Федеральное казначейство в финансовой системе РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:39, контрольная работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ деятельности органов федерального казначейства, рассмотрение основных задач и их прав, а также оценка федерального казначейства на современном этапе, а также подробное определение и характеристика субъектов банковского права и банковских правоотношений.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Основные направления деятельности Федерального казначейства в сфере финансового контроля 5

1.1. Федеральное казначейство в финансовой системе РФ 5

1.2. Задачи и права органов казначейства 7

1.3 Федеральное казначейство на современном этапе 12

Глава 2. Субъекты банковского права и банковских правоотношений 16

2.1. Банк России и кредитные организации – типичные субъекты банковского права 16

2.2. Учредители (участники) кредитной организации как субъекты банковского права 17

2.3. Банковские правоотношения и их виды 20

Заключение 23

Список литературы 25

Работа состоит из  1 файл

финансовое право.docx

— 52.20 Кб (Скачать документ)

    Содержание

Введение  3

Глава 1. Основные направления деятельности Федерального казначейства в сфере финансового  контроля 5

1.1. Федеральное казначейство в финансовой системе РФ 5

1.2. Задачи и  права органов казначейства 7

1.3 Федеральное  казначейство на современном  этапе 12

Глава 2. Субъекты банковского права и банковских правоотношений 16

2.1. Банк России  и кредитные организации –  типичные субъекты банковского  права 16

2.2. Учредители (участники)  кредитной организации как субъекты  банковского права 17

2.3. Банковские  правоотношения и их виды 20

Заключение 23

Список литературы  25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

     С давних времен функция исполнения бюджета  государства являлась важнейшим элементом управления страной, мощным рычагом воздействия на социально-экономические процессы. В России рациональное управление государственными финансами приобрело большое значение по мере перехода экономики страны к рыночным отношениям.

     В 1992 году Президент Российской Федерации  издал указ, в котором была высказана политическая воля на восстановление в России существовавшего ранее института казначейства - института, который, непосредственно находясь в системе органов федеральной исполнительной власти, занимается исполнением федерального бюджета. Осознание необходимости воссоздания казначейства пришло не сразу. Не сразу удалось подойти к пониманию того, какая модель исполнения бюджета предпочтительнее для Российской Федерации - банковская или казначейская. Международный опыт и практика функционирования отечественной финансовой системы дали практически безальтернативное решение в сложившейся ситуации - решение об организации в Министерстве финансов Российской Федерации системы органов федерального казначейства и о переводе федерального бюджета на казначейскую систему исполнения, как первого этапа по установлению контроля Правительства РФ за государственными финансами.

     В связи с этим изучение правового  регулирования деятельности органов федерального казначейства, их задач и прав, обрело в настоящее время особую актуальность.

     Субъекты  банковского права - это лица, которые  предусмотрены банковским правом как  возможные участники банковских правоотношений. Субъектами банковских правоотношений, как правило, являются Банк России и кредитная организация. На стадиях регистрации и лицензирования, реорганизации и ликвидации кредитной  организации в качестве субъектов  банковского права могут выступать Банк России и учредители (участники) кредитной организации, ее кредиторы.

     Целью настоящей работы является анализ деятельности органов федерального казначейства, рассмотрение основных задач и их прав, а также

оценка  федерального казначейства на современном этапе, а также подробное определение и характеристика субъектов  банковского права и банковских правоотношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Основные направления деятельности Федерального казначейства в сфере финансового контроля.

1.1 Федеральное казначейство в финансовой системе РФ.

     Существует  система органов управления, для  которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Эта система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы — бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений. Система финансово-кредитных органов в РФ, в связи с экономическими преобразованиями была существенно перестроена, появились новые органы.

В единую систему органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органы федерального казначейства. Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы[1].

     Особенностью  финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной компетенции. Для осуществления финансовой деятельности, в качестве основной функции, были созданы специальные органы государственного управления [2]:

  • Министерство финансов Российской Федерации;
  • Федеральное      казначейство Российской Федерации;
  • Государственная      налоговая служба Российской Федерации;
  • Центральный      банк Российской Федерации (Банк России).

     Федеральное казначейство Российской Федерации  создано Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556. Единую централизованную систему органов федерального казначейства возглавляет руководитель Федерального казначейства — начальник Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ. В соответствии с Положением о Федеральном казначействе РФ, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864, единая централизованная система органов федерального казначейства состоит из Главного управления федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах. Казначейство подчиняется Министерству финансов РФ. Органы казначейства взаимодействуют с органами государственного управления субъектов Федерации в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, а также координации работы по созданию информационной базы о состоянии бюджетной системы Российской Федерации. Казначейство информирует законодательные и исполнительные органы государственной власти Российской Федерации о результатах исполнения федерального бюджета, иных финансовых операциях Правительства РФ, а также о состоянии государственных (федеральных) внебюджетных фондов и бюджетной системы Российской Федерации [3].

     В целях улучшения организации  работы и усиления контроля за исполнением федерального бюджета Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ взаимодействует с Банком России, с Государственной налоговой службой РФ, иными федеральными органами исполнительной власти РФ. Органы казначейства осуществляют контрольные функции во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, налоговыми, правоохранительными органами и банками; материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, передают правоохранительным органам. В определенных случаях органы казначейства предъявляют иски в суд и в арбитражный суд.

1.2  Задачи и права органов казначейства.

     В Российской Федерации устанавливается  только одна система исполнения бюджетов всех уровней – казначейская. Организацией исполнения бюджетов занимаются органы исполнительной власти, причем непосредственное исполнение бюджетов осуществляют финансовые органы, в составе которых создаются казначейства (Федеральное и территориальные). Именно эти органы в лице казначейства осуществляют управление счетами бюджетов и бюджетными средствами, являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств [5].

В своей  деятельности федеральное казначейство руководствуется Положением "О федеральном казначействе РФ", утверждённым Постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 года № 864 (в редакции от 28.01.97г.). На сегодняшний день это положение определяет задачи и функции органов федерального казначейства, основными из которых являются:

  • организация, осуществление и контроль за исполнением федерального

бюджета, управление доходами и расходами  этого бюджета на открываемых  в банках счетах казначейства, исходя из принципа единства кассы;

  • регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;
  • сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных

финансов, представление высшим законодательным  и исполнительным органам государственной власти РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по федеральному бюджету, о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации;

  • осуществление краткосрочного прогнозирования объемов

государственных финансовых ресурсов, а также оперативное  управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов;

  • управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и

другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

  • разработка методологических и инструктивных материалов по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов;
  • ведение операций по учету      государственной казны РФ.

     29 декабря 1994 г. был издан приказ  Министерства финансов РФ №177 "О бюджетной классификации", введенный в действие с 1 января 1995 г. В процессе федерального бюджета на 1996 г. был разработан и принят Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации". В 1996- 1999 годах произошли существенные изменения в налоговом законодательстве, не получившие отражения в утверждении бюджетной классификации. Произошли также изменения в структуре федеральных органов испол власти. Все это потребовало приведения в соответствие сложившейся в 1996-1999 годах структуру бюджетов с действующим налоговым законодатель, структурой федеральных органов исполнитель власти с учетом перехода в 1998 г. на международную бюджетную классификацию.

     1999 год стал еще одним этапом  становления каз системы. Органы федерального казначейства приступили осуществлению кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Отличительной чертой 2000 г. с точки зрения учета операций по исполнению федерального бюджета стало введение в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации. Положения Бюджетного кодекса позволили более четко провести черту между сферами правоприменения налогового, гражданского и бюджетного законодательства.

     Казначейство  получило три основных нормативно-методических документа (инструкцию о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ; инст о порядке открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства МФ РФ лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета; инструкцию по ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях), регулирующих деятельность всех участников бюджетного процесса. Таким образов, была сформирована нормативная база, а самое главное, на 1 января 2000 г. было выведено нулевое сальдо, без которого очень трудно начать двигаться по четкому соблюдению «котлового»» принципа учета и распределения доходов[7]. Новый порядок распределения доходов по уровням бюджетной системы уже в первые месяцы после его введения позволил существенно повысить объем доходов федерального бюджета. В 2001 г. функции органов федерального казначей дополняются выполнением поставленных задач: установлен единый порядок применения мер принуждения к нарушителям бюджетного законода России. В условиях массовых неплатежей, не законодательства, а также вынужденного отказа государства от ряда своих обязательств  продолжает увеличиваться количество исков, предъявляемых к казне Российской Федерации и Правительству РФ для решения поставленных вопросов Приказом Министерства финансов РФ от 15 мая 2001 г. №36н определен порядок организации работы Минфина и территориальных органов федерального казначейства по взысканию на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам федерального

Информация о работе Федеральное казначейство в финансовой системе РФ