Жизнь и творчество Н.М. Карамзина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:15, реферат

Описание

Николай Михайлович Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года около Симбирска. Вырос в усадьбе отца — отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина (1724—1783) среднепоместного cимбирского дворянина, потомка крымско-татарского мурзы Кара-Мурза. Получил домашнее образование, с четырнадцати лет обучался в Москве в пансионе профессора Московского университета Шадена, одновременно посещая лекции в Университете.

Содержание

Глава 1. Биография Н.М. Карамзина. 3 стр.
Глава 2. Творчество Н.М. Карамзина. 5стр.
Глава 3. Симбирский памятник Карамзину. 8 стр.
Глава 4. «История государства Российского» Н.М. Карамзина. 11 стр.
Глава 5. Белинский В.Г. о Карамзине. 12 стр.
Заключение 13 стр.
Список используемой литературы 14 стр.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 36.89 Кб (Скачать документ)

Реферат

 

 

 

 

Тема: «Жизнь и творчество Н.М. Карамзина».

 

 

Выполнила студентка УлГТУ

Группы Кд-11

Фадеева Юлия Вячеславовна

Руководитель: Осипов Сергей Викторович.

Кандидат исторических наук, доцент. Преподаватель дисциплины «История России» в УлГТУ.

Контактный телефон:

 

 

 

 

 

 

Ульяновск. 2009.

Оглавление.

 

Глава 1. Биография Н.М. Карамзина.                                                3 стр.

Глава 2. Творчество Н.М. Карамзина.                                               5стр.

Глава 3. Симбирский памятник Карамзину.                                     8 стр.

Глава 4. «История государства  Российского» Н.М. Карамзина.    11 стр.

Глава 5. Белинский В.Г. о  Карамзине.                                             12 стр.

Заключение                                                                            13 стр.

Список используемой литературы                                      14 стр.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Биография Н.М. Карамзина.

Николай Михайлович Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года около Симбирска. Вырос в усадьбе отца — отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина (1724—1783) среднепоместного cимбирского дворянина, потомка крымско-татарского мурзы Кара-Мурза. Получил домашнее образование, с четырнадцати лет обучался в Москве в пансионе профессора Московского университета Шадена, одновременно посещая лекции в Университете.

В 1783 году, по настоянию отца, поступил на службу в петербургский гвардейский полк, но вскоре вышел в отставку. После отставки некоторое время жил в Симбирске, а потом — в Москве. Во время пребывания в Симбирске вступил в масонскую ложу «Золотого венца», а по приезде в Москву в течение четырёх лет (1785—1789) был членом масонской ложи «Дружеское ученое общество».

В 1789—1790 предпринял поездку в Европу, в ходе которой посетил Иммануила Канта в Кёнигсберге, был в Париже во время великой французской революции. В результате этой поездки были написаны знаменитые «Письма русского путешественника», публикация которых сразу же сделала Карамзина известным литератором. Некоторыми филологами считается, что именно с этой книги ведет свой отсчет современная русская литература.

По возвращении из поездки  в Европу, Карамзин поселился в  Москве и начал деятельность в  качестве профессионального писателя и журналиста, приступив к изданию  «Московского журнала» 1791—1792, затем выпустил ряд сборников и альманахов: «Аглая», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности», «Мои безделки», которые сделали сентиментализм основным литературным течением в России, а Карамзина — его признанным лидером.

Император Александр I именным указом от 31 октября 1803 даровал звание историографа Николаю Михайловичу Карамзину; к званию тогда же было добавлено 2 тыс. руб. ежегодного жалования. Титул историографа в России после смерти Карамзина не возобновлялся.

В 1811 году он написал «Записку о древней и новой России», в которой явно просматривалось недовольство ходом либеральных реформ. Ровно до середины текст представлял собой экскурс в историю Руси, тогда как во второй части рассматривалось современное историку царствование Александра I. Это произведение играло также роль набросков к последующему огромному труду по русской истории. В 1816 Карамзин выпустил первые восемь томов «Истории государства российского», трёхтысячный тираж которых разошёлся в течение месяца. В последующие годы вышли ещё три тома «Истории», появился ряд переводов её на главнейшие европейские языки. «Тенденциозно-монархическое» освещение русского исторического процесса сблизило Карамзина с двором и царем, поселившим его подле себя в Царском селе. Политические воззрения Карамзина эволюционировали постепенно, и к концу жизни он являлся убежденным сторонником абсолютной монархии.

Незаконченный XII том был  издан после его смерти.

Карамзин скончался 22 мая (3 июня) 1826 г. в Санкт-Петербурге. Смерть его явилась результатом простуды, полученной 14 декабря 1825 года. В этот день Карамзин был на Сенатской площади…

 

Глава 2. Творчество Н.М. Карамзина.

Николай Михайлович Карамзин — поэт, прозаик и историограф. Он открыл своим соотечественникам “Историю государства Российского”. Благодаря многолетнему титаническому труду Карамзина, русские люди узнали о самых отдаленных временах становления страны. Его труд — это не сухие факты и цифры, а жизнь во всем ее многообразии. Карамзин систематизировал, обобщил и художественно оформил колоссальный материал, накопленный летописцами. Писатель сумел донести до современников великий дух патриотизма и самоотверженности первых “строителей” государства русского.     Но Николай Михайлович начинал свою деятельность литератора не с исторического жанра. Он привнес в Россию сентиментализм. Его повесть “Бедная Лиза” явилась новым этапом на пути развития русской литературы. После классицизма с характерными для него ограничениями и ходульными героями, сентиментализм явился настоящим откровением. Писатель раскрывает внутренний мир героев, их чувства и переживания. Это уже не слепки с людей, а сами живые и реальные герои.  
    “Милая Лиза! Я люблю тебя!”, и сии слова отозвались во глубине души ее, как небесная, восхитительная музыка; она едва смела верить ушам своим и...— Эраст узнал, что он любим, любим страстно новым, чистым, открытым сердцем”1. Автор заставляет читателей сопереживать героям, жить их радостями и горестями.     Развивал в своем творчестве Карамзин и жанр исторической повести: “Наталья, боярская дочь”, “Марфа-посадница” и другие.

Отдал дань Николай Михайлович и поэзии:        

«Веют осенние ветры  
    В мрачной дубраве;  
    С шумом на землю валятся  
    Желтые листья.  
    Поле и сад опустели,  
    Сетуют холмы,  
    Пение в рощах умолкло —  
    Скрылися птички...  
    Странник печальный, утешься:  
    Вянет природа  
    Только на малое время;  
    Все оживится»2.  
      
  

Поэзия Карамзина подражательна, но важна, как и остальное его  творчество, как показатель наступившего нового периода. Он был первым в России, для кого поэзия стала средством  передачи его ”внутреннего мира”. Он оставил отчетливый след в технике  русского стиха, как обработкой традиционных французских стиховых форм, так и введением новых форм — германского происхождения.

 Его стихи многотемны: он писал о любви и природе, перемене человеческих чувств и о государыне.

Не лишены, философского смысла его эпиграммы:  
      
    «Что наша жизнь? Роман — кто автор? Аноним.  
    Читаем по складам, смеемся, плачем... спим»1.  
      
    В небольшой фразе отражена философия жизни, ее многообразие.  
      
    «Что есть жизнь наша? — Сказка.  
    Ачто любовь? — Ее завязка;  
    Конец печальный иль смешной.  
    Родись, люби — и Бог с тобой!»2

 
      
    Работал Карамзин и в публицистическом жанре. Его статьи: “О книжной торговле и любви ко чтению в России”, “Что нужно автору”, “О любви к Отечеству  и народной гордости” могут вполне соотнестись с нашим временем, они не менее актуальны для  нас, хотя написаны в начале девятнадцатого века. Это лишний раз подчеркивает талант Карамзина, его умение заглянуть  в суть вещей, которая мало меняется со временем. Карамзин — наш классик, а ее ценности вечны; наследие Николая  Михайловича Карамзина — доказательство тому.

 

 

Глава 3. Симбирский памятник Карамзину.

Столетье протекло!... Безмолвен  знаменитый

Наш русский Златоуст, обворожавший слух!

Но вещий глас его, творенья – не забыты:

В них слово искренно, в них слышен Русский дух!

Народный славе он сочувствовал сердечно,

И вознесет его прославленный  народ,

И будет имя жить его  в России вечно,

Доколь в сердцах любовь к Отечеству живет!

Д. Ознобишин.1

 

По сложившейся в России традиции памятники ставились только царствующим особам и прославленным  военачальникам. Так что намерение  сибирян соорудить памятник Карамзину  было из ряда вон выходящим событием. И никто из поклонников таланта  своего знаменитого соотечественника, очевидно, не предполагал, что прохождение  ходатайств такого рода по инстанциям займет чуть ли не полтора десятилетия, а решающее слово будет за самим  самодержцем Всероссийским.

По сохранившимся в  архивах документам нельзя однозначно сказать, кто именно первым подал  мысль о необходимости сооружения памятника Карамзину в Симбирске, но всё говорит за то, что застрельщиками безусловно явились генерал-майор  Пётр Никифорович Ивашев (Сподвижник Суворова,  герой Отечественной  войны 1812 г., отец декабриста), трое братьев  Языковых, а также  их ближайшие  знакомые князь Ю.С. Хованский, отставные  штаб-ротмистр П.А. Бестужев и капитан-лейтенант  А.Д. Валуев. В пользу приоритета в  этом деле Ивашева и Языковых говорит  и тот факт, что П.Н. Ивашев, Александр, а потом и Петр Языковы были избраны членами комитета по сбору средств на памятник Карамзину.

В декабре 1933 году в Академии художеств был проведен конкурс  на проект памятника Карамзину. Совет  Академии рассмотрел девять предложенных проектов, из которых были отобраны три для предоставления министру внутренних дел и Николаю I. Но все  представленные проекты не удовлетворили  министра внутренних дел.  В марте 1835 года вся дальнейшая работа по проектированию памятника Карамзину в Симбирске (Ульяновске) была передана С.И. Гальбергу. Он был учеником известного русского скульптора И.П. Мартоса и одним из самых высокообразованных в стране деятелей культуры. Крупнейшие художники того времени были друзьями скульптора. Именно Гальберг по просьбе Жуковского снял посмертную маску с А.С. Пушкина. Гальберг принимал участие в создании памятника Минину и Пожарскому. Им выполнены статуя Еврипида на фасаде Публичной библиотеки в Петербурге и барельефы в церкви Академии художеств. В 1830 году он закончил работу над памятником Александру I в Грузино, а позже по его проекту и модели был поставлен памятник на могиле С. Щедрина в Сорренто. Успешно закончив проект памятника Державину для Казани,Гальберг взялся за разработку проекта памятника Карамзину в Симбирске.  
В августе 1836 года в объяснительной записке Гальберг описал весь свой проект. Но, успев сделать только эскизы в глине и карандашные рисунки, он умер в мае 1839 года. Продолжение начатой им работы совет Академии поручил его ученикам: А.А. Иванову, П.А. Ставассеру, Н.А. Рамазанову К.М. Климченко. Наблюдение и контроль за их деятельностью осуществлял известный русский скульптор профессор Академии художеств В.И. Демут-Малиновский. 
Гальберг являлся представителем классицизма в русской скульптуре, поэтому и решил памятник Карамзину представить в строгом соответствии с канонами и традициями этого стиля. 

Памятник создан по обычаям  того времени в стиле классицизма. На пьедестале стоит величественная статуя музы истории Клио: правой рукой  она возлагает на жертвенник бессмертия скрижали "Истории государства  Российского" - главного труда Н.М. Карамзина, а в левой держит трубу, с помощью которой намерена вещать о славных страницах жизни  России.

В пьедестале памятника, в  круглой нише размещается бюст историка. Пьедестал украшен двумя горельефами. На северном  К. М. Климченко изобразил Карамзина читающим отрывок из своей "Истории" Александру I в присутствии его сестры Екатерины Павловны во время пребывания императора в Твери в 1811 году. На другом, тоже в аллегорической форме, Николай Михайлович запечатлен на смертном одре в окружении своего семейства в тот момент, когда узнал о пожаловании ему Николаем I щедрого пенсиона. В соответствии с канонами классического стиля все фигуры памятника изображены в античных одеждах. Надпись на пьедестале, выполненная накладными буквами, гласила: «Н.М. Карамзину историку Российского государства повелением императора Николая I-го 1844 год». Общая высота монумента составляет 8,52 метра, из них высота пьедестала — 4,97 метра, статуи Клио – 3,55 метра.

 

Глава 4. «История государства  Российского» Н.М. Карамзина.

Карамзин воздвигнул своему имени прочный памятник "Историею государства Российского", хотя и  успел довести ее только до избрания на царство дома Романовых.

Главная заслуга Карамзина  как историка России состоит совсем не в том, что он написал истинную историю России, а в том, что  он создал возможность в будущем  истинной истории России. Карамзин открыл целому обществу русскому, что  у него есть отечество, которое имеет  историю, и что история его  отечества должна быть для него интересна, и знание ее не только полезно, но и  необходимо. Подвиг великий! И Карамзин совершил его не столько в качестве исторического, сколько в качестве превосходного беллетрического  таланта. В его живом и искусном литературном рассказе вся Русь прочла историю своего отечества и в  первый раз получила о ней понятие. С той только минуты сделались  возможными и изучение русской истории  и ученая разработка ее материалов; ибо только с той минуты русская  история сделалась живым и  всеобщим интересом. Карамзин, воздвигая  здание своей истории, был не только зодчим, но и каменщиком, подобно  Аристотелю Фиоравенти, который, воздвигая  в Москве Успенский собор, в то же время учил чернорабочих обжигать кирпичи и растворять известь. И потому фактические ошибки в истории Карамзина должно замечать для пользы русской истории, а обвинять его за них не должно.

 

Глава 5. Белинский В.Г. о  Карамзине.

 «Карамзин из торной, ухабистой и каменистой дороги  латинско-немецкой конструкции,  славяно-церковных речений и оборотов  и схоластической надутости выражения  вывел русский язык на настоящий  и естественный ему путь, заговорил  с обществом языком общества, создал, можно сказать, и литературу  и публику: заслуга великая  и бессмертная! Мы признаем  её со всею охотою и считаем  для себя не только за долг, но и за наслаждение быть  признательными к имени знаменитого  мужа; но всё это не даст  содержания «Бедной Лизе», «Наталье, боярской дочери», «Марфе Посаднице»  и пр., не сделает их интересными  для нашего времени и не  заставит нас читать и перечитывать  их». 1

Информация о работе Жизнь и творчество Н.М. Карамзина