Жизнь и правление Екатерины Великой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 23:34, реферат

Описание

Царствование Екатерины II стало новой эпохой в истории России. Молодая императрица приняла государство, полностью расстроенное дворцовыми переворотами системой управления. В первые пять лет правления Екатерина II выработала практические приемы своей деятельности, подобрала желаемый круг соратников. Она предприняла ряд поездок по России, посетив провинции. Это было сделано с целью выработки конкретной политики отвечающей запросам времени. Я думаю верно, то, что неумалим тот вклад, который внесла Екатерина II в развитие Государства Российского. Можно по-разному оценить ее решения и поступки, но заслуга ее в развитии России огромна, поэтому время ее правления историки называют - "Золотой век Екатерины II".

Содержание

Введение
Глава 1. Биография Екатерины 2
Глава 2. Внутренняя политика Екатерины 2
Глава 3. Основные направления внешней политика Екатерины 2
3.1 Русско-турецкие войны
3.2 Польский вопрос
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

екатерина 2 история яна.doc

— 130.50 Кб (Скачать документ)

 Три обстоятельства  определили успехи России в  войнах с Османской империей  и Швецией: России в этих  войнах доводилось не нападать, а отражать агрессивные действия соседей; боеспособность русской регулярной армии была неизмеримо выше шведской и особенно османской - ополченцы последней, располагая двойным, тройным перевесом в численности, неизменно терпели поражение от хорошо обученных и вооруженных русских полков; немаловажной причиной победоносного окончания войн было наличие в русской армии и флоте талантливых полководцев (П.А. Румянцев, A.A. Суворов) и флотоводцев (Г.А. Спиридов, Ф.Ф. Ушаков). Они подняли военное искусство на более высокую ступень. Суворов вместо господствовавшей в Европе кордонной стратегии, смысл которой состоял в равномерном распределении войск по всей линии фронта с использованием в качестве опорных пунктов крепости, применил более эффективное средство громить неприятеля - сосредоточение основных сил на главном участке сражения. Целью операции он считал не маневрирование и истощение ресурсов противника, уничтожение его живой силы.

 Знаменитое сочинение  Суворова "Наука побеждать"  наполнено множеством афоризмов и крылатых фраз, понятных как офицеру, так и солдату. Главными достоинствами воина он считал патриотизм, храбрость, выносливость, решительность. Флотоводец Ф.Ф. Ушаков, опиравшийся на собственный опыт и опыт своего предшественника Г.А. Спиридова, подобно Суворову, не знал поражений. Главной целью сражения он считал уничтожение неприятельского флота и прежде всего флагманского корабля, на котором должен быть сосредоточен огонь.

 Школы Суворова  и Ушакова дали стране немало  талантливых военачальников: Кутузова, Багратиона и многих других в армии, Сенявина, Лазарева и других - на флоте.

 

3.2 Польский вопрос

 

В 1763 г. умер польский король Август III, посаженный на престол еще  Анной Иоанновной. Между магнатскими  группировками началась ожесточенная борьба за власть. Страна раздиралась внутренними противоречиями. Власть осуществлял сейм. Делегаты от местных сеймиков имели на нем право "либерум вето", т.е. каждый депутат мог опротестовать любое решение собрания. Очень острыми были в стране и национальные противоречия. Входившие в ее состав народы Украины и Белоруссии находились под жестоким социально-экономическим и национальным гнетом польской шляхты.

После борьбы между магнатскими  группировками Потоцких и Чарторыйских победили последние - сторонники пропрусской ориентации. На престол был посажен их родственник, давний знакомый Екатерины Станислав Понятовский. Его правительство постаралось провести в разваливавшейся стране ряд реформ, однако эти попытки вызвали ожесточенное сопротивление со стороны других группировок шляхетства. Было использовано право конфедерации, то есть создания вооруженной оппозиции. Сторонники реформ в г. Баре (на Украине) создали свою конфедерацию. Екатерина послала против них войска во главе с Суворовым. Россия всячески старалась усилить свое влияние в Польше. На этом пути она оказалась в весьма сложных отношениях с Пруссией. Большие успехи России в борьбе с Турцией заставили Пруссию выступить совместно с Австрией в польском вопросе, с тем чтобы умерить требования России на юге. России был невыгоден раздел Польши и усиление за ее счет таких государств, как Пруссия и Австрия. Польша более устраивала Россию как буферное государство на границе с более сильными соседями. Но в сложившейся ситуации Россия вынуждена была пойти на раздел Польши. Один догоаор был заключен между Россией и Пруссией, другой - между Россией и Австрией. Оба они были подписаны в июле 1772 г. Под давлением двух держав в сентябре 1773 г. польский сейм санкционировал соглашение о первом разделе Польши. Россия получила все Подвинье и часть Верхнего Приднепровья, воеводства Полоцкое, Витебское, Мстиславское, часть Минского и часть польской Ливонии. Австрия захватила Западную Украину - Галицию.

В 70-80-х годах XVIII в. вопрос о Правобережной Украине все  теснее связывался с вопросом о дальнейшем продвижении России к Черному  морю, а это в свою очередь с  новой силой порождало русско-турецкий конфликт. Вся внешняя политика России завязывалась в сложный балтийско-польско-восточный узел. Усилившаяся мощь России позволяла Екатерине II оказывать весьма сильное воздействие на весь ход внешнеполитических отношений в Европе. Во время вспыхнувшей между Австрией и Пруссией войны за баварское наследство Екатерина выступила в качестве третейского судьи. Закончивший эту войну Тешенский мир 1779 г., условия которого гарантировала Екатерина, привел к значительному усилению влияния русской дипломатии на весь ход дел в Германии. Выдающуюся роль сыграла Россия и в событиях, связанных с войной американских колоний за независимость. Россия отклонила попытку Англии использовать ее силы для ведения войны в Америке. Более того, в феврале 1780 г. она опубликовала декларацию о "вооруженном нейтралитете". Декларация провозглашала, что всякое нейтральное судно находится под защитой всех нейтральных государств и имеет право защищать себя на море оружием. Ответственность же за насилие над нейтральными судами падают на суда нападающих держав. К этой декларации присоединилось большинство государств.

В это время происходит изменение основного курса внешней  политики. Натянутые отношедия с  Англией, охлаждение в отношениях с  Пруссией - все это привело к  падению "Северного аккорда". Начинается процесс сближения с Австрией, заложенный со встречей Екатерины II в 1780 г. в Могилеве с австрийским императором Иосифом II. Меняются даже фигуры во внешнеполитическом ведомстве. На смену графу Никите Ивановичу Панину приходит Алексайдр Андреевич Безбородко - талантливый дипломат и государственный деятель. Большую роль во внешней политике начинает играть князь Григорий Александрович Потемкин, фаворит Екатерины.

Меняется и основная концепция внешней политики. Рождается  так называемый "греческий проект". Предполагалось изгнать турок из Европы, а на территории бывшей Османской империи создать греческую империю во главе с представителями русского правящего дома. Из дунайских княжеств - Молдавии и Валахии - должно было быть образовано новое буферное государство (носившее древнее название - Дакия). Основным союзником предполагалась Австрия, за что она и должна была получить под свое влияние западную часть Балканского полуострова. Ученые до сих пор не решили, был ли "греческий проект" реальной внешнеполитической программой или это была лишь иллюзия, плод размышлений придворных теоретиков. Скорее всего, правы те исследователи, которые утверждают, что реального проекта внешней политики России 80-х годов XVIII в. ("греческого проекта") не существовало.

Как бы то ни было, дело шло  к новой войне с Турцией. Б 1783 г. Россия присоединила к себе Крым, что, конечно же, вызвало недовольство правительства Турции. Демонстративно не выполняя условий Кучук-Кайнарджийского договора, Турция сама объявила войну. Положение России в скором времени осложнилось выступлением Швеции. Король Густав III начал осаду крепости Нейшлот и предъявил России явно невыполнимые требования. Но оборона Нейшлота и блестящая победа русского флота в июле 1788 г. у Готланда над флотом шведов заставила шведское правительство пойти на заключение мира.

Россия добилась выдающихся успехов в войне с Турцией. Под руководством А.В.Суворова была взята крепость Очаков, турки были разбиты при Фокшанах и Рымнике. Одна из наиболее ярких страниц этой войны - взятие крепости Измаил. Но измена Австрии и шведская опасность заставляла Россию быть осторожной. В 1791 г. был подписан Ясский мир, по которому Турция обязалась неуклонно выполнять условия предшествующего мира, признала новую границу с Россией по Днестру и присоединение Крыма.

В Польше после первого  раздела влияние России значительно усилилось. В этой стране начинает нарастать движение за укрепление экономики и политического строя путем реформ. Ряд позитивных мер предпринял сейм 1788 г., получивший название четырехлетнего сейма. 3 мая 1791 г. этот сейм принял новую конституцию, отличавшуюся известной прогрессивностью. Но для улучшения жизни низших слоев населения, особенно украинского и белорусского происхождения, было сделано мало.

В Польше скрестили свои "дипломатические шпаги" представители  внешнеполитических ведомств России, Пруссии, Австрии. Трудно сказать, кто кого превосходил в коварстве, но для самой Польши события разворачивались драматически. Летом 1791 г. русские войска, принимавшие участие в войне с Турцией, были переброшены в Польшу. Тут же в г. Тарговице возникла конфедерация, к которой присоединился и польский король. Царские войска вскоре взяли Варшаву. Конституция 3 мая была отменена, а в марте 1793 г. произошел второй раздел Польши. К России отошли Белоруссия с Минском и Правобережная Украина. Пруссия захватила Гданьск (Данциг), Торунь и Великую Польшу с Познанью. Оставшаяся часть Польши с населением в 4 млн человек была окружена со всех сторон сильными и враждебными ей государствами, которые навязывали ей свои условия. Это вызвало патриотический подъем. Вскоре одна из частей польского войска восстала. Центром восстания становится Краков, а его главой талантливый генерал Тадеуш Костюшко. Он занял Варшаву. Вскоре восстание перекинулось в Литву, Великую Польшу и Поморье. Однако значительная часть крестьянства была разочарована теми мерами, которые предпринял Костюшко, что значительно ослабило его силы. Русские войска под началом А.В.Суворова разгромили польские войска. Вначале 1795 г. был проведен третий раздел Польши, уничтоживший самостоятельное польское государство. Большая часть земель Польши с Варшавой была отдана Пруссии, Малая Польша с Люблином отошла к Австрии. Россия получила Литву, Западную Белоруссию и Западную Волынь. Курляндское герцогство, находившееся в зависимости от Речи Посполитой, также было присоединено к России. Присоединение старинных русских земель к России было логичным, так как сохраняло национальную целостность восточнославянских народов. Впрочем, отношения царского правительства к Украине и Белоруссии не надо идеализировать, помятуя о той иной раз насильственной русификации, которая нанесла большой вред развитию национального самосознания. Что же касается Польши, то это была трагедия польского народа, который на столетия был лишен своей государственности и стал добычей соседних государств.

 

 

 

 

Заключение

 

К моменту воцарения  Екатерины II страна переживала упадок крестьянского хозяйства; рынок свободной рабочей силы для развития промышленности отсутствовал; постоянно не хватало денег в казне. Это требовало развития свободного рынка, предпринимательской инициативы, ограничения крепостной кабалы.

Но нарастание народного  недовольства, вылившегося в "пугачевщину", революционный взрыв во Франции, критика крепостнических порядков русскими просветителями Н. И. Новиковым и А. Н. Радищевым требовали постепенности и осторожности в проведении преобразований, а порой вели к ужесточению внутренней политики.

Екатерина вынуждена  была считаться еще и с тем, что она пришла к власти, не имея законных прав на престол. Поэтому осторожность требовалась ей и для того, чтобы избежать нового дворцового переворота. [5]

Все эти факторы в  какой-то мере повлияли на особенности  внутренней политики Екатерины II, результатами которой явились:

- 1763 год - Реформа Сената. Сенат разделён на 6 департаментов, возглавляемых обер-прокурорами. Глава Сената - генерал-прокурор. Сформировано дворянское сословие с особыми вольностями и привилегиями (свобода от телесных наказаний, рекрутской повинности и податей).

Административная реформа. Страна разделена на 50 губерний, во главе с губернаторами. Губернии делились на уезды. В помощь губернаторам создавались казённые и судебные палаты, а также приказ общественного призрения (собес), куда помимо чиновников входили выборные заседатели.

- 1764 год - Ликвидация  гетманства на Украине. Проведена секуляризация церковных земель. Открыт Смольный институт благородных девиц.

Введено оспопрививание. Распространилось масонство.

- 1767-1768 гг. - Предпринята попытка созыва законодательной Комиссии из 565 депутатов, в которой были представлены все слои населения, кроме крепостных крестьян. Основная цель выяснение народных нужд для реформы. Первое заседание прошло в Гранатовой палате в Москве. Из-за консерватизма депутатов, Комиссию пришлось распустить. Введены в обращение бумажные деньги - ассигнации.

- 1775 г. - Ликвидация Запорожской сечи.

- 1783 г. - Разрешено создание вольных типографий.

- 1786 г. - Начало проведения школьной реформы. [4]

Время царствования Екатерины II называют эпохой "просвещенного  абсолютизма". Смысл "просвещенного абсолютизма" состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. [8]

Екатерина II внесла существенный вклад в развитие культуры и искусства  в России. При Екатерине была создана Российская Академия, Вольное экономическое общество, основано множество журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи.

Развитие и воплощение начал "просвещенного абсолютизма" в России приобрело характер целостной государственно - политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Политика Екатерины II по своей классовой направленности была дворянской.

 

Главным направлением в  деятельности императрицы Екатерины  Алексеевны в области внешней  политики стало силовое решение  территориальных и национальных проблем. Россия выиграла две русско-турецкие войны (1768 -1774 гг.; 1787 – 1791 гг.) и войну со Швецией (1788 -1790 гг.). Россия совместно с Пруссией и Австрией произвела три раздела Речи Посполитой. В состав России вошли Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, население страны достигло 36 миллионов человек, в три раза увеличился флот, доходы страны увеличились в четыре раза. Россия во второй половине XVIII века стала великой евразийской империей.*

       Современник  Екатерины II Н.М.Карамзин писал о ней: « Внешняя политика сего царствования достойна особенной хвалы: Россия с честью и славою занимала одно из первых мест в государственной европейской системе. Воинствуя, мы разили. Петр удивил Европу своими победами – Екатерина приучила её к нашим победам. Россияне уже думали, что ничто в мире не может одолеть их; заблуждение, славное для сей великой монархини! Она была женщина, но умела избирать вождей так же, как министров или правителей государственных. Румянцев, Суворов стали наряду с знаменитейшими полководцами в мире; князь Вяземский заслужил имя достойного министра благоразумною государственною экономиею, хранением порядка и целости. Упрекнём ли Екатерину излишним воинским славолюбием? Её победы утвердили внешнюю безопасность государства. Пусть иноземцы осуждают раздел Польши: мы взяли своё. Правилом монархини было не мешаться в войны чуждые и бесполезные для России, но питать дух ратный в империи, рожденной победами». **

       Сама  же Екатерина Великая писала: «Если государственный человек  ошибается, если он рассуждает плохо, или принимает ошибочные меры, целый народ испытывает пагубное следствие этого.

       Нужно  часто себя спрашивать: справедливо  ли это начинание?  - полезно  ли?

Информация о работе Жизнь и правление Екатерины Великой