Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 00:10, реферат
Трудны и жестоки были условия, в которых развивалась передовая русская литература. Крепостнический строй накладывал свой отпечаток на все области русской жизни. В стране царил тяжелый политический гнет. Царская цензура беспощадно подавляла свободное слово. Величайшие деятели русской литературы подвергались преследованиям, многие из них кончили свою жизнь трагически. Рылеев был повешен царскими палачами. На каторгу отправлен Одоевский, сослан в Сибирь Бестужев.
Драматургия Грибоедова и Пушкина.
Развертывавшаяся
на протяжении первой четверти XIX в. борьба
за создание прогрессивного, национально-
В «Горе от ума» Грибоедов, блестяще решив проблему реализма применительно к современной автору теме, осуществил задачу создания подлинно национальной, самобытной комедии. Преодолев традицию классицистической комедии с характерными для нее морализацией и однолинейным построением характеров и использовав достижения романтической драмы с ее интересом к раскрытию душевного мира человека, Грибоедов создал произведение огромной жизненной выразительности драматической силы, острой сатирической направленности. Его пьеса является одним из самых ярких в русском театре проявлений антикрепостнических идей и в этом смысле она оказала огромное влияние на все последующее развитие русской драматургии и актерского искусства.
Произведением новаторского значения явилась историческая драма Пушкина «Борис Годунов». Отрицая формы придворной трагедии классицизма, романтической драмы Байрона и русских романтиков, Пушкин стремился дать«вольное и широкое изображение характеров», показать связь между судьбой личности и судьбой народа. «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах—вот чего требует наш ум от драматического писателя», — эта формула Пушкина выражала не только принцип его собственного творчества, но и основной принцип русского сценического реализма, как он определяется в последующие годы.
Царская цензура запретила постановку «Бориса Годунова» (трагедия исполнялась впервые в театре в 1870 г.). Вплоть до 1831 г. находилось под запретом и «Горе от ума».
Театр 30—50 годов.
В 30-е годы, в обстановке
жестокой политической реакции, наступившей
после разгрома декабристского движения,важные задачи
выполняет направление прогрессивного
романтизма. Романтический театр раскрывает
внутреннюю драму человека, наделенного
стремлением к свободе и социальной
справедливости, и выражает бунт мыслящей
личности против окружающего ее мира насилия
и произвола. На русской сцене в
эти годы получают глубокое истолкование
многие произведения мировой классики и
прежде всего трагедии Шекспира,
в которых с необычайной силой выступает
тема борьбы за человеческое достоинство.
Революционные тенденции театрального
романтизма 30-х годов наиболее полно выявились
в творчестве гениального русского актера-романтика П. С. Мочалов
Преимущественно развлекательные
цели выполнял водевиль, заполнивший
сцену русского театра 30—40-х годов. Большой
популярностью пользовались водевили
П. А. Каратыгина, П. И. Григорьева,
П. С. Федорова, В. А. Соллогуба. В этом жанре
с блеском выступали И. И. Сосницкий (1794—1871),
Н. О. Дюр (1807— 1839), В. Н. Асенкова
(1817—1841), В. П. Живокини (1808—1874),
В. В. Самойлов (1812—1887) и другие
актеры. Водевиль поднимался часто и до
решения серьезных художественных задач,
проникаясь критическим отношением к
действительности, стремлением к правдивой
обрисовке разнообразных жизненных
типов, приближаясь порой к форме комедии
(водевили Н. А. Некрасова, писавшего под
псевдонимом Перепельского, Ф.
Реалистический театр.
Развитие русской
реалистической литературы, драматургия
Грибоедова, Гоголя, Тургенева, Сухово-Кобылина,
Островского создавали основу для формирования
сценического реализма. Народность,
гуманизм, интерес к раскрытию
всего богатства душевных переживаний
человека, вызванные стремлением защитить
его права и достоинство, многосторонняя
разработка образа простого, «маленького»
человека, ущемленного социальной несправедливостью,
Огромное значение
в развитии театрального реализма имела
творческая деятельность М. С. Щепкина.
Мартынов утвердил на русской сцене манеру игры, свободную от всякой театральной приподнятости, основанную на глубокой и сдержанной эмоциональности, простоте, тонкой передаче всех душевных переживаний персонажа. Он потрясал зрителей внутренней правдой своего искусства, силой гуманистической трактовки характера.
Следующий этап сценического реализма был связан с работой театра над воплощением пьес А. Н. Островского. Театр Островского отражает целую эпоху русской жизни, ознаменованную кризисом крепостнического уклада, неудержимым ростом молодых, свободолюбивых сил. На сцене появляются новые типы, требующие новых сценических красок. Пьесы Островского воспитывали в актерах мастерство точной бытовой характеристики персонажа, способствовали развитию (особенно в Малом театре, с которым драматург был тесно связан) высокой культуры сценической речи.
Главой новой школы,
складывавшейся в этот период
под непосредственным руководством Островского,
был П. М. Садовский — родоначальник
талантливой актерской семьи Садовских.
Среди исполнительниц
женских ролей выделяласьЛ. П. Никулина-
На протяжении XIX в. театр в России вырастает в важнейшую общественную силу. Гоголь называл театр «кафедрой, с которой можно много сказать людям добра». Островский сравнивал Малый театр по его прогрессивному значению в национальной культуре с Московским университетом.
Изобразительные искусства и архитектура.
В начале XIX в. глубокие
сдвиги в общественной жизни России способствовали вызреванию
новых течений в живописи,скульптуре и архите
Большим совершенством
отличаются изделия декоративно-
Развитие живописи и графики в начале Х1Хв. определялось реалистическими исканиями, стремлением художников к непосредственным жизненным наблюдениям, что отражало общий процесс приближения искусства к действительности. Сломав старые, условные и ограниченные рамки художественного творчества, установленные классицистической эстетикой, живописцы и графики этого времени подходят к более свободному и широкому, порой окрашенному душевной взволнованностью восприятию и постижению окружающей природы и человека.
Большую роль в этом завоевании реального мира искусством, в усилении эмоционального, лирического начала играл романтизм, особенно заметно проявивший себя в портретной и пейзажной живописи. Плодотворное развитие в этот период получает бытовой жанр. Отмеченные чертами романтизма портреты работы О. А. Кипренского (1782—1836) выделяются среди современных ему произведений портретного искусства одухотворенностью и пленительной простотой образов. Тонкую поэзию умел почувствовать в природе Италии С. Ф. Щедрин (1751—1830). В своих пейзажах, овеянных мягким, мечтательным настроением, он стремился уловить живую жизнь природы, различные ее состояния. Глубокое внимание к народу, пробужденное передовым общественным движением, отразилось в творчестве В. А. Тропинина (1776— 1857) и особенно А. Г. Венецианова (1780—1847), в чьих жанровых картинах и портретах раскрывались нравственные качества крепостных крестьян, рисовался задушевный образ русской природы.
В 30—50-е годы обострение
общественных противоречий после разгрома
восстания декабристов, гнет реакции и
в то же время непрекращавшиеся искания
передовыми людьми путей дальнейшего
развития России, вызреваниереволюционно-
Классицизм в этот
период окончательно утрачивает свои
прогрессивные стороны, вырождаясь
в реакционный академизм. На почве
отрицания самодержавного строя
и вместе с тем разочарования
в возможности близких
В архитектуре 30—50-х годов господствует стиль позднего классицизма, но в нем нарастают черты казенного холода и абстракции. Сооружения этого времени отличаются нарушением прежнего гармонического соотношения форм и в ряде случаев перегружены декоративным убранством. В скульптуре заметно усиливаются бытовые черты. В наиболее значительных монументах—памятниках Кутузову и Барклаю де Толли Б. И. Орловского и в изваяниях. П. К. Клодта (фигуры коней на Аничковом мосту)—сказывается желание сочетать классическую строгость и монументальность с новыми приемами реалистической характеристики образа.
Пристальный интерес к вопросам исторического развития и судьбам народов, который был связан со всем характером передовых идей и миросозерцания людей той эпохи, побуждал художников искать больших обобщающих тем, в которых отразились бы значительные моменты в жизни человечества. На первое место в искусстве 30-х годов выдвигается историческая живопись. К. П. Брюллов (1799—1852) в картине «Последний день Помпеи» изобразил гибель людей, на которых обрушилась слепая, всеразрушающая стихия. Однако в истолковании этого события и в его художественном воплощении Брюллов шел несколько внешним путем. Несмотря на романтический пафос, Брюллов в композиции, изображении фигур людей не порывал полностью с приемами классицистической идеализации, желая увлечь зрителя пластической красотой человеческих тел. Большой убежденностью и жизненной силой характеристик отличались многие (в особенности небольшие по размерам) портреты Брюллова. Выразительность и смелость цветового решения делают эти портреты выдающимися созданиями искусства.
Глубоко отразил в
своем творчестве волнующие идеи
современности Александр