева, М: «Высшая школа» ,1998, с.335

[30] Государственная Дума в России (1906-1917 гг.), М:1995 , с. 72

[31] История России с древности до наших дней / под. ред. М.Н. Зуева, М: «Высшая школа» ,1998, с.336

[32] История России с древности до наших дней / под. ред. М.Н. Зуева, М: «Высшая школа» ,1998, с.352

[33] История России с древности до наших дней / под. ред. М.Н. Зуева, М: «Высшая школа» ,1998, с.354

[34] Дмитриев Ю.А. Черкашин Е.Ю. Законодательные органы в России от новгородского веча до Федерального Собрания, М: «Манускрипт», 1995, с.68

[35]  Там же

Информация о работе Законодательные органы России