Финансовое право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 22:59, доклад

Описание

Одной из составляющих подсистем финансовой системы государства является совокупность государственных органов и учреждений, непосредственно осуществляющих финансовую работу. Для этого в стране создана разветвленная сеть финансовых органов и кредитных учреждений. К ним относятся: Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, таможенные органы Российской Федерации, кредитные органы, государственные социальные внебюджетные фонды. Кратко охарактеризуем их.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (7).docx

— 17.32 Кб (Скачать документ)

3. Государственные органы как субъекты финансового права и их компетенция

 

       Одной  из составляющих подсистем финансовой  системы государства является  совокупность государственных органов  и учреждений, непосредственно осуществляющих  финансовую работу. Для этого  в стране создана разветвленная  сеть финансовых органов и  кредитных учреждений. К ним относятся:  Министерство финансов Российской  Федерации, Федеральное казначейство  Российской Федерации, Министерство  Российской Федерации по налогам  и сборам, таможенные органы Российской  Федерации, кредитные органы, государственные  социальные внебюджетные фонды.  Кратко охарактеризуем их.

 

       Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г., является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране. В систему финансовых органов входят соответствующие органы субъектов Федерации (министерства финансов республик, финансовые управления и другие органы управления финансами в краях, областях, городах федерального значения, автономных областях и округах).

 

       Основными  задачами Минфина России являются:

разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой  и валютной политики;

концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны;

совершенствование бюджетной  системы, разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его  исполнения;

осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;

разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков;

и другие.

 

       Федеральное казначейство Российской Федерации образовано Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. В соответствии с Положением о Федеральном казначействе РФ от 27 августа 1993 г. № 864, оно образует единую централизованную систему органов, рассредоточенных на всей территории страны. Казначейство подчиняется Минфину России.

 

       Основные  задачи, возложенные на органы  казначейства, следующие: 

организация и контроль над  исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами  этого бюджета на открываемых  в банках счетах казначейства;

регулирование финансовых отношений  между федеральным бюджетом и  государственными внебюджетными фондами, контроль над поступлением и использованием внебюджетных средств;

сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных  финансов, о государственных внебюджетных фондах, а также о состоянии  бюджетной системы Российской Федерации;

ведение операций по учету  государственной казны РФ;

управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными  банками государственного внутреннего  долга.

 

       Министерство Российской Федерации по налогам и сборам создано Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. вместо Государственной налоговой службы РФ. Это министерство входит в систему федеральных органов исполнительной власти, подчиняется Президенту РФ и Правительству страны, имеет территориальные подразделения в субъектах Федерации и городах с районным делением.

 

       Главными  задачами данного министерства  являются:

контроль над соблюдением  законодательства о налогах и  сборах;

контроль правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующие бюджеты налогов  и иных платежей, установленных законодательством  Российской Федерации, ее субъектов  и органов местного самоуправления.

 

       Таможенные органы Российской Федерации являются правоохранительными органами и представляют собой единую систему, в которую входят: Государственный таможенный комитет, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты. Положение о Государственном таможенном комитете РФ утверждено Указом Президента Российской Федерации от 25 октября 1994 г.

 

       Таможенные  органы выполняют следующие основные  задачи в области финансов:

обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую  безопасность и защищают экономические  интересы страны;

взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

участвуют в разработке мер  экономической политики в отношении  товаров, перемещаемых через таможенную границу, реализуют эти меры;

ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и  налогового законодательства;

осуществляет валютный контроль в пределах своей компетенции.

 

       Система  кредитных учреждений возглавляется Центральным банком РФ (Банком России), который осуществляет руководство в области кредита и контролирует всю сеть кредитных органов. Банк России действует в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. (в ред. от 26 апреля 1995 г. с последующими изменениями). Он является юридическим лицом, осуществляя при этом функции органа государственного управления, имеющего властные полномочия. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ. (Более подробные сведения о деятельности главного банка Российской Федерации будут даны в последующих материалах настоящего пособия.)

 

      Государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ) созданы с целью реализации прав трудящихся России, гарантированных им Конституцией РФ. Средства фондов имеют строго целевое назначение и находятся в ведении органов государственного управления с одноименными названиями. Фонды действуют как самостоятельные юридические лица.

 

       В соответствии  со ст. 9 Федерального закона “О  введение в действие части  второй Налогового кодекса Российской  Федерации” от 05.08.00 изменен порядок  сбора платежей в государственные  социальные внебюджетные фонды.  С 1 января 2001 г. взносы в Пенсионный  фонд РФ, Фонд социального страхования  РФ и фонды обязательного медицинского  страхования уплачиваются в составе  единого социального налога (взноса). При этом контроль правильности  исчисления, полноты и своевременности  внесения взносов в указанные  фонды возложен на налоговые  органы Российской Федерации. 

 

       Главным  внутренним источником всех централизованных  и децентрализованных фондов  государства являются финансы  хозяйствующих субъектов. Именно  в процессе деятельности предприятий  и организаций создается национальное  богатство, которое в последующем  распределяется и перераспределяется  посредством воздействия властных  финансовых рычагов.


Информация о работе Финансовое право