Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 17:32, реферат
Под бюджетным регулированием понимается распределение доходов федерального бюджета между различными уровнями в целях их сбалансированности.
Основным методом бюджетного регулирования является установление твердо закрепленных и регулирующих доходов.
Бюджетное регулирование.
Под бюджетным регулированием понимается распределение доходов федерального бюджета между различными уровнями в целях их сбалансированности.
Основным методом бюджетного регулирования является установление твердо закрепленных и регулирующих доходов.
Закрепленные доходы - это доходы, которые в соответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе (не менее пяти лет) поступают в соответствующий бюджет. Перечень налогов и приравненных к ним платежей, закрепленных за бюджетами разных уровней, предусмотрен в главах 7,8 и 9 БК РФ.
Доля закрепленных
доходов в бюджете имеет
Регулирующие доходы бюджетов. Это доходы, которые передаются в бюджет в целях сбалансированности его доходов и расходов, в виде процентных отчислений от налогов и других платежей по нормативам, определяемым при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год (ст. ст. 48,63 БК РФ).
Для регулирования бюджета (ежегодного планового распределения доходов бюджета в целях его сбалансирования) применяется и метод оказания прямой финансовой поддержки из вышестоящего бюджета нижестоящему в форме фиксированной денежной суммы на безвозмездной основе. В настоящее время она предоставляется в следующих формах: дотации или субвенции, создания фондов финансовой поддержки субъектов РФ и муниципальных образований. В целях покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов, из вышестоящего бюджета предоставляется бюджетная ссуда (на возмездных или безвозмездных условиях).
Дотация- это определенная денежная сумма, выделяемая из вышестоящего бюджета по решению соответствующего представительного органа власти в нижестоящий бюджет, не оговариваемая каким-либо целевым направлением средств. Согласно закону дотация предоставляется в случаях, если закрепленных и регулирующих доходных источников недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня.
До 1990-х гг. дотации
широко применялись для
Синдром хронической дотационности российских регионов.
Для федеративного устройства России вот уже более 10 лет характерно большое число дотационных регионов на фоне узкого круга субъектов-доноров. Эта диспропорция порождает массу внутренних экономических и социальных проблем, которые с течением времени только усугубляются. Предпринимаемые меры стимулирования развития территорий через особые экономические зоны (ОЭЗ), специальные федерально-целевые программы (ФЦП) и объединение регионов оказываются малоэффективными. Какие же факторы определяют хроническую дотационность субъектов Федерации?
Рассмотрим этот вопрос через призму межбюджетных отношений.
В табл.1 приведены абсолютные и удельные параметры дотационности регионов России в 2010 году. Регионы расположены в порядке убывания размера дотаций на душу населения субъекта РФ.
Данные табл.1 позволяют сделать следующие выводы:
Во-первых, число дотационных регионов слишком велико — 70 субъектов РФ из 83, т.е. 84% всех регионов России находится в зоне убыточности. В них проживает 74,2% населения страны, они охватывают 87% территории государства. И такая ситуация сохраняется более 10 лет подряд. Совершенно очевидно, что хроническое пребывание около 85% всех регионов страны в числе убыточных никак не может восприниматься в качестве нормального положения дел. Уже только этот факт настораживает и требует адекватного объяснения.
Во-вторых, представленный в табл.1 рейтинг регионов по удельному показателю дотационности позволяет выявить следующую закономерность: чем дальше географически регион расположен от столицы России, тем выше удельный размер дотаций. Нетрудно видеть, что первые четыре места в табл.1 занимают регионы Дальневосточного федерального округа (ДФО) с максимальными удельными размерами дотаций: Камчатский край — 65008,94 руб./чел., Магаданская область — 52746,68 руб./чел., Республика Саха (Якутия) — 41285,58 руб./чел., Чукотский автономный округ — 34849,8 руб./чел. Столь явная концентрическая модель дотационности российских регионов также не может не настораживать.
В-третьих, в экономике России 2010 года есть полностью дотационные федеральные округа. Так, все регионы Южного, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов получают федеральные дотации. В целом, структура распределения дотаций по федеральным округам выглядит следующим образом: ЦФО — 13,3%, СЗФО — 4,5%, ЮФО — 26,2%, ПФО — 10,1%, УФО — 2,6%, СФО — 18,2%, ДФО — 25,1%. И опять-таки убыточность целых федеральных округов страны не может считаться нормальным явлением.
Примечательно,
что среди регионов, получающих федеральные
дотации, присутствуют субъекты РФ, имеющие
эксклюзивные особые экономические
зоны (ОЭЗ) и многие годы поддерживаемые
федеральным центром через
Приведенные факты позволяют говорить о невысокой результативности проводимой федеральной политики в области налогообложения и межбюджетных отношений, а, следовательно, о необходимости ее пересмотра.
Переход к субвенциям связан с обострением необходимости более экономного и эффективного использования средств.
Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов (ст. 5 БК РФ).
Субвенции, как
и дотации, предоставляются на основе
решений соответствующих
Закон подразделяет субвенции на два вида,
имеющие особые условия и порядок их предоставления:
а) текущие, к которым относятся субвенции,
направленные на финансирование текущих
расходов;
б) инвестиционные — направляемые на финансирование
инвестиционной, инновационной деятельности
и других затрат, связанных с расширенным
воспроизводством.
Общие условия предоставления и использования
субвенций заключаются в следующем:
— направление субвенции на финансирование
конкретных мероприятий;
— осуществление субвенционного финансирования
в форме долевого участия в расходах соответствующих
бюджетов;
— орган, предоставляющий субвенцию, устанавливает
назначение, объем, получателя, порядок
и условия предоставления субвенции в
соответствии с законодательством РФ;
— орган, предоставивший субвенции, вправе
контролировать их использование, а получатель
обязан отчитаться об их использовании.
За нарушение условий предоставления
и использования субвенций законом установлена
ответственность. Субвенция, не использованная
в срок или использованная не по назначению,
подлежит возврату предоставившему ее
органу в бесспорном порядке в трехмесячный
срок после принятия об этом решения за
счет средств получателя субвенции. Решение
о возврате субвенции принимает орган,
предоставивший ее, не позднее трех месяцев
после получения отчетности об использовании
субвенций или по истечении срока отчетности.
При нарушении других условий предоставления
и использования субвенций их выделение
прекращается.
В 1999 г. в федеральном бюджете образован
Фонд целевых субвенций, предназначенный
для финансовой поддержки жизнеобеспечения
районов Крайнего Севера, финансирования
программ развития регионов и др. цели
(ст. 43 Федерального закона «О федеральном
бюджете на 1999 год»).
Дотации
и субвенции закрытым административно-
В целях оказания финансовой поддержки
также создаются: в федеральном бюджете
— Фонд финансовой поддержки субъектов
РФ, а в бюджетах субъектов Федерации —
фонды финансовой поддержки муниципальных
образований [174 См.: Федеральный закон
«О федеральном бюджете на 1999 год».Ст.
37; 3акон РФ «О финансовых основах местного
самоуправления в Российской Федерации».
Ст. 9,10.]
Субсидия-- бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов (ст. 5 БК РФ).
Субсидии делятся на два вида: Прямые и Косвенные
Прямые субсидии используются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), внедрения в производство новой техники и переподготовки кадров. С одной стороны, субсидии могут поощрять развитие перспективных отраслей, с другой — поддерживать нерентабельные, но стратегически важные предприятия (со всеми последствиями вмешательства государства в рыночную экономику).
Косвенное
субсидирование осуществляется средствами
налоговой и денежно-кредитной политики.
Государство применяет льготное налогообложение
прибыли корпораций, практикует возврат
прямых налогов и таможенных пошлин, государственное
гарантирование и страхование депозитов,
экспортных кредитов, предоставляет частным
объединениям кредиты на льготных условиях.
Основные свойства субсидии:
Субсидия на оплату ЖКУ(прочитать из книги)
Субсидии молодым семьям - это частный случай предоставления субсидии на жилье. Жилищные субсидии молодой семье предоставляются в рамках целевой федеральной программы "Молодой семье - доступное жилье". Более подробно об условиях предоставлении субсидий молодым семьям можно прочитать в статье Ипотека молодым семьям, программы молодой семье - доступное жилье.
Сумма, выделяемая бюджетом города, зависит от нормы предоставления площади жилого помещения для семьи данной численности, средней рыночной стоимости одного квадратного метра площади жилого помещения, устанавливаемой ежеквартально межведомственной комиссией, и количества полных лет, прошедших после постановки на учет. Самая большая сумма субсидии составляет 70% от стоимости жилого помещения. Этот процент - для очередников, состоящих на учете более 10 лет, и льготников.
Если граждане приобрели жилое помещение, стоимость которого меньше размера субсидии, предоставленной на его приобретение, то остаток средств перечисляется в бюджет города Москвы.
Практически, право
на получение безвозмездной
Безвозмездная жилищная субсидия предоставляется только в безналичном порядке. Как правило, денег, выданных по жилищной субсидии недостаточно для приобретения жилья. В этом случае можно продать имеющуюся жилплощадь и купить новую более просторную квартиру, либо добавить часть собственных средств для приобретения еще одной. Отметим, что брать жилищную субсидию на покупку квартиры в дополнение к имеющейся выгоднее, т.к. в первом случае квартира, обычно, оценивается ниже рыночной стоимости. Ещё один выход - в дополнение к субсидии воспользоваться ипотечным банковским кредитом. Поскольку разница между стоимостью квартиры и выделенной субсидией невелика, то и размер кредита, а значит, и проценты по нему будут невелики.
Трансферт (нормативно-долевая дотация) – сумма, выделяемая без указания конкретной цели на безвозвратной и безвозмездной основе в порядке бюджетного регулирования из Фонда финансовой поддержки регионов или Фонда финансовой поддержки муниципальных образований, создаваемых соответственно в Федеральном бюджете или в бюджетах субъектов Федерации. Методика расчета нормативно-долевой дотации направлена на осуществление горизонтального выравнивания бюджетных доходов территорий на душу населения и оказание им финансовой помощи по единым для всех правилам.
Различают текущие и капитальные трансферты.
Текущие трансферты
осуществляются регулярно, связаны с уменьшением
или увеличением текущих доходов граждан
и хозяйствующих субъектов. К ним относят:
выплаты из бюджета (пенсии, пособия, стипендии);
добровольные взносы; гуманитарную помощь
и др.
Капитальные трансферты - единовременно,
значительные по масштабу безвозмездные
передачи средств, связанных с приобретением
или выбытием активов; получение субсидий
на капитальные вложения из бюджета; продажа
основных фондов по ценам ниже рыночных
или их безвозмездная передача и др.
Текущие и капитальные трансферты
могут производиться не только в денежной,
но и в натуральной форме (передача права
собственности на капитал, предоставление
бесплатных или по низким ценам услуг
в области культуры, здравоохранения,
образования и др.).