Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:06, реферат
Целью исследования является изучение истории Городской реформы Екатерины II, необходимое для понимания процесса реформирования и функционирования системы управления Российской империи во второй половине XVIII в.
Достижение поставленной цели связано с решением следующих задач:
рассмотреть город второй половины XVIII века как административную единицу,
проследить историю формирования системы городского самоуправления в России,
выявить предпосылки проведения Городской реформы 1785 года,
на основании анализа исторических документов определить положения города и горожан после 1785 года,
описать особенности нового городского общественного управления,
сформулировать итоги проведения Городской реформы 1785 года.
Введение 3
Глава I. Русский город во второй половине XVIII в. Вопросы развития и управления
§1. Город как центр управления 6
§2. История формирования системы городского самоуправления в России 9
Глава II. «Жалованная грамота на права и выгоды городам Российской Империи» 1785 года 15
§1. Город и горожане 15
§2. Городское общественное управление 19
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Содержание
Введение 3
Глава I. Русский город во второй половине XVIII в. Вопросы развития и управления
§1. Город как центр управления 6
§2. История формирования системы городского самоуправления в России 9
Глава II. «Жалованная грамота на права и выгоды городам Российской Империи» 1785 года 15
§1. Город и горожане 15
§2. Городское общественное управление 19
Заключение 27
Список использованной литературы 29
По природе
западноевропейский город эпохи
средних веков представляет собой
прообраз раннекапиталистических
отношений, где господствуют феодальные
связи и мануфактурное производство,
оформляются политические и социальные
институты самоуправления. Прежде всего,
это цеховые организации, выполняющие
широкие функции – от
профессиональных объединений
до политических. Фактически,
цех представлял собой
Несколько
иначе шло городское развитие
в России. Существенное влияние на
него оказало два фактора: затяжной
характер феодальных отношений и
нашествие татаро-монгол. Российские
города оставались в системе феодальной
экономики и не получили
независимости, подобно городам
в западных странах. В силу этих
причин города длительное время оставались
княжеской резиденцией и
В 70-х
годах XVIII в. обозначилось несоответствие
качества управления городами начавшемуся
формированию нового социально-экономического
уклада, усилившейся тенденции
Одной из
важнейших реформ в истории российской
государственности стала
Целью исследования является изучение истории Городской реформы Екатерины II, необходимое для понимания процесса реформирования и функционирования системы управления Российской империи во второй половине XVIII в.
Достижение поставленной цели связано с решением следующих задач:
Предметом курсовой работы выступают наиболее существенные аспекты формирования и деятельности органов городской власти. Исходя из этого, объектом является исторический процесс становления городской системы управления при Екатерине II.
Методологической основой выступили традиционные научные принципы исторических исследований: историзма и научной объективности.
Источниковая база исследования: законодательные акты, опубликованные архивные материалы, справочные издания. Особый интерес вызвали статьи Писарьковой Л.Ф. и Степанова Л.А., в которых представлено исследование специфики государственной истории России1.
Научная новизна исследования заключается в том, на основе богатой совокупности фактов воссоздана полная картина исторического процесса формирования и функционирования введенной Екатериной II системы городского самоуправления. Практическая ценность заключается в возможности использования материала при создании трудов социальной истории России.
В структуру курсовой работы входят введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы.
Города середины XVIII в. можно разделить на три «возрастные» группы, возникшие:
а) до монгольского нашествия первой четверти XIII в.;
б) в эпоху создания централизованного государства (XIV–XVII вв.);
в) при формировании и укреплении Российской империи (XVIII в.).
Города
первых двух групп прошли испытание
временем и в большинстве случаев
подтвердили свое право быть, а
не слыть городами, проявив жизнестойкость,
перенеся вражеские нашествия, внутренние
войны и кризисы. Несмотря на катаклизмы,
формирование их сети отразило итоги
закономерной эволюции, саморазвития
расселения, отвечавших потребностям
страны. Города XVIII в., в особенно
большом количестве учрежденные
по административно-
Татаро-монголы нанесли тяжелый удар по городам Руси. Но одни из них после всех разорений восстановились, продолжали жить и развиваться, а другие – по оценкам, около трети – канули в Лету. То же самое наблюдалось и после Смуты и польско-литовского разорения. Они вычеркнули из жизни множество городов, но это было подготовлено длительной и неутомимой эволюцией, определившей их угасание. Сказались изменение основных дорог, конкуренция других центров, улучшивших свое географическое положение, перекраивание политической карты.
Города являлись средством закрепления территории в составе государства и ее хозяйственного освоения. Градостроительная активность с XVI в. ярко отражала процесс этой экспансии. После неудачной ливонской войны, когда не удались попытки Ивана IV выйти на берега Балтики, Московское государство стало энергично расширяться на юг, юго-восток и восток. В конце XVI в. под защитой укрепленных линий (будучи оборонительными, например от набегов татар из Крыма, они стали и средством наступления, овладения Диким полем) произошло второе рождение городов, уничтоженных нашествием XIII в.: Ельца, Ливен, Курска и др. Тем же способом Русь закрепляется на Волге, продвигается в Предуралье, создает первые опорные города в Сибири.
Основание и рост городов в связи с расширением Московского централизованного государства, ставшего затем Российской империей, шли непрерывно на протяжении веков. Географию городов по сути дела определяла переменчивая военно-политическая ситуация. Подвижка границ вызывала перестройку системы центров, меняла ее рисунок. Получалось, что в каждый исторический момент она создавалась как бы «вчерне» и по истечении времени уже не соответствовала новой ситуации. На новом рубеже строились новые города.
В дальнейшем при учреждении городов стали действовать не только военные, но и административные факторы. Город основывался как центр управления, политического и фискального контроля, которые вменялись ему в обязанность. То есть, как и прежде, города чаще появлялись в ответ на потребности государства, чем в ходе естественного развития производительных сил. Очень определенно сказал В.О. Ключевский: «…большая часть новых городов и городков Московского государства возникла не вследствие экономических потребностей страны, но вследствие государственных соображений, по распоряжениям правительства»2. Он же в дополнениях к книге П. Кирхмана (1867) по истории общественного и частного быта выявил отличие русского города от западноевропейского, складывавшегося на базе развития торговли и ремесла. В.О. Ключевский писал: «Не развитие промышленности и народонаселения в центральных областях, а чисто государственные соображения создали эти стороже вые поселения: здесь, как и на окраинах государства, торговый человек и земледелец шли по следам стрельца и под его защитой»3.
В 1775 г. Екатерина
II начала административно-
Отсчет российского опыта местного самоуправления, по мнению большинства историков и правоведов, можно начинать с Ивана IV.
Классическими
образцами самоуправляющихся
Общественная самодеятельность на уровне местных структур, вплоть до XVI в. не была нормирована законом и фактически развивалась на основе народного обычая, сложившихся традиций. Представителем княжеской власти был так называемый наместник – кормленщик. Он собирал подати, совершал имущественные сделки, закреплял исход происходивших в его присутствии судебных разбирательств, но мало занимался вопросами благосостояния населения на вверенной территории.
Низшей административной единицей была волость, во главе которой стоял сотский (сотник), или староста, волость владела землей; крестьяне, признавая верховным собственником великого князя, совместно распоряжались лесами, лугами, землями. Волость «раскладывала» государственные подати и повинности, наместничьи корца. Центром волостного управления была волостная канцелярия – казна (столец).
Значительный вклад в развитие местного самоуправления внес указ Ивана IV под названием «Приговор царской о кормлениях и о службах» (1555-1556 гг.). Речь фактически шла о проведении земской реформы. Было отменено кормление, что способствовало повсеместному учреждению земских властей. В уездах и волостях, где не было помещичьего землевладения, черносошные и дворцовые крестьяне и посадские люди получили право выбирать «излюбленных голов» (старост) и «лучших людей» – земских судей, целовальников. Делопроизводство вел выборный земский дьяк. В своей работе они опирались на выборных от крестьянской общины – сотских, десятских, пятидесятских.
В XVII в., как известно, в Русском государстве произошли функциональные изменения в системе государственного управления, что не могло не сказаться на структуре и функционировании местного самоуправления. В 20-30-е гг. формируется тип местных приказных учреждений, получивших название воеводских изб (приказных, съезжих). Личный состав съезжих изб разделялся на временную и постоянную части. Первая была представлена воеводами, дьяками, иногда подьячими с приписью, присылавшимися в город на 2 – 3 года. Вторая состояла из местных подьячих, постоянно работавших в приказных избах.
Интересный
опыт реформ местного самоуправления
был накоплен в годы царствования Петра
I. Изменения в местном самоуправлении
были связаны в первую очередь с реформированием
всей административно-
Становление системы городского самоуправления происходило в период приказной, коллегиальной системы Петра I, который хотел разделить Россию на тягловые единицы по размеру тягла. Согласно его замыслам, эти тягла соединялись прямо с центром. Царскими указами 30 января 1699 года создавалась Бурмистерская палата, затем переименованная в Ратушу. По всей стране в городах создаются земские избы.
Состав
Ратуши и земских изб избирался
из лиц торгово-промышленного
Созданная царем структура не была оформлена как постоянно действующая. Любое действие бурмистерская палата начинала с указа царя, который предписывал ей произвести «сбор всяких денежных доходов»5. Реформа была обречена на неудачу, потому что развитие российских городов не достигло необходимой зрелости, когда сословия осознают свои публичные права. Город во многом оставался феодальным.
Государственная власть со своей стороны не желавшая поддерживать самостоятельность в лице городов, укрепляла систему управления торгово-промышленным сословием и государственными крестьянами с единственной целью – сбор недоимок. Несмотря на выборный коллективный характер, эти органы не имели социальной опоры и не смогли стать эффективными. В связи с этим в 1718 г. и 1724 г. издается Учреждение о губерниях с царскими наместниками, воеводами и другими государственными чиновниками, а также Положение о городских магистратах, которые признаются главою и начальством всего города6. Магистраты представляли собой коллегиальные учреждения.
Информация о работе «Жалованная грамота на права и выгоды городам Российской Империи» 1785 года