Финансовая сиситема Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 02:35, контрольная работа

Описание

Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.

Работа состоит из  1 файл

Фин система РФ.doc

— 164.50 Кб (Скачать документ)

       Другая  проблема, о которой сегодня говорят  аналитики, — извращенный характер самой финансово-кредитной системы, в рамках которой участники производительного  труда вращаются вокруг «эпицентра мироздания» — Центрального Банка. Тогда как в нормальной государственности все должно происходить с точностью до наоборот. В действительности же кредитно-финансовая система должна вращаться вокруг реальной экономики, где и создаются все богатства страны. В связи с этим речь идет о необходимости кредитования реального сектора под отрицательную учетную ставку и ориентацию на общегосударственный, а не на внутрибанковский эффект.

       Кстати  говоря, анализ федеральных бюджетов нескольких последних лет позволяет  говорить об «узаконивании» в них множества нетрадиционных форм расчетов с бюджетом для погашения задолженностей по налогам и сборам, возвращению кредитных средств и т.п. со стороны юридических лиц и региональных бюджетов. В частности, к таким нетрадиционным формам относятся: реструктуризация долгов по времени погашения (отсрочка и рассрочка платежей), взаимозачеты под гарантии органов исполнительной власти субъектов РФ, погашение части задолженности по налоговым платежам, начисленным пени и штрафам, кредитным выплатам, организация особой системы расчетов по некоторым статьям федерального бюджета, погашение задолженностей в обмен на приобретение ценных бумаг предприятий-должников, погашение долговых обязательств в обмен на приобретение государственных ценных бумаг и т.д..

       Однако, подобная множественность правового  обеспечения и существующих форм расчетов с бюджетом, на наш взгляд, вряд ли может быть признана позитивной чертой действующей системы налогово-бюджетного регулирования. Перед страной, в  частности, долгие годы остро стояла проблема преодоления бюджетного дефицита, которая вынуждала государственную власть искать пути сокращения задолженностей по обязательным платежам в бюджет со стороны бюджетов субъектов федерации и юридических лиц. Теперь же, когда проблема бюджетного дефицита в Российской Федерации уже не является столь непреодолимой, органы государственной власти и, прежде всего, законодательной, охотно идут на реструктуризацию задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом либо на полное погашение простроченных долговых обязательств. Поведение органов власти в этом случае, во-первых, противоречит экономическим интересам самого государства, а во-вторых, признает несовершенство действующей системы налогообложения и предоставления кредитных средств, которые не в состоянии обеспечить нормальное, безубыточное функционирование хозяйствующих субъектов.

       Подтверждением  высказанным предположениям о том, что российская схема управления финансами, во-первых, не принимает  во внимание интересы населения, а во-вторых, служит не материальному производству, а, скорее, самим кредитно-финансовым учреждениям, т.е. ростовщическому капиталу, может служить инициатива Центрального банка РФ, озвученная первым зампредом Банка России А.Козловым в рамках ХIII съезда Ассоциации российских банков летом 2002 года. По словам А.Козлова, Банк России считает, что в стране должен быть введен запрет на досрочное изъятие вкладов населения из банков, причем соответствующие изменения в правовом регулировании этого вопроса должны коснуться не только нового законодательства, но и изменения норм Гражданского кодекса РФ. То обстоятельство, что основным видом вкладов населения являются вклады до востребования, демонстрирует, как считает А.Козлов, нестабильность банковского сектора.

       Еще одна проблема, которая связана с благосостоянием населения и перспективами использования его денежных накоплений, — слабость потребительского сектора. При этом имеется в виду не столько неконкурентоспособность применяемых технологий и производимой продукции, сколько практическое отсутствие потребительского сектора как такового. Слабость потребления в структуре экономики приводит к тому, что большая часть увеличения доходов населения направляется на увеличение импорта. Иллюстрацией к этим процессам служит зависимость между импортом и доходами населения, выраженными в валюте.

       Рассмотрим  перспективы дальнейшего экономического развития государства с точки  зрения стабильности реальных доходов  населения.

       В уже упоминавшемся проекте Программы  социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы) Правительства РФ содержится прогноз основных показателей социально-экономического развития страны (см. Приложение 1), согласно которому уровень безработицы в 2003 году составит 8-8,2 % экономически активного населения России, а реально располагаемые доходы населения возрастут по отношению к 2002 году на 8,3 %.

       По  мнению Правительства, для создания в среднесрочной перспективе  нормально функционирующего, цивилизованного  рынка труда, который выступает  необходимым условием для экономического развития, необходимы следующие меры:

       • продолжение работы по приведению трудового  законодательства в соответствие с  требованиями рыночной экономики;

       • подготовка нормативных правовых актов, направленных на реализацию Трудового кодекса;

       • реализация Концепции действий на рынке  труда на 2003-2005 годы, предусматривающей  подготовку и реализацию комплекса  мер в социально-трудовой сфере, которые позволят в долгосрочной перспективе перейти к эффективной  занятости населения, обеспечивать развивающиеся потребности экономики в работниках соответствующей профессиональной квалификации, а также оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка труда;

       • введение законодательного запрета  увязки приема на работу с обязательной регистрацией в городе или регионе нахождения места работы;

       • разработка среднесрочного и долгосрочного  прогноза профессионально-квалификационной структуры работников, совершенствование  анализа, прогноза и мониторинга  рынка труда в целях сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, разработка системы профессиональных стандартов;

       • поэтапное приближение минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума; создание экономических, организационных и других условий, обеспечивающих своевременную и в полном объеме выплату заработной платы;

       • совершенствование досудебных институтов и механизмов защиты трудовых прав, поддержка общественных организаций, занимающихся вопросами защиты трудовых прав граждан, информационно-методическая поддержка гражданской самозащиты в сфере труда и занятости, оказание государственной поддержки в развитии системы негосударственной защиты трудовых прав;

       • совершенствование коллективно-договорного  регулирования трудовых отношений, процедур переговорного процесса, обеспечение независимости профсоюзных организаций от работодателя;

       • совершенствование системы обязательного  социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, повышение действенности  механизма экономической заинтересованности субъектов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в снижении степени профессионального риска, исключение дублирования с другими видами социального страхования, создание условий для участия негосударственных страховщиков в данном виде социального страхования;

       • содействие привлечению иммигрантов  в Российскую Федерацию, исходя из интересов  обеспечения экономики страны и  ее регионов необходимыми трудовыми  ресурсам. Предполагается как содействие возвращению в страну высококвалифицированных специалистов, так и разработка системы мер по натурализации и адаптации иммигрантов, желающих приобрести российское гражданство, вовлечению их в российский социум, усиление взаимодействия центральных и местных органов власти по контролю за привлечением и использованием иностранной рабочей силы, защите отечественного рынка труда;

       • разработка комплекса мер по содействию добровольному переселению в  Российскую Федерацию российских граждан  из государств – участников СНГ и стран Балтии; в том числе предоставление необходимой информации об условиях переезда, возможностях приема, обустройства и проживания в Российской Федерации, а также меры по развитию системы оказания образовательных услуг на территории Российской Федерации для молодежи из государств-участников СНГ и стран Балтии;

       • оптимизация внутренних миграционных процессов и обеспечение свободного перемещения рабочей силы, разработка мер, направленных на сокращение оттока трудоспособного населения из районов Урала, Сибири и Дальнего Востока, создание условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в указанных регионах Российской Федерации.

       Целями  государственной политики в области  социальной поддержки населения  на рассматриваемый период являются:

       • снижение бедности, смягчение ее негативных последствий, уменьшение социального  неравенства и предотвращение социального  иждивенчества;

       • повышение эффективности социальных пособий и предоставление других форм помощи малоимущим семьям на основе принципа адресности;

       • улучшение положения и качества жизни граждан из так называемых групп риска;

       • расширение рынка и повышение  качества предоставляемых социальных услуг в целях обеспечения  свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами.

       Для реализации этих целей, по мнению Правительства, необходимы:

       • изменений и дополнений в Федеральный  закон «О государственной социальной помощи», а также принятие иных нормативных  правовых актов в сфере оказания государственной социальной помощи в целях разграничения полномочий, прав и ответственности в этой сфере между органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов; совершенствования процедуры проверки нуждаемости ее получателей, а также использования возможностей для самостоятельного преодоления тяжелой жизненной ситуации;

       • развитие программно-целевых и конкурсных механизмов финансирования деятельности по предоставлению населению социальных услуг с целью обеспечения  эффективного доступа граждан к  получению услуг;

       • создание условий для привлечения  к оказанию социальных услуг как  государственных, так и негосударственных  организаций;

       • разработка общих требований к деятельности государственных, муниципальных, частных  и иных учреждений, предоставляющих  различные виды социальных услуг, на основе социальных регламентов и системы оценки качества выполнения социальных программ; использование наряду с государственным финансированием частных благотворительных средств;

       • осуществление государственной  поддержки инвалидов в рамках реализации федеральных целевых программ «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы», в том числе и аналогичных региональных целевых программ, а также подпрограммы «Дети-инвалиды на 2003-2006 годы»;

       • дальнейшее развитие сети нестационарных учреждений по социальному обслуживанию инвалидов и граждан пожилого возраста;

       • комплексная информатизация социальной сферы, позволяющая создать единую систему сбора, хранения и представления  информации, характеризующей состояние  социальной сферы Российской Федерации.

       Правительство предполагает, что обеспечение в  ближайшие два года высоких темпов экономического роста создаст необходимые  условия для позитивных, ощутимых для массовых групп населения  изменений в социальной сфере. Реальные располагаемые доходы населения в 2005 г. увеличатся по сравнению с 2002 г. на 23-26 %. При этом за счет повышения производительности труда, повышения минимальных государственных гарантий по оплате труда и снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, реальная заработная плата возрастет на 27-30 %.

       Новые механизмы финансирования пенсий и  формирования пенсионных обязательств будут способствовать обеспечению  финансовой устойчивости пенсионной системы  и повышению уровня жизни пенсионеров. Уровень бедности снизится с 25 % в 2002 г. до 22-23 % в 2005 г.

 

        Заключение 

     Финансовая  система это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одной из главных целей, ради которых создавалось государство – разделение труда. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы:  государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных предприятий и специальные правительственные фонды.

Информация о работе Финансовая сиситема Российской Федерации