Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 19:20, реферат
Требования реформ государственного аппарата, в частности местного управления, судебной системы, полицейских органов, отмены цензуры, были высказаны либеральными слоями дворянства еще во время подготовки крестьянской реформы. После ее проведения правительство убедилось, что новых реформ не избежать, и начало их подготовку.
Одной из наиболее крупных реформ явилось учреждение местного самоуправления.
Введение ………………………………………………………………………… 2
Основные положения и особенности реформы ……………………………… 4
Заключение ……………………………………………………………………… 8
Список литературы ……………………………………………………………. 10
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.С. ЧЕРНОМЫРДИНА
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Реферат по дисциплине «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»
ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА 1864 ГОДА
Выполнила:
Студентка 1-го курса,
3 группы
Юридического факультета
Очной формы обучения
Е.А. Федотова
Проверила:
Блатова Л. А.
Москва, 2011
Содержание
Введение ………………………………………………………………………… 2
Основные положения и особенности реформы ……………………………… 4
Заключение ……………………………………………………………………… 8
Список литературы ……………………………………………………………. 10
Введение
К середине XIX столетия сформировались социально-политические предпосылки для буржуазных реформ в России.
Требования реформ государственного аппарата, в частности местного управления, судебной системы, полицейских органов, отмены цензуры, были высказаны либеральными слоями дворянства еще во время подготовки крестьянской реформы. После ее проведения правительство убедилось, что новых реформ не избежать, и начало их подготовку.
Одной из наиболее крупных реформ явилось учреждение местного самоуправления.
Местное управление в дореформенный период строилось в полном соответствии с системой крепостнического хозяйствования. Центральной фигурой в нем оставался помещик, сосредоточивший в своих руках экономическую, административно-судебную и политическую власть над своими крестьянами. Император Павел I говорил: «У меня столько полицмейстеров, сколько помещиков в государстве».
На губернском уровне главным лицом в системе местного управления являлся губернатор. Наказом 1837 г. губернаторы наделялись широким кругом полномочий: полицейскими, надзорными, административно-хозяйственными и др. Закон отводил губернатору место непосредственного начальника вверенной ему губернии.
Следующее по назначению место после губернатора занимал губернский предводитель дворянства, исполнявший разнообразные полицейские, следственные, попечительские и иные функции. Уездный предводитель дворянства возглавлял аппарат уездных чиновников.
Дореформенная система местного управления отражала преимущественно интересы дворянско-помещичьего класса. Преобладающие в ее деятельности принципы бюрократизма и централизма не учитывали реальных нужд местного населения, местной промышленности и местного торгового оборота. Картина усугублялась нерасчлененностью административных, судебных и хозяйственных правомочий, возлагавшихся на местную администрацию.
Проведение крестьянской реформы требовало неотложной перестройки системы местного управления. В ходе этой реформы правительство стремилось создать необходимые условия для сохранения власти в руках дворян-помещиков, и все дискуссии, связанные с преобразованием местного управления, вращались вокруг этой проблемы. Если наиболее консервативные представители дворянства настаивали на создании открытых и существенных привилегий для своего класса в проектируемых земских органах, то группы либералов, ориентирующихся на капиталистический путь развития России, предлагали создать всесословные земские организации. Только в марте 1863 г. специально созданная комиссия подготовила окончательные проекты положения о земских учреждениях и временных правил для них.
С самого начала земские учреждения проектировались как местные и общественные, не имевшие своих исполнительных органов и проводившие свои решения через полицейский и бюрократический аппарат государства.
Государство должно было осуществлять жесткий контроль за деятельностью земств. Этот контроль носил либо форму общего надзора правительственной власти за законностью, принимавшихся земскими органами решений и постановлений, либо форму прямого специального наблюдения и утверждения конкретных действий земских учреждений. Губернатор в семидневный срок мог наложить вето на любое распоряжение земского органа, для министерства внутренних дел этот срок был значительно увеличен. Сами распоряжения земских учреждений чаще всего могли быть реализованы при посредстве налогово-фискальных органов государства или через полицию, власть которой была значительно укреплена в ходе ее реорганизации.
Создание земских учреждений тормозилось попытками правительства сосредоточить всю местную власть в руках бюрократических органов. В 1859 г. полицейская власть в уезде вручалась уездному земскому присутствию, состоявшему из исправника, дворянского и двух сельских заседателей. Управление всей городской и уездной полицией сосредотачивалось у исправника в уездном управлении. Правительство спешило сконцентрировать административно-полицейскую власть в бюрократическом аппарате на местах, чтобы оставить проектируемым земским учреждениям только узкий круг местных хозяйственных вопросов.
Устроители земской реформы не решились открыто провести сословный принцип формирования новых местных органов. Однако неприемлемым для них было и всеобщее избирательное право. Поэтому для выборов земских учреждений предполагалось разделить все уездное население на три части — курии, в каждой из которых, как отмечала комиссия, «преобладает одно из главных исторически сложившихся сословий». Избирательная система должна комбинировать сословное начало с началом имущественного ценза. Кроме того, куриальная система позволяла правительству заранее планировать число выборщиков от сословий и регулировать их соотношение в земских учреждениях. Таким способом оно всегда могло обеспечить в них преимущество для представителей правящего класса.
Основные положения и особенности реформы
«Положение о губернских и уездных земских учреждениях» было утверждено 1 января 1864 года Александром II. По этому закону создаваемые земские учреждения состояли из распорядительных (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Они избирались на трехлетний срок, а члены земских собраний получили название «гласных» (имевших право голоса). Количество уездных гласных колебалось по разным уездам от 10 до 96 человек, а губернских — от 15 до 100 человек. Уездные и губернские управы состояли из 46 членов.
Выборы в уездные земские собрания проводились по трем куриям: 1) уездные землевладельцы; 2) городские избиратели и 3) выборные от сельских обществ. В первую курию входили все землевладельцы, имевшие не менее 200 десятин земли, а также лица, обладавшие другой недвижимой собственностью стоимостью не менее чем 15 тысяч рублей или получавшие годовой доход свыше 6 тысяч рублей. При формально бессословном характере указанного имущественного ценза первую курию составляли преимущественно землевладельцы - дворяне и торгово-промышленная буржуазия. Вторую курию составляли купцы всех трех гильдий, владельцы торговых и промышленных заведений в городах с годовым доходом свыше 6 тысяч рублей, а также владельцы городской недвижимости стоимостью не менее 500 рублей в небольших и 2 тысячи рублей в крупных городах. Дворяне и духовенство также могли баллотироваться до этой курии, если они обладали в городах недвижимостью, соответствующей имущественному цензу. Выборы по первым двум куриям были прямыми.
Выборы по третьей курии не предусматривали имущественного ценза, но были многоступенчатыми. Сначала сельский сход выбирал представителей на волостной сход, где избирались выборщики. Затем уездный съезд выборщиков избирал гласных с уездное земское собрание. Основной целью многоступенчатых выборов по третьей курии было провести в земства политически «благонадежных» и экономически состоятельных гласных из крестьян, а также ограничить самостоятельность сельских и волостных сходов в выборах земских представителей.
В итоге социальный состав земских учреждений в 1865-1867 годах выглядел следующим образом: в уездных земских собраниях дворяне составляли 42%, крестьяне - 38%, купцы — 10%, духовенство — 6,5%, прочие — 3%; в уездных земских управах дворян было 55,5 %, крестьян — 31 %, купцов, духовенства и прочих — 13,6%. В губернских земских собраниях представительство дворян достигало 74%, крестьян — 10%, прочих— 15%, а в губернских земских управах дворяне составляли 89,5%, крестьяне — 1,5%, прочие — 9%.
Председателями уездного и губернского земских собраний становились уездный и губернский предводители дворянства. Председатели управ избирались на земских собраниях и утверждались в должности губернатором — председатель уездной управы, министром внутренних дел — председатель губернской управы.
Согласно «Положению» сессии земских собраний должны были проводиться один раз в год в течение нескольких дней декабря. В случае необходимости гласные созывались и на внеочередные сессии. Заседания были открытыми. Гласные земских собраний денежного вознаграждения не получали. Годовое Жалованье членов управ, работавших постоянно, составляло 800 рублей — председатель управы и по 500 рублей членам Управы. Кроме того, жалованье от земств получали так называемые служащие по найму — врачи, учителя, страховые аген-ты, техники, статистики и т.п. К началу XX века общая численность служащих по найму в земствах составляла около 85 тысяч человек.
На содержание земских учреждений, выплату жалованья, а также ведение административно-хозяйственной деятельности были установлены земские сборы с населения. Земства получили право облагать сбором в размере 1 % с доходности земли и торгово-промышленных заведений, с земледелия и промыслов крестьян. Основной доход (до 80%) земства получали от поземельного сбора. Поскольку одна десятина крестьянской надельной земли облагалась в два раза больше, чем одна десятина помещичьей, то основная тяжесть земских сборов ложилась на крестьянство.
Сфера деятельности земств включала: устройство и содержание местных путей сообщений, земской почты, земских школ, больниц, богаделен и приютов; попечение о местной торговле и промышленности, ветеринарной службе; взаимное страхование; местное продовольственное дело; постройку церквей и содержание местных тюрем и домов для умалишенных. Административно-хозяйственная деятельность земств рассматривалась как основная обязанность этих органов, а члены и служащие земств, выходившие за рамки своих полномочий, привлекались к судебной ответственности.
Земские учреждения наделялись правом издавать обязательные для местного населения постановления, давать распоряжения и следить за их исполнением. Обязательные постановления земств утверждались губернатором. Последний принимал решение об их публикации в местных ведомостях. В случае несогласия губернатора с постановлением земства дело передавалось в Сенат, после 1890 года в губернское по земским и городским делам присутствие. Если присутствие не соглашалось с губернатором, то вопрос решался министром внутренних дел.
Таким образом, земства находились под контролем центральной и местной власти — министра внутренних дел и губернатора, которые имели право приостанавливать любое постановление земского собрания, противоречащее законам или общей государственной пользе. Начиная с 1866 года, последовала серия циркуляров Министерства внутренних дел и разъяснений Сената, предоставлявших губернаторам право отказывать в утверждении всякого избранного земством должностного лица, признаваемого властными органами «неблагонадежным».
Земствам запрещалось взаимодействовать друг с другом, ин-юрмировать о принятых решениях, а также публиковать без азрешения губернатора отчеты о своих собраниях. Из 78 губерний России «Положение» о земских учреждениях распространялось на 34 губернии. Но и в этих 34 губерниях земские учреждения вводились не сразу. К началу 1866 года они появились в 19 губерниях, к 1867 году — еще в 9, а на протяжении 1868~1879 годов — в остальных 6 губерниях.
Заключение
Политико-административная власть на местах по-прежнему сосредотачивалась в руках назначаемых императором губернаторов. Их деятельностью руководило Министерство внутренних дел. Практиковалось объединение нескольких губерний под властью генерал-губернаторов, которые одновременно являлись командующими военных округов. Губернатор управлял губернией посредством губернского присутствия. Большую роль в местном управлении играли дворянские общества и церковь. Первыми лицами в губернии были губернатор, губернский предводитель дворянства и архиерей. Тем не менее, земства стали главной опорой формировавшегося гражданского общества и представляли собой пусть маленький и робкий, но весьма важный шаг к представительным формам правления. Новые органы городского самоуправления заменили прежние сословно-бюрократические органы управления городом и сыграли немалую роль в хозяйственно-культурном развитии пореформенного города.
Нужно отметить, что земская реформа не сформировала стройной и централизованной системы. В ходе ее реализации не было создано органа, возглавляющего и координирующего работу всех земств. Когда в 1865 г. Санкт-Петербургское губернское земское собрание поставило вопрос об образовании такого органа, оно было попросту закрыто правительством. Существование земских учреждений допускалось только на губернском и уездном уровнях.
Реформа не создала также и низшего звена, которое могло бы замкнуть систему земских учреждений — волостного земства. Попытки многих земских собраний на своих первых сессиях поставить этот вопрос были пресечены правительством в самом зародыше. Не решившись сделать земства исключительно дворянскими учреждениями, правительство законодательным путем все же внедрило в руководство земств представителей этого сословия: председателями земских собраний стали предводители губернского и уездного дворянства.