Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:26, реферат
Перечень нормативных правовых актов как источников финансового права, регулирующих правоотношения в области бюджетного устройства РФ
1 Конституция РФ;
2 Бюджетный кодекс РФ;
3 Федеральные законы;
4 Законы субъектов РФ;
5 Нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления.
1 Бюджетное устройство Российской Федерации……………………………..…..3
1.1 Понятие бюджета и бюджетного устройства Российской Федерации. .3
1.2 Бюджетная классификация, доходы и расходы………………………. 6
1.3 Принципы бюджетной системы……………….……………..…...…….. 9
1.4 Бюджетное право и бюджетные правоотношения. Источники бюджетного права…….………….……………………….…………………….. 13
2 Перечень нормативных правовых актов как источников финансового права, регулирующих правоотношения в области бюджетного устройства Российской Федерации…………………………………………………...……………15
Список используемой литературы……………………………………………… 17
Содержание
1 Бюджетное устройство Российской Федерации……………………………..…..3
1.1 Понятие бюджета и бюджетного устройства Российской Федерации. .3
1.2 Бюджетная классификация, доходы и расходы………………………. 6
1.3 Принципы бюджетной системы……………….……………..…...…….. 9
1.4 Бюджетное право и бюджетные
правоотношения. Источники бюджет-
ного права…….………….……………………….…………………
2 Перечень нормативных правовых
актов как источников финансового
права, регулирующих правоотношения в
области бюджетного устройства Российской
Федерации…………………………………………………..
Список используемой литературы……………………………………………… 17
1 Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации
1.1 Понятие бюджета и бюджетного устройства Российской Федерации
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.
Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы.
Федеральное устройство российского государства, а также существование системы местного самоуправления объективно породили достаточно сложное бюджетное устройство.
Бюджетный кодекс РФ не даёт определения бюджетного устройства. Однако, исходя из анализа раздела I БК РФ, который называется «Бюджетное устройство Российской Федерации», следует, что характеристика этого понятия складывается из трёх элементов:
Основу бюджетного устройства РФ составляет бюджетная система.
БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов» (ст. 66 БК РФ). Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.
Структуру бюджетной системы составляют бюджеты трёх уровней:
- первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- третий уровень - местные бюджеты.
Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики.
Бюджеты субъектов
Российской Федерации входят во второй
уровень бюджетной системы Росс
Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение. Расходы и доходы (бюджет) государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.
БК РФ включает в число государственных внебюджетных фондов РФ:
- Пенсионный фонд Российской Федерации;
- Фонд социального страхования Российской Федерации;
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.
Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированный бюджет» - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.
1.2 Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов
Одним из связующих элементов бюджетной системы РФ является бюджетная классификация, которая представляет собой группировку отдельных видов доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования их дефицитов и долговых обязательств государства и муниципальных образований.
Стабильность бюджетной
Можно выделить две основные задачи, которые призвана решать бюджетная классификация.
Первая – бюджетная классификация должна четко выделять целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства. Эту задачу решает функциональная структура федерального бюджета Российской Федерации.
Функциональная классификация расходов имеет несколько уровней, которые отличаются степенью обобщения статей расходов. Первый уровень включает разделы расходов, соответствующие основным функциям государства (государственное управление, обеспечение внутренней и внешней безопасности, международная деятельность, содействие научно-техническому прогрессу, социально-культурному развитию и т.п.). Второй определяет подразделы, конкретизирующие направления бюджетных средств, в пределах лимитов, указанных первым уровнем разделов. Третий уровень расходов отражает целевой характер расходов бюджетов и финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в тех пределах, которые определены верхними двумя уровнями. Последний, четвертый уровень классификации видов бюджетных расходов детализирует направления финансирования расходов по целевым статьям бюджета.
Вторая задача, которую решает бюджетная классификация, является обеспечение адресного выделения финансовых ресурсов. Это достигается посредством ведомственной (организационной) структуры федерального бюджета, отражающей распределение средств по их конкретным распорядителям (исполнителям) – федеральным министерствам и ведомствам.
Бюджетная классификация Российской Федерации построена таким образом, что она обеспечивает возможность составления консолидированного бюджета государства, то есть совокупности всех бюджетов – федерального, субъектов РФ и местных.
Экономическая и функциональная классификации едины для всех бюджетов. Каждый из нижестоящих бюджетов имеет свою ведомственную структуру, так как у каждого уровня власти свои органы управления и целевые направления деятельности. Поэтому консолидированный бюджет можно составить только в экономической и функциональной классификациях.
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Виды доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. К неналоговым доходам относятся доходы:
- от использования, продажи и иного возмездного отчуждение имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- от платных услуг, оказанных государственными или муниципальными органами власти и учреждениями;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);
- финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней и др.
Помимо собственных, в бюджетах 2-го и 3-го уровней выделяют так называемые регулирующие доходы - федеральные или региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджеты субъектов или местные бюджеты на финансовый год или на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов (в отличие от закрепленных доходов, полностью поступающих в соответствующий бюджет).
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов). Формы расходов бюджетов:
- ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
- оплата по государственным (муниципальным) контрактам;
- трансферты населению;
- ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти;
- бюджетные кредиты юридическим лицам;
- субвенции и субсидии, юридическим и физическим лицам;
- инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;
- бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;
- кредиты иностранным государствам;
- средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.
При этом под дотацией понимаются средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. Субвенция - средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов. Субсидия - средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета - превышении расходов над доходами - должны быть указаны источники финансирования дефицита (перечень источников финансирования различен для разных уровней бюджетной системы РФ). Законодательством РФ установлены предельные размеры дефицита бюджета. Например, размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ (государственный долг - долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права). Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования – займы. Они привлекаются от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте (внутренние заимствования).
1.3 Принципы бюджетной системы
Третьим элементом, характеризующим бюджетное устройство РФ, являются принципы построения бюджетной системы РФ. Эти принципы имеют важное значение, так как обеспечивают единообразие бюджетного правотворчества и право применения на уровне РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.