Зарождение культуры Руси Древней Руси X-XIII веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 15:39, контрольная работа

Описание

Под культурой мы понимаем совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых человечеством в процессе его общественно-трудовой практики. Говоря о материальной культуре, мы имеем в виду развитие орудий труда, техники, машин, строительства и т.д. К духовной культуре относятся наука, образование, идеология, литература, искусство.
Культура Древней Руси имела высокий уровень развития. Многие памятники древнерусской культуры до нас не дошли, они погибли в огне пожаров, нашествий, войн

Работа состоит из  1 файл

культура древней руси.docx

— 23.53 Кб (Скачать документ)

1. Зарождение культуры Руси Древней Руси X-XIII веков

Под культурой мы понимаем совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых человечеством  в процессе его общественно-трудовой практики. Говоря о материальной культуре, мы имеем в виду развитие орудий труда, техники, машин, строительства  и т.д. К духовной культуре относятся  наука, образование, идеология, литература, искусство.

Культура Древней Руси имела высокий уровень развития. Многие памятники древнерусской  культуры до нас не дошли, они погибли  в огне пожаров, нашествий, войн. Сохранились  преимущественно церкви, соборы, иконы, литература, предметы религиозного культа. В основе культуры Древней Руси лежит  культурное наследие восточнославянских племен. Влияние на нее оказывали  кочевые народы, варяги. Большое  влияние на культуру Древней Руси оказало принятие христианства, а  также Византия, страны Западной Европы.

Русская средневековая культура Х—XIII вв. заслужила высокую оценку как современников, так и потомков. Восточный географ Беруни, указывал пути к русским городам, восхищались искусством русских оружейников, готовивших особенную сталь. Западный хронист Адам Бременский называли Киев украшением Востока и соперником Константинополя. Ученый пресвитер Теофил из Падерборна в своей технической энциклопедии XI в. восхищался изделиями русских златокузнецов — тончайшими эмалями на золоте и чернью на серебре. В списке стран, мастера которых прославили свои земли тем или иным видом искусства, Теофил поставил Русь на почетном месте — впереди нее только Греция.

1.1 Письменность, грамотность, школа

Письменность на Руси существовала еще до принятия христианства (так  например, текст договора Олега с  греками в 911 г. был написан на русском и греческом языках). К  моменту принятия христианства сложился алфавит.

В 1949 г. советский археолог Д.В. Авдусин во время раскопок под  Смоленском нашел глиняный сосуд, относящийся  к началу X в., на котором было написано "горушна" (пряность). Это означало, что уже в это время в восточнославянской среде бытовало письмо, существовал алфавит. Принятие христианства способствовало распространению грамотности, развитию письменности, просвещения. Об этом же говорит и свидетельство византийского дипломата и славянского просветителя Кирилла. Во время отбывания в Херсонесе в 60-е годы IX в. он познакомился с Евангелием, написанным славянскими буквами. В дальнейшем Кирилл и его брат Мефодий стали основоположниками славянской азбуки, которая, видимо, в какой-то части основывалась на принципах славянского письма, существовавшего у восточных, южных и западных славян задолго до их христианизации.

История создания славянской азбуки такова: византийские монахи Кирилл и Мефодий распространяли христианство среди славянских народов юго-восточной  Европы. Греческие богословские книги  необходимо было перевести на славянские языки, но азбуки, соответствующей особенностям звучания славянских языков, не существовало. Ее то и задумали создать братья, благо образованность и талант Кирилла  делали эту задачу выполнимой.

Талантливый лингвист, Кирилл взял за основу греческий алфавит, состоящий  из 24 букв, дополнил его характерными для славянских языков шипящими (ж, щ, ш, ч) и несколькими другими  буквами, Некоторые из них сохранились  в современном алфавите - б, ь, ъ, ы, другие давно вышли из употребления - ять, юс, ижица, фита.

Итак, славянский алфавит  первоначально состоял из 43 букв, близких по написанию греческим. Каждая из них имела свое название: А - "аз", Б - "буки" (их сочетание образовало слово "азбука"), В - "веди", Г - "глаголь", Д - "добро" и так далее. Буквы на письме обозначали не только звуки, но и цифры. "А" - цифру 1, "В" - 2, "Р" - 100. На Руси только в XVIII в. арабские цифры вытеснили "буквенные". В честь своего создателя новая азбука получила название "кириллица".

Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности, грамотности. На Русь со времени Владимира стали приезжать  церковные грамотеи, переводчики из Византии, Болгарии, Сербии. Появились, особенно в период правления Ярослава Мудрого и его сыновей, многочисленные переводы греческих и болгарских книг как церковного, так и светского содержания. Переводятся, в частности, византийские исторические сочинения, жизнеописания христианских святых. Эти переводы становились достоянием грамотных людей; их с удовольствием читали в княжеской, боярской, купеческой среде, в монастырях, церквах, где зародилось русское летописание. В XI в. получают распространение такие популярные переводные сочинения, как "Александрия", содержащее легенды и предания о жизни и подвигах Александра Македонского, "Девгениево деяние", являющееся переводом византийской эпической поэмы о подвигах воина Дигениса.

Таким образом, грамотный  русский человек XI в. знал многое из того, чем располагала письменность и книжная культура Восточной  Европы, Византии. Кадры первых русских  грамотеев, переписчиков, переводчиков формировались в школах, которые были открыты при церквах со времени Владимира I и Ярослава Мудрого, а позднее при монастырях. Есть немало свидетельств о широком развитии грамотности на Руси в ХI-ХII вв. Однако она была распространена в основном лишь в городской среде, особенно в кругу богатых горожан, княжеско-боярской верхушки, купечества, зажиточных ремесленников. В сельской местности, в дальних, глухих местах население было почти сплошь неграмотным.

При Ярославе Мудром была открыта  школа в Киеве, где обучалось  более 300 детей. Получила образование  его дочь - Анна - одна из первых грамотных  женщин, ставшая королевой Франции. О сыне Ярослава Мудрого — Всеволоде  — летописец с уважением говорит, что он “седя дома изумеяше пять язык”.

О широком развитии письменности свидетельствуют надписи на ремесленных  изделиях: женщины подписывали прялица, гончары - глиняные сосуды, сапожник на колодках вырезал имена своих заказчиков.

В 1951 г. археологами впервые  были обнаружены в Новгороде берестяные грамоты. Найдено более 500 грамот в  Новгороде, Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове и других городах. Среди грамот есть хозяйственные документы, письма, завещания.

1.2 Летописи

Летописание, по наблюдениям  отечественных ученых, появилось  на Руси вскоре после введения христианства.

Летописи - это средоточие истории Древней Руси, ее идеологии, понимания ее места в мировой  истории - являются одним из важнейших  памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. За составление летописен, т.е. погодных изложений событий, брались лишь люди самые грамотные, знающие, мудрые, способные не просто изложить разные дела год за годом, но и дать им соответствующее объяснение, оставить потомству видение эпохи так, как ее понимали летописцы.

Первая летопись, возможно, была составлена в конце X в., она  была призвана отразить историю Руси со времени появления там новой  династии Рюриковичей и до правления  Владимира с его впечатляющими  победами, с введением на Руси христианства. Летопись была делом государственным, делом княжеским. Поэтому поручение  составить летопись давалось не просто самому грамотному и толковому человеку, но и тому, кто сумел бы провести идеи, близкие той или иной княжеской  ветви, тому или иному княжескому дому. Уже с этого времени право и обязанность вести летописи были даны деятелям церкви. Именно в церквах и монастырях обретались самые грамотные, хорошо подготовленные и обученные люди - священники, монахи.

Вторая летопись была создана  при Ярославе Мудром в пору, когда  он объединил Русь, заложил храм Святой Софии. Эта летопись вобрала  в себя предшествующую летопись, другие материалы.

Очередной летописный Свод был  создан знаменитым Илларионом, который  писал его, видимо, под именем монаха Никона, в 60-70-е годы XI в., после смерти Ярослава Мудрого. А потом появился Свод уже во времена Святополка в 90-е годы XI в.

Свод, за который взялся монах  Киева-Печерского монастыря Нестор и который вошел в нашу историю  под именем "Повести временных  лет", оказался, таким образом, пятым  по счету и создавался в первое десятилетие XII в. при дворе князя  Святополка. И каждый свод обогащался все новыми и новыми материалами, и каждый автор вносил в него свой талант, свои знания, эрудицию. Свод Нестора  был в этом смысле вершиной раннего  русского летописания.

В первых строках своей  летописи Нестор поставил вопрос "Откуда есть пошла Русская земля, кто  в Киеве начал первым княжить  и откуда Русская земля стала есть".

Целая галерея исторических деятелей проходит на страницах Несторовой летописи - князья, бояре, посадники, тысяцкие, купцы, церковные деятели. Он рассказывает о военных походах, об организации монастырей, закладке новых храмов и об открытии школ, о религиозных спорах и реформах внутрирусской жизни. Постоянно касается Нестор и жизни народа в целом, его настроений, выражений недовольства княжеской политикой.

1.3 Литература

Общий подъем Руси в XI в., создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей своего времени в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. Эта литература развивалась, складывалась вместе с развитием летописания, ростом общей образованности общества. У людей появилась потребность  донести до читателей свои взгляды  на жизнь, размышления о смысле власти и общества, роли религии, поделиться своим жизненным опытом. Литература вызывалась к жизни также потребностями  времени; нуждами церкви, заказами княжеской  верхушки. На этом общем благоприятном  культурном фоне появлялись оригинально  и независимо мыслящие писатели, средневековые  публицисты, поэты.

Нам неведомы имена авторов  сказаний о походах Олега, о крещении Ольги или войнах Святослава. Первым известным автором литературного  произведения на Руси стал священник  княжеской церкви в Берестове, впоследствии митрополит Иларион. В начале 40-х годов XI в. он создал свое знаменитое "Слово о законе и благодати", в котором в яркой публицистической форме изложил свое понимание места Руси в мировой истории.

Во второй половине XI в. появляются и другие яркие литературно-публицистические произведения: "Память и похвала  Владимира" монаха Иакова, в котором  идеи Илариона получают дальнейшее развитие и применяются к исторической фигуре Владимира I. В это же время создаются "Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси", "Сказание о Борисе и Глебе", святых покровителях и защитниках Русской земли.

В последней четверти XI в. начинает работать над своими сочинениями  монах Нестор. Летопись, была его завершающей фундаментальной работай. До этого он создал знаменитое "Чтение о житии Бориса и Глеба". В нем, как и в "Слове" Илариона, как позднее в "Повести временных лет", звучат идеи единства Руси, воздается должное ее защитникам и радетелям. Уже в ту пору русских авторов беспокоит эта нарастающая политическая вражда в русских землях.

Литература XII в. продолжает традиции русских сочинений XI в. Создаются  новые церковные и светские произведения, отмеченные яркой формой, богатством мыслей, широкими обобщениями; возникают  новые жанры литературы.

На склоне лет Владимир Мономах пишет свое знаменитое "Поучение детям", ставшее одним из любимых  чтений русских людей раннего  средневековья. В начале ХII в. один из сподвижников Мономаха игумен Даниил создает свое, не менее знаменитое "Хождение игумена Даниила в святые места".

XII - начало XIII в. дали немало  и других ярких религиозных  и светских сочинений, которые  пополнили сокровищницу русской  культуры. Среди них "Слово" и "Моление" Даниила Заточника, киевского митрополита Климентия Смолятича в своем "Послании" священнику Фоме, "Притче о человеческой душе" (конец XII в.) епископа города Турова Кирилла. Одновременно с этими сочинениями, где религиозные и светские мотивы постоянно переплетались, переписчики в монастырях, церквах, в княжеских и боярских домах усердно переписывали церковные служебные книги, молитвы, сборники церковных преданий, жизнеописания святых, древнюю богословскую литературу. Все это богатство религиозной, богословской мысли также составляло неотъемлемую часть общей русской культуры.

Русская литература XI—XIII вв. дошла до нас, разумеется, не полностью. Средневековая церковь, ревниво  истреблявшая апокрифы и сочинения, упоминавшие языческих богов, вероятно, приложила руку к уничтожению  рукописей, подобных “Слову о полку  Игореве”, где о церкви сказано  мимоходом, а вся поэма полна  русскими языческими божествами. Недаром  до XVIII в. дошел только один-единственный список “Слова”, хотя мы знаем, что  “Слово” читали в разных русских  городах.

2.1 Архитектура

 

Серьезным вкладом в историю  мировой культуры является русская  средневековая архитектура. Имевшие  уже опыт в строительстве крепостей, башен, дворцов, деревянных языческих  храмов, русские архитекторы с  поразительной быстротой освоили  новую византийскую технику кирпичного строительства и украсили крупнейшие русские города великолепными монументальными  сооружениями. Усвоив на рубеже Х и XI вв. византийскую форму, русские зодчие очень быстро видоизменили ее, внесли свои черты и создали свой, общерусский стиль, варьировавший по областям.

Сохранилось более 60 памятников архитектуры до монгольского периода. До конца X в. на Руси не было монументального  каменного зодчества. Постройки  были деревянными. Одним из первых каменных сооружений была двадцати пяти главая церковь в честь Богородицы в Киеве, возведенная греческими мастерами в конце X в. В середине XI в. при Ярославе Мудром был сооружен Софийский собор с 13 куполами и Золотые ворота в Киеве. Затем Софийские соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке. На территории Руси известно 15 каменных храмов XI - начале XII вв. подобного стиля. В период феодальной раздробленности складывались различные архитектурные стили. Большинство храмов одноглавые. Мозаичные изображения уступают место фрескам. Отличия в архитектуре в основном связаны со строительным материалом, используемым в той или иной местности. Так в Новгороде широко использовался известняк. Наиболее древними памятниками Новгорода являются соборы монастырей Юрьева и Антоньева, церковь Спаса на реке Нередице.

Информация о работе Зарождение культуры Руси Древней Руси X-XIII веков