Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 13:07, курс лекций
Рыночная экономика при всём разнообразии её моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально-ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием.
Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы.
Понятие финансов
Финансовая система Российской Федерации
Финансовая деятельность государства
Методы осуществления финансовой деятельности
Принципы финансовой деятельности
Система органов власти, осуществляющих финансовую деятельность государства
Правовые формы финансовой деятельности
Финансовые ресурсы - доходы и поступления субъектов хозяйствования и государства в лице его органов, которые используются на цели расширенного воспроизводства и на удовлетворение других потребностей. Именно финансовые ресурсы позволяют отделить категорию финансов от категории цены и других стоимостных категорий.
Финансовый контроль - совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления. Контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и отдельных организаций в целях эффективного развития экономических отношений и недопущения нарушений законности с применением специфических форм и методов его организации. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях народного хозяйства. Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Финансовый контроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают государственный, внутрихозяйственный и независимый (аудиторский) финансовый контроль. По формам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий. По приемам и способам осуществления финансового контроля различают: проверки, обследования, анализ, ревизии.
Финансовый план - системная совокупность мероприятий материального опосредования функционирования государства. Он составляется на срок от 1 до 5 лет и входит в бюджет. По форме финансовый план представляет собой изложение целей, цифр и организационных предложений на планируемый период. На предприятии планирование основывается на учете закона стоимости и выступает как экономическая категория. Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы: предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, - сметы; кооперативные организации, общественные объединения и страховые компании - финансовые планы. Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом - составление финансовых планов начиная от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства. В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и кредитной систем (взносы отчислений на социальное страхование, платежи в бюджет, плата за банковский кредит и др.).
Финансы (от лат. finance - денежный платеж) - совокупность объективно обусловленных экономических отношений, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в руках государства и субъектов хозяйствования для целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворения социальных и других потребностей. Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.
Ценная бумага - документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности. В случаях, предусмотренных законом, или в установленном им порядке для осуществления и передачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств их закрепления в специальном реестре (обычном или компьютеризованном).
Центральный банк является главным банком России, осуществляет банковское регулирование и надзор за деятельностью банков и других кредитных организаций, принимает меры по защите интересов вкладчиков; для обеспечения стабильности банковской системы создает страховой фонд за счет обязательных отчислений, определяемых Банком России.
Чек - ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы. В качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Отзыв чека до истечения срока для его предъявления не допускается. Выдача чека не погашает денежного обязательства, во исполнение которого он выдан. Форма чека и порядок его заполнения определяются законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.
Эмиссия - выпуск в обращение денежных знаков. На территории РФ монопольное право выпуска в обращение денежных знаков принадлежит Центральному банку РФ.
Эмитенты - юридические лица, которые могут выпускать ценные бумаги. С помощью финансового рынка денежные накопления сберегателей привлекаются для инвестирования затрат на развитие производства, осуществление государственных и региональных целевых программ и других нужд. Объективной предпосылкой является несовпадение потребностей в финансовых ресурсах у субъектов хозяйствования с наличием источников финансовых ресурсов.
Юридическое лицо - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и иные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету и быть зарегистрированы в качестве юридического лица. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не ставящие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Рекомендуемый список литературы
Основной:
1. Финансовое
право Российской Федерации:
2. Финансовое
право Российской Федерации:
3. Финансовое
право: Учебное пособие / Под
ред. Е.Н. Евстигнеева, Н.Г.
Дополнительный:
4. Грачева Е.Ю.,
Соколова Э.Д. Финансовое
5. Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России: Учебник. М.: ТЕИС, 1995.
6. Савин А.Ю. Финансовое право. М.: Финстатинформ, 1997.
7. Гуреев В.И.
Российское налоговое право:
8. Химичева Н.И. Налоговое право: Учебник. М.: БЕК, 1997.
9. Петрова Г.В. Налоговое право: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997.
10. Финансовое право: Учебное пособие. М.: Новый Юрист, 1998.
11. Шохин С.О.,
Воронина Л.И. Бюджетно-
12. Орлова Е.Р. Инвестиции. М.: ОМЕГА-Л, 2003.
Нормативные документы:
Конституция Российской Федерации. М., 1995 г. (в ред от 30.12.2008 г.)
Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая (с изменениями и дополнениями).
Бюджетный кодекс РФ (Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ).
Гражданский кодекс РФ. Части первая и вторая. М.: Юрид. лит., 1995.
Федеральный закон от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате РФ" // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167.
Указ Президента РФ от 8 декабря 1992 г. "О Федеральном казначействе" // Российская газета. 1992. 25 января.
Положение о Министерстве финансов Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329).
Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации".
Закон РФ от 12 декабря 1991 г. "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" (с изм. и доп.).
Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений".
Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (с изм. и доп.).
Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (с изм. и доп.).
Федеральный закон РФ от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в ред. от 30.12.2008).
Федеральный закон РФ от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (с изм. и доп.).
Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)" (с изм. и доп.).
Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 "О банках и банковской деятельности" (с изм. и доп.).
Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" (с изм. и доп.).
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. от 22.07.2008).
1 Юридическая энциклопедия. М., 1997. С. 478.
2
Вострикова Л.Г. Финансовое право: учебник
для вузов (издание третье, переработанное
и дополненное) – М., ЗАО Юстицинформ, 2007.
С. 4