Единый социальный налог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 11:28, реферат

Описание

В настоящее время единый социальный налог согласно пункту 1 статьи 235 НК РФ уплачивают:
лица, производящие выплаты физическим лицам:
организации;индивидуальные предприниматели;
физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Работа состоит из  1 файл

Единый социальный налог.doc

— 54.00 Кб (Скачать документ)

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ  

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Государственное и муниципальное управление» 
 

К О Н  Т  Р О Л Ь Н А Я     Р А Б О Т А 
 

По предмету: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ  ФИНАНСЫ

Тема: Единый социальный налог 
 
 
 

Выполнил:

Студент    3  курса

5 (пятый) семестр 
 
 

Ф.И.О. Ширманова Н.А.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Ханты-Мансийск, 2012 
 
 
 
 
 

Единый  социальный налог 

Начисление и  уплата единого социального налога регулируется главой 24 «Единый  социальный налог» Налогового кодекса. Она введена  в действие с 1 января 2001 года и утратит  силу с 1 января 2010 года в связи с заменой ЕСН страховыми взносами в ПФР, ФСС России, ФФОМС и ТФОМС (Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

     В настоящее время единый социальный налог согласно пункту 1 статьи 235 НК РФ уплачивают:

лица, производящие выплаты физическим лицам:

организации;индивидуальные предприниматели;

физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

индивидуальные  предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям таких лиц, он исчисляет и уплачивает единый социальный налог по каждому основанию.

Не платят единый социальный налог организации и  индивидуальные предприниматели:

являющиеся плательщиками  единого сельскохозяйственного  налога (п. 3 ст. 346.1 НК РФ);

применяющие УСН (п. п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ);

систему налогообложения  в виде ЕНВД (п. 4 ст. 346.26 НК РФ);

пользующиеся  льготами, установленными в статье 239 НК РФ.

Единый социальный налог: объект налогообложения и  налоговая база

Выплаты, признаваемые и не признаваемые объектом налогообложения ЕСН у разных категорий налогоплательщиков определены в пунктах 1 и 2 статьи 236 НК РФ.

Признаются объектом налогообложения для организаций  и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц:

по трудовым договорам;

гражданско-правовым, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг;

авторским договорам.

Исключение составляют вознаграждения, выплачиваемые индивидуальным предпринимателям, адвокатам или нотариусам, занимающимся частной практикой (п. 1 ст. 236 НК РФ). Для индивидуальных предпринимателей, частнопрактикующих нотариусов и адвокатов объектом налогообложения являются доходы от предпринимательской или иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением (п. 2 ст. 236 НК РФ). 

Не признаются объектом налогообложения выплаты  и вознаграждения, не относимые организацией к расходам, уменьшающим облагаемую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном периоде (п. 3 ст. 236 НК РФ).

Налоговая база. В соответствии с пунктом 1 статьи 237 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели — работодатели, производящие выплаты физическим лицам, определяют налоговую базу как сумму  выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (услуг), и авторским договорам за отчетный период. Данные выплаты включаются в налоговую базу независимо от того, в какой форме они выплачены — в денежной или натуральной. Налоговая база определяется отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом (п. 2 ст. 237 НК РФ).

     Выплаты, не облагаемые ЕСН. Начисление единого социального налога не производится на выплаты, поименованные в статье 238 НК РФ. К ним, в частности, относятся пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, компенсационные выплаты. Не включаются в налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в ФСС России) кроме этих выплат, также любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера и авторским договорам.

     Отчетность  и сроки уплаты ЕСН. Датой осуществления выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц для организаций и предпринимателей является день начисления этих сумм (абз.2 ст. 242 НК РФ). Налоговым периодом для ЕСН является календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 240 НК РФ). По их итогам налогоплательщики, производящие выплаты физическим лицам, должны представлять в инспекции расчеты по авансовым платежам не позднее 20-го числа следующего месяца (абз. 5 п. 3 ст. 243 НК РФ). Форма расчета утверждена приказом Минфина России от 09.02.2007 № 13н. В течение отчетных периодов такие налогоплательщики уплачивают ежемесячные авансовые платежи по ЕСН не позднее 15-го числа следующего месяца. По итогам отчетных периодов налогоплательщики уплачивают разницу между исчисленной суммой налога и суммой ежемесячных авансовых платежей, уплаченных за тот же период (абз. 3 п. 3 ст. 243 НК РФ). Налогоплательщики, уплачивающие ЕСН за себя (индивидуальные предприниматели, нотариусы и адвокаты), платят авансовые платежи, расчет которых производят налоговые органы, три раза в год: не позднее 15 июля, 15 октября текущего года и 15 января следующего года (п. 4 ст. 244 НК РФ).

Налоговую декларацию по ЕСН по форме, утвержденной приказом Минфина России от 29.12.2007 № 163н, плательщики ЕСН обязаны представить не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 7 ст. 243 НК РФ). 
 

Единый  социальный налог: порядок  его исчисления 

Ставки единого  социального налога установлены в статье 241 НК РФ. Размер единого социального налога зависит не только от суммы выплачиваемого или получаемого дохода, но и от статуса налогоплательщика. Ставка единого социального налога является регрессивной. Она снижается при увеличении налоговой базы нарастающим итогом в двух интервалах: с 280 001 руб. до 600 000 руб. и свыше 600 000 руб.

Общая величина налоговой ставки для организаций  и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, при величине налоговой базы до 280 000 руб. определена в размере 26%, из которых:

20% направляется  в федеральный бюджет;

2,9% — в ФСС  России;

1,1% — ФФОМС;

2% — ТФОМС.

Исключение составляют работодатели, имеющие статус резидента  технико-внедренческой особой экономической  зоны, сельскохозяйственные товаропроизводители, организации народных художественных промыслов, а также организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий). Для них ставки единого социального налога определены в пунктах 1, 3, 4 и 6 статьи 241 НК РФ.

Для некоторых  категорий налогоплательщиков установлена  пониженная ставка ЕСН. Так, например, для работодателей-сельхозпроизводителей  и организаций народных художественных промыслов ставка единого социального  налога определена в размере 20% (при налоговой базе на каждое физическое лицо до 280 000 руб.), из которых:

15,8% направляется  в федеральный бюджет;

1,9% — в ФСС  России;

1,1% — ФФОМС;

1,2% — ТФОМС.

Расчет единого  социального налога

Нормативно правовое регулирование расчетов по единому  социальному налогу производится в  соответствии с положениями главы 24 НК РФ и разъяснениями Минфина  России. Единый социальный налог исчисляется  и уплачивается в порядке, установленном  в статьях:

243 НК РФ для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам;

244 НК РФ —  не производящих выплаты и  вознаграждения в пользу физических  лиц. 
 
 
 
 
 
 

Согласно пункту 4 статьи 243 НК РФ плательщики ЕСН  должны вести учет сумм начисленных  выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также учет сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты. Учет расчетов с бюджетом по единому социальному налогу осуществляется отдельно от расчета с ФСС России и фондами обязательного медицинского страхования (п. 1 ст. 243 НК РФ). Учет расчетов по единому социальному налогу предполагает, что если отдельные выплаты исключаются из налоговой базы для расчета ЕСН по ФСС России, они учитываются в налоговой базе по ЕСН в федеральный бюджет и фонды медицинского страхования. ВОЗМОЖНО ТАКАЯ ФРАЗА ЗВУЧИТ КАК БРЕД!!!

Расчет единого  социального налога налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, производится следующим образом:

в течение отчетных периодов исчисляются и уплачиваются ежемесячные авансовые платежи;

по итогам отчетных периодов — авансовые платежи;

итогам налогового периода исчисляется и уплачивается сумма налога.

При расчете  авансовых платежей плательщик ЕСН:

исчисляет сумму  аванса отдельно по каждому работнику как соответствующую процентную долю налоговой базы в федеральный бюджет и каждый фонд (п. 1 ст. 243 НК РФ);

определяет сумму  аванса, которую нужно уплатить в  федеральный бюджет — складывает суммы авансовых платежей по каждому  работнику за минусом начисленных по каждому работнику страховых взносов на ОПС;

определяет сумму  аванса, которую нужно уплатить в  ФСС России — общий авансовый  платеж по всем работникам (подлежащей уплате в ФСС России), уменьшает  на общие расходы по государственному социальному страхованию (п. 2. ст. 243 НК РФ).

Размер единого  социального налога (авансовых платежей по налогу), который необходимо перечислить  в федеральный бюджет и соответствующие  государственные внебюджетные фонды, определяется в полных рублях. Сумма  налога (сумма авансовых платежей по налогу) менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более округляется до целого рубля (п. 4 ст. 243 НК РФ).

Единый социальный налог (ЕСН) предназначен для мобилизации  средств для реализации права  граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.

С 1 января 2010 года единый социальный налог отменён, вместо него бывшие плательщики налога уплачивают страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный  и территориальные ФОМСы согласно закону № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года. 
 
 
 

Суммарные ставки отчислений с 1 января 2010 года не изменены, а с 1 января 2011 года увеличены ставки отчислений в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования. 

Плательщики ЕСН

Плательщиками единого социального налога в соответствии со статьями 235 и 236 Кодекса признавались организации и индивидуальные предприниматели, производившие выплаты физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являлось выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам; также налогоплательщиками являлись индивидуальные предприниматели, адвокаты. Если организация не производила указанных выплат, она не являлась плательщиком ЕСН и не была обязана представлять налоговые декларации по ЕСН.

Согласно пункту 3 статьи 243 Кодекса данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме  налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражал в расчёте, представлявшемся в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следовавшего за отчётным периодом (I кварталом, I полугодием, 9 месяцами).

Налоговая декларация по налогу представлялась не позднее 30 марта года, следовавшего за истёкшим налоговым периодом (годом). Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждавшим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следовавшего за истёкшим налоговым периодом, представлял в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 7 ст. 243 Кодекса).

Информация о работе Единый социальный налог