Женская благотворительность в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 20:52, контрольная работа

Описание

Благотворительность - это помощь нуждающимся со стороны общественных организаций, государственных учреждений, церкви и частных лиц. Благотворительность вызывается различными мотивами: состраданием, желанием получить благодарность со стороны правительства, религиозными воззрениями. Государство к тому же всегда стремилось устранить социальную опасность, источником которой было нуждающееся население.
Благотворительность - традиционная этическая и социальная норма. Каноны мировых религий включают ее в число основных заповедей. В России благотворительность широко распространилась в XIX - начале XX вв. О ее масштабах свидетельствовал в свое время историк М. Погодин. Наши купцы не охотники еще до истории. Они не считают своих пожертвований и лишают народную летопись прекрасных страниц. Если счесть все их пожертвования за нынешнее столетие, то они составили бы такую цифру, какой должна бы поклониться Европа.1 Экономическое развитие России, ускоренное либерально-демократическими реформами 60-70 гг. XIX века, привело к росту предпринимательства, накоплению капиталов. Это создавало материальную основу для ускоренного развития общественной и частной благотворительности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Становление женских благотворительных обществ в России.8
1.1. Первые шаги………………………………………………………………....8
1.2. Источники средств………………………………………………………...10
Глава 2. Деятельность женских благотворительных обществ…….…..13
2.1. Забота о детях……………………………………………………………...13
2.2. Трудовая взаимопомощь……………………………………………….....15
2.3. Другие виды деятельности женских благотворительных обществ……16
Заключение……………………………………………………………………19
Список источников и литературы……………...…………………………...23

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа по истории.docx

— 53.02 Кб (Скачать документ)

          2.2.Трудовая взаимопомощь.

         В европейских государствах, благодаря вековому опыту борьбы с бедностью, давно уже пришли к выводу, что раздача милостыни не победит бедность, ибо даровая помощь только приучает бедных к тунеядству. Выход из ситуации там видели в предоставлении нуждающимся возможности трудиться, зарабатывая на жизнь. 
         В 1861 г. Александра Николаевна Стрекалова основала Общество поощрения трудолюбия, которое давало возможность женщинам зарабатывать на дому. Почти сразу же развертывается сеть швейных мастерских со школами кройки и шитья, одна за другой открываются женские ремесленные школы, Яковлевский ремесленный приют в Болшеве, Дом воспитания сирот убитых воинов. В 1893 г. Стрекалова создает еще одно благотворительное общество - « Московский муравейник», которое имело целью предоставить работу беднейшим женщинам. Общество имело свой Дом трудолюбия, народную чайную и пекарню. 
         В конце XIX - начале XX века идею помощи трудом воплотил в жизнь «Дом трудолюбия для образованных женщин». «Помощь трудом» - таков был девиз этого благотворительного общества. Общее число тружениц Дома в 1898 году доходило до 230 человек. 
           В конце XIX века российские женщины получили доступ ко многим недоступным для них профессиям. Они стали работать врачами, служащими в государственных учреждениях, появились и женщины-ученые. И возникали женские благотворительные общества по профессиональному признаку. Например, Общество взаимопомощи врачей, Московское общество вспомоществования гувернанткам, домашним учительницам и воспитательницам, Общество для устройства и заведования убежищем для престарелых и впавших в неизлечимое состояние лиц женского медицинского звания. Они занимались поиском работы для членов Общества, оказывали им материальную поддержку, организовывали лечение больных, предоставляли за умеренную плату жилье и пропитание. 
             В деятельности женских благотворительных обществ имелись, конечно, и недостатки. Обратимся к цифрам. Как известно, одним из основных направлений деятельности обществ взаимопомощи являлся поиск работы для нуждающихся. Например, в Общество вспомоществования окончившим курс наук на Санкт-Петербургских высших женских курсах в 1900 году обратилось с просьбой найти работу 106 человек. Но только 68 получили ее. Многие наниматели предъявляли в числе требований знание домашними учительницами иностранных языков.22 И только в Русском женском взаимоблаготворительном обществе догадались организовать курсы иностранных языков.

        2.3.Другие виды деятельности женских благотворительных обществ.

       В 1861 г. А. Н. Стрекалова организовала Общество распространения полезных книг. При участии выдающегося юриста М.Н. Капустина, она организует издательство с типографией и литографией для выпуска дешевых книг по народному и юридическому образованию, исторических рассказов, описания путешествий. С ее помощью в Москве образуется Комиссия публичных и народных чтений с целой системой собственных библиотек, читален, аудиторий. Стрекаловой также принадлежит идея создания дешевых столовых. В 1870 г. начало было положено созданием Школы кухарок с кухмистерской, где так называемыми пробными обедами начинают пользоваться студенты. 
           По инициативе княгини Надежды Борисовны Трубецкой было образовано Братолюбивое общество снабжения в Москве неимущих квартирами, где, в зависимости от обстоятельств, можно было получить или квартиру, или пособие на ее аренду. К началу 20 века общество располагает уже без малого трехмиллионным капиталом и 40 благотворительными учреждениями. 
          В 1865 г. княгиня становится попечительницей Арбатского отделения Дамского попечительства о бедных Москвы и организует ремесленную школу для мальчиков, названную в дальнейшем Комиссаровским училищем (в честь спасителя Александра III). Благодаря хорошей постановке преподавания вскоре школа превращается в техническое училище, готовившее помощников инженеров. При нем строится вагоноремонтный завод.  
         В 1868 г. по инициативе той же Трубецкой создается Дамский комитет Московского отделения Общества попечения о раненых и больных воинах, преобразованный затем в Российское Общество Красного Креста. С началом войны с Турцией Общество организует санитарный поезд, в котором работают сестрами милосердия многие члены Красного Креста, даже сама княгиня Трубецкая в свои 65 лет отправляется на фронт.23 Среди сестер милосердия, находящихся в действующей армии была и княгиня Шаховская, которая была инициатором создания первой в России общины сестер милосердия «Утоли моя печали». 
       По подсказке знаменитого московского «доктора для бедных», тюремного врача Ф. П. Гааза, С. С. Щербатова основывает первую в Москве Никольскую общину сестер милосердия.24 Не просто школу, но и детский приют при ней, богадельню и лечебницу для приходящих больных.  
       В своей деятельности женские благотворительные общества сталкивались со многими проблемами. На примере Московского общества улучшения участи женщин видно, как легко загубить благое начинание. Общество постоянно испытывало недостаток средств.25 Просьбы об открытии того или иного заведения ходили по чиновничьим инстанциям годами. Но основная проблема женских благотворительных обществ состояла в их собственной неорганизованности. Для преодоления этой беды в декабре 1908 года был созван Первый женский съезд. В ходе обсуждения проблем женской благотворительности назывались следующие недостатки: отсутствие контроля за результатами благотворительной деятельности, неумелое и часто недобросовестное ведение дела, отсутствие общих методов и коллективного опыта благотворительности, расход средств на частные нужды сотрудников, отсутствие у призреваемых интереса к процветанию благотворительных учреждений26. В резолюции съезда делегаты записали, что для решения всех проблем необходимо создание Всероссийского совета по благотворительности. Но эта идея так и не была реализована.
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

           С годами женские благотворительные общества теряли своих членов. Это было связано с тем, что нередко члены обществ не ощущали действенной помощи, а отчасти и с тем, что многие женщины не в состоянии были выплачивать членские взносы, колебавшиеся от 3 до 25 рублей в год. 
          После 1917 г. благотворительность как общественное явление перестало существовать. Власть стремилась всю деятельность по социальной защите населения, помощи и соцобеспечению взвалить на плечи исключительно государства, свернув работу благотворительных организаций. Благотворительность рассматривалась не иначе как «унизительное для трудящихся принятие подачек». Благотворительность - одно из средств буржуазии обманывать трудящихся и маскировать свой паразитизм и свое эксплуататорское лицо посредством лицемерной, унизительной помощи бедным в целях отвлечения их от классовой борьбы.27  
            Осуществление политики социального обеспечения на основе средств лишь госбюджета по силам экономически развитым, богатым странам. Но при государстве воюющем, ослабленном военно-коммунистическими экспериментами, уповать лишь на государственное призрение и отказываться от благотворительности в угоду идеологическим догмам означало на деле ограничивать возможности оказания социальной помощи нуждающимся соотечественникам. Хотя следует отметить, что элементы благотворительности сохранились, приобретя характер обязательной повинности. 
          Начиная с 50-х годов благотворительность в стране выступала в виде института шефства. Коллективное шефство отличается от общественной благотворительности тем. Что оно санкционируется государственными и партийными органами. 
      Изменение практики шефской помощи происходит в 1987 году, когда организуется Советский Детский Фонд им. В. И. Ленина (ныне Фонд защиты детей). В его основе - безвозмездная деятельность, не требующая оказания ответных услуг. 
     Активизация процессов благотворительной деятельности началась в начале 90-х годов. Для этого времени характерны структурные изменения производственных и социальных отношений и связей. 
      Развитие современной России не возможно без широко развитой благотворительности. Она важна не только для создания в обществе атмосферы социальной солидарности, она также может стать либерально-рыночной альтернативой административным способам придания экономике социального характера, для сегодняшней России необходимого. В годы реформ российская благотворительность возродилась, но ее облик в общественном сознании искажен.28 Благотворительные мероприятия крупных финансовых и промышленных структур нередко служат рекламным целям. А благотворительная помощь культуре, образованию, здравоохранению, незащищенным социальным группам остается непостоянной, случайной и бессистемной. 
        По оценкам Фирсова, рост благотворительных организаций в России следующий: cреди московских благотворительных организаций можно выделить такие, как «Сопричастность», «Душа человека», «Московский дом милосердия».29 У них разная специфика: оказание помощи престарелым, инвалидам, душевнобольным. 
        В благотворительную деятельность в середине 90-х годов стали включаться коммерческо-банковские структуры. Банк «Российский кредит» провел в 1995 г. крупную акцию «Дети Севера». Ими учреждались именные стипендии для студентов московских вузов. Национальный резервный банк оказывает финансовую помощь в организации выставок талантливых российских художников, помогает детским домам, поддерживает проект по выпуску книг для слепых детей. 
         В нашей стране стала возрождаться и церковная благотворительность, находящаяся долгое время под запретом. Около 30 из 200 действующих в Москве храмов и монастырей осуществляют патронаж над домами ребенка, детскими больницами, пансионатами для ветеранов труда. Монастыри также занимаются призрением и воспитанием брошенных малолетних детей.30 Так, настоятельница Покровского женского монастыря в Суздале игуменья Софья с послушницами регулярно посещает дом-интернат, доставляет туда молоко с подсобного монастырского хозяйства.  
         Частные фонды связаны, как правило, с именем конкретного человека. Так, фонд Ярошинской основной своей целью считает финансирование программ по изучению последствий экологических катастроф, сбору информации, помощи пострадавшим.  
          Благотворительные общества, конечно, не могут помочь всем нуждающимся, особенно когда таковых очень много. Это способно сделать только государство. Однако люди, испытывающие нужду, вправе рассчитывать на любую, пусть самую небольшую, общественную поддержку.  
         Что касается конкретно женской благотворительности, то сегодня она также переживает не самые лучшие времена. Но у нее богатая опытом и замечательная личностями история. И это внушает надежду, что лучшие традиции прошлого будут возрождены. Ведь именно милосердие, благотворительность во все века помогали поддерживать в обществе внутреннее равновесие, позволявшее выживать слабейшим и обездоленным, и не терять человеческого облика сильнейшим, власть и средства имущим. Как сказала А. Н. Стрекалова: « Богу угодно, чтобы богатый делал добро бедному, чтобы любовь была связью, их соединяющею. Благотворя ближним, мы сами того не замечая, делаем гораздо более для себя, чем для других».31 А другая российская благотворительница Т. В. Голицына как-то заметила в одном из своих писем: « Быть полезной для других - единственное оправдание нашего земного существования».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Список  источников и литературы

1. Антология  социальной работы. Т. 1,3. - М., 1994 - 1995.

2. Бадя Л. В. Благотворительность и меценатство в России. - М., 1993.

3. Барышников М.Н. История делового мира России. - М., 1994.

4. Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. - М., 1989.

5.Лебедев А. Благотворительность как норма и нормы благотворительности.// Новый мир, 1999, № 10. - с. 250 - 255.

6. Молева Н. Знакомые незнакомки //Мир женщины, 1997, № 8. - с. 26 - 29, № 9. - с. 12 - 15.

7. Пашенцева С. Дамское попечительство.// Былое. 1997, № 9.- С. 8.

8 . Фирсов М.В. История социальной работы в России. Т. 6. - М., 1998.

Информация о работе Женская благотворительность в России