«Жалованная грамота на права и выгоды городам Российской Империи» 1785 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:06, реферат

Описание

Целью исследования является изучение истории Городской реформы Екатерины II, необходимое для понимания процесса реформирования и функционирования системы управления Российской империи во второй половине XVIII в.
Достижение поставленной цели связано с решением следующих задач:
рассмотреть город второй половины XVIII века как административную единицу,
проследить историю формирования системы городского самоуправления в России,
выявить предпосылки проведения Городской реформы 1785 года,
на основании анализа исторических документов определить положения города и горожан после 1785 года,
описать особенности нового городского общественного управления,
сформулировать итоги проведения Городской реформы 1785 года.

Содержание

Введение 3
Глава I. Русский город во второй половине XVIII в. Вопросы развития и управления
§1. Город как центр управления 6
§2. История формирования системы городского самоуправления в России 9
Глава II. «Жалованная грамота на права и выгоды городам Российской Империи» 1785 года 15
§1. Город и горожане 15
§2. Городское общественное управление 19
Заключение 27
Список использованной литературы 29

Работа состоит из  1 файл

200405 История Курсовая работа Городская реформа Екатерины II 1785 г.docx

— 61.27 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 

Введение 3

Глава I.  Русский город во второй половине XVIII в. Вопросы развития и управления

§1. Город  как центр  управления 6

§2. История формирования системы  городского самоуправления в России 9

Глава II.  «Жалованная грамота  на права и выгоды городам Российской Империи» 1785 года 15

§1. Город и горожане 15

§2. Городское общественное управление 19

Заключение 27

Список использованной литературы 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

По природе  западноевропейский город эпохи  средних веков представляет собой  прообраз раннекапиталистических  отношений, где  господствуют  феодальные  связи  и  мануфактурное  производство,  оформляются политические и социальные институты самоуправления. Прежде всего, это цеховые организации, выполняющие  широкие функции   –  от  профессиональных  объединений  до    политических.  Фактически,  цех представлял собой профессиональную общину со своим статусом и регламентом, судебной властью. В связи с этим, в городе формируется особая община, являющаяся частью феодальной системы, но уже стремящаяся к обособленности и самостоятельности, не свойственной феодализму, который не признавал  экономической личной свободы и  тяготел к иерархиям во всех сферах.

Несколько иначе шло городское развитие в России. Существенное влияние на него оказало два фактора: затяжной характер феодальных отношений и  нашествие татаро-монгол. Российские города оставались в  системе  феодальной экономики  и  не  получили  независимости, подобно  городам  в  западных  странах. В силу этих причин города длительное время оставались княжеской резиденцией и управлялись  государственными чиновниками. Усложнение хозяйственной деятельности и развитие аграрных отношений разнообразили  социальный состав городов, возникли цеховые  организации, основанные на социальных признаках. Города-общины, выразители  коллективной  совокупной  воли,  постепенно  превращаются  в  земскую  местную единицу.

В 70-х  годах  XVIII в. обозначилось несоответствие качества управления городами начавшемуся  формированию нового социально-экономического уклада, усилившейся тенденции промышленного, торгового, финансового развития, проведенным  властью мерам по стимулированию экономики, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности.

Одной из важнейших реформ в истории российской государственности стала Городская реформа 1785 года. На сегодняшний день работ, посвященных изучению функционирования введенной Екатериной II системы городского самоуправления, крайне мало. Актуальность данного исследования формирует представление об уровне системы городского управления в конце XVIII в.

 Целью исследования является изучение истории Городской реформы Екатерины II, необходимое для понимания процесса реформирования и функционирования системы управления Российской империи во второй половине XVIII в.

Достижение  поставленной цели связано с решением следующих  задач:

    • рассмотреть город второй половины XVIII века как административную единицу,
    • проследить  историю формирования системы городского самоуправления в России,
    • выявить предпосылки проведения Городской реформы 1785 года,
    • на основании анализа исторических документов определить положения города и горожан после 1785 года,
    • описать особенности нового городского общественного управления,
    • сформулировать итоги проведения Городской реформы 1785 года.

Предметом курсовой работы выступают наиболее существенные аспекты формирования и деятельности органов городской власти. Исходя из этого, объектом является исторический процесс становления городской системы управления при Екатерине II.

Методологической основой выступили традиционные научные принципы исторических исследований: историзма и научной объективности.

Источниковая база исследования: законодательные акты, опубликованные архивные материалы, справочные издания. Особый интерес вызвали статьи Писарьковой Л.Ф. и Степанова Л.А., в которых представлено исследование специфики государственной истории России1.

Научная новизна исследования заключается в том, на основе богатой совокупности фактов воссоздана полная картина исторического процесса формирования и функционирования введенной Екатериной II системы городского самоуправления. Практическая ценность заключается в возможности использования материала при создании трудов социальной истории России. 

В структуру курсовой работы входят введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.  Русский город  во второй половине XVIII в.

Вопросы развития и управления

§1. Город  как центр  управления

Города  середины XVIII в. можно разделить на три «возрастные» группы, возникшие:

а) до монгольского нашествия первой четверти XIII в.;

б) в эпоху  создания централизованного  государства (XIV–XVII  вв.);

в)  при  формировании  и  укреплении Российской империи (XVIII в.).

Города  первых двух групп прошли испытание  временем и в большинстве случаев  подтвердили свое право быть, а  не слыть городами, проявив жизнестойкость, перенеся вражеские нашествия, внутренние войны и кризисы. Несмотря на катаклизмы, формирование их сети отразило итоги  закономерной эволюции, саморазвития расселения, отвечавших  потребностям  страны.  Города  XVIII  в., в особенно  большом  количестве  учрежденные  по  административно-территориальной реформе 1775–1785 гг., еще продолжали проходить «испытательный срок». Некоторые, обнаружив  свою  «профессиональную  непригодность»,  были  выведены  «за  штат»  или даже обращены в сельские поселения.

Татаро-монголы нанесли тяжелый удар по городам Руси. Но одни из них после всех разорений восстановились, продолжали жить и развиваться, а другие – по оценкам, около  трети – канули в Лету. То же самое наблюдалось и после Смуты и польско-литовского разорения. Они вычеркнули из жизни множество городов, но это было подготовлено длительной и неутомимой эволюцией, определившей их угасание. Сказались изменение основных дорог, конкуренция других центров, улучшивших свое географическое положение, перекраивание политической карты.

Города  являлись средством закрепления  территории в составе государства и ее хозяйственного  освоения.  Градостроительная  активность  с  XVI  в.  ярко  отражала  процесс этой экспансии. После неудачной ливонской войны, когда не удались попытки Ивана IV выйти на берега Балтики, Московское государство стало энергично расширяться на юг, юго-восток и восток. В конце XVI в. под защитой укрепленных линий (будучи оборонительными, например от набегов татар из Крыма, они стали и средством наступления, овладения  Диким  полем)  произошло  второе  рождение  городов,  уничтоженных  нашествием XIII в.: Ельца, Ливен, Курска и др.  Тем же способом Русь закрепляется на Волге, продвигается в Предуралье, создает первые опорные города в Сибири.

Основание и рост городов в связи с  расширением Московского централизованного государства, ставшего затем Российской империей, шли непрерывно на протяжении веков. Географию городов по сути дела определяла переменчивая военно-политическая ситуация. Подвижка границ вызывала перестройку системы центров, меняла ее рисунок. Получалось, что в каждый исторический момент она создавалась как бы «вчерне» и  по  истечении  времени  уже  не  соответствовала  новой  ситуации.  На  новом рубеже строились новые города.

В дальнейшем при учреждении городов стали  действовать не только военные, но и административные факторы. Город основывался как центр управления, политического  и  фискального  контроля,  которые  вменялись  ему  в  обязанность.  То  есть,  как и прежде, города чаще появлялись в ответ на потребности государства, чем в ходе естественного  развития  производительных  сил.  Очень  определенно  сказал  В.О.  Ключевский: «…большая часть новых городов и городков Московского государства возникла не вследствие экономических потребностей страны, но вследствие государственных соображений,  по  распоряжениям  правительства»2.  Он  же  в дополнениях к книге П. Кирхмана (1867) по истории общественного и частного быта выявил отличие русского города от западноевропейского, складывавшегося на базе развития торговли и ремесла. В.О. Ключевский писал: «Не развитие промышленности и народонаселения в центральных областях, а чисто государственные соображения создали эти стороже вые поселения: здесь, как и на окраинах государства, торговый человек и земледелец  шли по следам стрельца и под его защитой»3.

В 1775 г. Екатерина II начала административно-территориальную реформу, в ходе которой  имевшийся  набор  российских  городов  был  подвергнут  жесткому  пересмотру с точки зрения их способности служить административными центрами. Часть признали непригодными для этого и «разжаловали» в сельские поселения. Одновременно лет за десять учредили сотни новых городов на базе экономических, дворцовых и монастырских сел, что явилось крупнейшим мероприятием подобного рода за всю историю России. Однако отобрать самые достойные пункты государство могло не всегда. Ему не хватало средств на выкуп промысловых сел у их помещиков, поэтому выбирали казенные землепашеские, хотя их крестьяне и не стремились в мещане. Опрос местных администраций в 1797 г. показал, что 63% вновь созданных городов «недействительны», их на селение занято только сельским хозяйством. Вообще каждый второй город был тогда аграрным по ведущей функции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. История формирования системы городского самоуправления в России

Отсчет  российского опыта местного самоуправления, по мнению большинства историков  и правоведов, можно начинать с  Ивана IV.

Классическими образцами самоуправляющихся городских  общин Древней Руси являются Новгород и Псков. Новгородцы и псковичи выработали, по их мнению, наиболее стабильную форму полномочного народного собрания. Согласно принимаемым в то время грамотам, для признания вече устанавливался определенный состав участников. Однако инициаторами созыва вече могли выступать как народ в целом, князья, так и отдельные частные лица.

Общественная  самодеятельность на уровне местных  структур, вплоть до XVI в. не была нормирована законом и фактически развивалась на основе народного обычая, сложившихся традиций. Представителем княжеской власти был так называемый наместник – кормленщик. Он собирал подати, совершал имущественные сделки, закреплял исход происходивших в его присутствии судебных разбирательств, но мало занимался вопросами благосостояния населения на вверенной территории.

Низшей  административной единицей была волость, во главе которой стоял сотский (сотник), или староста, волость владела  землей; крестьяне, признавая верховным  собственником великого князя, совместно  распоряжались лесами, лугами, землями. Волость «раскладывала» государственные подати и повинности, наместничьи корца. Центром волостного управления была волостная канцелярия – казна (столец).

Значительный  вклад в развитие местного самоуправления внес указ Ивана IV под названием  «Приговор царской о кормлениях и о службах» (1555-1556 гг.). Речь фактически шла о проведении земской реформы. Было отменено кормление, что способствовало повсеместному учреждению земских властей. В уездах и волостях, где не было помещичьего землевладения, черносошные и дворцовые крестьяне и посадские люди получили право выбирать «излюбленных голов» (старост) и «лучших людей» – земских судей, целовальников. Делопроизводство вел выборный земский дьяк. В своей работе они опирались на выборных от крестьянской общины – сотских, десятских, пятидесятских.

В XVII в., как известно, в Русском государстве  произошли функциональные изменения в системе государственного управления, что не могло не сказаться на структуре и функционировании местного самоуправления. В 20-30-е гг. формируется тип местных приказных учреждений, получивших название воеводских изб (приказных, съезжих). Личный состав съезжих изб разделялся на временную и постоянную части. Первая была представлена воеводами, дьяками, иногда подьячими с приписью, присылавшимися в город на 2 – 3 года. Вторая состояла из местных подьячих, постоянно работавших в приказных избах.

Интересный  опыт реформ местного самоуправления был накоплен в годы царствования Петра I. Изменения в местном самоуправлении были связаны в первую очередь с реформированием всей административно-территориальной структуры России. Преобразования Петра I фактически затронули все области государственного управления России. Но, пожалуй, крупнейшим звеном административной реформы было создание губерний. 18 декабря 1708 г. царь издал Указ «Об учреждении губерний и о росписи к ним городов».

Становление системы городского самоуправления происходило в  период  приказной, коллегиальной системы Петра I, который хотел разделить Россию на тягловые единицы по размеру тягла. Согласно его замыслам, эти  тягла соединялись  прямо  с  центром. Царскими указами 30 января 1699 года создавалась Бурмистерская палата, затем переименованная в Ратушу. По всей стране в городах создаются земские избы.

Состав  Ратуши и земских изб избирался  из лиц торгово-промышленного сословия, а в уездах – крестьянами. Избиратели  несли  материальную  ответственность  за  избранных  чиновников.  Бурмистры  избирали  своей среды президента. Основной функцией созданных органов было улучшение сборов и повинностей4.

Созданная царем структура не была оформлена  как постоянно действующая. Любое действие бурмистерская палата начинала с указа  царя, который предписывал ей произвести «сбор всяких денежных доходов»5. Реформа была обречена на неудачу, потому что развитие российских городов не достигло необходимой зрелости, когда сословия осознают свои публичные права. Город во многом оставался феодальным.

Государственная  власть  со  своей  стороны  не  желавшая  поддерживать  самостоятельность  в  лице  городов, укрепляла    систему   управления торгово-промышленным сословием и  государственными  крестьянами с единственной целью – сбор  недоимок. Несмотря на выборный коллективный характер, эти органы не имели социальной опоры и не смогли стать эффективными. В связи с этим в 1718 г. и 1724 г. издается Учреждение о губерниях с царскими наместниками, воеводами и другими государственными чиновниками, а также Положение о городских магистратах, которые признаются главою и начальством всего города6. Магистраты представляли собой коллегиальные учреждения.

Информация о работе «Жалованная грамота на права и выгоды городам Российской Империи» 1785 года