Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 13:01, контрольная работа
Цель моей работы исследовать правовое обеспечение финансового контроля и выявить проблемы. Это обуславливает постановку следующих задач:
· Дать понятие финансового контроля;
· Определить формы, виды и методы финансового контроля;
· Дать характеристику органам, осуществляющим финансовый контроль;
· Определить систему правового регулирования финансового контроля и выявить ее проблемы.
Введение…………………………………………………………………………. 3
1. Финансовый контроль………………………………………………….... 4
1.1. Понятие и значение финансового контроля………………………………. 4
1.2. Формы и виды финансового контроля. Методы финансового контроля. ..7
2. Правовое регулирование финансового контроля…………………..…. 12
2.1. Государственных органы, осуществляющие финансовый контроль…... 12
2.2. Система правового регулирования финансового контроля и ее проблемы………………………………………………………………………... 18
Заключение……………………………………………………………………… 21
Библиографический список …………………………………..……………….. 22
Практическое задание…………………………………………………………..23
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Финансовый контроль…………………………………………………...
1.1. Понятие и значение финансового контроля……………………………….
4
1.2. Формы и виды финансового контроля.
Методы финансового контроля. ..7
2. Правовое регулирование
финансового контроля…………………..….
12
2.1. Государственных органы, осуществляющие
финансовый контроль…... 12
2.2. Система правового регулирования финансового
контроля и ее проблемы…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список …………………………………..………………..
22
Практическое задание…………………………
Финансовый
контроль как институт финансового права
подразумевает правовое регулирование
финансового контроля как функции государственного
управления. В этой связи оценка эффективности
финансового контроля обусловлена структурой,
совокупностью процедур, методов и средств
финансового контроля.
Организация
единой системы финансового контроля,
способствующей формированию полной и
объективной картины о финансовых потоках
и финансово-хозяйственной деятельности
хозяйствующих субъектов, обеспечивающей
выявление, предупреждение и пресечение
нарушений в управлении финансовыми потоками
и финансово-хозяйственной деятельностью
экономических субъектов, является главной
организационно-правовой задачей финансовой
деятельности государства.
Создание системы финансового контроля
требует формирования его правовой базы.
Правовая база контроля определяет принципы
и порядок его осуществления. В документальном
выражении правовая база финансового
контроля это: конституционное определение
и закрепление основных целей и полномочий
контроля; законодательное установление
задач, функций и полномочий контрольных
органов и их работников; регламентирование
и регулирование содержания, деталей и
особенностей процесса контроля путем
издания подзаконных нормативно-правовых
актов, в том числе и собственных актов
контрольных органов.
Современная правовая база
государственного финансового контроля
в Российской Федерации уже довольно основательная,
но в силу исторически сложившихся обстоятельств
разнородна, внутренне противоречива.
Цель моей работы исследовать
правовое обеспечение финансового контроля
и выявить проблемы. Это обуславливает
постановку следующих задач:
· Дать понятие финансового контроля;
· Определить формы, виды и методы финансового
контроля;
· Дать характеристику органам, осуществляющим
финансовый контроль;
· Определить систему правового регулирования
финансового контроля и выявить ее проблемы.
1.1. Понятие и значение финансового контроля
Финансовый контроль
как институт финансового права подразумевает
правовое регулирование государственного
финансового контроля как функции государственного
управления и организацию формирования,
распределения и использования бюджетных
средств. Контроль необходимо рассматривать
в качестве одной из форм управленческой
деятельности, то есть как самостоятельную
функцию управления, имеющую целевую направленность,
определенное содержание и способы его
осуществления.
Финансовый контроль
– это форма реализации контрольной функции
финансов и с позиции финансового права
призван, в первую очередь, охранять и
обеспечивать права государства и муниципальных
образований. Финансовый контроль имеет
стоимостное выражение, поэтому он осуществляется
во всех сферах общественного воспроизводства
и сопровождает все этапы финансовой деятельности
государства, муниципальных образований,
предприятий, учреждений, организаций.
Контроль – это правовая
конструкция, призванная обеспечить строгое
и неукоснительное исполнение законов,
соблюдение правовой дисциплины органами
государственной власти, органами местного
самоуправления, физическими и юридическими
лицами.
Сущность и назначение контроля:
· наблюдение за деятельностью подконтрольного
субъекта;
· получение объективной и достоверной
информации о состоянии законности и дисциплины
на этом субъекте;
· в выявлении причин и условий, которые
могут способствовать правонарушениям;
· принятие мер по привлечению к ответственности
нарушителей законности и дисциплины.
Установление контроля за финансовой
деятельностью является одним из направлений
финансовой политики государства. В таком
качестве контроль имеет несколько аспектов:
Финансовый контроль представляет собой
одну из функций государственного управления.
Он обеспечивает проверку финансовой
деятельности участников финансовых правоотношений
в целях предотвращения или выявления
нарушений норм права.
Финансовый контроль – это одна из стадий
конкретных управленческих действий государства.
Финансовый контроль – форма обратной
связи в системе финансово-правового регулирования.
Получая информацию о совершаемых противоправных
деяниях в финансовой сфере, государство
оценивает проводимую финансовую политику
и осуществляет ее своевременную корректировку.
Финансовый контроль представляет собой
способ поддержания режима законности
и правопорядка в финансовой сфере, поскольку
он направлен на обеспечение соблюдения
норм финансового права.
Финансовый контроль, как и
контроль вообще, представляет собой специальный
способ обеспечения законности в финансовом
праве и осуществляется на всех стадиях
финансовой деятельности. Поскольку финансовый
контроль является разновидностью государственного
контроля, он несет на себе все черты последнего.
В тоже время государственный финансовый
контроль имеет некоторые специфические
черты, отличающие его от иных направлений
контрольной деятельности и заключающиеся
в особенностях его объекта и предмета,
состава субъектов контроля и подконтрольных
субъектов, целей и задач, а также форм
и методов.
Объектами финансового контроля
являются движение денежных средств в
процессе аккумулирования, распределения
и использования денежных фондов, а также
материальные, трудовые и иные ресурсы.
Предметом финансового контроля выступают
валютные и кассовые операции, сметы предприятий,
налоговые декларации, операции с бюджетными
средствами, бухгалтерская документация
и т. д.
Субъектами финансового контроля
являются государственные и муниципальные
органы, а также негосударственные организации
и учреждения, которые наделены полномочиями
проводить мероприятия по проверке соблюдения
финансового законодательства.
Подконтрольными субъектами выступают
Российская Федерация в целом, субъекты
РФ и муниципальные образования органы
государственной власти, органы местного
самоуправления, организации, предприятия,
учреждения и физические лица, совершающие
или опосредующие финансовые операции.
Цель финансового контроля может быть
определена как обеспечение законности
и эффективности публичной финансовой
деятельности. Наиболее очевидно это выражается
в проверке соблюдения различных финансово-правовых
режимов: налоговых режимов, режимов валютных
ограничений, иммунитета бюджета. Финансовый
контроль за законностью распространяется
и на совершение финансовых действий (операций),
установленных не только запрещающими
нормами. Например, подконтрольными являются
требования о предоставлении органами
исполнительной власти, органами местного
самоуправления всей информации, необходимой
для осуществления парламентского контроля
законодательным (представительным) органам,
представительным органам местного самоуправления
в пределах их компетенции по бюджетным
вопросам (п. 3 ст. 265 БК РФ).
Однако целью финансового контроля не
является воздействие на правовой режим
осуществления каких-либо финансовых
операций, поскольку выполнение законных
требований органов финансового контроля
не должно препятствовать или делать невозможным
аккумулирование, распределение или использование
денежных фондов государства и муниципальных
образований.
На финансовый контроль возложены
многообразные задачи в различных сферах
хозяйственной жизни общества. От характера
его организации во многом зависит результативность
финансового контроля. Таким образом он
должен организовываться и проводиться
на основе определенных принципов:
- Законности;
- Независимости;
- Объективности;
- Ответственности;
- Разграничения функций и полномочий;
- Системности;
- Гласности.
Законность финансового контроля
предусматривает наличие правовой базы,
обеспечивающей проведение контроля в
соответствии с его целями и задачами.
Независимость должна обеспечиваться
финансовой самостоятельностью контролирующего
органа. Принцип объективности предусматривает
отсутствие предвзятости и невмешательство
в оперативную деятельность субъекта
контроля обоснованность выводов по результатам
контрольных мероприятий. Принцип ответственности
предполагает добросовестное отношение
сотрудников органов финансового контроля
к своим должностным обязанностям. Реализация
принципа разграничения функций и полномочий
заключается в отсутствии дублирования
в деятельности органов финансового контроля.
Системность означает единство правовой
базы, установление периодичности в проведении
тех или иных финансовых контрольных мероприятий.
Принцип гласности предусматривает информирование
общественности через средства массовой
информации о результатах работы контролирующих
органов.
Эффективность финансового контроля
со стороны государства во многом зависит
от качества организации учета в стране
— бухгалтерского, бюджетного, налогового,
ведения валютных операций и т. д.
Таким образом, основными направлениями
финансового контроля являются проверка
соблюдения субъектами финансового права
законодательства и обеспечение целесообразности
финансовой деятельности государства.
1.2. Формы и виды государственного финансового
контроля.
Методы финансового контроля
Форма финансового контроля —
это способ конкретного выражения и организации
контрольных действии. Под формой финансового
контроля можно понимать и отдельные аспекты
проявления сущности контроля в зависимости
от времени проведения контрольных мероприятий.
Финансовый контроль классифицируется
по различным основаниям на несколько
групп.
По времени проведения
финансовый контроль подразделяется на:
· предварительный;
· текущий;
· последующий.
Предварительный финансовый контроль
производится до выполнения какого-либо
финансового мероприятия. Эта форма контроля
осуществляется вышестоящими органами
хозяйственного управления и учреждениями
финансово-кредитной системы при рассмотрении
финансовых планов, смет и перечислении
бюджетных средств.
Текущий финансовый контроль проводится
во время осуществления каких-либо финансовых
операций — уплаты налогов, финансирования
государственных расходов, межбюджетного
кредитования, исполнения бюджетов. Текущий
финансовый контроль реализуется как
в деятельности контролирующих органов
специальной компетенции, так и в ходе
рассмотрения отдельных вопросов финансовой
деятельности на заседаниях комитетов,
комиссий, рабочих групп, законодательных
(представительных) органов государственной
власти и представительных органов местного
самоуправления, в ходе парламентских
слушаний и в связи с депутатскими запросами.
Особенностью текущего финансового
контроля является его проведение в ходе
реализации хозяйственных или финансовых
операций, т. е. в процессе ежедневной работы
финансовых органов. Поэтому иначе его
называют оперативным
финансовым контролем. Он основывается
на бухгалтерском и налоговом учетах,
первичных документах, инвентаризациях,
порядке ведения кассовых операций, что
позволяет и контролирующим органам, и
подконтрольным субъектам быстро реагировать
на изменения в финансовой деятельности,
предупреждать нарушения законодательства
и предотвращать потери и убытки.
Последующий финансовый контроль
проводится после завершения финансовых
операций путем анализа и ревизии бухгалтерской
и финансовой документации, проведения
внешнего аудита отчетов об исполнении
бюджетов, государственных внебюджетных
фондов, отраслевых программ или смет
государственных (муниципальных) унитарных
предприятий.
Главной целью последующего
финансового контроля является оценка
результатов финансовой деятельности
и эффективности проводимых операций.
Основным критерием последующего финансового
контроля следует считать максимальную
полноту охвата проверками, ревизиями
и другими методами всей финансовой деятельности
контролируемого субъекта.
В ходе осуществления финансового
контроля по окончании отчетного периода
определяется состояние финансовой дисциплины,
выявляются правонарушения и закладывается
база для дальнейшего совершенствования
государственной финансовой деятельности.
Последующий контроль отличается углубленным
анализом финансовой деятельности какого-либо
субъекта за определенный период и позволяет
определить степень эффективности проведенных
ранее предварительного и текущего финансового
контроля.
Финансовый контроль выступает
разновидностью финансовой деятельности
и одновременно разновидностью управленческой
деятельности государства в финансовой
сфере, поэтому в зависимости
от субъектов, осуществляющих государственный
финансовый контроль, выделяют:
· государственный: вневедомственный
и ведомственный;
· внутрихозяйственный;
· финансово-кредитных органов (банковский
контроль);
· общественный;
· независимый (аудиторский).
Государственный финансовый
контроль осуществляется федеральными
органами законодательной власти, федеральными
органами исполнительной власти, в том
числе специально созданными. Государственный
вневедомственный финансовый контроль
осуществляется следующими контрольными
органами: Счетной палатой РФ и контрольно-счетными
органами субъектов РФ, Главным контрольным
управлением Президента РФ, Департаментом
государственного финансового контроля
(ДГФК) Минфина России, Главным управлением
федерального казначейства (ГУФК) Минфина
России, Центральным банком РФ, Министерством
РФ по налогам и сборам, Государственным
таможенным комитетом РФ, Федеральной
службой налоговой полиции РФ. Ведомственный
контроль осуществляется министерствами,
ведомствами за деятельностью входящих
в их систему учреждений и организаций
руководителями соответствующих образований
и специально созданными в данных системах
контрольно-ревизионными подразделениями.
Внутрихозяйственный контроль - это контроль
финансово-хозяйственной деятельности,
осуществляемый экономическими службами
самого предприятия или организации.
Банковский контроль - это денежный
контроль за финансовой и хозяйственной
деятельностью, осуществляемый банками
в ходе операций по кредитованию, финансированию
и расчетам.
Аудиторский (независимый) контроль - сравнительно
новое направление финансового контроля.
Аудит - это форма предпринимательской
деятельности аудиторов (аудиторских
фирм) по осуществлению независимых вневедомственных
проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности,
платежно-расчетной документации, налоговых
деклараций и других финансовых обязательств
хозяйствующих субъектов, а также по оказанию
им иных аудиторских услуг.
Практическая реализация финансового
контроля осуществляется с использованием
определенных методов.
Методы финансового контроля представляют
собой совокупность обоснованных и адаптированных
конкретно-определенных приемов, средств
или способов, применяемых при осуществлении
контрольных функций.
Методы финансового контроля имеют
большое значение, поскольку от правильного
выбора контролирующими субъектами конкретных
действий и процедур зависят достижение
конечного результата и эффективность
контроля. С другой стороны, адекватное
применение приемов и способов финансового
контроля гарантирует соблюдение прав
и законных интересов подконтрольных
субъектов, позволяет не препятствовать
нормальному функционированию хозяйственной
деятельности.
Наличие у финансового контроля разнообразных
целей и задач обусловливает и дифференцированный
подход к их решению, необходимость использования
различных способов проверок, оценок и
анализа финансового состояния подконтрольных
объектов.
Можно выделить шесть основных методов
финансового контроля:
· наблюдение;
· обследование;
· анализ;
· проверка;
· ревизия;
· финансово-экономическая
Наблюдение представляет
собой ознакомление с деятельностью объекта
контроля без применения сложных комплексных
приемов получения и оценки информации.
Обследование
— один из основных методов предварительного
финансового контроля и направлено на
исследование отдельных сторон финансово-хозяйственной
деятельности. Обследование применяется
для оперативного выявления фактов, свидетельствующих
о соблюдении или несоблюдении финансовой
дисциплины. Основная цель обследования
— общий анализ финансово-хозяйственной
деятельности, выявление ее недостатков.
Анализ
представляет собой специальный метод
контроля достоверности финансовой документации
с использованием аналитических приемов
математики. Как правило, объектом финансового
анализа являются бухгалтерские счета
и балансы, а главной задачей — выявление
полноты и своевременности отражения
в учете и отчетности налогооблагаемой
базы. Данный метод финансового контроля
осуществляется финансовыми органами,
ведущими расчеты хозяйствующих субъектов
по платежам в бюджет и во внебюджетные
фонды (налоговыми органами, внебюджетными
фондами).
Проверка
представляет собой один из основных методов
финансового контроля и предусматривает
исследование определенного круга вопросов
с целью выявления нарушений финансового
законодательства. В ходе осуществления
проверки контролирующие органы анализируют
финансовую деятельность объекта, привлекая
максимальное количество документальных
источников информации. Объектом проверки
может быть любая финансовая операция.
Субъектами, имеющими право на проведение
проверок, являются практически все органы
и агенты финансового контроля.
Ревизия
- это комплексная проверка, направленная
на изучение финансово-хозяйственной
деятельности предприятий, организаций,
учреждений, предпринимателей. Характерными
чертами ревизии являются максимальный
охват экономических и юридических сторон
деятельности, участие в ее производстве
экспертов и специалистов, сочетание различных
приемов финансового контроля. Ревизия
осуществляется с целью выявления законности,
достоверности и целесообразности финансовых
операций.
Проведение ревизии требует оперативности,
высокой квалификации сотрудников проверяющего
органа, четкого механизма их взаимодействия,
поэтому комплексные проверки осуществляются,
как правило, специальными органами финансового
контроля — Счетной палатой РФ, Министерством
финансов РФ, Центральным банком РФ и др.
Финансово-экономическая
экспертиза — проведение специалистами
исследования действительных объемов
и направлений движения финансовых средств
в целях выявления целесообразности, рациональности
и эффективности проведенных финансовых
операций и финансовой деятельности и
контролируемого субъекта за проверяемый
период. Этот метод финансового контроля
является наиболее сложным, трудоемким,
но важным и необходимым как для контролирующего
органа, так и для подконтрольного субъекта.
2. Правовое регулирование
финансового контроля
2.1. Государственные
органы, осуществляющие финансовый контроль
Принцип разделения властей
придает важную роль финансовому контролю
за деятельностью органов исполнительной
власти со стороны органов представительной
власти и определяет его новое содержание.
Основы контроля закреплены в Конституции
Российской Федерации, в конституциях
республик в составе федерации, а также
в основных законах и правовых актах представительных
органов местного самоуправления и органов
исполнительной власти.
Применительно к финансово-бюджетной
сфере парламентский контроль осуществляется
на всех стадиях подготовки, рассмотрения
и принятия бюджета, а также на стадии
его исполнения.
К числу конкретных контрольных полномочий
представительного органа власти прежде
всего стоит отнести полномочия Государственной
Думы по рассмотрению и принятию проектов
бюджетов на соответствующий год и иных
проектов по финансово-бюджетным вопросам,
а также рассмотрение и утверждение отчетов
об исполнении бюджетов.
Полномочия Совета Федерации по
осуществлению финансового контроля реализуется
посредством рассмотрения для внесения
замечаний и предложений проекта закона
о федеральном бюджете, утверждения принятого
Государственной Думой федерального закона
о федеральном бюджете на очередной финансовый
год, направления поручений и запросов
Счетной палате и анализ результатов ее
работы.
Помимо представительного органа
государственной власти к числу органов,
осуществляющих функции по финансовому
контролю, относятся:
· Счетная Палата РФ;
· Центральный банк РФ;
· Министерство финансов РФ;
· Федеральное казначейство;
· Федеральная служба страхового надзора;
· Федеральная налоговая служба;
· Федеральная служба финансово-бюджетного
надзора;
· Федеральная таможенная служба;
· Федеральная антимонопольная служба;
· Федеральная служба по финансовому мониторингу;
· Федеральная служба по финансовым рынкам;
· Федеральная служба по тарифам.
В иерархии специальных государственных
органов, осуществляющих функции по финансовому
контролю, Счетная палата РФ
как конституционный орган финансового
контроля стоит на первом месте.
Правовые основы деятельности
Счетной палаты закреплены Конституцией
РФ и Федеральным законом от 11 января 1995
г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской
Федерации».
Счетная палата должна руководствоваться
прежде всего Конституцией, затем законами,
если они не противоречат Конституции
России. В практической деятельности при
проведении финансового контроля Счетная
палата учитывает все источники финансового
законодательства.
Счетная палата организует и осуществляет
контроль за своевременным исполнением
федерального бюджета.
Счетная палата осуществляет финансовый
контроль на основе принципов: законности,
объективности, независимости, гласности.
К числу основных задач Счетной
палаты относятся:
· Организация и осуществление контроля
за своевременным исполнением федерального
бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных
фондов;
· Определение эффективности и целесообразности
расходов государственных средств и использования
федеральной собственности;
· Оценка обоснованности доходных и расходных
статей проектов федерального бюджета
и бюджетов федеральных внебюджетных
фондов;
· Финансовая экспертиза проектов федеральных
законов, а также нормативных правовых
актов федеральных органов государственной
власти;
· Анализ выявленных отклонений от установленных
показателей федерального бюджета и бюджетов
федеральных внебюджетных фондов и подготовка
предложений, направленных на их устранение,
а также на совершенствование бюджетного
процесса в целом;
· Контроль за законностью и своевременностью
движения средств федерального бюджета
и средств федеральных внебюджетных фондов
в Центральном банке РФ, уполномоченных
банках;
· Регулярное представление Совету Федерации
и Государственной Думе информации о ходе
исполнения федерального бюджета и результатах
проводимых контрольных мероприятий.
Контрольные полномочия Счетной палаты
распространяются на все государственные
органы и учреждения, на федеральные внебюджетные
фонды, а также на органы местного самоуправления,
предприятия, организации, банки, страховые
компании и другие финансово-кредитные
учреждения, их союзы, ассоциации и иные
объединения вне зависимости от видов
и форм собственности, если они получают,
перечисляют, используют средства из федерального
бюджета или используют федеральную собственность
либо управляют ею, а также имеют предоставленные
федеральным законодательством или федеральными
органами государственной власти налоговые,
таможенные и иные льготы и преимущества.
Анализ задач и полномочий Счетной
палаты показывает, что, несмотря на ее
наивысший статус среди контролирующих
органов, данный орган является специальным,
осуществляющим контроль лишь в сфере
бюджетных отношений.
Центральный банк
Российской Федерации является органом
валютного регулирования и валютного
контроля, а также Ораном банковского
регулирования и банковского надзора.
Правовые основы деятельности Центрального
банка установлены Конституцией РФ, Федеральными
законами «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)», «О банках и
банковской деятельности».
Основными целями Центрального
банка являются защита и обеспечение устойчивости
рубля, развитие и укрепление банковской
системы РФ, обеспечение эффективного
и бесперебойного функционирования платежной
системы.
К числу контрольных функций, которыми
наделен Банк России, можно отнести:
· Принятие решения о государственной
регистрации кредитных организаций;
· Выдачу, приостановление, отзыв лицензии
на осуществление банковских операций;
· Осуществление банковского надзора;
· Организация и осуществление валютного
регулирования и валютного контроля;
· Установление правил бухгалтерского
учета и отчетности для банковской системы
Российской Федерации.
В целях финансового контроля Банк
России устанавливает обязательные для
кредитных организаций и банковских групп
правила ведения бухгалтерского учета
и отчетности, организации внутреннего
контроля, составления и представления
бухгалтерской и статистической отчетности.
Министерство
финансов Российской Федерации, согласно
Конституции России, по поручении Правительства
РФ обеспечивает проведение единой финансовой,
кредитной и денежной политики. Министерство
финансов является федеральным органом
исполнительной власти, обеспечивающим
проведение единой государственной финансовой
политики и осуществляющим общее руководство
организацией финансов в стране.
Министерство финансов РФ осуществляет
функции по выработке политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере бюджетной, налоговой,
страховой, валютной, банковской деятельности,
государственного долга, аудиторской
деятельности, бухгалтерского учета и
отчетности, таможенных платежей и т.д.
Также Министерство финансов осуществляет
координацию и контроль деятельности
находящихся в его ведении Федеральной
налоговой службы, Федеральной службы
страхового надзора, Федеральной службы
по финансовому мониторингу. Министерству
финансов также подведомственно Федеральное
казначейство.
Следует также отметить, что Министерство
финансов является органом финансового
контроля согласно Бюджетному кодексу
РФ осуществляет предварительный и текущий
контроль за исполнением федерального
бюджета, а также бюджетов субъектов Федерации
и местных бюджетов.
Федеральная
налоговая служба является федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по контролю и надзору за соблюдением
законодательства Российской Федерации
о налогах и сборах, за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью внесения
в соответствующий бюджет налогов и сборов
и иных платежей.
В рамках своей деятельности Федеральная
налоговая служба выдает лицензии на осуществление
определенных видов деятельности, ведет
учет всех налогоплательщиков, ведет реестры
выданных лицензий, а также Единый государственный
реестр юридических лиц, индивидуальных
предпринимателей, разрабатывает и утверждает
формы налогового учета и отчетности,
осуществляет проверку деятельности налогоплательщиков.
Федеральная
служба страхового надзора является
федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по контролю и
надзору в сфере страховой деятельности.
Федеральная служба страхового надзора
осуществляет контроль и надзор:
· За соблюдением субъектами страхового
дела страхового законодательства;
· Достоверностью представляемой отчетности;
· Обеспечением страховщиками их финансовой
устойчивости и платежеспособности;
· Составом и структурой активов, принимаемых
для покрытия собственных средств страховщика;
Органы Федеральной службы страхового
надзора выдают лицензии субъектам страхового
дела, получают, обрабатывают и анализируют
отчетность и иные сведения, предоставляемые
субъектами страхового дела, обращаются
в суд с исками о ликвидации субъектов
страхового дела.
Федеральная
служба финансово-бюджетного надзора
является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по контролю
и надзору финансово-бюджетной сфере,
а также функции органа валютного контроля.
Служба осуществляет контроли и надзор
за использованием средств федерального
бюджета, средств государственных внебюджетных
фондов; соблюдением резидентами и нерезидентами
валютного законодательства Российской
Федерации, за соответствием проводимых
валютных операций условиям лицензий
и разрешений.
Федеральная
служба по финансовому мониторингу
– орган исполнительной власти, функции
которого направлены на противодействие
легализации доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма и
координирующим деятельность в этой сфере
иных органов исполнительной власти.
Органы Федеральной службы по финансовому
мониторингу ведут учет организаций, осуществляющих
операции с денежными средствами или иным
имуществом, в сфере деятельности которых
отсутствуют надзорные органы, формируют
перечень организаций и физических лиц,
в отношении которых имеются сведения
об их участии в экстремистской деятельности.
Федеральное
казначейство обеспечивает казначейское
исполнение бюджетов. Осуществляет предварительный
и текущий контроль за ведением операций
с бюджетными средствами главных распорядителей,
распорядителей и получателей бюджетных
средств, кредитных организаций, взаимодействует
с другими федеральными органами исполнительной
власти в процессе осуществления финансового
контроля и координирует их.
Федеральная
таможенная служба – орган исполнительной
власти, осуществляющим функции о контролю
и надзору в области таможенного дела,
а также функции валютного контроля и
специальные функции по борьбе с контрабандой.
Как орган финансового контроля
Федеральная таможенная служба контролирует
правильность исчисления и своевременность
уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных
сборов, а также осуществляет валютный
контроль операций, связанных с перемещением
товаров и транспортных средств через
таможенную границу Российской Федерации.
Федеральная
служба по финансовым рынкам – федеральный
орган исполнительной власти, руководство
которой осуществляется непосредственно
Правительством РФ. Служба осуществляет
функции по принятию нормативных правовых
актов, контролю и надзору в сфере финансовых
рынков, в частности, функции по контролю
и надзору на рынке ценных бумаг, контролирует
деятельность бирж.
Важнейшее место в системе финансового
контроля занимает Правительство Российской
Федерации. В пределах своих полномочий
Правительство Российской Федерации контролирует
составление и исполнение федерального
бюджета, проведение единой финансовой,
кредитной и денежной политики, осуществляет
систематический контроль за исполнением
законов Российской Федерации и иных актов,
регулирующих финансовые отношения, другими
органами исполнительной власти субъектов
федерации, принимает меры по устранению
их нарушения.
В полномочия Правительства Российской
Федерации входит контроль за деятельностью
в области финансов подведомственных
ему министерств, государственных комитетов
и других, включая органы федеральной
службы финансовой сферы. При этом Правительство
Российской Федерации вправе отменить
акты указанных органов.
Направляя деятельность подведомственных
ему органов по осуществлению финансового
контроля, Правительство Российской Федерации
принимает правовые акты (нормативные
и индивидуальные), регулирующие порядок
этой деятельности.
2.2. Система правового
регулирования финансового контроля и ее проблемы
Финансовый контроль как любая
категория системы законодательства представлен
определенной совокупностью нормативных
правовых актов, характеризующих состояние
и степень разработанности контрольной
правовой системы. Система законодательства,
формируясь в процессе разработки, обнародования
в официальных актах и систематизации
правовых норм, имеет сложную структуру.
В целом система нормативно-правовых
актов финансового контроля представляется
четырехуровневой:
1 уровень - законы, положения, указы, приказы,
распоряжения и постановления по вопросам
финансового контроля (предполагается,
что акты будут содержать как принципиальные
нормы, исходя из которых будут формироваться
положения нижестоящих уровней, так и
определенные императивные правила);
2 уровень – профессиональные стандарты
и этический кодекс финансового контроля
(включающий в себя свод норм профессионального
поведения работников сферы финансового
контроля, состоящий из правовых аспектов
и аспектов профессиональной морали);
3 уровень – разъяснении к актам 1 и 2-го
уровней, инструкции, методические рекомендации
по их применению в конкретных сферах
деятельности или видах организации и
др. (к данному уровню относятся интерпретационные
акты, носящие рекомендательный, разъясняющий
и уточняющий характер);
4 уровень – внутренние документы (регламенты)
органов финансового контроля.
К основным актам финансового права,
регулирующим различные виды финансового
контроля, относятся: Налоговый кодекс
РФ, Бюджетный кодекс РФ, Федеральные законы
«О банках и банковской деятельности»,
«О рынке ценных бумаг», «Об организации
страхового дела в Российской Федерации»,
«О валютном регулировании и валютном
контроле», «О Счетной палате», «О центральном
банке Российской федерации (Банке России)»,
Указы Президента, утвержденные Правительством
Российской Федерации положения о Министерстве
финансов РФ, о Федеральной налоговой
службе, о Федеральной службе страхового
надзора, о Федеральной службе финнсово0бюджетного
надзора, о Федеральной таможенной службе,
о Федеральной службе по финансовым рынкам,
о Федеральной антимонопольной службе.
Действуют также нормативно-правовые
акты, прямо не входящие в систему правового
регулирования финансового контроля,
но обеспечивающие проведение ведомственного,
внутрихозяйственного и независимого
финансового контроля.
Однако финансово-контрольная
деятельность, как она урегулирована в
действующих нормах финансового права,
фактически не обеспечивает полный допуск
контрольных органов в процессу исполнения
бюджета. В широком смысле особенности
осуществления финансового контроля в
Российской Федерации заключаются в том,
что в области финансовой деятельности
действуют нормы различных отраслей права,
которые часто не согласованы между собой.
Отсюда возникают проблем обеспечения
единства системы финансового контроля
в современной действительности.
В нынешних условиях существуют
факторы, ограничивающие действенность
государственного финансового контроля
в Российской Федерации. Основные из них
заключаются в том, что в настоящее время
в России:
· отсутствует четкая и полная нормативно-правовая
база и собственно само определение государственного
финансового контроля в бюджетном законодательстве,
нет единого федерального закона о системе
финансового контроля;
· организационная структура органов
государственного финансового контроля
недостаточно отражает специфику государственного
устройства Российской Федерации;
· законодательно не определены статус
органов государственного финансового
контроля Российской Федерации и ее регионов,
место и роль каждого субъекта государственного
финансового контроля в его целостной
системе;
· отсутствует четкое разграничение сфер
деятельности, что вызывает многочисленные
коллизии и перекладывание ответственности;
· органы контроля слабо взаимодействуют
между собой, присутствует некоторая разобщенность
в приоритетах деятельности контрольных
органов;
· отсутствует единая информационная
база, единый методологический подход
к процессу осуществления контроля.
Таким образом, отсутствие единой концепции
государственного финансового контроля
в Российской Федерации не позволяет обеспечить
постоянный и эффективный мониторинг
финансово-хозяйственной деятельности.
Финансовый контроль как любая категория
системы законодательства представлен
определенной совокупностью нормативных
правовых актов, характеризующих состояние
и степень разработанности контрольной
системы. Нормативно-правовое обеспечение
финансового контроля в России пока нельзя
назвать единым.
Концепция единого финансового контроля
в Российской федерации необходима для
предупреждения потерь бюджетных средств,
финансовых нарушений и недочетов в движении
финансовых потоков. Несогласованность
усилий контролирующих органов, неэффективное
взаимодействие между органами государственного,
аудиторского и внутриведомственного
контроля, отсутствие единой информационной
базы препятствует своевременному и полному
финансовому контролю. К этому можно добавить
дублирование функций субъектами финансового
контроля, что ведет к параллелизму в работе
и, как следствие, снижению ответственности
контрольных органов, нерациональному
расходованию бюджетных средств на реализацию
этой государственной функции.
Ввиду недостаточно разработанной теоретической
базы и несовершенства правовой регламентации
финансового контроля необходимо четко
определить принципы и структуру финансового
контроля, выстроить систему контролирующих
органов, установить формы и методы финансового
контроля.
1. Бюджетный кодекс Российской
Федерации. – М.: Омега-Л, 2010. –
234 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации:
Части первая и вторая. – М.: Омега-Л, 2010.
– 600 с.
3.Федеральный закон «О Счетной палате
Российской Федерации» от 11 января 1995
№ 4-ФЗ (в ред. от 05.04.2010).
4. Федеральный закон «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)»
от 10 июля 2002 № 86-ФЗ (в ред. от 03.11.2010).
5. Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению
государственного финансового контроля
в Российской Федерации» от 25 июля 1996 №
1095 ( в ред. от 18.07.2001).
6. Крохина Ю. А. Финансовое право России:
учеб./ Ю.А. Крохина. – 3 изд., перераб. и
доп. – М.: Норма, 2008. – 720 с.
7. Петрова Г.В. Финансовое право: учеб./
Г. В. Петрова. – М.: Проспект, 2009. -288 с.
8. Рожкова Н.К. Современное состояние нормативно-правового
обеспечения финансового контроля в России//Сибирская
финансовая школа. – 2005 г. - №4. - с.12-19
Задача №1
АО в результате собственной ошибки при расчете налога на прибыль излишне перечислило в бюджет 3.000 рублей. При этом у АО имеется недоимка по НДС в размере 1.000 рублей. Обязаны ли налоговые органы возвратить излишне уплаченную сумму? Если да, то в каком размере? Возможен ли в данном случае зачет? Обязаны ли налоговые органы осуществить возврат, если имеет место переплата в краевой бюджет и недоимка в федеральный бюджет?
Ответ:
Согласно п. 1, 2, 3, 4, 5 ст. 78 Налогового кодекса РФ, сумма излишне уплаченного подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашение недоимки по иным налогам, задолженности по пеням за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Зачет или возврат суммы
излишне уплаченного налога производится
налоговым органом по месту учета
налогоплательщика, если иное не предусмотрено
настоящим Кодексом, без начисления
процентов на эту сумму, если иное
не предусмотрено настоящей
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течении 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.
Зачет суммы излишне уплаченного
налога в счет предстоящих платежей
налогоплательщика по этому или
иным налогам осуществляется на основании
письменного заявления
Решение о зачете суммы
излишне уплаченного налога в
счет предстоящих платежей налогоплательщика
принимается налоговым органом
в течение 10 дней со дня получения
заявления налогоплательщика
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.
Информация о работе Финансовый контроль в Российской Федерации