IV. Разделение Орды
на Западную и Восточную части |
IV a. Западные ханы |
IV б. Восточные ханы |
1421 - 1422 |
63. Улу-Мухаммед, 2-й раз |
1421 - 1423 |
64. Хаджи-Мухаммед (Хаджи-Махмуд-хан) |
1422 - 1423 |
65. Худайдат (Худад) |
|
|
1422 - 1423 |
66. Барак |
1423 - 1428 |
66а. Барак |
1425 |
67. Улу-Мухаммед, 3-й раз |
|
|
1425 - 1428 |
68. Джумадух-хан |
|
|
1426 - 1427 |
69. Давлет-Берды |
|
|
1427 - 1429 |
70. Улу-Мухаммед, 4-й раз |
1428 - 1430 |
71. Хаджи-Мухаммед, 2-й раз |
|
|
1430 - 1451 |
72. Абдулхаир-хан |
1429 - 1431 |
73. Улу-Мухаммед |
5-й раз, в Сарае |
1431 - 1443 |
74. Кичи-Мухаммед
(Кучук-Магомет, Кичик, Кичи-Ахмет) |
Внук Тимур-Кутлу, 1-й раз;
Хан всей Орды. Ведет борьбу с претендентами
на престол, которые изгоняются:
75. Гиас-эддин -> в Литву (в 1430 г.);
76. Хаджи-Гирей -> в Крым (в 1432 г.);
77. Улу-Мухаммед -> в Казань (в 1437 г.,
см. Казанское ханство);
78. Сеид-Ахмет -> в Зап. часть Орды (в 1444
г.); |
1442 - 1455 |
79. Сеид-Ахмет |
Внук Урус-хана, в Зап. части Орды |
|
|
V. Ханы Большой Орды
Большая Орда - татарское государство
в 1433-1502 годах в Северном Причерноморье
и Нижнем Поволжье. Разгромлена в 1502 году Крымским ханом Менгли-Гиреем,
столица Сарай-Берке (Сарай II) сожжен. |
1443 - 1459 |
80. Кичи-Мухаммед |
2-й раз |
1459 - 1465 |
81. Махмуд |
Сын Кичи-Мухаммеда |
1465 - 1481 |
82. Ахмад (Ахмет) |
Сын Кичи-Мухаммеда;
Убит в 1481 г. тюменским ханом Ибаком |
Таким образом, за всю
историю Орды в 245 лет в ней
правили 64 персоны ханов, которые
вступали на престол в общей сложности 79 раз.
Из 64 ханов 12 были чисто региональными,
сидевшими в своих уделах (юртах), 4 - смешанными
(из регионов пришли в Сарай) и только 48
- общеордынскими. Эта статистика объясняет
расхождения историков в подсчете числа
ханов. Дважды в Орде правили 10 ханов, трижды
- Урус-хан и 5 раз - Улу-Мухаммед (Мухаммед
Великий).
Средняя продолжительность
пребывания на ханском престоле по
отдельным периодам:
I. У потомков рода Батыя за первые 120 лет
Орды (1236-1359) - 10 лет;
II. Во время 20-летней смуты (1359-1379) - менее
1 года (ок. 9 мес.);
III. В период восстановления единства Орды
(1380-1420) - 2 года;
IV. В период разделения Орды на Западную
и Восточную части (1420-1455) - 4 года 4 мес.;
V. В период Большой Орды (1443-1481) - 13 лет;
Введение.
Древняя Русь,
монгольское нашествие, иго - когда-то
благополучная, едва ли не закрытая
для споров тема, уже несколько
лет «подпитывает» журнально-газетную
полемику, выходят в свет новые
исторические исследования по
данной теме.
Особенный
интерес для историков и для
нас в частности, представляют
вопросы: какова суть системы
властвования монголов на Руси,
каким образом складывались отношения
между монгольскими ханами и
русскими князьями и, наконец,
какую роль сыграло монголо-татарское иго в истории
русского государства.
Интерес к этим вопросам
обострился у публицистов в
90-е годы. Попытки обосновать причины
нашего отставания подтолкнули
разных политических деятелей
к историческим экскурсам. Просчеты
советских экономической и политической
систем, конечно, трудно объяснить 250-летним
монгольским игом. Но с другой стороны,
как удобно говорить, что в нынешнем положении
виноваты не мы, а далекие предки, не сумевшие
отстоять свою независимость.
Кроме того, сейчас перед
Россией как в 13 веке стоит проблема выбора
направления, ориентации: Восток или Запад.
Исходя из актуальности
данной темы, мы выбрали ее
для исследования в нашей работе,
целью которой будет на основе
анализа литературы, публицистики
и источников максимально раскрыть
схему взаимоотношений Руси и Золотой
Орды в период монголо-татарского ига,
а также выяснить степень его влияния.
Проблема отношений
Руси и Золотой Орды, безусловно,
многокомпанентна. Отсюда следующая
структура нашей работы. В первой главе
«Русь и Золотая Орда: организация властвования»
мы расскажем о системе баскачества, о
формах и объеме взимаемой монголо-татарами
дани, о других повинностях русского народа,
а также о ханской традиции утверждать
русских князей на княжение посредством
раздачи ярлыков. Во второй главе «Влияние
монголо-татарского ига на дальнейшую
судьбу русского государства», выделив
несколько сфер жизни русского государства
(экономика, административное устройство,
культура), выясним, насколько сказалось
влияние ордынского ига.
Проблема роли монгольского
250-летнего гнета в русской
истории обсуждалась многими
историками в течение последних
двух столетий.
Историк 18 века Болтин
писал: «Татары, завоевав удельные
княжества одно по одному, наложили
на порабощенных дани, оставили для взыскания
сел своих баскаков и по городам войска,
сами возвратилися восвояси. При владычестве
их управляемы были русскими теми же законами,
кои до владения их имели… Нравы, платья,
язык, названия людей и стран осталися
те же, какие были прежде…»[1] Тем самым Болтин хотел сказать,
что разорение и опустошение Руси было
не так велико и повсеместно, если сравнивать
оное с великими завоеваниями римлян.
Иначе подходит к
оценке явления Карамзин Н.М.
Он считает, что монголо-татарское
иго «ниспровергло» Россию, отбросив
ее на несколько столетий назад
в своем развитии. Результаты
ига Карамзин видел, в первую
очередь, в пресечении правовых
свобод и ожесточении нравов. Также он
считал, что с монгольским игом связаны
особенности национального характера
русского человека. «Мы выучились низким
хитростям рабства»,- пишет он.[2] Но в то же время Карамзин является
автором фразы: «Москва обязана своим
величием ханам». Другими словами, по мнению
историка, монголо-татарское иго способствовало
преодолению феодальной раздробленности
в Древней Руси.
С.М. Соловьев не придает
большого значения татарской власти как
явлению, вошедшему в историю России со
стороны. Соловьев не выделяет даже какой-либо
особый период, связанный с господством
монголов на Руси. Он готов даже поставить
знак равенства между русско-татарскими
и русско-половецкими отношениями.
Н. Костомаров подчеркивал
значение татар в процессе
образования единого государства.
Он говорил, что рабство, общее
для всех, созданное татарами. (Н.Я.
Данилевский в своей книге
«Россия и Европа» называл
такое рабство «коллективным», когда угнетатель
жил вдалеке, а не среди покоренного народа),
дало единство раздробленной на уделы
стране.
Бывший ученик С.М.
Соловьева и его преемник на
кафедре русской истории Московского
Университета В.О. Ключевский сделал
небольшие общие замечания о важности
политики ханов в объединении Руси, но
в других отношениях мало уделил внимания
монголам.
Четверть века назад
роль монголов в русской истории
еще раз рассмотрел филолог
князь Н.Трубецкой. Он пришел
к выводу, что истоки Московского государства
невозможно правильно понять, не принимая
во внимание политические и нравственные
принципы, на которых была построена монгольская
империя.
В.А. Рязановский и
Греков Б.Д. вернулись к позиции
С.М. Соловьева. В.А. Рязановский свел
к минимуму значение монгольского ига
для Руси. Греков Б.Д. сформулировал свою
точку зрения следующим образом: «Русское
государство во главе с Москвой было создано
не при помощи татар, а в процессе тяжелой
борьбы русского народа против ига Золотой
Орды».[3] Очевидно, Греков Б.Д отрицает
какое-либо позитивное влияние монгольских
институтов на русские и, тем не менее,
признает значительность монгольского
воздействия на развитие Руси, даже если
оно было чисто негативным.
Таким образом, к
настоящему времени в историографии
сформировались две точки зрения
на ордынское иго. Первая, традиционная,
утверждает, что для Руси оно
было большим бедствием. Эта
концепция берет свое начало от древнерусских
летописей («Повесть о разорении Батыем
Рязани», Лаврентьевская, Ипатьевская,
Тверская летописи и др.)
Ярким представителем
этого направления в советской
историографии является Каргалов
В.В. Он полагает, что татаро-монгольское
иго само по себе трагическое для русского
народа явление, ставшее причиной отставания
Руси от других стран, затормозившее ее
развитие почти на два с половиной века.
Оно нанесло тяжелый урон культуре, населению
страны, привело к значительному ухудшению
международного положения русских княжеств,
а также имело страшные последствия для
экономического и политического развития
Древней Руси.
Сторонники другого
направления считают нашествие
Батыя рядовым нашествием кочевников
(т.е. никакого порабощения не было,
более того, по взаимовыгодному союзу
монголы даже оберегали русские княжества
и помогали им в борьбе с врагами). Хотя,
скорее всего, основатели этого течения
не сомневаются в реальности подчинения
Руси сначала империей Чингизидов, затем
ханами Золотой Орды. Не отрицаются ими
обычно и тяжесть этой зависимости. Другое
дело, что оценка этому, в конечном счете,
дается позитивная. Выделяя итог долгой
исторической эволюции – Московское царство,
Российская империя – европейцы считают
их прямыми наследниками Великой Империи
Чингисхана. Бывшие улусники унаследовали
якобы почти все государственно-политические
структуры, многие компоненты имперской
идеологии, геополитические устремления.
Своей необычной теорией в этой группе
исследователей особенно выделяется Гумилев
Л.Н. В своей работе «Апокрифический диалог»
он излагает теорию этногенеза.
Исторические события,
по его мнению, объясняются неравномерным
распределением энергии на Земле.
Возникновение этносов происходит
вследствие мутации, т.н. пассионарного
толчка. Каждый этнос переживает свои
фазы: подъем, перегрев, надлом, инерция.
Большой поход Батыя, полагает Гумилев,
как раз совпал со спадом пассионарности
на Руси. Гумилев приходит к выводу, что
в 13 веке система сама бы себя разрушила,
даже если не было бы похода Батыя. Невский
же заложил новую этническую традицию.
В 14 веке, по мнению автора, намечается
новый пассионарный толчок – собирание
русских земель. Это в свою очередь объясняет
причину успеха в борьбе за свержение
татаро-монгольского ига.
Полемика последних
десятилетий отвергает, либо подвергает
сомнению хрестоматийный факт
– двухсот пятидесятилетнее татаро-монгольское
иго. Так, историки Д.Калюжный
и С.Ваменский выдвигают гипотезу
«звуковой галлюцинации», то есть,
по их мнению, Русь воевала с так называемыми
«татаровцами» - жителями венгерских Татр,
которые нападали на рыцарей-католиков.
Когда же католические рыцари с территории
Татр свалились на окружающие народы,
их также называли выходцами из ада –
татарами. Крестоносцы, походы которых
совпадают по времени с началом и концом
ига, шли усмирять непокорных иноверцев
и, по мнению С. Валянского и Д.Калюжного,
стали теми татаровцами, адскими людьми,
которые спустя столетия вдруг превратились
в монголо-татар.[4]
Таким образом, вопрос
татаро-монгольского нашествия и
его роли в русской истории
дает повод для споров еще
не одного поколения историков.
Глава
1.
Русь и Золотая
орда: организация властвования.
В декабре 1237г. полчища
азиатских кочевников, руководимых
монгольской династией Чингизидов,
вторглись в пределы Рязанского
княжества. Завоевав его, они
обрушились на другие княжества,
и в 1242 году установили свою
власть над русскими землями.
Домонгольская Русь (ее
географическое понятие) ограничивалась
у современников Батыева нашествия
сравнительно небольшой южной
территорией, включавшей Киев, Чернигов
Перяславль Южный и ряд других
более мелких городов. Только
после монголо-татарского завоевания,
фактически уничтожившего южнорусские
княжества, название «Русь» переносится
на земли, лежавшие в междуречье Оки и
Волги, и закрепится за ними.
В 30-е годы 13 века, накануне
нашествия, Русь делилась на множество
суверенных княжеств, иногда связанных
военно-политическими договорами, иногда
вассальной зависимостью. В общей сложности
территории Древней Руси насчитывалось
18 крупных государственных образований,
а если считать с вассальными княжествами,
то около 30.[5] При отсутствии политического
единства, при неполном подчинении младших
князей-вассалов старшим князьям, не было
и единства военного. Поэтому монгольским
ханам со своей великой армией, считавшейся
наилучшей военной организацией мира
в то время, не составило большого труда
подчинить русские княжества и опутать
их сложной административной системой.
Завоеванные татарским
войском русские земли не вошли
непосредственно в состав Золотой Орды. Золотоордынские ханы
рассматривали русские земли как политически
автономные, имеющие свою собственную
власть, но находящиеся в зависимости
от ханов и обязанные платить дань – «выход».
Русские феодальные княжества стали в
вассальные отношения к хану.