Бюджетный процесс: понятие, стадии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 16:27, контрольная работа

Описание

Бюджет - важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Поэтому разработке его показателей уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов. Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что вся Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимается бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1. Бюджетный процесс: понятие, участники, стадии 5
1.1. Понятие бюджетного процесса и его принципы 5
2. Участники бюджетного процесса………….………….…………………………9
3. Стадии бюджетного процесса 13
3.1. Порядок составления проекта бюджета 13
3.2. Рассмотрение проекта бюджета 15
3.3. Исполнение бюджета и отчет об его исполнении 18
Заключение 21
Список литературы 23

Работа состоит из  1 файл

Готовая.docx

— 45.63 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

1. Бюджетный процесс: понятие, участники, стадии 5

1.1. Понятие бюджетного процесса и его принципы 5

2. Участники бюджетного  процесса………….………….…………………………9

3. Стадии бюджетного процесса 13

3.1. Порядок составления проекта бюджета 13

3.2. Рассмотрение проекта бюджета 15

3.3. Исполнение бюджета и отчет об его исполнении 18

Заключение 21

Список литературы 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Бюджет - важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий  год и среднесрочную перспективу. Поэтому разработке его показателей  уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов. Бюджет государства  играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что вся Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимается бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли  не затронуть сферу государственных  финансов, и, в первую очередь, бюджетную  систему. Государственный бюджет, являясь  главным средством мобилизации  и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность  воздействовать на экономику, финансировать  ее структурную перестройку, стимулировать  развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку  наименее защищенным слоям населения.

В настоящее время много внимания уделяется вопросам, связанным с финансовым устройством государства, внебюджетными фондами, государственным долгом, бюджетным дефицитом, межбюджетными отношениями. Особое внимание уделяется государственному бюджету, так как он представляет собой главный финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Поэтому разработка его показателей важна для всех уровней власти на всех этапах прохождения расчетов.

Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием  социально – экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства  осуществляется на основе прогноза социально – экономического развития Российской Федерации на конкретный год.

В соответствии со ст. 71 Конституции  РФ федеральный бюджет находится  в ведении Российской Федерации. Бюджету государства (федеральному бюджету) придается высшая юридическая  сила, он утверждается в форме федерального закона.

В ходе мобилизации в бюджет средств и их использования возникают  финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения  строятся в соответствии с финансово-бюджетной  политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти. Финансово-бюджетная  политика включает действия исполнительных и представительных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой  и других областях финансов, лежащие  в основе бюджетного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС: ПОНЯТИЕ, УЧАСТНИКИ, СТАДИИ

 

1.1. Понятие бюджетного процесса и его принципы

 

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций. 1

Нормы бюджетного процесса предписывают правила, порядок применения норм материального бюджетного права. В них регламентирован весь цикл формирования бюджета от момента  его составления до момента утверждения  отчёта об его исполнении, порядок  и последовательность вступления в  бюджетные правоотношения различных  субъектов - участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.

Процессуальные нормы  бюджетного права, строгое их соблюдение являются гарантией законности применения материальных норм бюджетного права, т.е. гарантией правильности и своевременности  поступления в бюджет доходов  и законности и своевременности  их расходования.

Бюджетный процесс - регламентированная процессуальными нормами бюджетного права деятельность государства по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчёта об исполнении бюджета. В ст.6 БК РФ дается несколько другое определение бюджетного процесса, там не выделена стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета. Это не совсем верно, так как именно отчет об исполнении бюджета является обратной связью в бюджетной деятельности государства.2

В рамках бюджетного процесса имеется несколько ключевых понятий.

Понятие бюджетного года - это  календарный год, который состоит  из 12-ти месяцев, начинается с 1 января и завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных  обязательств прекращают свое действие 31 декабря, принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается, подтверждение  денежных обязательств должно быть заверено органом, исполняющим бюджет 28 декабря.

Счета, используемые для  исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Бюджетный период - это время, в течение которого проходят все  стадии бюджетного процесса. В соответствии с БК, бюджетный период составляет 3,5 года. Соотношение бюджетного периода  и бюджетного года: бюджетный период более широкое понятие, чем бюджетный  год, бюджетный год равен всего  одной стадии бюджетного периода.

Ежегодно изменяются потребности  в денежных средствах каждой республики, области и других субъектов РФ, органов местного самоуправления в  зависимости от того, как будет  развиваться хозяйство и социальная сфера данной территории в следующем  году. Однако порядок, предполагающий последовательность стадий составления, рассмотрения, утверждения бюджета, исполнения бюджета, составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета, остается неизменным.3

В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность изначально правильно составить, утвердить и исполнить бюджет, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. В настоящее время в бюджетном законодательстве РФ для всей бюджетной системы предусмотрены следующие общие принципы:

- единства бюджетной системы;

- принцип разграничения  доходов и расходов бюджетов;

- принцип самостоятельности;

- сбалансированности;

- гласности;

- достоверности;

- адресности и целевого характера бюджетных средств.

Все эти принципы в той  или иной мере присущи и бюджетному процессу.

Однако некоторые из них  имеют в бюджетном процессе свою интерпретацию и, кроме того, бюджетному процессу присущи также свои собственные  принципы.

1. Принцип последовательности  вступления в бюджетный процесс  органов исполнительной и представительной  власти. Стадии бюджетного процесса  делятся примерно поровну между  органами исполнительной власти (они составляют проект бюджета  и исполняют бюджет) и представительной  власти (а они рассматривают и  утверждают проект бюджета и  после исполнения бюджета, рассматривают  и утверждают отчет об исполнении  бюджета - в этом и выражается  последовательность).

2. Принцип ежегодности  бюджета - бюджет должен быть  утвержден до начала планируемого  бюджетного года. Кроме того, ежегодность  дает возможность более точно  выявить тенденции рыночного  развития, более полно учесть  происходящие изменения в темпах  роста производства, внутреннего  валового продукта, национального  дохода, курса рубля и т.д.

3. Принцип публичности  и гласности - имеет особое  значение, т.к. бюджетный процесс,  процедура абсолютно публичная  и гласная, бюджет обсуждается в представительных органах открыто, освещается в СМИ, существует необходимость опубликовать закон "О бюджете" того или иного уровня, а также закон "Об исполнении бюджета" того или иного уровня.

Гласным должно быть и отклонение бюджета. В случае принятия решения  об отклонении проекта бюджета или  о неутверждении отчетов об исполнении бюджетов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые  сведения о причинах принятия такого решения.

4. Принцип специализации  бюджетных показателей - он основан  на бюджетной классификации, на  документе, который группирует  все доходы и расходы бюджета  по определенным основаниям. 4

Принцип специализации показателей  бюджета осуществляется на всех стадиях  бюджетного процесса. Бюджетная классификация  — специальный юридический акт, лежащий в основе всей бюджетной  деятельности финансовых органов. Следует  иметь в виду, что бюджетная  классификация имеет значение не только для процессуальных норм бюджетного права, но и лежит в основе материальных норм бюджетных права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. УЧАСТНИКИ БЮДЖЕТНОГО  ПРОЦЕССА

 

В соответствии с Бюджетным  кодексом Российской Федерации бюджетный  процесс представляет собой регламентируемую нормами права деятельность органов  государственной власти, органов  местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению  и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных  внебюджетных фондов, утверждению и  исполнению бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Бюджетные полномочия представляют собой  права и обязанности органов  государственной власти и органов  местного самоуправления в отношении  принятия правовых актов в области  бюджетных отношений, а также  осуществления бюджетного процесса на всех его стадиях. Задачи и функции  органов, обладающих бюджетными полномочиями, определяются соответствующими нормативно-правовыми  актами органов государственной  власти РФ, субъектов РФ и органов  местного самоуправления. К ним относятся  финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного и муниципального финансового контроля. Наряду с ними бюджетными полномочиями обладают также органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, права которых закреплены в ст. 153 и 154 Бюджетного кодекса РФ, а также Президент РФ, который  ежегодно инициирует бюджетный процесс, направляя Бюджетное послание Федеральному Собранию РФ и завершает его, подписывая Федеральный закон о федеральном  бюджете на очередной финансовый год.5

На разных уровнях управления финансовые органы представлены Министерством финансов РФ, финансовыми органами субъектов РФ (министерствами финансов республик, входящих в состав РФ, областей и других субъектов либо финансовыми управлениями или департаментами исполнительных органов власти субъектов РФ), а также финансовыми органами муниципальных образований (финансовыми управлениями либо отделами исполнительных органов местного самоуправления городов, районов). Сельские и поселковые администрации не имеют в своей структуре финансовых органов, Финансовые органы субъектов РФ и органов местного самоуправления самостоятельны и не входят в систему Министерства финансов РФ. В структуру федеральных финансовых органон входит также Федеральное казначейство и его территориальные органы в субъектах РФ и муниципальных образованиях, организующие исполнение федерального бюджета. На региональном и местном уровне Бюджетным Кодексом РФ в ст.151 предусмотрено создание территориальных казначейств, обеспечивающих исполнение территориальных бюджетов.

Органом денежно-кредитного регулирования  выступает Банк России, который определяет нормы обязательных резервов, учетных  ставок по кредитам, устанавливает экономические нормативы для банков (например, нормативы достаточности капитала банка, ликвидности, соотношения привлеченных и размещенных средств и др.), проводит операции с ценными бумагами.

Органы государственного и муниципального финансового контроля создаются  как представительными, так и  исполнительными органами власти и  местного самоуправления.

Органы власти одного уровня могут  в соответствии с Кодексом делегировать свои отдельные полномочия органам  другого уровня, но с обязательной передачей ассигнований на их осуществление.

Участниками бюджетного процесса являются:6

  • Президент Российской Федерации;
  • органы законодательной (представительной) власти;
  • органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
  • органы денежно-кредитного регулирования;
  • органы государственного и муниципального финансового контроля;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
  • иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;
  • бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.

Информация о работе Бюджетный процесс: понятие, стадии