Золотая Орда и ее роль в истории Отечества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 15:07, реферат

Описание

Тема настоящего реферата - Золотая Орда и ее роль в истории Отечества. Актуальность и необходимость настоящего исследования вызвана сегодня двумя диаметрально противоположными точками зрения, одна их них традиционная и прописана во всех школьных учебниках и многих учебниках для ВУЗов, суть ее состоит в признании отрицательной роли, другая признает положительное историческое влияние на наше Отечество.

Разрабатывая тему реферата мной были изучены документы характеризующие обе позиции. Неоценимую помощь в изучении вопросов темы мне оказали труды выдающихся историков - И. Я. Фроянова, Г.В.Вернадского, Р.Г.Скрынникова, Н.И. Костомарова, Н.М.Карамзина.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1.Образование золотой орды.

2. Становление русского государства в XIV - начале XVI в.

2.1. Усиление Московского княжества

2.2. Русь на рубеже XIV-XV вв.

2.3. Завершение территориального объединения русских земель

2.4. Административное деление и местное управление в XIV-XVI вв.

3. Падение ордынского ига

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

История отечества 1.docx

— 48.31 Кб (Скачать документ)

     В научной  и учебной литературе - как и  на уровне обыденного сознания - утвердились  некоторые стереотипы и заблуждения  связанные с Золотой Ордой. Это  относится к развитию культуры, наличию  городов, соотношению понятий «монголы»  и «татары», некоторым моментам русско-ордынских  отношений. Долгое время Золотая  Орда была нежелательной темой в  науке, любой положительный факт по отношению к ней казался  сомнительным. Термин «татарщина» в  трудах классиков марксизма был  синонимом варварства и нес исключительно  пренебрежительный смысл.

     Одно  из стереотипных представлений о  Золотой Орде состоит в том, что  это государство было чисто кочевническим  и почти не имело городов. Этот стереотип переносит ситуацию времен Чингисхана на всю историю Золотой  Орды. Уже преемники Чингисхана отчетливо  поняли, что «нельзя управлять  Поднебесной, сидя на коне». В Золотой  Орде было создано более сотни  городов, выполнявших функции административно-налоговых  и торгово-ремесленных центров. Столица  государства - город Сарай - насчитывала 75 тысяч жителей. По средневековым  масштабам это был огромный город. Подавляющее большинство золотоордынских  городов было разрушено Тимуром  в конце XIV века, но некоторые сохранились  до наших дней - Азов, Казань, Старый Крым, Тюмень и др. На золотоордынской  территории строились города и с . преобладанием русского населения - Елец, Тула, Калуга. Это были резиденции и опорные гарнизоны баскачества («Калуга» переводится как «застава»). Благодаря союзу городов со степью развивались ремесла и караванная торговля, создавался экономический потенциал, длительное время способствовавший сохранению могущества Орды.

     Культурная  жизнь Орды характеризовалась многоэтничностью, а также взаимодействием кочевого и оседлого укладов. В начальном периоде Золотой Орды культура развивалась во многом за счет потреблений достижений завоеванных народов. Это не значит, тем не менее, что монгольский субстрат золотордынской культуры не имел самостоятельного значения и влияния на покоренные племена. У монголов была сложная и очень своеобразная обрядовая система. В отличие от ситуации в соседних мусульманских странах в общественной жизни Орды довольно высокой была роль женщин. Очень характерным для монголов являлось чрезвычайно спокойное отношение к любым религиям. Веротерпимость вела к тому, что сплошь и рядом даже в одном семействе уживались приверженцы различных исповеданий, К примеру, в роду самих Джучидов хан Батый был язычником, его брат - Берке мусульманином, сын Сартак - христианином.

     Развивалась традиционная народная культура - особенно богатый и яркий фольклор героико-былинного  и песенного характера, а также  орнаментально-прикладное искусство. Важнейшей культурной чертой монголов-кочевников было наличие собственной письменности.

       Строительство городов сопровождалось развитием архитектуры и домостроительной техники. После принятия ислама в качестве государственной религии в XIV веке стали интенсивно, сооружать мечети, минареты, медресе, мавзолеи, монументальные дворцы. В разных районах Золотой Орды достаточно четко выделялись зоны конкретного влияния различных градостроительных традиций - булгарских, хорезмских, крымских и т. п.

     Постепенно  различные элементы многоэтничной  культуры Золотой Орды объединялись в одно целое, перерастали в синтез, в органическое сочетание разнообразных  черт духовной и материальной культуры разных народов, населяющих Золотую  Орду, транспортировались и перенимались соседними государствами, к их числу  относится и Русь.

     Учитывая, значительное золотоордынское влияние  в таких важных функциях российского  государства, как организация финансовой системы и почтовых сообщений. Можно  долго перечислять многочисленные исторические названия в Москве (Китай-город, Арбат, Балчуг, Ордынка и др.) также  восходящие к ордынским временам, когда Русь и Золотая Орда фактически жили в рамках единой государственно-политической системы и в какой-то мере уподоблялись друг другу.

     Таким образом, сводить отношения России и Орды к последствиям пресловутого «нашествия Батыя», являвшегося лишь крупномасштабным, но ограниченным по времени набегом, едва ли возможно. Ведь в конечном счете становление российской государственности происходило в русле широкого заимствования ордынской военно-политической организации, опыта и даже самих «кадров» - представителей военно-служилого сословия. 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы и источников. 

1. Аннинский С.А. Известия венгерских миссионеров 13-14 вв. о татарах и Восточной Европе.// «Исторический архив – 1940. - № 3. – с.87.

2. Валянский Г.В., Калюжный Д.И. Монголо-татарское иго – великая ложь истории // Комсомольская правда. – 1998. – 11 августа.

3. Вернадский  Г.В. Монголы и Русь. – Тверь., 1997.

4. Греков  Б.Д., А.Ю. Якубовский. Золотая Орда  и ее падение. – М., 1998.

5. Греков  Б.Д. Монголы и Русь. Опыт политической  истории. – М., 1979.

6. Гумилев  Л.Н. Поиски вымышленного царства.  М., 1970. с. 398.

7. Ионов  И.Н. Российская Цивилизация 9-нач. 20 веков. – М., 1985.

8. Карамзин  Н.М. История государства Российского.  – М., 1991.

9. Каргалов  В.В. Монголо-татарское нашествие  на Русь. – М., 1966.

10. Ключевский  В.О. Русская история. Полный  курс лекций: В 3-х книгах. –  Кн.1.- М., 1995.

11. Кучкин  В.А. Русь под игом: как это  было. – М., 1990.

12. Кучкин  В.А. Русские земли под владычеством  Золотой Орды. //  Преподавание  истории в школе. – 1993. - №3.

13. Путешествие  в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. – М., 1957.

14. Рязановский  К.Л. К вопросу о влиянии  монгольской культуры и права  на русскую культуру и право// Вопросы истории. – 1993. - №7.

15. Соловьев  С.М. История Руси. – М., 1966.

16. Трепавлов В.А. Государственный строй Монгольской империи 13в. Проблема государственной преемственности. – М., 1987.  

Информация о работе Золотая Орда и ее роль в истории Отечества