Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 19:33, реферат
Любой положительный факт по отношению к государству монголов казался немыслимым и подвергался сомнению. Но несмотря, ни на что, золотоордынская тематика была и осталась одной из традиционных в российской дореволюционной, а затем и советской исторической науке.
Целью данного реферата является: изучение общественного строя, экономики, верований Золотой Орды.
Задачи: подробно рассмотреть и изучить особенности общественного строя, экономики и верований Золотой Орды.
Введение…………………………………………………………………...….3
Общественный строй Золотой Орды……………………………………......4
Экономика………………………………………………………………...…..7
Верования…………………………………………………………………......9
Заключение………………………………………………………………...…10
Список использованной литературы………………………………………..11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ЕВРАЗИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Л.Н.ГУМИЛЕВА
ФАКУЛЬТЕТ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК
РЕФЕРАТ
Тема:
«Золотая Орда: общественный строй, экономика, верования».
Астана-2012
Содержание:
Золотая Орда - монголо-татарское государство, основано в начале 40-х годов XIII века ханом Батыем. В состав Золотой Орды входили Западная Сибирь, Северный Хорезм, Волжская Болгария, Северный Кавказ, Крым, Дешит-и-Кыпчак. Русские княжества находились от Золотой Орды в вассальной зависимости. Столицы: Сарай-Бату, с первой полполовины XIV в. — Сарай-Берке (Н. Поволжье). В XV в. распались на Сибирское, Казанское, Крымское, Астраханское и другие ханства.
Изучение Золотой
Орды является одной из традиционных
тем русской и советской
Золотая Орда была одним из крупнейших государств средневековья, владения которого находились в Европе и Азии. Ее военная мощь постоянно держала в напряжении всех соседей и очень долгое время никем не оспаривалась. Наиболее предприимчивые купцы преодолевали огромные расстояния, чтобы попасть в ее столицу, которая по праву слыла крупнейшей торговой базой между Востоком и Западом. По всему миру разносили путешественники и торговые караваны, правдивые рассказы и невероятные легенды о народах, населявших Золотую Орду, их своеобразных обычаях, культуре и кочевой жизни, о богатстве и мощи правивших здесь ханов, бесчисленных стадах скота и бескрайних степях, где можно было неделями не встретить ни одного человека. Правдивые и вымышленные рассказы об огромном государстве кочевников продолжали свое существование и после его исчезновения. И сегодня интерес к нему не ослабел, и его история и культура уже давно изучается во многих странах. Но до сих пор в оценке многих политических и бытовых сторон жизни и истории Золотой Орды встречаются самые противоположные мнения. Явная и резко отрицательная роль Золотой Орды в истории Руси в первую очередь бросается в глаза при ознакомлении с любым источником, раскрывающим их взаимоотношения. В результате в науке создалась такая ситуация, когда по большей части изучалась не столько сама Золотая Орда, а ее влияние на Русь и их взаимоотношения. Любой положительный факт по отношению к государству монголов казался немыслимым и подвергался сомнению. Но несмотря, ни на что, золотоордынская тематика была и осталась одной из традиционных в российской дореволюционной, а затем и советской исторической науке.
Целью данного реферата является: изучение общественного строя, экономики, верований Золотой Орды.
Задачи: подробно рассмотреть и изучить особенности общественного строя, экономики и верований Золотой Орды.
Общественный строй Золотой Орды определен как «улусная система», имевшая в в. , характерные черты начальной стадии кочевого феодализма. Основные категории этой системы:
Улус- это народ, кочевники, данные во владение. Этот двойной смысл термина (народ- удел, народ- государство) выразился в частом употреблении термина «улус» с каким-либо другим термином (например, «каум» (тюрк.) – народ).
Юрт или нутуг. Территоррия кочевок улуса. В источниках до 2-ой половины 14 в. почти всегда под термином «юрт» значились какая-то зона, район расселения и кочевания племени или улуса. В древнетюркском языке «юрт» означал: дом, владение, местожительство, страна, земля. В 13-14 вв. преобладает значение «территория, расселения, кочевок».
Иль. Термин «иль» рассматривается в ряде исследований обычно в значении племенног союза, государства-народа. В.А. Гордлевский считал, что применительно к огузам этот термин означал племенной союз, а позднее был перенесен на политическое образование с разноплеменным населением. А.Н. Бернштам считал, что «иль» у древних тюрков- объединение «аристократии различных племен и организационнно сплоченный, с заимствованными у того же родового строя традициями аристократический строй».
Каан. Глава Чингизидов. Первым этот титул «принял Угедей, правивший в Каракоруме. При Кубилае резиденция каана была перенесена в Пекин. Избирался на курултае-совете чингизидских царевечей и всех членов Чингизидов, а также важнейших представителей кочевой аристократии и чиновников.
Хан. Глава какой-либо основной чингизидской ветви, потомков Угедея, Хулагу, Джучи, Джагатая. В восточных персидских источниках часто заменялся в 13-14 в. термином падишах и султан. В русских источниках, начиная с Менгу-Тимура – «царь», «цесарь».
Оглан. Царевич, Чингизид. В 13-14 в. термин употребляется только для обозначения правящего рода Чингизидов. Позднее становится постоянным компенентом многих имен. В 15-16 вв. означает служилое дворянство и просто воинов, и даже мальчика, ребенка.
Нойон, инак, бададур, бек, эмир. В 13-начале 14 в., представители аристократии, обычно не связанные кровным родством и Чингизидами. Это было либо главы родов, находившиеся в вассальной зависимости вместе со своим родом, т.е. потомки старой дочингизовской аристократии, не порвавшей еще связей со своим родом или племенем, либо назначенные ханом военачальники , получившие за военную службу удел-улус, в который часто входили разные и чуждые самому военачальнику племена, либо, наконец, служилый слой раистократии при дворе хана или каана. Беки были и в золотоордынской Волжской Болгарии («бек», «инал», «ага», «ювари»- титулы болгаро-татарской знати, встречающиеся в текстах нагробий золотоордынской периода).
Отметим, сто в 13 в. в Золотой Орде употребление терминов «бек» и «эмир» было сравнитоельно редким. Эти термины становятся часто употребительными в 14 в. Уже в источниках рубежа 13-14 вв., рановзначные им термины «нойон» и «бахадур» превращаются в постоянные компоненты собственнх имен монгольской знати.
Нукер. «Верный слуга», «друг», джружинник, обчно выходец из аристократического рода, пришедшего в упадок. Термин имел точный смысл –«дружинник»- в Монголии в 12- начале 13в. В конце 13-14в. дружинник –нукер часто совпадает по значению с военачальником- эмиром, а позднее часто означает просто слугу, воина, товарища, спутника и т.д.
Образование сильного
государства стимулировало
Религиозные представления
XIII – начала XV вв. отличаются многообразием.
Так, среди кочевого населения продолжает
господствовать традиционная тюрко-монгольская
религиозная система – тенгрианство.
В то же время все более широкое развитие
получают новые религии – христианство
и ислам. Христианство несторианского
толка распространялось, в основном, благодаря
найманам и кереям, слившимся с кыпчакским
населением Улуг Улуса. Кроме того, часть
самих кыпчаков, особенно на западе, исповедовало
православие. В конце XIII-XIV вв. среди жителей
Крыма распространился католицизм. Правители
Улуса терпимо относились к христианству.
Известно, что сын Бату, наследник трона
Сартак, был крещен.
С середины XIV в. господствующей религией
в степях Казахстана становится ислам.
Этому способствовала политика ханов
Улуг Улуса, особенно – Озбек хана. Хотя
кочевники внешне и принимали всю атрибутику
мусульманства, однако продолжали исповедовать
старые культы, выработав своеобразную
синкретическую религиозную систему,
где Аллах, Тенгри и Куцай (христианский
бог) были синонимами и выступали в родном
лице. Не потерял значения и культ предков
– аруахов, занимавший одно из центральных
мест в мировоззрении кочевников.
Для пропаганды ислама в Казахстане возникли
религиозные суфийские ордена – яссавия
и накшбандия. Писались специальным трактатом
на кыпчакском языке, своеобразные богословские
исследования. Так, в 1430 г. был написан
труд «Китаб Мукаддима», поясняющий и
комментирующий положения Корана. Обрядовая
сторона ислама, нормы поведения и религиозное
право – шариат подробно описывались
в книге «Китаб Ад-Дачва», вышедший в Египте
в 1421 г.
5.Заключение
Культуру Золотой
Орды можно назвать яркой городской
и степной средневековой
Информация о работе Золотая Орда: общественный строй, экономика, верования