Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:22, реферат
История Древнего Двуречья, точнее Междуречья (Месопотамии) Тигра и Евфрата, отмечена наиболее ранним и высоким уровнем развитости земледельческой и управленческой культуры. В конце 4-го тысячелетия сюда пришли шумеры. До сих пор неясно, откуда они появились — из Египта, Малой Азии или Индии, вытеснив местных жителей (протошумеров). Пришельцы освоили болотистую, но весьма плодородную почву долины двух рек, научились усмирять нерегулярные и временами катастрофические разливы Евфрата с помощью разветвленных ирригационных сооружений.
Введение 3
Месопотамия в Древности 4
Вавилонский царь Хаммурапи 6
Законы Хаммурапи 7
Список литературы 12
Оглавление
Введение 3
Месопотамия в Древности 4
Вавилонский царь Хаммурапи 6
Законы Хаммурапи 7
Список
литературы 12
История Древнего Двуречья, точнее Междуречья (Месопотамии) Тигра и Евфрата, отмечена наиболее ранним и высоким уровнем развитости земледельческой и управленческой культуры. В конце 4-го тысячелетия сюда пришли шумеры. До сих пор неясно, откуда они появились — из Египта, Малой Азии или Индии, вытеснив местных жителей (протошумеров). Пришельцы освоили болотистую, но весьма плодородную почву долины двух рек, научились усмирять нерегулярные и временами катастрофические разливы Евфрата с помощью разветвленных ирригационных сооружений. Они создали — задолго до греков и римлян — города-государства, такие, как Киш (на севере), Ур и Урук (на юге) во главе с военным вождем. Вождь именовался энси («господин сооружений»), поскольку имел наряду с военными также строительные и иные полномочия и обязанности. Кроме того, в городах имелись народные собрания (в Лагаше в период правления Уруинимгина в XXIV в. было 1600 граждан). Шумерский период охватывает около полутора тысяч лет. В XXI в. до н. э. здесь уже появляются (за 300 лет до Законов Хаммурапи) обстоятельные законодательные установления правителя Ура по имени Шульга, древнейшие из сохранившихся. По данным историков, здесь уже в XXIV в. до н. э. обычное право действовало только в земледельческих селениях-общинах, а в государственном секторе хозяйства преобладали законы. Это было вызвано отчасти значительным возвышением сектора царского и храмового хозяйствования, введением обязательной военной службы, сильной централизацией управления. Обычное право частично фиксировалось в нравственных поучениях, в которых наряду с пониманием и освоением смысла жизни, наиболее типичными переживаниями и устремлениями содержались призывы поступать надлежащим образом.
Во 2-м тысячелетии до н. э. происходит возвышение Вавилонской империи и ее политической и духовной культуры. Вавилоняне - народ, говоривший по-аккадски и образовавшийся из слияния шумеров и аккадцев, стали, таким образом, народом двуязычным. Наивысший расцвет империи приходится на шестого царя вавилонской династии по имени Хаммурапи (1792—1750).
Шумеры, вавилоняне, как и египтяне, делили год на 12 месяцев. Вавилоняне ввели еще 7-дневную неделю, которая была затем заимствована всеми европейскими народами. Отсюда же до нас дошло деление часа на 60 минут, а минуты на 60 секунд. Письменность, зародившаяся, по некоторым данным, впервые в Шумере около 3300 г. до н. э. (в 3000 г. - в Египте, в 2000 г. - в Китае), является прежде всего могущественным средством в деле организации эффективного государственного сплочения и контроля, но также важным средством торгового, дипломатического и иного общения. Среди документов Ближнего Востока наибольшее хождение имеют ритуальные и хвалебные надписи, научные сборники (описание примет, рецепты лечения, астрологические предсказания, двуязычные шумеро-аккадские словари) и литературные тексты (сказания, поучительные истории, басни, сказки). Особый жанр составили юридические записи и сборники законов (надписи на камне - самые долговечные, на глиняных табличках в глиняных же конвертах, иногда в двух последовательных упакованиях с последующим обжигом в печах).
История месопотамской цивилизации укладывается в следующие хронологические рамки: 6000—300 гг. до н. э. (последняя империя в этом районе — Персидская, а разрушителями ее стали войска Александра Македонского).
Первые города-государства возникают в этом регионе на рубеже 3-2-го тысячелетия до н. э. Они управлялись верховными правителями двух видов - военными вождями (энси) и жрецами (лугалями), которые вначале избирались собранием горожан или советом старейшин. Непрерывный характер войн сделал должность энси постоянной, в его компетенцию стали входить дела судебного разбирательства, забота о культовых сооружениях и городском хозяйстве. В его распоряжении находилось также дворцовое имущество и казна. О чиновниках Вавилонского царства дошли весьма скудные сведения. Правитель дворца (нубада) выполнял многочисленные и очень важные общегосударственные функции (роды деятельности) и управленческие задачи: контролировал публичные службы, содействовал организации земледельческих и ирригационных (осушительных и обводнительных) работ, управлял дворцовым хозяйством царя, считался «всеобщим нотариусом», ведал сбором налогов и надзирал за выполнением всех повинностей. Под его началом велось строительство каналов, храмов и дворцов, он же участвовал в организации и проведении военных походов. Управление на местах осуществляли наместники (исакку), областные правители (шакканаку) и вожди родоплеменных общин. Судьи нередко совмещали свои специальные миротворческие функции с административными. Царь считался в этой иерархии верховным правителем и верховным судьей с правом помилования. В случае неразыскания виновного в преступлении в обязанности общины входило возмещение ущерба от грабежа. Земля была объектом куплипродажи, но с рядом ограничений. В виде исключения она продавалась купцами только тем, кто уже имел служебный надел (илку) от царя. Возможна была и покупка земли, находящейся в собственности общины. Социальная структура общества была типично древневосточной - жрецы, воины, земледельцы - с небольшими вариациями. Самым привилегированным был класс авилумов (авилум — сын свободного человека), которые во многом сходны по статусу с эвпатридами греков (эвпатрид — сын благородных родителей) и патрициями в Риме (потомки знатных родов). Следующий класс, сильно приниженный по статусу, именовался мушкенумы (мушкенумов прозвали также «падающие ниц») — в основном это царские слуги, возможно, из числа покоренных племен и народов. Рабы (вардумы) находились преимущественно в домашнем хозяйстве авилумов или на царских работах и в храмовых хозяйствах. В последних имелись разветвленные иерархии жрецов, жриц и иных храмовых служителей.
Законы Хаммурапи были составлены, по некоторым предположениям, в конце его правления и вобрали законы предшествующих правителей, обычное право и собственные установления Хаммурапи - его указы и типичные решения судебных дел. Обычное право здесь, как и в других районах мира, представляло собой собрание хранимых в народной памяти правил решения имущественных споров или взаимных личных обвинений при общей для заинтересованных сторон уверенности в справедливости и высшей мудрости этих правил. Хаммурапи был удачливым военачальником, администратором и дипломатом. Значительная часть подвластной ему территории была присоединена путем дипломатических усилий, а не военных захватов. Он продолжил украшать столицу империи город Вавилон, расположенный на берегу Евфрата. Впоследствии на протяжении двух тысячелетий это был самый знаменитый из городов Междуречья и всего Древнего Востока. Он как бы оправдывал свое название «Баб-Илу», что означает «врата Бога». По его многокилометровой крепостной стене могли проехать несколько конных повозок. От покрытых синей лазурью ворот, посвященных богине Иштар, дорога вела к храму главного бога и покровителя Вавилона по имени Мардук. Девятисотметровая ступенчатая башня храма Мардука, известная также под именем Вавилонской башни, обрела популярность — вместе с
висячими садами, расположенными вдоль крепостной стены, и
оранжереями царицы Семирамиды — далеко за пределами страны и
упоминается в Библии. Законы Хаммурапи были составлены с учетом распространенных мифологических представлений о путях достижения «истинного счастья и доброго правления» (слова из торжественного Пролога к Законам Хаммурапи). Текст Законов был выбит на каменном столбе с изображением восседающего на троне бога Солнца, правосудия и
предзнаменований по имени Шамаш, который считался строгим
блюстителем справедливости на Небе («судья богов») и на Земле. Хаммурапи изображен на этом же камне стоящим перед Шамашем в
почтительной позе и дотрагивающимся до регалий высшей власти —
жезла и магического кольца.
Сохранившиеся документальные свидетельства о деятельности Хаммурапи-царя характеризуют его как талантливого правителя-самодержца, высоко ценившего начала законности и справедливости
во взаимоотношениях правящих и подвластных. Он усовершенство-
вал всю систему управления империи, которая была несколько
меньшей по размерам, чем империя легендарного Саргона I, объеди-
нившего Шумер и
Аккад в XXIV в. до н. э., и меньше империи
династии Ура (XXII—XXI вв. до н. э.). Хаммурапи
умело позаботился о том, чтобы были сохранены
существующие водные каналы и прорыты
новые. Он изображен также удачливым воителем
и грозой взяточников и ростовщиков. Последние
ставили своих соотечественников на грань
выживания и обращали многих в рабство
за долги. В источниках времени его правления
упоминаются «указы о восстановлении
справедливости», которые были направлены
на противодействие разорению и обезземеливанию
общинников, возмещение ущерба от стихийных
бедствий, а также социальных бедствий.
Хаммурапи усовершенствовал календарь
ради удобств в собирании налогов, заботился
об устранении неисправностей водорегулирующих
механизмов, расположенных вдоль течения
реки Евфрат. Благодаря службе у царя был
создан особый класс охотников (баиру)
и воинов-солдат (реддумов), получавших
от царя за службу поземельные участки
с особым режимом пользования. Воинская
повинность и постоянное войско уже существовали
в то время.
Законы Хаммурапи состояли из Пролога, текста законов и Эпилога. Всего из сплошного текста, выбитого на камне, переводчиками выделено 282 параграфа, или статьи, причем около 37 статей оказались уничтоженными (соскобленными). Законы регулировали порядок судебного разбирательства, охрану собственности, пользование землей и отводными каналами, торговые и финансовые сделки и услуги, брачные договоры и лично-имущественные права членов семьи, защиту от посягательств на личность и имущество, ответственность за недобросовестную или некачественную работу, тарифы за работу по найму. Текст законов можно сгруппировать в следующем порядке:
1. Преступления против порядка судебного разбирательства (от-
ветственность за лжесвидетельства и клятвопреступления истца, ответчика или взяточника-судьи) — ст. 1—5.
2. Охрана собственности царя, храмов, общинников, царских людей, мушкенумов-арендаторов (ст. 6—25): нормы пользования служебным имуществом (в виде илку) царских людей (ст. 26—41). Грабитель подвергается дополнительному штрафу, если была загублена жизнь. Тот, кто вывел за ворота города чужого раба, должен быть убит за укрытие беглого раба. За организацию восстания полагалась либо казнь, либо темница.
3. Владение землей,
другой недвижимостью и
должен быть собственником вещи и гарантировать покупателю защиту от истребования вещи третьим лицом; оформление сделки должно происходить в присутствии свидетелей.
4. Торговые и финансовые сделки. Правила приема и хранения залога (ст. 89—126).
5. Семейное право.
Порядок наследования