Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 17:49, реферат
ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА 1864 («Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1 января 1864 г.»), одна из наиболее важных Великих реформ 1860-70-х гг., наиболее тесно связанная с отменой крепостного права в России. Земская реформа вводила всесословное выборное местное самоуправление в уездах и губерниях.
Земская (1864) и Городская (1870) реформы.
ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА 1864 («Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1 января 1864 г.»), одна из наиболее важных Великих реформ 1860-70-х гг., наиболее тесно связанная с отменой крепостного права в России. Земская реформа вводила всесословное выборное местное самоуправление в уездах и губерниях.
Новые политические отношения
предстояло ввести земской и городской
реформам. Они рассматривались
Но консервативно настроенные силы поняли идею земской реформы как усиление власти дворянства на местах при одновременном освобождении их от чиновничьей опеки. В свою очередь чиновничество рассматривало уступку правительства как формальность и даже не пыталось предоставить земствам и городским думам достаточный для их деятельности бюджет или передать в их компетенцию решение действительно серьезных вопросов. Борьба вокруг органов самоуправления никого не оставила равнодушным. Общество и либеральные силы победили. Земства стали скрытой оппозицией правительству, школой либерального движения, его организационной формой. Вклад их в налаживание местного хозяйства и просвещения оказался значительным.
Положение о земских
учреждениях вырабатывалось в комиссии
при Министерстве внутренних дел. В
ней выделились в основном два
направления в понимании
Согласно "Положению
о губернских и уездных земских
учреждениях", утвержденному 1 января
1864 г., органами земского самоуправления
в уездах были "уездные земские собрания",
состоявшие из "земских гласных",
избираемых на три года тремя куриями
избирателей: первой – местными землевладельцами,
второй – крестьянскими обществами, третьей
– городскими избирателями (владельцами
"недвижимостей" и торгово-промышленных
предприятий). Избирательное право было
всеобщим, но основывалось на имущественном
цензе. Крестьянская курия не имела имущественного
ценза, но от нее выборы были не прямыми,
а многостепенными. Уездное земское собрание
(заседавшее под председательством уездного
предводителя дворянства) избирало из
своей среды, в качестве своего исполнительного
органа, уездную земскую управу (в составе
председателя, который затем утверждался
губернатором, и от 2 до 6 членов), а также
"губернских земских гласных", составлявших
губернское земское собрание (заседавшее
под председательством губернского предводителя
дворянства); последнее избирало губернскую
земскую управу в составе председателя
и 6 членов (председатель подлежал утверждению
министром внутренних дел). В земских собраниях
дворяне, как правило, составляли до 45 %,
крестьяне не превышали
10–15 %. Надзор администрации над деятельностью
"земств" по положению 1864 г. ограничивался
только наблюдением за тем, чтобы их действия
не противоречили существующим законам;
в случае споров между "земствами"
и администрацией решение принадлежало
сенату.
Предметами компетенции земских учреждений были: назначение денежных сборов на местные нужды, заведование земским имуществом и капиталом, устройство и поддержание местных путей сообщения, "меры обеспечения народного продовольствия", дела благотворительности, взаимное земское страхование имущества от огня, попечение о построении церквей и школ, "участие, преимущественно в хозяйственном отношении, в попечении о народном образовании, попечение о народном здравии, меры по охране скота от эпидемий и растений от вредителей, содействие воинским и гражданским властям в их местных мероприятиях, представление правительству сведений о ходатайств о местных пользах и нуждах".
Земские учреждения по положению 1864 г. были введены в 33 губерниях Европейской России (их не было на окраинах государства). Тысячи энтузиастов земского дела включились в нелегкую земскую деятельность. На первое место в работе земств выдвинулись заботы о народном образовании и организации медицинской помощи населению. Земский врач стал типичным носителем неутомимого и самоотверженного служения народу. Население ощутило присутствие "третьего элемента", как стали называть земскую интеллигенцию. Земская медицина и народное образование на рубеже XIX–XX вв. составляли главные статьи расходов земских бюджетов. В XX в. стала развиваться агрономическая помощь населению.
В 1870 г. было издано "Городовое положение", вводившее всесословное местное самоуправление в городах. Все жители, платившие городские налоги, разделялись на три класса соответственно сумме платимых ими налогов, и каждая группа избирала в городскую думу одинаковое число гласных. Не платившие налоги в выборах не участвовали: служащие, интеллигенция, рабочие. Гласные городской думы избирали из своей среды городского голову и членов городской управы. Компетенция органов самоуправления в городах соответствовала компетенции земских учреждений в сельской местности. Независимость городского самоуправления, как и земского, была относительной. Городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. И хотя прямого подчинения городского самоуправления губернатору не предусматривалось, оно находилось у него под контролем.
Лучшей стороной реформы 1870 г. было предоставление городскому общественному управлению сравнительно широкой самостоятельности в ведении городского хозяйства и решении местных дел.
Будучи построена на идее доверия к общественной самостоятельности, она вызволила российские города из спячки, создала реальные предпосылки формирования в России муниципального права, которое несмотря на усиление административных начал 90-х гг. ХIХ столетия получило развитие в 1906–1917 гг.
Информация о работе Земская (1864) и Городская (1870) реформы