Бюджетное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 17:32, реферат

Описание

Под бюджетным регулированием понимается распределение доходов федерального бюджета между различными уровнями в целях их сбалансированности.
Основным методом бюджетного регулирования является установление твердо закрепленных и регулирующих доходов.

Работа состоит из  1 файл

Готовый реферат2..doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)

Бюджетное регулирование.

Под бюджетным регулированием понимается распределение доходов федерального бюджета между различными уровнями в целях их сбалансированности.

Основным методом  бюджетного регулирования является установление твердо закрепленных и  регулирующих доходов.

Закрепленные  доходы - это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий бюджет. Перечень налогов и приравненных к ним платежей, закрепленных за бюджетами разных уровней, предусмотрен в главах 7,8 и 9 БК РФ.

Доля закрепленных доходов в бюджете имеет существенное значение для его действительной самостоятельности. В современных  условиях для бюджетов нижестоящих уровней это продолжает оставаться болезненным вопросом. На разрешение его направлена норма Закона РФ «Об основах бюджетных прав...», устанавливающая долю закрепленных доходов бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов в размере не менее 70 процентов доходной части соответствующего минимального бюджета. Однако в последующих законодательных актах, в частности, в Федеральном законе «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», в Бюджетном кодексе РФ 1998 г. минимальная норма закрепленных доходов в местных бюджетах уже не была установлена.

Регулирующие  доходы бюджетов. Это доходы, которые передаются в бюджет в целях сбалансированности его доходов и расходов, в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, определяемым при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год (ст. ст. 48,63 БК РФ).

Для регулирования  бюджета (ежегодного планового распределения  доходов бюджета в целях его  сбалансирования) применяется и  метод оказания прямой финансовой поддержки из вышестоящего бюджета нижестоящему в форме фиксированной денежной суммы на безвозмездной основе. В настоящее время она предоставляется в следующих формах: дотации или субвенции, создания фондов финансовой поддержки субъектов РФ и муниципальных образований. В целях покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов, из вышестоящего бюджета предоставляется бюджетная ссуда (на возмездных или безвозмездных условиях).

Дотация- это определенная денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета по решению соответствующего представительного органа власти в нижестоящий бюджет, не оговариваемая каким-либо целевым направлением средств. Согласно закону дотация предоставляется в случаях, если закрепленных и регулирующих доходных источников недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня.

До 1990-х гг. дотации  широко применялись для сбалансирования  бюджетов, особенно местных. С 1990 г. стали  применяться субвенции из союзного бюджета Союза ССР в отношении бюджетов союзных республик, а затем и внутри союзных республик [172 Субвенции появились с образованием Союза ССР в 1924 г. и применялись в отношении бюджетов союзных республик, а также местных бюджетов. При этом было установлено правило долевого участия средств данных бюджетов в финансируемых за счет субвенций мероприятий. Впоследствии в 1931 г. в связи с использованием процентных отчислений от налогов и доходов как метода бюджетного регулирования субвенции были отменены. В качестве исключения для сбалансирования стали применяться дотации.]

Синдром хронической дотационности  российских регионов.

Для федеративного  устройства России вот уже более 10 лет характерно большое число  дотационных регионов на фоне узкого круга субъектов-доноров. Эта диспропорция порождает массу внутренних экономических и социальных проблем, которые с течением времени только усугубляются. Предпринимаемые меры стимулирования развития территорий через особые экономические зоны (ОЭЗ), специальные федерально-целевые программы (ФЦП) и объединение регионов оказываются малоэффективными. Какие же факторы определяют хроническую дотационность субъектов Федерации?

Рассмотрим этот вопрос через призму межбюджетных отношений.

В табл.1 приведены  абсолютные и удельные параметры  дотационности регионов России в 2010 году. Регионы расположены в порядке убывания размера дотаций на душу населения субъекта РФ.

 

Данные табл.1 позволяют сделать следующие  выводы:

Во-первых, число дотационных регионов слишком велико — 70 субъектов РФ из 83, т.е. 84% всех регионов России находится в зоне убыточности. В них проживает 74,2% населения страны, они охватывают 87% территории государства. И такая ситуация сохраняется более 10 лет подряд. Совершенно очевидно, что хроническое пребывание около 85% всех регионов страны в числе убыточных никак не может восприниматься в качестве нормального положения дел. Уже только этот факт настораживает и требует адекватного объяснения.

Во-вторых, представленный в табл.1 рейтинг регионов по удельному  показателю дотационности позволяет выявить следующую закономерность: чем дальше географически регион расположен от столицы России, тем выше удельный размер дотаций. Нетрудно видеть, что первые четыре места в табл.1 занимают регионы Дальневосточного федерального округа (ДФО) с максимальными удельными размерами дотаций: Камчатский край — 65008,94 руб./чел., Магаданская область — 52746,68 руб./чел., Республика Саха (Якутия) — 41285,58 руб./чел., Чукотский автономный округ — 34849,8 руб./чел. Столь явная концентрическая модель дотационности российских регионов также не может не настораживать.

В-третьих, в экономике России 2010 года есть полностью дотационные федеральные округа. Так, все регионы Южного, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов получают федеральные дотации. В целом, структура распределения дотаций по федеральным округам выглядит следующим образом: ЦФО — 13,3%, СЗФО — 4,5%, ЮФО — 26,2%, ПФО — 10,1%, УФО — 2,6%, СФО — 18,2%, ДФО — 25,1%. И опять-таки убыточность целых федеральных округов страны не может считаться нормальным явлением.

Примечательно, что среди регионов, получающих федеральные  дотации, присутствуют субъекты РФ, имеющие  эксклюзивные особые экономические  зоны (ОЭЗ) и многие годы поддерживаемые федеральным центром через механизм ФЦП(федерально целевые программы): Магаданская область (52746,68 руб./чел.) и Калининградская область (773,69 руб./чел.). Данный факт свидетельствует о низкой восприимчивости регионов к предоставленным возможностям роста, а также о низкой эффективности прямых федеральных инвестиций.

Приведенные факты позволяют говорить о невысокой результативности проводимой федеральной политики в области налогообложения и межбюджетных отношений, а, следовательно, о необходимости ее пересмотра.

Переход к субвенциям связан с обострением  необходимости более экономного и эффективного использования средств.

Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов (ст. 5 БК РФ).

Субвенции, как  и дотации, предоставляются на основе решений соответствующих представительных органов власти, принимаемых по заявкам  получателей субвенций — органов  представительной власти субъектов  Федерации и муниципальных образований. 
Закон подразделяет субвенции на два вида, имеющие особые условия и порядок их предоставления: 
а) текущие, к которым относятся субвенции, направленные на финансирование текущих расходов; 
б) инвестиционные — направляемые на финансирование инвестиционной, инновационной деятельности и других затрат, связанных с расширенным воспроизводством. 
Общие условия предоставления и использования субвенций заключаются в следующем: 
— направление субвенции на финансирование конкретных мероприятий; 
— осуществление субвенционного финансирования в форме долевого участия в расходах соответствующих бюджетов; 
— орган, предоставляющий субвенцию, устанавливает назначение, объем, получателя, порядок и условия предоставления субвенции в соответствии с законодательством РФ; 
— орган, предоставивший субвенции, вправе контролировать их использование, а получатель обязан отчитаться об их использовании. 
За нарушение условий предоставления и использования субвенций законом установлена ответственность. Субвенция, не использованная в срок или использованная не по назначению, подлежит возврату предоставившему ее органу в бесспорном порядке в трехмесячный срок после принятия об этом решения за счет средств получателя субвенции. Решение о возврате субвенции принимает орган, предоставивший ее, не позднее трех месяцев после получения отчетности об использовании субвенций или по истечении срока отчетности. 
При нарушении других условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается. 
В 1999 г. в федеральном бюджете образован Фонд целевых субвенций, предназначенный для финансовой поддержки жизнеобеспечения районов Крайнего Севера, финансирования программ развития регионов и др. цели (ст. 43 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год»).

Дотации и субвенции закрытым административно-территориальным образованьям предоставляются в особом порядке: им выделяются средства из федерального бюджета для финансирования объектов Министерства РФ по атомной энергии и Министерства обороны РФ, которые находятся в пределах территории этих образований (ст. 46 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год»). 
В целях оказания финансовой поддержки также создаются: в федеральном бюджете — Фонд финансовой поддержки субъектов РФ, а в бюджетах субъектов Федерации — фонды финансовой поддержки муниципальных образований [174 См.: Федеральный закон «О федеральном бюджете на 1999 год».Ст. 37; 3акон РФ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Ст. 9,10.]

Субсидия-- бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов (ст. 5 БК РФ).

Субсидии делятся  на два вида: Прямые и Косвенные

Прямые  субсидии используются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), внедрения в производство новой техники и переподготовки кадров. С одной стороны, субсидии могут поощрять развитие перспективных отраслей, с другой — поддерживать нерентабельные, но стратегически важные предприятия (со всеми последствиями вмешательства государства в рыночную экономику).

Косвенное субсидирование осуществляется средствами налоговой и денежно-кредитной политики. Государство применяет льготное налогообложение прибыли корпораций, практикует возврат прямых налогов и таможенных пошлин, государственное гарантирование и страхование депозитов, экспортных кредитов, предоставляет частным объединениям кредиты на льготных условиях. 
 

Основные  свойства субсидии:

  1. безвозмездная, безвозвратная передача средств (по субсидии и субвенции возможен возврат средств, если средства ушли на другую цель)
  2. целевой характер
  3. софинансирование (на условиях долевого финансирования)
 

Субсидия  на оплату ЖКУ(прочитать из книги)

Субсидии  молодым семьям - это частный случай предоставления субсидии на жилье. Жилищные субсидии молодой семье предоставляются в рамках целевой федеральной программы "Молодой семье - доступное жилье". Более подробно об условиях предоставлении субсидий молодым семьям можно прочитать в статье Ипотека молодым семьям, программы молодой семье - доступное жилье.

Сумма, выделяемая бюджетом города, зависит от нормы  предоставления площади жилого помещения  для семьи данной численности, средней рыночной стоимости одного квадратного метра площади жилого помещения, устанавливаемой ежеквартально межведомственной комиссией, и количества полных лет, прошедших после постановки на учет. Самая большая сумма субсидии составляет 70% от стоимости жилого помещения. Этот процент - для очередников, состоящих на учете более 10 лет, и льготников.

Если граждане приобрели жилое помещение, стоимость  которого меньше размера субсидии, предоставленной на его приобретение, то остаток средств перечисляется  в бюджет города Москвы.

Практически, право  на получение безвозмездной жилищной субсидии на строительство или приобретение жилья может получить любой человек, стоящий на очереди на получение  муниципального жилья. Нормы площади  на одного человека для постановки на очередь по улучшению жилищных условий в Москве составляют: менее 10 кв. м - для отдельных квартир и менее 15 кв. м - для квартир коммунального заселения и квартир гостиничного типа.

Безвозмездная жилищная субсидия предоставляется  только в безналичном порядке. Как правило, денег, выданных по жилищной субсидии недостаточно для приобретения жилья. В этом случае можно продать имеющуюся жилплощадь и купить новую более просторную квартиру, либо добавить часть собственных средств для приобретения еще одной. Отметим, что брать жилищную субсидию на покупку квартиры в дополнение к имеющейся выгоднее, т.к. в первом случае квартира, обычно, оценивается ниже рыночной стоимости. Ещё один выход - в дополнение к субсидии воспользоваться ипотечным банковским кредитом. Поскольку разница между стоимостью квартиры и выделенной субсидией невелика, то и размер кредита, а значит, и проценты по нему будут невелики.

Трансферт (нормативно-долевая дотация) – сумма, выделяемая без указания конкретной цели на безвозвратной и безвозмездной основе в порядке бюджетного регулирования из Фонда финансовой поддержки регионов или Фонда финансовой поддержки муниципальных образований, создаваемых соответственно в Федеральном бюджете или в бюджетах субъектов Федерации. Методика расчета нормативно-долевой дотации направлена на осуществление горизонтального выравнивания бюджетных доходов территорий на душу населения и оказание им финансовой помощи по единым для всех правилам.

Различают текущие и капитальные  трансферты.

Текущие трансферты осуществляются регулярно, связаны с уменьшением или увеличением текущих доходов граждан и хозяйствующих субъектов. К ним относят: выплаты из бюджета (пенсии, пособия, стипендии); добровольные взносы; гуманитарную помощь и др.  
 
Капитальные трансферты - единовременно, значительные по масштабу безвозмездные передачи средств, связанных с приобретением или выбытием активов; получение субсидий на капитальные вложения из бюджета; продажа основных фондов по ценам ниже рыночных или их безвозмездная передача и др.  
 
Текущие и капитальные трансферты могут производиться не только в денежной, но и в натуральной форме (передача права собственности на капитал, предоставление бесплатных или по низким ценам услуг в области культуры, здравоохранения, образования и др.).

Информация о работе Бюджетное регулирование