Законы Хамурапи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:22, реферат

Описание

История Древнего Двуречья, точнее Междуречья (Месопотамии) Тигра и Евфрата, отмечена наиболее ранним и высоким уровнем развитости земледельческой и управленческой культуры. В конце 4-го тысячелетия сюда пришли шумеры. До сих пор неясно, откуда они появились — из Египта, Малой Азии или Индии, вытеснив местных жителей (протошумеров). Пришельцы освоили болотистую, но весьма плодородную почву долины двух рек, научились усмирять нерегулярные и временами катастрофические разливы Евфрата с помощью разветвленных ирригационных сооружений.

Содержание

Введение 3
Месопотамия в Древности 4
Вавилонский царь Хаммурапи 6
Законы Хаммурапи 7
Список литературы 12

Работа состоит из  1 файл

Хамурапи.docx

— 34.85 Кб (Скачать документ)

                                     

Оглавление

Введение 3

Месопотамия в Древности 4

Вавилонский царь Хаммурапи 6

Законы Хаммурапи 7

Список литературы 12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              Введение

 

     История Древнего Двуречья, точнее Междуречья (Месопотамии) Тигра и Евфрата, отмечена наиболее ранним и высоким уровнем развитости земледельческой и управленческой культуры. В конце 4-го тысячелетия сюда пришли шумеры. До сих пор неясно, откуда они появились — из Египта, Малой Азии или Индии, вытеснив местных жителей (протошумеров). Пришельцы освоили болотистую, но весьма плодородную почву долины двух рек, научились усмирять нерегулярные и временами катастрофические разливы Евфрата с помощью разветвленных ирригационных сооружений. Они создали — задолго до греков и римлян — города-государства, такие, как Киш (на севере), Ур и Урук (на юге) во главе с военным вождем. Вождь именовался энси («господин сооружений»), поскольку имел наряду с военными также строительные и иные полномочия и обязанности. Кроме того, в городах имелись народные собрания (в Лагаше в период правления Уруинимгина в XXIV в. было 1600 граждан). Шумерский период охватывает около полутора тысяч лет. В XXI в. до н. э. здесь уже появляются (за 300 лет до Законов Хаммурапи) обстоятельные законодательные установления правителя Ура по имени Шульга, древнейшие из сохранившихся. По данным историков, здесь уже в XXIV в. до н. э. обычное право действовало только в земледельческих селениях-общинах, а в государственном секторе хозяйства преобладали законы. Это было вызвано отчасти значительным возвышением сектора царского и храмового хозяйствования, введением обязательной военной службы, сильной централизацией управления. Обычное право частично фиксировалось в нравственных поучениях, в которых наряду с пониманием и освоением смысла жизни, наиболее типичными переживаниями и устремлениями содержались призывы поступать надлежащим образом.

     
 
 
 

                                Месопотамия в Древности

 

      Во 2-м тысячелетии до н. э. происходит возвышение Вавилонской империи и ее политической и духовной культуры. Вавилоняне - народ, говоривший по-аккадски и образовавшийся из слияния шумеров и аккадцев, стали, таким образом, народом двуязычным. Наивысший расцвет империи приходится на шестого царя вавилонской династии по имени Хаммурапи (1792—1750).

     Шумеры, вавилоняне, как и египтяне, делили год на 12 месяцев. Вавилоняне ввели еще 7-дневную неделю, которая была затем заимствована всеми европейскими народами. Отсюда же до нас дошло деление часа на 60 минут, а минуты на 60 секунд. Письменность, зародившаяся, по некоторым данным, впервые в Шумере около 3300 г. до н. э. (в 3000 г. - в Египте, в 2000 г. - в Китае), является прежде всего могущественным средством в деле организации эффективного государственного сплочения и контроля, но также важным средством торгового, дипломатического и иного общения. Среди документов Ближнего Востока наибольшее хождение имеют ритуальные и хвалебные надписи, научные сборники (описание примет, рецепты лечения, астрологические предсказания, двуязычные шумеро-аккадские словари) и литературные тексты (сказания, поучительные истории, басни, сказки). Особый жанр составили юридические записи и сборники законов (надписи на камне - самые долговечные, на глиняных табличках в глиняных же конвертах, иногда в двух последовательных упакованиях с последующим обжигом в печах).

     История месопотамской цивилизации укладывается в следующие хронологические рамки: 6000—300 гг. до н. э. (последняя империя в этом районе — Персидская, а разрушителями ее стали войска Александра Македонского).

     Первые города-государства возникают в этом регионе на рубеже 3-2-го тысячелетия до н. э. Они управлялись верховными правителями двух видов - военными вождями (энси) и жрецами (лугалями), которые вначале избирались собранием горожан или советом старейшин. Непрерывный характер войн сделал должность энси постоянной, в его компетенцию стали входить дела судебного разбирательства, забота о культовых сооружениях и городском хозяйстве. В его распоряжении находилось также дворцовое имущество и казна. О чиновниках Вавилонского царства дошли весьма скудные сведения. Правитель дворца (нубада) выполнял многочисленные и очень важные общегосударственные функции (роды деятельности) и управленческие задачи: контролировал публичные службы, содействовал организации земледельческих и ирригационных (осушительных и обводнительных) работ, управлял дворцовым хозяйством царя, считался «всеобщим нотариусом», ведал сбором налогов и надзирал за выполнением всех повинностей. Под его началом велось строительство каналов, храмов и дворцов, он же участвовал в организации и проведении военных походов. Управление на местах осуществляли наместники (исакку), областные правители (шакканаку) и вожди родоплеменных общин. Судьи нередко совмещали свои специальные миротворческие функции с административными. Царь считался в этой иерархии верховным правителем и верховным судьей с правом помилования. В случае неразыскания виновного в преступлении в обязанности общины входило возмещение ущерба от грабежа. Земля была объектом куплипродажи, но с рядом ограничений. В виде исключения она продавалась купцами только тем, кто уже имел служебный надел (илку) от царя. Возможна была и покупка земли, находящейся в собственности общины. Социальная структура общества была типично древневосточной - жрецы, воины, земледельцы - с небольшими вариациями. Самым привилегированным был класс авилумов (авилум — сын свободного человека), которые во многом сходны по статусу с эвпатридами греков (эвпатрид — сын благородных родителей) и патрициями в Риме (потомки знатных родов). Следующий класс, сильно приниженный по статусу, именовался мушкенумы (мушкенумов прозвали также «падающие ниц») — в основном это царские слуги, возможно, из числа покоренных племен и народов. Рабы (вардумы) находились преимущественно в домашнем хозяйстве авилумов или на царских работах и в храмовых хозяйствах. В последних имелись разветвленные иерархии жрецов, жриц и иных храмовых служителей.

                                

                                     Вавилонский царь Хаммурапи

 

     Законы Хаммурапи были составлены, по некоторым предположениям, в конце его правления и вобрали законы предшествующих правителей, обычное право и собственные установления Хаммурапи - его указы и типичные решения судебных дел. Обычное право здесь, как и в других районах мира, представляло собой собрание хранимых в народной памяти правил решения имущественных споров или взаимных личных обвинений при общей для заинтересованных сторон уверенности в справедливости и высшей мудрости этих правил. Хаммурапи был удачливым военачальником, администратором и дипломатом. Значительная часть подвластной ему территории была присоединена путем дипломатических усилий, а не военных захватов. Он продолжил украшать столицу империи город Вавилон, расположенный на берегу Евфрата. Впоследствии на протяжении двух тысячелетий это был самый знаменитый из городов Междуречья и всего Древнего Востока. Он как бы оправдывал свое название «Баб-Илу», что означает «врата Бога». По его многокилометровой крепостной стене могли проехать несколько конных повозок. От покрытых синей лазурью ворот, посвященных богине Иштар, дорога вела к храму главного бога и покровителя Вавилона по имени Мардук. Девятисотметровая ступенчатая башня храма Мардука, известная также под именем Вавилонской башни, обрела популярность — вместе с

висячими садами, расположенными вдоль крепостной стены, и

оранжереями царицы Семирамиды — далеко за пределами  страны и

упоминается в  Библии. Законы Хаммурапи были составлены с учетом распространенных мифологических представлений о путях достижения «истинного счастья и доброго правления» (слова из торжественного Пролога к Законам Хаммурапи). Текст Законов был выбит на каменном столбе с изображением восседающего на троне бога Солнца, правосудия и

предзнаменований  по имени Шамаш, который считался строгим

блюстителем справедливости на Небе («судья богов») и на Земле. Хаммурапи изображен на этом же камне стоящим перед Шамашем в

почтительной  позе и дотрагивающимся до регалий высшей власти —

жезла и магического  кольца.

     Сохранившиеся документальные свидетельства о деятельности Хаммурапи-царя характеризуют его как талантливого правителя-самодержца, высоко ценившего начала законности и справедливости

во взаимоотношениях правящих и подвластных. Он усовершенство-

вал всю систему  управления империи, которая была несколько

меньшей по размерам, чем империя легендарного Саргона I, объеди-

нившего Шумер и Аккад в XXIV в. до н. э., и меньше империи династии Ура (XXII—XXI вв. до н. э.). Хаммурапи умело позаботился о том, чтобы были сохранены существующие водные каналы и прорыты новые. Он изображен также удачливым воителем и грозой взяточников и ростовщиков. Последние ставили своих соотечественников на грань выживания и обращали многих в рабство за долги. В источниках времени его правления упоминаются «указы о восстановлении справедливости», которые были направлены на противодействие разорению и обезземеливанию общинников, возмещение ущерба от стихийных бедствий, а также социальных бедствий. Хаммурапи усовершенствовал календарь ради удобств в собирании налогов, заботился об устранении неисправностей водорегулирующих механизмов, расположенных вдоль течения реки Евфрат. Благодаря службе у царя был создан особый класс охотников (баиру) и воинов-солдат (реддумов), получавших от царя за службу поземельные участки с особым режимом пользования. Воинская повинность и постоянное войско уже существовали в то время. 
 
 
 

                                             Законы Хаммурапи

 
 

     Законы Хаммурапи состояли из Пролога, текста законов и Эпилога. Всего из сплошного текста, выбитого на камне, переводчиками выделено 282 параграфа, или статьи, причем около 37 статей оказались уничтоженными (соскобленными). Законы регулировали порядок судебного разбирательства, охрану собственности, пользование землей и отводными каналами, торговые и финансовые сделки и услуги, брачные договоры и лично-имущественные права членов семьи, защиту от посягательств на личность и имущество, ответственность за недобросовестную или некачественную работу, тарифы за работу по найму. Текст законов можно сгруппировать в следующем порядке:

     1. Преступления против порядка судебного разбирательства (от-

ветственность за лжесвидетельства и клятвопреступления истца, ответчика или взяточника-судьи) — ст. 1—5.

2. Охрана собственности  царя, храмов, общинников, царских людей,  мушкенумов-арендаторов (ст. 6—25): нормы пользования служебным имуществом (в виде илку) царских людей (ст. 26—41). Грабитель подвергается дополнительному штрафу, если была загублена жизнь. Тот, кто вывел за ворота города чужого раба, должен быть убит за укрытие беглого раба. За организацию восстания полагалась либо казнь, либо темница.

3. Владение землей, другой недвижимостью и связанные с этимнарушения (ст. 42—88). Крестьянин-общинник обладал правами, близкими к правам собственника, — мог продавать, менять, закладывать, сдавать в аренду, передавать по наследству свой участок как особую недвижимую собственность (ст. 39—47, 60—65), при этом не требовалось ни согласия правителя, ни согласия самой общины. Вследствие расслоения возникла большая масса обедневших, которые, согласно дошедшим до нас документам, закладывали своюземлю и имущество при денежном или натуральном займе, закладывали ростовщику жену и детей, продавали своих детей, участки земли, дома, сады и др., арендовали чужую землю, нанимались на поденную работу.Особая группа землевладельцев составлялась из воинов и чиновников. За отказ воина выступить в поход по приказу полагалась смертная казнь; человек, заступивший его место, получал его земельный надел. Купля-продажа — самый распространенный способ перехода собственности, предусматривавший три главных условия: чтобы имущество не было изъято из оборота (имущество илку); продавец

должен быть собственником вещи и гарантировать  покупателю защиту от истребования вещи третьим лицом; оформление сделки должно происходить в присутствии свидетелей.

4. Торговые и  финансовые сделки. Правила приема  и хранения залога (ст. 89—126).

5. Семейное право.  Порядок наследования имущества.  Наследование равными долями для братьев и сестер (важная особенность семейных традиций, которых не было ни в Афинах, ни в Риме. Усыновление. Дети, принятые от наложницы, наследуют только движимое имущество и лишь в случае, если отец признает их своими. Договорный характер брака и право на развод для обеих сторон(ст. 127-195). В случае смерти жены ее приданое становилось собственностью ее детей, а при отсутствии последних возвращалось в дом отца (ст. 162—163). С развитием частной собственности в приданое стали даваться земля, строения, скот. Предусматривалось наследование по закону, а также со свободой завещания, при этом:                                                                                            - дети, независимо от пола, наследуют отцу и матери, получают равную долю;                                                                                                                       - долю умершего сына получают его дети — внуки наследодателя, которые точно так же делят ее поровну;                                                                                     - усыновленные наследуют на равных основаниях с детьми;                                     - дети, прижитые наследодателем от рабыни-наложницы, наследуют только в том случае, если отец признал их своими детьми (в этом случае они получают часть движимого имущества), если не признал своими, то они получают только свободу;                                                                                     - если после смерти раба, которому хозяин (дворец или мушкенум) разрешил обзавестись собственным домом и жениться на свободной, оставалось имущество, половина его шла хозяину, а половина (не считая приданого жены) делилась между детьми умершего (они были свободными в силу происхождения от свободной матери). Допускалось усыновление ради продолжения рода (усыновленный без права наследования имел право вернуться к своим родителям) либо ради приобретения рабочих рук. Предусматривалось также дарение как своеобразный эквивалент завещания.                                                                                                            6. Наказания за обиду, побои, членовредительство (ст. 196—214). Три разновидности наказаний по принципу «око за око». Если человек ударит лицо, занимающее более высокое положение, чем он сам, должно ударить его 60 раз плетью из воловьей кожи. Смертная казнь в 30 случаях. Женская казнь — утопление корчемницы за обвешивание (ст. 108—111).               Судебный процесс не был строго регламентирован, судоговорение — устное и состязательное — происходило публично, в присутствии общины и совершалось на паперти храма. Главой коллегиального суда в общине был рабианум (глава общины по царскому назначению, который отвечал за поддержание общественного порядка). Судебные функции осуществляли также чиновники, стоявшие во главе местной администрации, а также особые окружные судьи. Существовали также судебные коллегии жрецов, а также из числа «старейшин города и именитых людей» по 6—10 человек в городах, а также из единоличных судей — может быть, для решения важных дел и апелляций. Допускались ордалии (суд божий). Обычаи были исходным материалом для свода законов, но расхождения законов, включая терминологические, с живой юридической практикой, в том числе с сохранившимися образцами текстов договоров, записанных на многочисленных глиняных табличках, свидетельствуют о том, что над обычаем размышляли и с ним считались, а не просто довольствовались законодательным усмотрением.                                                                          7. Сделки с движимым имуществом, ответственность за недобросовестную или некачественную работу лекарей, строителей, корабельных мастеров (ст. 215—277).Был предусмотрен запрет для ростовщика брать землей, да еще с урожаем (ст. 47—51, 66); существовал институт «заложников» в долговой тюрьме (ст. 114); говорилось о наказании мушкенума, пославшего наемника на войну вместо самою себя, а также за неправильное пользование поместьем; о том, что если на реке происходитстолкновение судов, то наказывается судно, плывущее вниз по течению (ст. 240).                                                                                                 8. Правила торговли рабами и обращения с ними (ст. 278—282).

Информация о работе Законы Хамурапи