Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:08, реферат
Государственное устройство Золотой Орды
Власть ханов Золотой Орды охватывала территорию значительной части современной России (кроме Восточной Сибири, Дальнего Востока и районов Крайнего Севера), северный и западный Казахстан, Восточную Украину, Молдавию, часть Узбекистана (Хорезм) и Туркмении.
Столицей Золотой Орды при Батые стал город Сарай-Бату (близ современной Астрахани); в первой половине XIV века столица перенесена в Сарай-Берке (основан ханом Берке (1255—1266), близ современного Волгограда). При хане Узбеке Сарай-Берке была переименована Сарай Ал-Джедид.
Государственное устройство Золотой Орды
Власть ханов Золотой Орды охватывала территорию значительной части современной России (кроме Восточной Сибири, Дальнего Востока и районов Крайнего Севера), северный и западный Казахстан, Восточную Украину, Молдавию, часть Узбекистана (Хорезм) и Туркмении.
Столицей Золотой Орды при Батые стал город Сарай-Бату (близ современной Астрахани); в первой половине XIV века столица перенесена в Сарай-Берке (основан ханом Берке (1255—1266), близ современного Волгограда). При хане Узбеке Сарай-Берке была переименована Сарай Ал-Джедид.
Золотая Орда была
многонациональным и
Во главе государства стояли потомки Чингисхана — Чингизиды. В особо важных случаях политической жизни созывались всенародные собрания — курултаи. Государственными делами руководил первый министр (беклербек — князь над князьями), которому подчинялись министры — везиры. В города и подчинённые им области посылались полномочные представители — даруги, главной обязанностью которых был сбор налогов и податей. Часто наряду с даругами назначались военачальники — баскаки. Государственное устройство носило полувоенный характер, так как военные и административные должности, как правило, не разделялись. Наиболее важные должности занимали члены правящей династии, принцы (огланы), владевшие уделами в Золотой Орде и стоявшие во главе войска. Из среды бегов (нойонов) и тарханов выходили основные командные кадры войска — темники, тысячники, сотники, а также бакаулы (чиновники, распределявшие военное содержание, добычу и т. д.).
Баскаки существовали
и на Руси, где они собирали дань,
но позднее эта функция была передана
самим русским князьям. Для удержания
русских земель в повиновении
и в грабительских целях
Административное деление Золотой Орды
Согласно традиционному монгольскому обычаю, Улус Джучи после 1242 года разделился на два крыла, правое (западное) и левое (восточное). Старшим считалось правое крыло, представлявшее собой Улус Батыя. Запад у монголов обозначался белым цветом, поэтому Улус Батыя назывался Белой Ордой (Ак Ордой). Правое крыло охватывало территорию западного Казахстана, Поволжья, Северного Кавказа, донские, днепровские степи, Крым. Центром его был Сарай-Бату.
Левое крыло Улуса Джучи находилось в подчинённом положении по отношению к правому, оно занимало земли центрального Казахстана и долину Сырдарьи. Восток у монголов обозначался синим цветом, поэтому левое крыло называлось Синей Ордой (Кок Ордой). Правда, у части историков имеется противоположная позиция по вопросу о названии правого и левого крыльев, основанная на сообщении «Анонима Искандера». Центром левого крыла был Орда-Базар. Ханом там стал старший брат Батыя Орда-Эджен.
В начале XIV века
хан Узбек осуществил крупную
административно-
Дань — натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов.
В отличие от
оброка, дань налагалась не индивидуально,
а на село или город целиком (а
иногда - на целое племя или государство).
Нередко сильная держава
В некоторых странах (Англии, Франции, Болгарии и других), по мере ассимиляции завоевателей в среде покорённого народа, дань постепенно трансформировалась в феодальный оброк и в государственный налог. В то же время даже в XX веке после мировых войн на побеждённых налагались выплаты, сходные с данью: контрибуция и репарация.
Баска́к (тюркск.) — представитель монгольского хана в завоёванных землях. С тюркским термином «баскак» связаны и, вероятно, тождественны ему монгольский даругачи (даруга) и
Этимология. Баскак/даругачи
Глагол bas- имеет значения: 1. давить; 2. ставить (печать); 3. подавлять, преодолевать; 4. нападать [1] + аффикс действующего лица -qaq [2]. По И. Н. Берёзину, и баскак и даруга имеют одно и то же значение — давитель (на печать) [3]. Аналогичного мнения придерживался П. Пеллио: баскак — калька с монгольского, означает «чиновник, ставивший печать на документы» [4]. А. А. Семёнов на основе сообщения Джувейни о баскаках Бухары считал, что значение термина — «охранитель», «опекун», «ханский наместник», и предполагал появление баскаков в домонгольское время.
Баскачество на Руси
Термин «баскак»
в ярлыках золотоордынских
На Руси баскачество сформировалось в 1250—1260-х годах. В каждое княжество назначался особый баскак. «Великий баскак» имел резиденцию во Владимире. Баскаки контролировали местные власти, в XIII—XIV веках собирали с русских земель дань Золотой Орде. Также баскаки вели учёт населения в завоёванных землях. В распоряжении баскаков могли быть большие вооружённые отряды для обеспечения своевременного сбора дани.
В 1262 году восстания против уплаты дани были в Суздале, Ярославле и Ростове. В 1327 году произошло Тверское восстание. Впоследствии баскаки превратились в послов Золотой Орды.
Ямская повинность
Ямска́я пови́нность — государственная повинность тяглового сельского и городского населения на Руси и в Царстве Русском в X — начале XVIII веков для организации перевозок лиц, состоявших на государственной службе, государственных грузов, а также дипломатов.Содержание [убрать]
Ямская повинность
была введена монголо-татарами. Наибольшего
развития она получила в Московском
государстве в XVII веке как один из
видов личных повинностей, установленный
преимущественно для
В 1516 был образован Ямской приказ, который с середины XVI века до 1711 года ведал организацией перевозок, службой ямщиков, сбором налогов.[1] В 1646 году вместо взимания стрелецких и ямских денег был установлен налог на соль в размере двух гривен с пуда. Ямщики жили в селениях на почтовых трактах (ямах) с семьями, в ямских избах, получали жалование. Путь ямщики измеряли в верстовых столбах, введённых 11 сентября 1764 года.
Ранними формами ямской повинности были повоз, существовавший начиная с X века, а в XIII—XV веках — так называемые ям, подвода и т. п.
В конце XV века, при введении регулярных перевозок, тяглое население было обязано поддерживать в порядке пути сообщения и ямы, на которых оно по очереди содержало определённое количество подвод, проводников и поставляло продовольствие.
Ямская повинность могла отбываться или всем населением и состояла в обязанности поставлять готовые подводы и проводников по требованиям правительства, или выполнялась нарочно для того выбранными ямщиками, устроенными правительством на особых землях в ямских слободах.
В первом случае каждый раз нанимались подводы; выборные старосты и целовальники собирали со всего посадского и уездного населения деньги, на которые и нанимали «ярыжек» с подводами; ярыжки подряжались иногда на год.
Во втором случае
из Москвы или из ближайшего города
воеводами высылался служилый или
приказный человек для
Избрание охотника (из не тяглых, лучших людей) закреплялось особым актом, выбором, в котором обозначались обязанности ямщика. Выбор выдавался ямскому стройщику или приказчику с поручной записью и рукоприкладствами поручителей. Далее ямщик получал от населения подмогу «для дворового и лошадиного доставления», в виде денежной суммы и известного количества ржи и овса. По новгородским ямам выдавалось ямщику ежегодно по 5 рублей, 7,5 четверти ржи и 7,5 четверти овса, или по 20 рублей и по 10 четверти ржи.
Подмога выдавалась из съезжей или земской избы правительством или самой общиной. Иногда условия найма ямщика включались в порядную, по которой ямщик обязывался отправлять ямскую повинность, а община платила ему годовое жалованье. Иногда при устройстве ямской слободы частные землевладельцы обязаны были уступать часть земли под ямские дворы и пашню.
Крестьяне и посадские люди помогали ямщикам по расчистке дорог, доставляли проводников под ямские подводы и давали корм должностным лицам во время их пребывания на яме. Ямщики своей службой освобождались от податей. Данные об организации ямской повинности содержатся в так называемых «устройных книгах».
С 1500 года известны
«ямские деньги» — один из основных
государственных налогов в
В 1679 году должность ямского приказчика была упразднена, и непосредственное заведывание избранием охотников поручено воеводам. В некоторых центрах надзор за исправлением ямской повинности поручался не воеводе, а таможенному голове.
Ямщики жили слободами и владели своей особой пашней, делившейся на равные паи. Они обязаны были держать по три мерина, но за «гоньбу» получали прогоны. Ямской приказчик записывал в особые «загонные» книги имена путешественников, их число, проезжие грамоты, количество подвод и заплаченные прогоны. В свободное время ямщики нанимались для перевозки кладей.
Различные неблагоприятные условия препятствовали надлежащему исправлению ямской повинности. Правительство принимало меры к искоренению злоупотреблений, главным образом определяя количество подвод для «разного чина людей» и размеры кладей, но ямщики продолжали «брести розно», и приходилось их сыскивать так же, как и беглых крестьян.
Кроме постоянного отправления ямской повинности население (особенно монастыри) в военное время должно было поставлять подводы под зелье и другие военные припасы. Раскладка этой повинности производилась по живущим четвертям, причем для отбывания её несколько городов иногда списывались вместе. «Украинные» города поставляли подводы для провоза государевой казны в Крым. За подводы и проводников население получало небольшую условную плату от правительства.
Ямская повинность была отменена в начале XVIII века.
Кормле́ние — вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы.
Первоначально
кормление носило эпизодический
характер. В соответствии с нормами
Русской правды, сборщики штрафа (виры),
строители городов и некоторые
другие категории получали с населения
определённое натуральное довольствие.
В XII—XIV веках кормление сыграло
значительную роль в складывании
системы местного управления. Князья
посылали в города и волости бояр
в качестве наместников и волостелей,
а других служилых людей — тиунами.
Население обязывалось
Кормления порождали произвол и злоупотребления местных властей, заинтересованных в обогащении в период пребывания в кормленщиках. Поэтому уже с XV века московские великие князья регламентировали доходы кормленщиков путём выдачи специальных «кормленных» и уставных грамот. В конце XV — начале XVI века происходил перевод натуральных кормов в денежные. В результате земской реформы 1555-56 система кормлений была ликвидирована. В 1555 был издан указ об отмене кормлений, который применялся, однако, не сразу и не повсеместно: источники продолжают упоминать о кормлениях в течение второй половины XVI века. Сборы на содержание кормленщиков преобразованы в особый налог в пользу казны («кормленый окуп»), установленный в определённом размере для различных категорий земель (дворянских, чёрных, дворцовых). Сбор налога производился на чёрных землях земскими старостами, а в районах поместно-вотчинного землевладения специальными сборщиками либо городовыми приказчиками.