Золотая Орда: общественный строй, экономика, верования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 19:33, реферат

Описание

Любой положительный факт по отношению к государству монголов казался немыслимым и подвергался сомнению. Но несмотря, ни на что, золотоордынская тематика была и осталась одной из традиционных в российской дореволюционной, а затем и советской исторической науке.
Целью данного реферата является: изучение общественного строя, экономики, верований Золотой Орды.
Задачи: подробно рассмотреть и изучить особенности общественного строя, экономики и верований Золотой Орды.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...….3
Общественный строй Золотой Орды……………………………………......4
Экономика………………………………………………………………...…..7
Верования…………………………………………………………………......9
Заключение………………………………………………………………...…10
Список использованной литературы………………………………………..11

Работа состоит из  1 файл

реф на рубежку.doc

— 67.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ЕВРАЗИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Л.Н.ГУМИЛЕВА

ФАКУЛЬТЕТ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

Тема:

«Золотая Орда: общественный строй, экономика, верования».

 

 

 

                                            Подготовила: Студент1-го курса, Бт-12

                                                      Ахметжанова Алия

                                                      Проверила:  Исаева С.Г.

                                 

 

 

Астана-2012

Содержание:

 

  1. Введение…………………………………………………………………...….3
  2. Общественный строй Золотой Орды……………………………………......4
  3. Экономика………………………………………………………………...…..7
  4. Верования…………………………………………………………………......9
  5. Заключение………………………………………………………………...…10
  6. Список использованной литературы………………………………………..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

Золотая Орда - монголо-татарское государство, основано в начале 40-х годов XIII века ханом Батыем. В состав Золотой Орды входили Западная Сибирь, Северный Хорезм, Волжская Болгария, Северный Кавказ, Крым, Дешит-и-Кыпчак. Русские княжества находились от Золотой Орды в вассальной зависимости. Столицы: Сарай-Бату, с первой полполовины XIV в. — Сарай-Берке (Н. Поволжье). В XV в. распались на Сибирское, Казанское, Крымское, Астраханское и другие ханства.

Изучение Золотой  Орды является одной из традиционных тем русской и советской исторической науки. Интерес к ее истории связан с решением целого ряда конкретных проблем, касающихся не только путей  развития самого кочевнического общества, но также и его взаимодействия с окружавшими оседлыми народами. На протяжении длительного времени Золотая Орда играла особую, крайне реакционную роль в политическом, общественном и культурном развитии разнообразного и многочисленного населения обширного историко-географического региона.

Золотая Орда была одним из крупнейших государств средневековья, владения которого находились в Европе и Азии. Ее военная мощь постоянно  держала в напряжении всех соседей  и очень долгое время никем  не оспаривалась. Наиболее предприимчивые купцы преодолевали огромные расстояния, чтобы попасть в ее столицу, которая по праву слыла крупнейшей торговой базой между Востоком и Западом. По всему миру разносили путешественники и торговые караваны, правдивые рассказы и невероятные легенды о народах, населявших Золотую Орду, их своеобразных обычаях, культуре и кочевой жизни, о богатстве и мощи правивших здесь ханов, бесчисленных стадах скота и бескрайних степях, где можно было неделями не встретить ни одного человека. Правдивые и вымышленные рассказы об огромном государстве кочевников продолжали свое существование и после его исчезновения. И сегодня интерес к нему не ослабел, и его история и культура уже давно изучается во многих странах. Но до сих пор в оценке многих политических и бытовых сторон жизни и истории Золотой Орды встречаются самые противоположные мнения. Явная и резко отрицательная роль Золотой Орды в истории Руси в первую очередь бросается в глаза при ознакомлении с любым источником, раскрывающим их взаимоотношения. В результате в науке создалась такая ситуация, когда по большей части изучалась не столько сама Золотая Орда, а ее влияние на Русь и их взаимоотношения. Любой положительный факт по отношению к государству монголов казался немыслимым и подвергался сомнению. Но несмотря, ни на что, золотоордынская тематика была и осталась одной из традиционных в российской дореволюционной, а затем и советской исторической науке.

Целью данного реферата является:  изучение общественного строя, экономики, верований Золотой Орды.

Задачи: подробно рассмотреть  и изучить особенности общественного строя, экономики и верований Золотой Орды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общественный строй Золотой Орды

Общественный строй Золотой Орды определен как «улусная система», имевшая в  в. , характерные черты начальной стадии кочевого феодализма. Основные категории этой системы:

Улус- это народ, кочевники, данные во владение. Этот двойной смысл термина (народ- удел, народ- государство) выразился в частом употреблении термина «улус» с каким-либо другим термином (например, «каум» (тюрк.) – народ).

Юрт или нутуг. Территоррия кочевок улуса. В источниках до 2-ой половины 14 в. почти всегда под термином «юрт» значились какая-то зона, район расселения и кочевания племени или улуса. В древнетюркском языке «юрт» означал: дом, владение, местожительство, страна, земля. В 13-14 вв. преобладает значение «территория, расселения, кочевок».

Иль. Термин «иль» рассматривается в ряде исследований обычно в значении племенног союза, государства-народа. В.А. Гордлевский считал, что применительно к огузам этот термин означал племенной союз, а позднее был перенесен на политическое образование с разноплеменным населением. А.Н. Бернштам считал, что «иль» у древних тюрков- объединение «аристократии различных племен и организационнно сплоченный, с заимствованными у того же родового строя традициями аристократический строй».

 Каан. Глава Чингизидов. Первым этот титул «принял Угедей, правивший в Каракоруме. При Кубилае резиденция каана была перенесена в Пекин. Избирался на курултае-совете чингизидских царевечей и всех членов Чингизидов, а также важнейших представителей кочевой аристократии и чиновников.

Хан. Глава какой-либо основной чингизидской ветви, потомков Угедея, Хулагу, Джучи, Джагатая. В восточных персидских источниках часто заменялся в 13-14 в. термином падишах и султан. В русских источниках, начиная с Менгу-Тимура – «царь», «цесарь».

Оглан. Царевич, Чингизид. В 13-14 в. термин употребляется только для обозначения правящего рода Чингизидов. Позднее становится постоянным компенентом многих имен. В 15-16 вв. означает служилое дворянство и просто воинов, и даже мальчика, ребенка.

Нойон, инак, бададур, бек, эмир. В 13-начале 14 в., представители аристократии, обычно не связанные кровным родством и Чингизидами. Это было либо главы родов, находившиеся в вассальной зависимости вместе со своим родом, т.е. потомки старой дочингизовской аристократии, не порвавшей еще связей со своим родом или племенем, либо назначенные ханом военачальники , получившие за военную службу удел-улус, в который часто входили разные и чуждые самому военачальнику племена, либо, наконец, служилый слой раистократии при дворе хана или каана. Беки были и в золотоордынской Волжской Болгарии («бек», «инал», «ага», «ювари»- титулы болгаро-татарской знати, встречающиеся в текстах нагробий золотоордынской периода).

Отметим, сто  в 13 в. в Золотой Орде употребление терминов «бек» и «эмир» было сравнитоельно редким. Эти термины становятся часто употребительными в 14 в. Уже в источниках рубежа 13-14 вв., рановзначные им термины «нойон» и «бахадур» превращаются в постоянные компоненты собственнх имен монгольской знати.

Нукер. «Верный слуга», «друг», джружинник, обчно выходец из аристократического рода, пришедшего в упадок. Термин имел точный смысл –«дружинник»- в Монголии в 12- начале 13в. В конце 13-14в. дружинник –нукер часто совпадает по значению с военачальником- эмиром, а позднее часто означает просто слугу, воина, товарища, спутника и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Экономика Золотой Орды

Образование сильного государства стимулировало развитие торговли и расцвет градостроительства. Были восстановлены города, разрушенные во время завоеваний. Так, вновь крупными ремесленными и торговыми центрами стали  Сыгнак и Отрар, были заново отстроены Барчынлынет, Джент, города Хорезм, Мавераннахр. Кроме того, в период XIII-XIV вв. возникло 100 новых городов, в основном в степной зоне. Крупнейшими из них были Сарай-Бату, Сарай Ал-Жедид, Сарайшик на Жаике, Азау, Бахшасарай, Укек, Маджар  на Северном Кавказе, Хаджитархан в дельте Едиля, Мохим в Мордовии,  Чилын-Тура и Сибири. Города Улуг Улуса отличались  отсутствием каких-либо оборонительных сооружений, в государстве была единственная крепость – Дербент, на кавказском побережье Каспийского моря. Многие города считались крупнейшими не только на востоке, но и во всем мире. Так, население Сарай-Бату превышало 100 тыс.человек  (в XIV в. города населением 5-10 тыс.человек уже считались  большими). На объезд столицы, со всеми пригородами по периметру, нужно было затратить не менее дня. Благодаря особому покровительству ханов на территории Улуг Улуса стали открывать торговые фактории западноевропейских стран, особенно Генуи и Венеции. Эти фактории быстро перерастали в крупные городские центры – Кафа (современная Феодосия), Солдайя (Cудак), Чембала  (Балаклава). Генуэзские колонии обладали автономией, занимались торговлей между странами Европы и Улуг Улусом. Особенно благотворно на хозяйственную жизнь воздействовала политика великого хана Мунке, посаженного на трон при поддержке правителя Улуг Улуса хана Бату. Мунке отменил старые  ненормированные подати и налоги, установил единую подушную подать, были списаны все недоимки и долги населения, отменены все ярлыки, выданные чингизидами без ведома центральных властей. Мунке запретил монгольским гонцам требовать лошадь у населения и установил для них норму почтовых лошадей. В то же время, было запрещено гражданским лицам любого ранга пользоваться почтовым транспортом в личных целях. Однако, особое значение имеет денежная реформа, проведенная при Мунке хане. Чтобы оживить и прекратить анархию в денежном обращении, были отчеканены единые для всей империи золотые динары с низкой пробой (50-60 % золота). Динары чеканились во всех крупных городах, включая Сыгнак и Отрар.  В качестве разменной монеты использовались посеребряные дирхемы и медные фельсы. Проведенная в 1271 г. новая реформа коснулась только территории государства чагатаидов. Главным ее проводником был правитель  Мавераннахра Масуд-бек. Основное содержание этой реформы составлял переход  к регулярной чеканке серебряных монет одинакового веса и пробы во многих городах. Чеканка монет была свободной, т.е. любое частное лицо могло принести свое серебро на монетный двор для передела в монету, за определенную плату. Следующая реформа была проведена ханом Кебеком в 1321 году, с учетом денежных систем в государстве Хулагуидов и в Улуг Улусе. Новый серебряный динар весом 8 грамм получил название «кебеки». Все реформы способствовали оживлению как внутренней, так и внешней торговли, поскольку теперь вес монет и в Мавераннахре, и в Улуг Улусе стал одинаковым. Значительно расширилась караванная торговля. Возникновение новых городских центров в Западном Казахстане и бассейне Едиля привело к сосредоточению центра караванных путей из Азии в Европу. Караванные дороги благоустраивались.    По приказам ханов Улуг Улуса, на торговых путях выкапывались колодцы, строились караван-сараи. Появление централизованного государства делало торговлю безопасной и прибыльной. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    4.Верования 
Религиозные представления XIII – начала XV вв. отличаются многообразием. Так, среди кочевого населения продолжает господствовать традиционная тюрко-монгольская религиозная система – тенгрианство. В то же время все более широкое развитие получают новые религии – христианство и ислам. Христианство несторианского толка распространялось, в основном, благодаря найманам и кереям, слившимся с кыпчакским населением Улуг Улуса. Кроме того, часть самих кыпчаков, особенно на западе, исповедовало православие. В конце XIII-XIV вв. среди жителей Крыма распространился католицизм. Правители Улуса терпимо относились к христианству. Известно, что сын Бату, наследник трона Сартак, был крещен. 
С середины XIV в. господствующей религией в степях Казахстана становится ислам. Этому способствовала политика ханов Улуг Улуса, особенно – Озбек хана. Хотя кочевники внешне и принимали всю атрибутику мусульманства, однако продолжали исповедовать старые культы, выработав своеобразную синкретическую религиозную систему, где Аллах, Тенгри и Куцай (христианский бог) были синонимами и выступали в родном лице. Не потерял значения и культ предков – аруахов, занимавший одно из центральных мест в мировоззрении кочевников. 
Для пропаганды ислама в Казахстане возникли религиозные суфийские ордена – яссавия и  накшбандия. Писались специальным трактатом на кыпчакском языке, своеобразные богословские исследования. Так, в 1430 г. был написан труд «Китаб Мукаддима», поясняющий и комментирующий положения  Корана. Обрядовая сторона ислама, нормы поведения и религиозное право – шариат подробно описывались в книге «Китаб Ад-Дачва», вышедший в Египте в 1421 г.

 

 

 

 

 

 

5.Заключение

Культуру Золотой  Орды можно назвать яркой городской  и степной средневековой культурой, культурой мозаичной и майоликовой архитектуры его многолюдных городов, верблюжьих караванов и белых шатров его бескрайних ковыльных степей, культурой персидских и татарских стихов, полных тонкой лирики и глубокой философии, восточной мудрости и мусульманской ученой духовности, культурой причудливых арабесок и изящной каллиграфии, древних каменных изваянии и заменивших их монументальных культовых сооружений, культурой шумных восточных базаров и новолунной ночной тишины после вечерней молитвы. Падение Золотой Орды, когда-то могущественной и единой при Бату, Берке, Менгу-Тимур, Узбек и Джанибек ханах, произошло в результате целого ряда очень серьезных объективных и субъективных причин. Среди этих причин, приведших к окончательному распаду некогда мощного и цветущего Золотоордынского государства, бесспорны: два крупнейших стихийных бедствия, унесших с собой огромное число населения; страшные завоевания Тамерлана с уничтожением массы производительных сил, разрушением крупнейших городов и других богатейших очагов культуры, в результате чего погибло и было увезено в плен более одного миллиона человек; усиление Руси с ее частыми вмешательствами в дела Золотой Орды (Куликовская битва и другие политические акты); и, наконец, ничем не оправданная смута, ненужная борьба за власть и совершенно нелепая феодальная междоусобица. Золотая Орда не была государством, выросшим на почве нормального развития какого-нибудь одного народа. Золотая Орда - искусственное государственное образование, сложившееся путем насильственного захвата чужой земли. Таким образом, Золотая Орда не оставалась неизменной, многое заимствуя у мусульманского Востока: ремесла, архитектуру, баню, изразцы, орнаментальный декор, расписную посуду, персидские стихи, арабскую геометрию и астролябии, нравы и вкусы, более изощренные, чем у простых кочевников. Имея широкие связи с Анатолией, Сирией и Египтом, Орда пополняла тюркскими и кавказскими рабами армию мамлюкских султанов Египта, ордынская культура приобрела определенный мусульманско-средниземноморский отпечаток.

Информация о работе Золотая Орда: общественный строй, экономика, верования