Законы Ману

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 01:08, реферат

Описание

Здесь подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на наследственно-профессиональный их характер, определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн. Дхарма - это «извечное правило жизни», которому должны следовать все люди.
Целью контрольной работы является изучение сущности законов Ману, как одного из основных источников права Древней Индии.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика законов Ману 5
2. Сословное деление населения согласно законам Ману. 6
3. Публичное право по законам Ману 12
4. Суд, его органы и процесс по законам Ману 13
5. Обязательственное право по законам Ману 14
6. Наследственное право по законам Ману 15
7. Вещное право по законам Ману 16
Заключение 17
Список использованной литературы 19

Работа состоит из  1 файл

ИГиПЗС.docx

— 42.00 Кб (Скачать документ)

 

Оглавление

Введение 3

1. Общая характеристика законов Ману 5

2. Сословное деление населения согласно законам Ману. 6

3. Публичное право по законам Ману 12

4. Суд, его органы и процесс по законам Ману 13

5. Обязательственное право по законам Ману 14

6. Наследственное право по законам Ману 15

7. Вещное право по законам Ману 16

Заключение 17

Список использованной литературы 19

 

 

Введение

Государство Древней Индии  образовалось в устьях рек Инд, пять притоков которого образуют Пенджаб (Пятиречье) и Ганг, где были наиболее благоприятные  условия для занятия скотоводством  и земледелием. Предполагается, что  первые неолитические поселения  земледельцев в предгорьях долины Инда относятся к 6 - 4 тысячелетиями до н.э. Урбанистическая культура индов  оформилась уже к середине 3 тысячелетия  до н.э., свидетельством чему являются древнейшие города - Хараппа и Мохенджо-Даро - крупнейшие центры древней цивилизации  и столицы политических объединений  индов, относящиеся примерно к 24 в. до н.э. Вместе с тем, об этом периоде  развития древнейших обществ Индии  на сегодняшний день известно довольно мало ввиду скудности доступных  источников. Причина этого кроется  в том, что индская письменность Хараппы и Мохенджо-Даро до сих  пор не расшифрована. Более поздние  хорошо изхученные санскритские тексты ариев долины Ганга посвящены  преимущественно религиозно-философским  проблемам и почти не касаются политики, истории, социальной структуры  и экономических отношений, в  том числе, и в доарийские времена.1

Примерно с начала II тысячелетия  до н.э. со стороны Причерноморья  и Прикаспия (некоторые ученые полагают, что по маршрутам через Малую  Азию и Закавказье) начинается миграция индоевропейских (арийских) племен, которые  к XIV - XIII вв. до н.э. проникают через  Афганистан сначала в Пенджаб, а  затем в долину Ганга, покоряя, оттесняя к югу либо ассимилируя населяющих Северную Индию местных неолитических  земледельцев (преимущественно относящихся  к этническим общностям мундов и  дравидов).

 Право Древней Индии  было теснейшим образом связано  с религией и религиозной моралью.  Характерно, что в самом языке  этого времени не было специального слова для обозначения права в том смысле, в каком мы понимаем теперь. Наши сведения о древнеиндийском праве основаны главным образом на Ведах (религиозных книгах) и так называемых дхармашастрах - сборники религиозно-правовых предписаний (дхарм). В таких сборниках, важнейшими из которых являются дхармашастры Ману (II в. до н.э. - II в. н.э.) (законы Ману в русском переводе), правовые нормы еще не выделились из общей массы правил (религиозных, этических и т.д.), регламентировавших повседневную жизнь древних индийцев. Более того, в этих сборниках наряду с нормами общественного поведения рассматривались вопросы мироздания, медицины и т.д.

Законы Ману состояли из 12 глав и 2685 статей, написанные в виде двустиший (шлок). Правовой материал наиболее полно представлен в IV, VII, VIII и X главах, но и здесь он переплетался с религиозными и моральными рассуждениями. Сборник  в целом свидетельствует о  классовом характере права Древней  Индии, о большом влиянии на него общинного строя и системы  варн.

Здесь подробно описывается  происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на наследственно-профессиональный их характер, определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн. Дхарма - это «извечное правило  жизни», которому должны следовать  все люди.

Целью контрольной работы является изучение сущности законов  Ману, как одного из основных источников права Древней Индии.

 

1. Общая характеристика законов Ману

В источниках права Древней  Индии особое место принадлежит  дхармашастрам - сборникам религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным  и правовым содержанием. Появление  дхармашастр связано с социально-классовым  расслоением. Первое  упоминание о законах Ману относится к  9-му  веку до н.э. Современным  исследователям  законы  Ману  известны  лишь  в списках  3-го века до н.э.

Объем - 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите - шлока). Полное название - Manavadharmasastra (sastra - откровение; dharma - разум, идея, закон, право, нравственность, религия  пр.). Поэтому  часто  данный памятник именуется  “Откровения  царевича  Ману”. Из такого  названия  очевидно  прослеживается  глубинная  связь  права  и  религии,  особенно  характерная  для древнеиндийского общества. Законы  Ману  - это  памятник  сакрального  права.2

Законам Ману принадлежит  особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и  др. формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать  нормы права, при этом смешиваются  частные правонарушения и преступления.

На первый план в законах  Ману выступает сословно-варновое деление  общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые).

В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных  отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной  нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.3

Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются  договоры займа, купли-продажи, личного  найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.

В семейных отношениях(гл.9) - подчиненное положение женщин, многоженство, несмешение варн.4

2. Сословное  деление населения согласно законам  Ману.

Правовые памятники дают яркую картину сословно-кастового  деления древнего общества Индии, которое  приобрело здесь наиболее законченные  формы.

Процесс социального расслоения древнеиндийского общества начался  в недрах разрозненных племенных  общин. В результате разложения родоплеменных отношений выдвигались более сильные и влиятельные роды, которые сосредоточивали в своих руках общественные функции управления, военной охраны, жреческие обязанности Это привело к развитию социального и имущественного неравенства, рабовладения, к превращению племенной верхушки в родовую аристократию Способствовали развитию социального неравенства и войны, в ходе которых возникали отношения зависимости, подчинения между отдельными племенами и общинами.

Дхармашастры закрепляют четкие религиозно-правовые границы  между брахманами, кшатриями, вайшиями и шудрами, основанные на многочисленных религиозно-ритуальных ограничениях, запретах, предписаниях. Шудры устраняются, например, от участия в жертвоприношениях, ритуалах — "самскарах", за исключением  самскары брака. За каждой варной строго закрепляется наследственный круг занятий. Изучение священных книг — привилегия брахманов, кшатриев и вайшиев, которые  получают название дважды рожденных (в  отличие от шудр — единожды рожденных). Второе рождение и было связано с ритуалом особого посвящения в связи с началом изучения священных книг. Целые главы дхарма-шастр посвящены жесткой регламентации поведения людей, их общения друг с другом, с представителями так называемых неприкасаемых каст, стоящих вне варн индийского общества, ритуалам

На определенном этапе  развития древнеиндийского общества по мере углубления процесса разделения труда, неравенства стало складываться новое, кастовое деление Кастами  становились обособленные группы лиц  с наследственным характером их деятельности, складывающиеся по профессиональному, родовому, религиозному и другим признакам  Кастовое деление в Индии существует и в настоящее время наряду с традиционным делением на четыре варны "очищения" от "загрязнения" при таком общении и пр. Тяжесть  наказания за совершение тех или  иных преступлений определяется в дхармашастрах  в строгом соответствии с принадлежностью  к той или иной варне.

Закрепляемые правом границы  варн чаще всего отражали фактическое  положение индивида в системе  общественного производства и распределения, непосредственно связанного с его  отношением к собственности на землю: государственной и общинной. Это  и дает основания говорить с определенной долей условности о варнах как  о сословиях-классах.5

Формированию государственных  земель способствовали арийские завоевания, войны. Одна часть земель завоеванных  племен по мере укрепления государственной  власти и расширения государственной  территории непосредственно переходила в царские владения (сита), судя по Артхашастре здесь применялся труд рабов и зависимых арендаторов; другая — очень рано стала передаваться знати, лицам управленческого аппарата в виде служилых временных пожалований, в "кормление". Они приобретали  право сбора налогов с общин, целых областей, деревень одного или нескольких домохозяйств.6

С государственной собственностью на землю была связана эксплуатация общинников-крестьян господствующей правящей верхушкой, состоящей из лиц управленческого  аппарата, царских чиновников, военачальников и пр., осуществляемая путем взимания ренты-налога. Другая система эксплуатации существовала в рамках самих полуавтономных изолированных общин с присущим им органическим соединением земледелия и ремесла. Общинная верхушка эксплуатировала  труд рабов и других неполноправных жителей общины.

Владельческие права общин  в Индии отличались исключительной прочностью. Община имела почти неограниченное право распоряжения общинной землей: продавать, сдавать в аренду, дарить ее, особенно храмам. В общинной собственности  были пастбища, ирригационные сооружения, дороги. Коллективно ответственная  за сбор ренты-налога община в лице своей управляющей верхушки получала часть поборов с общинников-крестьян в свою пользу.

Общинное землевладение  сосуществовало с частным крестьянским землевладением или землевладением большой семьи, ко-торое также  было связано с широкими правомочиями — продажей, сдачей в аренду, дарением земли. Основное ограничение землевладения  свободного общинника-крестьянина  выражалось в обязанности платить  налог в пользу государства и  частных лиц, если государство передавало им свои права.

Полноправный общинник-землевладелец, чаще всего вайший, сам мог быть эксплуататором. В хозяйствах богатых  общинников трудились безземельные наемные работники, .представители "неприкасаемых" каст, которые  в основном и создавали прибавочный  продукт, присваиваемый различными категориями эксплуататоров, рабы. Рабский труд, однако, не был преобладающим  в Древней Индии даже в царском  хозяйстве. В наиболее распространенном мелконатуральном хозяйстве общинника в использовании труда рабов не было нужды. Невелико было число рабов и в ремесле.

Усиление имущественной  дифференциации во второй половине I тысячелетия  до н.э. все чаще стало проявляться  в расхождении варнового статуса  и фактически занимаемого человеком  места в обществе. В Законах  Ману можно найти упоминание о  брахманах, пасущих скот, брахманах-ремесленниках; актерах, слугах, к которым предписывается относиться "как к шудрам".

В маурийский период к кшатриям, сосредоточившим в своих руках  военную, политическую и экономическую  власть, стали относить в основном тех, кто принадлежал непосредственно  к царскому роду и к категории  привилегированных наемных воинов. Расцвет городов и расширение торговли вызвали появление зажиточной торгово-ремесленной верхушки среди  вайшиев, включающей крупных купцов, ростовщиков, преуспевающих ремесленников. Они объединялись в корпорации, выполняли  роль торговых агентов царя, сборщиков  налогов и пошлин.

В буддийской и джайнистской литературе древности описывается  высокое положение богатых купцов, которые, вопреки предписаниям дхармашастр, причислялись к варне кшатриев, пользовались большой властью, в том числе  и в суде. Затронуло имущественное  расслоение и варну шудр. Об этом свидетельствуют Законы Ману (X, 129): "Шудра не должен накапливать  богатство, даже имея возможность (сделать  это), так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов".7

О неоднородности варны шудр свидетельствует и то, что к  шудрам по мере усиления кастового  деления стали относить отверженные, "неприкасаемые" касты париев, выполняющих самую унизительную работу. В Законах Ману упоминаются  лица, "презренные даже для отверженных" (X, 39).

Таким образом, внутри каждой варны развивалось социальное неравенство, деление на эксплуатируемых и  эксплуататоров, но кастовые, общинные, большесемейные границы, скрепленные  правом, религией, сдерживали их слияние  в единую классовую общность. Это  и создавало особую пестроту сословно-классовой  социальной структуры Древней Индии.

Социальное расслоение в  Древней Индии привело, однако, не к формированию классов (рабовладельцев и рабов), а к возникновению  особых сословных групп8:

  • варн брахманов (священнослужителей, жрецов),
  • кшатриев (воинов, правителей),
  • вайшиев (земледельцев, ремесленников)
  • шудр (слуг)

Первое упоминание о брахманах, кшатриях, вайшиях и шудрах содержится в самом раннем произведении ведической литературы — Ригведе В более  поздних ведах указывается на наследственный характер религиозной  и военно-управленческой деятельности брахманов и кшатриев.

Формированию варны жреческой  верхушки брахманов способствовала монополизация ими на определенном этапе исторического развития отправления  религиозных церемоний, знание ведических гимнов

Информация о работе Законы Ману