Жуков Ю.Н. Репрессии и Конституция 1936 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 14:37, реферат

Описание

Я выбрала эту тему, потому что мне интересно, что происходило в СССР в период времени с 1924-1936гг. К чему привела конституция и репрессии в Советском Союзе.
Конституция провозгласила, что социализм в СССР победил и в основном построен. Это означало, что уничтожена частная собственность на средства производства и эксплуататорские классы (и следовательно пролетариат больше не существует, т.е. диктатура пролетариата-пройденный этап), победили социалистические производственные отношения. Экономической основной провозглашалась плановая социалистическая система хозяйства, опирающаяся на социалистическую собственность в двух ее формах- государственную и колхозно-кооперативную.

Работа состоит из  1 файл

Рецензия.docx

— 28.83 Кб (Скачать документ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФЕДЕРАЛЬНОГО  АГЕНСТВА

ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ  И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

(ГОУ  ВПО НГМУ Росздрава) 
 

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК

РЕЦЕНЗИЯ  НА СТАТЬЮ

Тема: «Жуков Ю.Н. Репрессии  и Конституция 1936 г» 
 
 

Выполнила: студентка 1 курса 

Лечебного факультета

31 группы

Джураева Парвина

                                  Проверил: Вишневский С                                             
 
 
 
 
 

Новосибирск 2011г.

Введение

      Я  выбрала эту тему, потому что  мне интересно, что происходило  в СССР в период времени  с 1924-1936гг. К чему привела конституция  и репрессии в Советском Союзе.

       Конституция провозгласила, что  социализм в СССР победил и  в основном построен. Это означало, что уничтожена частная собственность на средства производства и эксплуататорские классы (и следовательно пролетариат больше не существует, т.е. диктатура пролетариата-пройденный этап), победили социалистические производственные отношения. Экономической основной провозглашалась плановая социалистическая система хозяйства, опирающаяся на социалистическую собственность в двух ее формах- государственную и колхозно-кооперативную.

       Впервые в истории Советского государства Конституция 1936 года всем гражданам предоставляла равные права:

1.Всеобщее, равное  и прямое избирательное право  при тайном голосовании;

2.Право на труд  и отдых, материальное обеспечение  в старости и болезни, право  на образование (бесплатное);

3.Свобода совести,  слова, печати, собраний и митингов.

        Провозглашались неприкосновенность  личности и тайна переписки.

        Земля, её недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный, наземный и воздушный транспорт, банки, средства связи объявились всенародным  достоянием; земля, занимаемая колхозами, передавались им в вечное пользование.

        Что касается репрессии-это не по человечески. Итак, репрессии унесли несколько сотен тысяч человек. Я не отрицаю факт наличия репрессий и скорблю вместе с родственниками безвынних жертв. Но действительно ли виноват Сталин и можно ли было репрессий избежать , я попробую выяснить в своём реферате. По крайней мере, исторический материал доказывает, что Сталин был виноват меньше всех.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новая Конституция 1936 г. Общие  принципы.

        В феврале 1935 г. Пленум ЦК  ВКП(б) выступил с инициативой внесения измерений в Конституцию (в части уточнения социально-экономической основы общества на новом этапе и в части изменения избирательной системы).

        Вслед за этим съезд Советов  Союза ССР принял соответствующее  постановление и поручил ЦИК  создать Конституционную комиссию.

        Новая Конституция состояла из 13 глав и 146 статей. Отмечалось, что  политическую основу СССР составляют  Советы депутатов трудящихся, которым  принадлежит вся власть в стране.

         Экономическую основу СССР составляют  социалистическая система хозяйства  и социалистическая собственность  на орудия и средства производства.

          Социалистическая собственность  выступает в двух формах: государственной и кооперативно-колхозной. Наряду с социалистической системой хозяйства законом допускалось мелкое частное (основанное на личном труде) хозяйство. Хозяйственная жизнь страны определялась государственным народно-хозяйственным планом. Труд рассматривался как обязанность.

Государственное устройство

        Государственное устройство страны  определялось как федеративное (союзное)  объединение одиннадцати республик.  Давался исчерпывающий перечень  прав федеративных органов, неперечисленные полномочия остались за союзными республиками.

        Последним предоставлялось право  выхода из состава СССР, конституции  союзных республик должны были  соответствовать Конституции СССР, в случае расхождения союзного  и республиканского законов, действовал  союзный закон. Конституция провозглашала  единое гражданство.

       Высшим органом власти в СССР  становился Верховный Совет СССР, наделенный законодательной властью  и состоявший из двух палат:  Совета Союза и Совета Национальностей.

       Совет Союза избирался по территориальным  округам, Совет Национальностей  - по союзным, автономным республикам,  автономным областям и национальным  округам. Обе палаты признавались  равноправными и работали в  сессионном порядке. В случае  непримиримых разногласий при  принятии решения Президиум Верховного  Совета распускал Верховный Совет  и назначал новые выборы.

        Вместе с тем Президиум был  подотчетен Верховному Совету. Президиум  издавал указы, проводил референдумы,  в период между сессиями Верховного  Совета осуществлял высшую власть  в государстве, назначал новые  выборы.

        Правительство (Совет народных  комиссаров СССР) формировалось  на совместном заседании обеих  палат Верховного Совета. СНК  издает постановления и распоряжения  на основе действующих законов,  принятых Верховным Советом.

         В Конституции давался перечень союзных (обороны, иностранных дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного транспорта, тяжелой промышленности, оборонной промышленности) и союзно-республиканских (пищевой, легкой, лесной промышленности, земледелия, зерновых и животноводческих совхозов, финансов, внутренней торговли, внутренних дел, юстиции, здравоохранения) народных комиссариатов.

       По аналогии с союзными органами  центральной власти и управления  строилась система органов союзной  республики.

        Глава 9 Конституции была посвящена  изменениям в избирательной системе.  Закреплялось всеобщее, равное и  прямое избирательное право при  тайном голосовании, предоставляемое  с восемнадцатилетнего возраста. Предшествующее избирательное законодательство (по Конституциям 1918 и 1924 г.) отменялось.

       В перечне основных прав и  связанных с ними обязанностей  граждан упоминалось о правах: на труд, отдых, материальное обеспечение  (в старости, по болезни, в случае  потери трудоспособности), образование  (бесплатное).

       Провозглашалось равенство полов,  национальностей, свобода слова,  печати, собраний, митингов, шествий  и демонстраций; отделение церкви  от государства и школы от  церкви.

        ВКЩ6) объявлялась «передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных».

Основные  тенденции развития советского права  в 1930-е гг.

А. Источники и  сфера права

      На основе Конституции СССР вся полнота власти сосредоточивалась в Верховном Совете, принцип разделения властей отвергался как «буржуазный».

      В ряду правовых источников первенствующая роль отводилась закону. Закон в формальном смысле - всякий акт, принятый представительным органом, в материальном смысле это акт, который не обязательно исходит от законодательной власти, но содержит в себе нормы общего значения, устанавливающие определенные правила поведения.

       По Конституции 1936 г. формальный и материальный аспекты советского закона всегда совпадают. На практике Верховный Совет делегирует свои функции (на период между сессиями) Президиуму. СНК также принимает постановления и решения на основании и во исполнение действующих законов.

       Процесс делегирования законодательной власти от одного органа другому облегчался тем фактом, что эти государственно-властные структуры были консолидированы партийно-политическим единством. Руководящие партийные органы принимали самое активное участие в их формировании.

        С 30-х годов все большее число постановлений правительства стало приниматься совместно с руководящим партийным органом ЦК ВКП(б). Партийные решения приобретали фактически характер нормативных актов. Такая трансформация была обусловлена также представлением о праве как об инструменте государственной политики (поэтому акты, которыми регламентировались наиболее серьезные политические акции, например, коллективизация сельского хозяйства, исходили из двух источников: правительства и ЦК). Процессы концентрации политической власти внутри узкого круга партийных и государственных чиновников (номенклатуры) сопровождались сужением гражданских прав для основной массы населения.

         В сферах трудового, колхозного и уголовного права это было особенно очевидно.

          Введение паспортов и института прописки усиливало админи-стративный контроль над населением. Сельские жители, часто не получавшие паспортов, были фактически привязаны к месту проживания и ограничены в праве передвигаться по стране.

Б. Правовое регулирование  сельского хозяйства

       В сфере сельского хозяйства был проведен ряд мер, направленных на усиление плановых начал.

       В мае 1939 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление «О мерах охраны общественных земель колхозов от раздробления», закреплявшее колхозные земли в установленных пределах и ограничивающее процесс увеличения приусадебных земель колхозников.

       В январе 1940 г. те же органы принимают постановление «Об обязательной поставке шерсти государству», в марте - «Об изменении в политике заготовок и закупок сельскохозяйственных продуктов».

       Еще в сентябре 1939 г. была изменена система сельхозналога, включавшая прогрессивно-подоходное обложение приусадебных участков и освобождение от налога получаемых колхозниками трудодней. Для колхозов устанавливался погектарный принцип обложения (с количества земли), стимулирующий более интенсивное использование колхозами земельных владений.

       Одновременно с этими мероприятиями в апреле 1939 г. принимается постановление «О запрещении исключения колхозников из колхозов». Государство стремилось закрепить рабочую силу на колхозных землях и в колхозном производстве.

В. Правовое регулирование  в сфере промышленного производства

      Схожие процессы происходили в сфере промышленного труда. В декабре 1939 г. ЦК ВКП(б), СНК и ВЦСПС приняли постановление «О мерах по упрочению трудовой дисциплины...», в котором устанавливались дифференцированные нормы страхового обеспечения, зависящие от стажа работы на данном пред¬приятии (учреждении).

      Одновременно правительство вводило на производстве трудовые книжки, в которых фиксировались занимаемая должность, поощрения и взыскания, налагаемые на работника.

      В июле 1940 г. указом Президиума Верховного Совета СССР была повышена обязательная мера труда: вместо существовавших семи- и шестичасового рабочих дней устанавливался восьмичасовой: вместо пятидневной рабочей недели - шестидневная.

      Через месяц новым указом запрещался самовольный уход работников с предприятий и из учреждений, а также переход из одной организации в другую. К нарушителям применялись уго¬ловные наказания.

       В октябре 1940 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР наркоматам было предоставлено право переводить рабочих и служащих с одного предприятия на другое (независимо от их территориального расположения) в принудительном порядке.

       В то же время принимается Указ «О государственных трудовых резервах», на основании которого разворачивалась сеть ремесленных училищ и фабрично-заводских школ для подготовки кадров квалифицированных рабочих. Государственные резервы рабочей силы должны были находиться в непосредственном распоряжении правительства.

Конституция 1936 г. и политические репрессии

          Оценивать Конституцию 1936 г. без анализа политических репрессий, которые последовали за принятием Конституции, невозможно. Идея равенства вряд ли имела основополагающее значение в этот период истории страны. «Равенство» двух полов - мужчин и женщин при проведении политики репрессий - предмет особой экспертизы.

Информация о работе Жуков Ю.Н. Репрессии и Конституция 1936 г