Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:15, реферат
Николай Михайлович Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года около Симбирска. Вырос в усадьбе отца — отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина (1724—1783) среднепоместного cимбирского дворянина, потомка крымско-татарского мурзы Кара-Мурза. Получил домашнее образование, с четырнадцати лет обучался в Москве в пансионе профессора Московского университета Шадена, одновременно посещая лекции в Университете.
Глава 1. Биография Н.М. Карамзина. 3 стр.
Глава 2. Творчество Н.М. Карамзина. 5стр.
Глава 3. Симбирский памятник Карамзину. 8 стр.
Глава 4. «История государства Российского» Н.М. Карамзина. 11 стр.
Глава 5. Белинский В.Г. о Карамзине. 12 стр.
Заключение 13 стр.
Список используемой литературы 14 стр.
Реферат
Тема: «Жизнь и творчество Н.М. Карамзина».
Выполнила студентка УлГТУ
Группы Кд-11
Фадеева Юлия Вячеславовна
Руководитель: Осипов Сергей Викторович.
Кандидат исторических наук, доцент. Преподаватель дисциплины «История России» в УлГТУ.
Контактный телефон:
Ульяновск. 2009.
Оглавление.
Глава 1. Биография Н.М. Карамзина.
Глава 2. Творчество Н.М. Карамзина.
Глава 3. Симбирский памятник
Карамзину.
Глава 4. «История государства Российского» Н.М. Карамзина. 11 стр.
Глава 5. Белинский В.Г. о
Карамзине.
Заключение
Список используемой литературы
Глава 1. Биография Н.М. Карамзина.
Николай Михайлович Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года около Симбирска. Вырос в усадьбе отца — отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина (1724—1783) среднепоместного cимбирского дворянина, потомка крымско-татарского мурзы Кара-Мурза. Получил домашнее образование, с четырнадцати лет обучался в Москве в пансионе профессора Московского университета Шадена, одновременно посещая лекции в Университете.
В 1783 году, по настоянию отца, поступил на службу в петербургский гвардейский полк, но вскоре вышел в отставку. После отставки некоторое время жил в Симбирске, а потом — в Москве. Во время пребывания в Симбирске вступил в масонскую ложу «Золотого венца», а по приезде в Москву в течение четырёх лет (1785—1789) был членом масонской ложи «Дружеское ученое общество».
В 1789—1790 предпринял поездку в Европу, в ходе которой посетил Иммануила Канта в Кёнигсберге, был в Париже во время великой французской революции. В результате этой поездки были написаны знаменитые «Письма русского путешественника», публикация которых сразу же сделала Карамзина известным литератором. Некоторыми филологами считается, что именно с этой книги ведет свой отсчет современная русская литература.
По возвращении из поездки
в Европу, Карамзин поселился в
Москве и начал деятельность в
качестве профессионального писателя
и журналиста, приступив к изданию
«Московского журнала» 1791—1792, затем выпустил ряд сборников
и альманахов: «Аглая», «Аониды», «Пантеон иностранной
словесности», «Мои безделки», которые
сделали сентиментализм основны
Император Александр I именным указом от 31 октября 1803 даровал звание историографа Николаю Михайловичу Карамзину; к званию тогда же было добавлено 2 тыс. руб. ежегодного жалования. Титул историографа в России после смерти Карамзина не возобновлялся.
В 1811 году он написал «Записку о древней и новой России», в которой явно просматривалось недовольство ходом либеральных реформ. Ровно до середины текст представлял собой экскурс в историю Руси, тогда как во второй части рассматривалось современное историку царствование Александра I. Это произведение играло также роль набросков к последующему огромному труду по русской истории. В 1816 Карамзин выпустил первые восемь томов «Истории государства российского», трёхтысячный тираж которых разошёлся в течение месяца. В последующие годы вышли ещё три тома «Истории», появился ряд переводов её на главнейшие европейские языки. «Тенденциозно-монархическое» освещение русского исторического процесса сблизило Карамзина с двором и царем, поселившим его подле себя в Царском селе. Политические воззрения Карамзина эволюционировали постепенно, и к концу жизни он являлся убежденным сторонником абсолютной монархии.
Незаконченный XII том был издан после его смерти.
Карамзин скончался 22 мая (3 июня) 1826 г. в Санкт-Петербурге. Смерть его явилась результатом простуды, полученной 14 декабря 1825 года. В этот день Карамзин был на Сенатской площади…
Глава 2. Творчество Н.М. Карамзина.
Николай Михайлович Карамзин
— поэт, прозаик и историограф. Он открыл
своим соотечественникам “Историю государства
Российского”. Благодаря многолетнему
титаническому труду Карамзина, русские
люди узнали о самых отдаленных временах
становления страны. Его труд — это не
сухие факты и цифры, а жизнь во всем ее
многообразии. Карамзин систематизировал,
обобщил и художественно оформил колоссальный
материал, накопленный летописцами. Писатель
сумел донести до современников великий
дух патриотизма и самоотверженности
первых “строителей” государства русского. Но
Николай Михайлович начинал свою деятельность
литератора не с исторического жанра.
Он привнес в Россию сентиментализм. Его
повесть “Бедная Лиза” явилась новым
этапом на пути развития русской литературы.
После классицизма с характерными для
него ограничениями и ходульными героями,
сентиментализм явился настоящим откровением.
Писатель раскрывает внутренний мир героев,
их чувства и переживания. Это уже не слепки
с людей, а сами живые и реальные герои.
“Милая Лиза! Я люблю тебя!”, и сии слова
отозвались во глубине души ее, как небесная,
восхитительная музыка; она едва смела
верить ушам своим и...— Эраст узнал, что
он любим, любим страстно новым, чистым,
открытым сердцем”1. Автор заставляет читателей
сопереживать героям, жить их радостями
и горестями. Развивал в своем творчестве
Карамзин и жанр исторической повести:
“Наталья, боярская дочь”, “Марфа-посадница”
и другие.
Отдал дань Николай Михайлович и поэзии:
«Веют осенние ветры
В мрачной дубраве;
С шумом на землю валятся
Желтые листья.
Поле и сад опустели,
Сетуют холмы,
Пение в рощах умолкло —
Скрылися птички...
Странник печальный, утешься:
Вянет природа
Только на малое время;
Все оживится»2.
Поэзия Карамзина
Его стихи многотемны: он писал о любви и природе, перемене человеческих чувств и о государыне.
Не лишены, философского
смысла его эпиграммы:
«Что наша жизнь? Роман — кто автор? Аноним.
Читаем по складам, смеемся,
плачем... спим»1.
В небольшой фразе отражена
философия жизни, ее многообразие.
«Что есть жизнь наша? — Сказка.
Ачто любовь? — Ее завязка;
Конец печальный иль смешной.
Родись, люби — и Бог с тобой!»2
Работал Карамзин и в публицистическом
жанре. Его статьи: “О книжной торговле
и любви ко чтению в России”, “Что
нужно автору”, “О любви к Отечеству
и народной гордости” могут вполне
соотнестись с нашим временем,
они не менее актуальны для
нас, хотя написаны в начале девятнадцатого
века. Это лишний раз подчеркивает
талант Карамзина, его умение заглянуть
в суть вещей, которая мало меняется
со временем. Карамзин — наш классик,
а ее ценности вечны; наследие Николая
Михайловича Карамзина —
Глава 3. Симбирский памятник Карамзину.
Столетье протекло!... Безмолвен знаменитый
Наш русский Златоуст, обворожавший слух!
Но вещий глас его, творенья – не забыты:
В них слово искренно, в них слышен Русский дух!
Народный славе он сочувствовал сердечно,
И вознесет его прославленный народ,
И будет имя жить его в России вечно,
Доколь в сердцах любовь к Отечеству живет!
Д. Ознобишин.1
По сложившейся в России традиции памятники ставились только царствующим особам и прославленным военачальникам. Так что намерение сибирян соорудить памятник Карамзину было из ряда вон выходящим событием. И никто из поклонников таланта своего знаменитого соотечественника, очевидно, не предполагал, что прохождение ходатайств такого рода по инстанциям займет чуть ли не полтора десятилетия, а решающее слово будет за самим самодержцем Всероссийским.
По сохранившимся в
архивах документам нельзя однозначно
сказать, кто именно первым подал
мысль о необходимости
В декабре 1933 году в Академии
художеств был проведен конкурс
на проект памятника Карамзину. Совет
Академии рассмотрел девять предложенных
проектов, из которых были отобраны
три для предоставления министру
внутренних дел и Николаю I. Но все
представленные проекты не удовлетворили
министра внутренних дел. В марте 1835 года вся дальнейшая
работа по проектированию памятника Карамзину
в Симбирске (Ульяновске) была передана
С.И. Гальбергу. Он был учеником известного
русского скульптора И.П. Мартоса и одним
из самых высокообразованных в стране
деятелей культуры. Крупнейшие художники
того времени были друзьями скульптора.
Именно Гальберг по просьбе Жуковского
снял посмертную маску с А.С. Пушкина. Гальберг
принимал участие в создании памятника
Минину и Пожарскому. Им выполнены статуя
Еврипида на фасаде Публичной библиотеки
в Петербурге и барельефы в церкви Академии
художеств. В 1830 году он закончил работу
над памятником Александру I в Грузино,
а позже по его проекту и модели был поставлен
памятник на могиле С. Щедрина в Сорренто.
Успешно закончив проект памятника Державину
для Казани,Гальберг взялся за разработку
проекта памятника Карамзину в Симбирске.
В августе 1836 года в объяснительной
записке Гальберг описал весь свой проект.
Но, успев сделать только эскизы в глине
и карандашные рисунки, он умер в мае 1839
года. Продолжение начатой им работы совет
Академии поручил его ученикам: А.А. Иванову,
П.А. Ставассеру, Н.А. Рамазанову К.М. Климченко.
Наблюдение и контроль за их деятельностью
осуществлял известный русский скульптор
профессор Академии художеств В.И. Демут-Малиновский.
Гальберг являлся представителем
классицизма в русской скульптуре, поэтому
и решил памятник Карамзину представить
в строгом соответствии с канонами и традициями
этого стиля.
Памятник создан по обычаям того времени в стиле классицизма. На пьедестале стоит величественная статуя музы истории Клио: правой рукой она возлагает на жертвенник бессмертия скрижали "Истории государства Российского" - главного труда Н.М. Карамзина, а в левой держит трубу, с помощью которой намерена вещать о славных страницах жизни России.
В пьедестале памятника, в
круглой нише размещается бюст историка.
Пьедестал украшен двумя
Глава 4. «История государства Российского» Н.М. Карамзина.
Карамзин воздвигнул своему имени прочный памятник "Историею государства Российского", хотя и успел довести ее только до избрания на царство дома Романовых.
Главная заслуга Карамзина как историка России состоит совсем не в том, что он написал истинную историю России, а в том, что он создал возможность в будущем истинной истории России. Карамзин открыл целому обществу русскому, что у него есть отечество, которое имеет историю, и что история его отечества должна быть для него интересна, и знание ее не только полезно, но и необходимо. Подвиг великий! И Карамзин совершил его не столько в качестве исторического, сколько в качестве превосходного беллетрического таланта. В его живом и искусном литературном рассказе вся Русь прочла историю своего отечества и в первый раз получила о ней понятие. С той только минуты сделались возможными и изучение русской истории и ученая разработка ее материалов; ибо только с той минуты русская история сделалась живым и всеобщим интересом. Карамзин, воздвигая здание своей истории, был не только зодчим, но и каменщиком, подобно Аристотелю Фиоравенти, который, воздвигая в Москве Успенский собор, в то же время учил чернорабочих обжигать кирпичи и растворять известь. И потому фактические ошибки в истории Карамзина должно замечать для пользы русской истории, а обвинять его за них не должно.
Глава 5. Белинский В.Г. о Карамзине.
«Карамзин из торной,
ухабистой и каменистой дороги
латинско-немецкой конструкции,