Финансовое право как отрасль российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:11, контрольная работа

Описание

В ходе финансовой деятельности государства возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, например, трудовые, гражданские и другие, регулируемые соответствующими отраслями права. Финансовое же право распространяется только на финансовые отношения.
Итак, финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРЕДМЕТ И ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА 4
2.ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА 7
2.1 Понятие финансовой системы 7
2.2. Состав и структура финансовой системы 7
2.3 Источники финансового права 11
2.4 Российская финансовая система с 90-х годов и по наше время 13
3. ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОГО ФИНАНСОВОГО ПРАВА 16
4. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА: ЕГО ОСОБЕННОСТИ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА 20
5. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫХ НОРМ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
30

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа Фин право.doc

— 267.50 Кб (Скачать документ)

     Но  в некоторых случаях в целях  усиления гарантий прав участников финансовых отношений, подчеркивания особой важности соблюдения финансовой дисциплины в какой-то области предусматриваются запреты. В других случаях запрещающие нормы определяют пределы дозволенных действий. Например, закон запрещает определять условия и порядок предоставления налоговых льгот, носящих индивидуальный характер.

     Уполномочивающие  финансово-правовые нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Они предоставляют возможность принятия самостоятельных решений в области финансов, но в строго установленных границах. Таким образом, и этим нормам свойственна императивность, поскольку не допускается выход за эти границы. Например, представительные органы власти субъектов РФ при введении региональных налогов вправе решать вопросы, круг которых определен федеральным законодательством о налоговых льготах, о ставках налогов, сроках уплаты. Предприятия вправе распоряжаться своей прибылью, но после выполнения обязанностей по платежам в бюджет.

     Уполномочивающие  финансово-правовые нормы призваны развивать инициативу в финансово-хозяйственной  деятельности, исходя из общегосударственных и региональных задач. Поэтому их применение расширяется в условиях перехода к рыночным отношениям при усилении экономических рычагов регулирования. Это связано также с повышением самостоятельности хозяйствующих субъектов, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

     В зависимости от содержания нормы  финансового права могут быть материальными и процессуальными.

     Материальные  финансово-правовые нормы закрепляют состав финансовой системы, виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством и муниципальными образованиями, источники формирования кредитных ресурсов банков, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные государственные фонды, и т.п., т.е. материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.

     Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области формирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов (доходов). Они требуют соблюдения предусмотренных процедурных правил в этой деятельности: сроков, участия определенных органов, установленной юридической формы принимаемых решений и т.п.

     В отличие от некоторых других отраслей права финансовое право концентрирует  в единой совокупности материальные и процессуальные нормы. Его разделы и институты, как правило, в единстве представляют материальные и процессуальные нормы. Исключением является бюджетное право, в котором от материальных норм довольно четко обособляется совокупность норм, регулирующих бюджетный процесс. В Бюджетном Кодексе РФ особо выделена часть третья под названием «Бюджетный процесс в Российской Федерации». Такое обособление было свойственно и действовавшему до него Закону РСФСР от 10 октября 1991 г. «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». Значительное внимание формированию процессуальных норм уделено в Налоговом Кодексе РФ.

     Высокий уровень разработанности и четкое соблюдение процессуальных финансово-правовых норм способствуют эффективности использования механизма финансов, служат важной гарантией реализации материальных прав и обязанностей в области финансов в полном объеме, являются необходимым условием формирования правового государства.

     Норма финансового права по своей  логической структуре состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.

     Гипотеза  указывает на условия действия финансово-правовой нормы. Чаще всего гипотеза финансово-правовой нормы имеет сложную форму и содержит ряд четко сформулированных условий, при наличии которых требуется или предоставляется право совершить определенные действия в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Например, обязанность предприятия уплатить в государственный бюджет налог на прибыль реализуется при условии, если оно имеет расчетный счет в банке и самостоятельный (отдельный) баланс, а также получает подлежащую налогообложению прибыль и др.

     Диспозиция  устанавливает содержание самого правила поведения, т.е. предписывает совершение определенных действий по формированию, распределению или использованию государственных и муниципальных финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений. Диспозиция требует определенного поведения от участников финансовых отношений и не допускает отклонения от этих требований.

     Санкции предусматривают последствия нарушения правовой нормы, определяют виды и меру юридической (финансово-правовой) ответственности нарушителей финансово-правовых норм. Посредством санкций осуществляется государственное принуждение к исполнению финансово-правовых норм. Основанием для применения финансово-правовых санкций является нарушение норм финансового права (финансовое правонарушение), то есть несоблюдение установленных ими правил: нецелевое использование средств, несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям, несоблюдение нормативов финансовых затрат, неуплата или неполная уплата налогов, нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, представление коммерческим банком недостоверной информации Центральному банку РФ и т.п.

     Итак, финансово-правовая санкция это мера юридической ответственности за нарушение нормы финансового права.

     Финансово-правовым санкциям в сравнении с санкциями  норм других отраслей права свойственен  ряд особенностей.

     Они имеют, как правило, денежный характер и содержат меры принудительного воздействия на нарушителя через его денежные фонды и средства (прямым или косвенным путем). Таковы наложение штрафа, начисление пени, принудительное изъятие бюджетных средств, приостановление операций подсчетам в банках, запрет на осуществление банком отдельных банковских операций и т.д.

     При изъятии денежных средств путем  финансово-правовых санкций характерным  является зачисление их в государственную (федеральную и субъектов РФ) или  муниципальную казну.

     Данные  санкции распространяются на всех участников финансовых правоотношений — РФ, субъектов Федерации, муниципальные образования (например, принудительное списание средств с единого счета федерального бюджета, со счетов других соответствующих бюджетов), органы государственной власти и местного самоуправления, организации, должностных лиц и граждан (блокировка расходов получателя бюджетных средств, наложение штрафов и пеней, приостановление операций по счетам, штрафы за несоблюдение порядка ведения кассовых операций предприятиями, учреждениями и организациями и т.п.). При этом возможно одновременное применение финансово-правовой санкции к должностному лицу и организации, учреждению.

     Меры  финансово-правовой ответственности  применяются государственными органами и их должностными лицами. К таким органам относятся Федеральное казначейство, Государственный таможенный комитет РФ, Центральный банк РФ, Министерство по налогам и сборам РФ со своими структурными подразделениями. Они применяют санкции в административном порядке (без судебного разбирательства). Такой порядок является наиболее распространенным в связи с направленностью финансово-правовых санкций на обеспечение общегосударственных интересов в области финансов и необходимостью быстрого реагирования на финансовые правонарушения. Однако это не исключает в соответствующих случаях необходимости принятия судебных решений (арбитражного суда или суда общей юрисдикции) по применению финансово-правовых санкций (в частности, при наличии спора при взыскании штрафов и пеней).

     Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.

     Для современных условий характерны расширение круга финансово-правовых санкций, большее разнообразие их в сравнении с допереходным к рыночным отношениям периодом.

     С учетом основных направлений финансовой деятельности можно выделить следующие  группы финансово-правовых санкций: бюджетные, налоговые, кредитно-денежные, валютные.

     Помимо  рассмотренных санкций за нарушения  в области финансовой деятельности могут быть применены меры дисциплинарного, административного, уголовно-правового и иного воздействия, то есть установленные нормами других отраслей права. Основанием этого являются правонарушения соответствующего характера.(18, с. 59-66) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     заключение 

     Понятие “финансовое  право” может употребляться в  двух аспектах — как отрасль российского  права и как отрасль правоведения.

     Финансовое  право являясь отраслью российского  права, регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, т.е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.

     Финансовое  право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права.

     Наука финансового права — это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию финансово-правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука финансового права использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь, теории права и государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    библиографический список 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 06.04.2011). - [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.consultant.ru
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 07.06.2011) - [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.consultant.ru
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 19.07.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.2011). - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 19.07.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.08.2011). - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 07.02.2011). - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
  7. Финансы: Рабочая программа/ под ред. Филина  А.Г., «МГТА», М., 2002.
  8. Дробозина, Л.А. Финансы- М.:Финансы, ЮНИТИ, 2000.-527с.
  9. Лушина, С.И., Слепова В.А. Финансы- М.:Экономистъ, 2005. -682с.
  10. Ашмарина, Е.М. Современная финансовая система РФ // Государство и право.-2004.-№6.С.95-98.
  11. Григорьев, А.С., Гурвич, Е.М., Савайтюгин, А.Г. Финансовая система и экономическое развитие // Мировая экономика и международные отношения. -2003.-№7-С.62-75.
  12. Ашмарина, Е.М. Современная финансовая система РФ // Государство и право.-2004.-№6.С.95-98.
  13. Назаров, Н.Н., Понятия «Финансовая система» и «Бюджетная система» в теории финансов // Финансы и кредит.-2004.- №19 –С.6-10.
  14. Путин, В.В. Эффективная экономика – достойная жизнь // Международный журнал. Проблемы теории и практики управления – 2005.-№5- С.6-18
  15. Грязнова, А.Г. Проблемы усиления воздействия государственных финансов на экономику и социальную сферу России // Финансы и кредит -2006.- № 25- С.2-4.
  16. Придачук, М.П. Влияние финансового кризиса на трансформацию финансовой системы // Финансы и кредит -2009.- №19- С.2-5.
  17. Российская финансовая система в наше время. - [Электронный ресурс]. – Режим  доступа: http://www.rg.ru (официальный сайт Российской газеты).
  18. Химичева Н.И. Финансовое право. - М.: ЮРИСТЪ, 2008.- 749с.

Информация о работе Финансовое право как отрасль российского права