Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 11:28, реферат
В настоящее время единый социальный налог согласно пункту 1 статьи 235 НК РФ уплачивают:
лица, производящие выплаты физическим лицам:
организации;индивидуальные предприниматели;
физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
«Государственное
и муниципальное управление»
К О Н
Т Р О Л Ь Н А Я
Р А Б О Т А
По предмету:
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И
Тема:
Единый социальный налог
Выполнил:
Студент 3 курса
5 (пятый)
семестр
Ф.И.О.
Ширманова Н.А.
г.
Ханты-Мансийск, 2012
Единый
социальный налог
Начисление и уплата единого социального налога регулируется главой 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса. Она введена в действие с 1 января 2001 года и утратит силу с 1 января 2010 года в связи с заменой ЕСН страховыми взносами в ПФР, ФСС России, ФФОМС и ТФОМС (Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
В настоящее время единый социальный налог согласно пункту 1 статьи 235 НК РФ уплачивают:
лица, производящие выплаты физическим лицам:
организации;индивидуальные предприниматели;
физические лица,
не признаваемые индивидуальными
индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям таких лиц, он исчисляет и уплачивает единый социальный налог по каждому основанию.
Не платят единый социальный налог организации и индивидуальные предприниматели:
являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога (п. 3 ст. 346.1 НК РФ);
применяющие УСН (п. п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ);
систему налогообложения в виде ЕНВД (п. 4 ст. 346.26 НК РФ);
пользующиеся льготами, установленными в статье 239 НК РФ.
Единый социальный налог: объект налогообложения и налоговая база
Выплаты, признаваемые и не признаваемые объектом налогообложения ЕСН у разных категорий налогоплательщиков определены в пунктах 1 и 2 статьи 236 НК РФ.
Признаются объектом
налогообложения для
по трудовым договорам;
гражданско-правовым, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг;
авторским договорам.
Исключение составляют
вознаграждения, выплачиваемые индивидуальным
предпринимателям, адвокатам или нотариусам,
занимающимся частной практикой (п. 1 ст.
236 НК РФ). Для индивидуальных предпринимателей,
частнопрактикующих нотариусов и адвокатов
объектом налогообложения являются доходы
от предпринимательской или иной профессиональной
деятельности за вычетом расходов, связанных
с их извлечением (п. 2 ст. 236 НК РФ).
Не признаются объектом налогообложения выплаты и вознаграждения, не относимые организацией к расходам, уменьшающим облагаемую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном периоде (п. 3 ст. 236 НК РФ).
Налоговая база.
В соответствии с пунктом 1 статьи
237 НК РФ организации и индивидуальные
предприниматели —
Выплаты, не облагаемые ЕСН. Начисление единого социального налога не производится на выплаты, поименованные в статье 238 НК РФ. К ним, в частности, относятся пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, компенсационные выплаты. Не включаются в налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в ФСС России) кроме этих выплат, также любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера и авторским договорам.
Отчетность и сроки уплаты ЕСН. Датой осуществления выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц для организаций и предпринимателей является день начисления этих сумм (абз.2 ст. 242 НК РФ). Налоговым периодом для ЕСН является календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 240 НК РФ). По их итогам налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам, должны представлять в инспекции расчеты по авансовым платежам не позднее 20-го числа следующего месяца (абз. 5 п. 3 ст. 243 НК РФ). Форма расчета утверждена приказом Минфина России от 09.02.2007 № 13н. В течение отчетных периодов такие налогоплательщики уплачивают ежемесячные авансовые платежи по ЕСН не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетных периодов налогоплательщики уплачивают разницу между исчисленной суммой налога и суммой ежемесячных авансовых платежей, уплаченных за тот же период (абз. 3 п. 3 ст. 243 НК РФ). Налогоплательщики, уплачивающие ЕСН за себя (индивидуальные предприниматели, нотариусы и адвокаты), платят авансовые платежи, расчет которых производят налоговые органы, три раза в год: не позднее 15 июля, 15 октября текущего года и 15 января следующего года (п. 4 ст. 244 НК РФ).
Налоговую декларацию
по ЕСН по форме, утвержденной приказом
Минфина России от 29.12.2007 № 163н, плательщики
ЕСН обязаны представить не позднее 30
марта года, следующего за истекшим налоговым
периодом (п. 7 ст. 243 НК РФ).
Единый
социальный налог: порядок
его исчисления
Ставки единого социального налога установлены в статье 241 НК РФ. Размер единого социального налога зависит не только от суммы выплачиваемого или получаемого дохода, но и от статуса налогоплательщика. Ставка единого социального налога является регрессивной. Она снижается при увеличении налоговой базы нарастающим итогом в двух интервалах: с 280 001 руб. до 600 000 руб. и свыше 600 000 руб.
Общая величина налоговой ставки для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, при величине налоговой базы до 280 000 руб. определена в размере 26%, из которых:
20% направляется в федеральный бюджет;
2,9% — в ФСС России;
1,1% — ФФОМС;
2% — ТФОМС.
Исключение составляют работодатели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, сельскохозяйственные товаропроизводители, организации народных художественных промыслов, а также организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий). Для них ставки единого социального налога определены в пунктах 1, 3, 4 и 6 статьи 241 НК РФ.
Для некоторых
категорий налогоплательщиков установлена
пониженная ставка ЕСН. Так, например,
для работодателей-
15,8% направляется в федеральный бюджет;
1,9% — в ФСС России;
1,1% — ФФОМС;
1,2% — ТФОМС.
Расчет единого социального налога
Нормативно правовое регулирование расчетов по единому социальному налогу производится в соответствии с положениями главы 24 НК РФ и разъяснениями Минфина России. Единый социальный налог исчисляется и уплачивается в порядке, установленном в статьях:
243 НК РФ для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам;
244 НК РФ —
не производящих выплаты и
вознаграждения в пользу
Согласно пункту 4 статьи 243 НК РФ плательщики ЕСН должны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также учет сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты. Учет расчетов с бюджетом по единому социальному налогу осуществляется отдельно от расчета с ФСС России и фондами обязательного медицинского страхования (п. 1 ст. 243 НК РФ). Учет расчетов по единому социальному налогу предполагает, что если отдельные выплаты исключаются из налоговой базы для расчета ЕСН по ФСС России, они учитываются в налоговой базе по ЕСН в федеральный бюджет и фонды медицинского страхования. ВОЗМОЖНО ТАКАЯ ФРАЗА ЗВУЧИТ КАК БРЕД!!!
Расчет единого
социального налога налогоплательщиками,
производящими выплаты
в течение отчетных периодов исчисляются и уплачиваются ежемесячные авансовые платежи;
по итогам отчетных периодов — авансовые платежи;
итогам налогового
периода исчисляется и
При расчете авансовых платежей плательщик ЕСН:
исчисляет сумму аванса отдельно по каждому работнику как соответствующую процентную долю налоговой базы в федеральный бюджет и каждый фонд (п. 1 ст. 243 НК РФ);
определяет сумму аванса, которую нужно уплатить в федеральный бюджет — складывает суммы авансовых платежей по каждому работнику за минусом начисленных по каждому работнику страховых взносов на ОПС;
определяет сумму аванса, которую нужно уплатить в ФСС России — общий авансовый платеж по всем работникам (подлежащей уплате в ФСС России), уменьшает на общие расходы по государственному социальному страхованию (п. 2. ст. 243 НК РФ).
Размер единого социального налога (авансовых платежей по налогу), который необходимо перечислить в федеральный бюджет и соответствующие государственные внебюджетные фонды, определяется в полных рублях. Сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу) менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более округляется до целого рубля (п. 4 ст. 243 НК РФ).
Единый социальный налог (ЕСН) предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.
С 1 января 2010 года
единый социальный налог отменён, вместо
него бывшие плательщики налога уплачивают
страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный
и территориальные ФОМСы
Суммарные ставки
отчислений с 1 января 2010 года не изменены,
а с 1 января 2011 года увеличены ставки
отчислений в Пенсионный фонд, Фонд
обязательного медицинского страхования.
Плательщики ЕСН
Плательщиками единого социального налога в соответствии со статьями 235 и 236 Кодекса признавались организации и индивидуальные предприниматели, производившие выплаты физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являлось выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам; также налогоплательщиками являлись индивидуальные предприниматели, адвокаты. Если организация не производила указанных выплат, она не являлась плательщиком ЕСН и не была обязана представлять налоговые декларации по ЕСН.
Согласно пункту 3 статьи 243 Кодекса данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражал в расчёте, представлявшемся в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следовавшего за отчётным периодом (I кварталом, I полугодием, 9 месяцами).
Налоговая декларация по налогу представлялась не позднее 30 марта года, следовавшего за истёкшим налоговым периодом (годом). Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждавшим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следовавшего за истёкшим налоговым периодом, представлял в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 7 ст. 243 Кодекса).