Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2010 в 11:04, контрольная работа
Государственное управление в России, бесспорно, не лишено своей специфики и в разные исторические периоды было по-разному организовано. В данной работе нами будет предпринята попытка изучения одного из множества звеньев системы государственного управления средневековой России.
Целью изучения (значение понятия, причины появления, какие он имел особенности в каждом отдельном небольшом историческом этапе) моей работы выступит сословно-представительный орган, именуемый в исторической науке Земскими соборами.
1. Введение
2)Суть понятия «Земский собор»
3)Появление земских соборов
4)Периодизация
5)Порядок избрания членов
6)Компетенция
7) Мнение известных историков об этом историческом явлении
8) Заключение
9) Список использованной литературы
Тамбовский Государственный Университет
имени Г.Р. Державина
Контрольная работа «Земские Соборы»
Выполнил: студент I курса
Кафедры международных отношений и политологии
Закурнаев Дмитрий Сергеевич
Ноябрь 2010 года
План:
2)Суть понятия
«Земский собор»
3)Появление земских
соборов
4)Периодизация
5)Порядок избрания
членов
6)Компетенция
7) Мнение известных
историков об этом историческом явлении
8) Заключение
9) Список использованной литературы
Введение.
Государственное
управление в России, бесспорно, не
лишено своей специфики и в
разные исторические периоды было по-разному
организовано. В данной работе нами
будет предпринята попытка
Целью изучения (значение понятия,
причины появления, какие он
имел особенности в каждом отдельном
небольшом историческом этапе) моей работы
выступит сословно-представительный орган,
именуемый в исторической науке Земскими
соборами.
Актуальность
данной проблематики представляется нам
очевидной, поскольку изучение государственных
институтов дореволюционной России
способствует более глубокому осмыслению,
исторического пути, пройденного нашим
обществом и государством. А как известно
прошлое формирует настоящее.
2)ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ
– высшие сословно-
3)Появление земских
соборов было результатом
4) В дальнейшей
истории земских соборов
Созыв собора осуществлялся
призывной грамотой, послышавшейся
от царя известным лицам и местностям.
В грамоте содержались вопросы повестки
дня, количество выборных. Если количество
не было определено, это решало само население.
5)Выборы представителей
на земские соборы (количество членов
не было определено и колебалось от 200
до 500 человек) проходили в уездных городах
и в губных станах в форме собраний определенных
чинов. Выборные созывались посылкой грамот
по городам, которые – со своими уездами
– составляли избирательные округа. В
проходивших по сословиям выборах могли
участвовать лишь те, кто платил налоги
в казну, а также люди, несшие службу. По
завершении выборов составлялся протокол
собрания, который заверялся всеми участвовавшими
в выборах. Протокол отсылался в Посольский
или Разрядный приказ.
Выборные брали
с собой необходимый запас провианта
или денег, которыми их снабжали выборщики.
Жалование выборным не платилось, но челобитные
о выплате жалования встречались. Заседания
соборов могли проходить годами, поэтому
было чрезвычайно важно запастись выборным
всем необходимым. Быть выборными могли
себе позволить лишь обеспеченные люди
(своеобразное препятствие для малоимущих).
Каждый Земский
Собор открывался торжественной
службой в кремлевском
6)Компетенция Земских Соборов была весьма обширна. Ими решались вопросы избрания нового царя на царство (в 1584 году Земский собор избрал Федора Иоановича, в 1682, на последнем соборе, был избран Петр I). Известна роль земских соборов в вопросах кодификации права (Судебник 1550, Соборное Уложение 1649 были приняты Соборами). Соборы ведали также вопросами войны и мира, внутреннего и налогового управления. «церковного устроения» в годы раскола. Имелось у соборов и формальное право законодательной инициативы. Разнообразие функций земских соборов дает основание современным исследователям видеть в них не столько представительные учреждения, сколько бюрократические (С.О.Шмидт).
7) Заключение.
Значение Земских Соборов в истории России неоспоримо. Но они исчезли (перестали созываться) в результате усиления единодержавия и укрепления царской власти в период правления царя Алексея Михайловича. Они созывались теперь лишь для решения важнейших вопросов внутренней и внешней политики: принятие Соборного Уложения в 1649, воссоединение Украины с Россией 1653
Но они созывались для утверждения на престоле или избрания царя — соборы 1584, 1598, 1613, 1645, 1676, 1682.
Но самое крупное историческое значение получил избирательный Собор 1613 года, положивший предел Смутному времени.
Вскоре после освобождения Москвы от поляков, в начале ноября 1612 г., были разосланы грамоты по городам о присылке в Москву «изо всяких чинов людей, по десяти человек» для государственного совета.
В самом начале 1613 г. стали съезжаться в Москву выборные всей земли. Это стал первый всесословный Собор с участием посадских людей и даже сельских жителей. Когда выборные съехались, был назначен трехдневный пост, которым представители русской земли хотели очиститься от грехов Смуты. По окончании поста начались совещания.
Первый вопрос, выбирать ли царя из иноземных королевских домов, Собор решил отрицательно. После решения выбирать своего природного русского Государя началось большое волнение, ибо каждый отстаивал свою кандидатуру. Все разноречили, перебирали знатные роды и не могли столковаться. Наконец, на первый план вышла кандидатура Михаила Романова. Его вынесла, как замечает В.О. Ключевский, не личная известность, не агитация, а фамильная популярность.
Он принадлежал к боярской фамилии, едва ли не самой любимой в тогдашнем московском обществе. Но более всего помогла Михаилу на соборных выборах родственная связь Романовых с прежней династией. В продолжении Смуты русский народ столько раз неудачно выбирал новых царей, что теперь только то избрание казалось ему верным, которое падало на лицо, хоть как-то связанное с прежним царским домом. В Михаиле Романове видели племянника царя Федора, природного наследственного царя.
После выдвижения кандидатуры Михаила, были тайно разосланы по городам верные люди, выведать мнение народа. Мнение было одобрительным. Этот, говоря современным языком, опрос общественного мнения, стал для Собора решающим. В торжественный день, в неделю православия, первое воскресение Великого поста, 21 февраля 1613 года, были назначены окончательные выборы. Каждый чин подавал особое письменное мнение, и во всех мнениях значилось одно имя - Михаила Федоровича.
Тогда несколько духовных лиц вместе с боярином были посланы на Красную площадь. Не успели они с Лобного места спросить собравшийся народ, кого хотят в цари, как все закричали: «Михаила Федоровича!»
8) Историки по-разному оценивали значение Земских соборов. Так, Василий Ключевский определял их как "особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний". А Руслан Скрынников считал, что русское государство XVI века до Земских соборов было самодержавной монархией с аристократической боярской думой и лишь впоследствии пошло по пути превращения в сословно-представительную монархию.
По мнению некоторых
историков существование
— Во-первых, соборы
никогда не собирались самостоятельно,
их созывал монарх, чаще всего для поддержания
своей политики, дабы придать им в глазах
народа законность и справедливость (утверждение
новых налогов волей «всей земли» исключало
жалобы населения);
— Во-вторых, сословно-представительный
орган не мог развиваться в России из-за
того, что все сословия по большому счету
были одинаково бесправны перед неограниченной
царской властью независимо от знатности
и богатства. «Холопов своих казнить и
миловать, мы вольны», — утверждал Иван
Грозный, подразумевая под холопами всех
своих подданных, от родовитых князей
до последних кабальных мужиков. Как писал
В.О. Ключевский: «Сословия в России XVI—XVII
отличались не правами, а обязанностями».
Другие исследователи,
как например И.Д. Беляев, полагали,
что земские соборы:
— способствовали
преодолению остатков феодальной раздробленности
в русском обществе, как в политическом,
так и в психологическом плане;
— ускорили проведение
реформ в суде и местном самоуправлении,
потому что у различных сословий
общества появилась возможность информировать
верховную власть о своих нуждах.