Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 13:49, контрольная работа

Описание

Целью данного раздела- объективно представить понятияфинансового контроля, финансовых правоотношений.
Задачи – раскрыть понятие финансового контроля рассмотреть его задачи и принципы, органы осуществляющие финансовый контроль и их полномочия. Также мы рассмотрим характеристику и классификацию финансовых правоотношений и правоспособность субъектов финансовых правоотношений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…..3
1.Финансовый контроль (понятие, задачи и принципы, методы финансового контроля. Органы государственной власти осуществляющие финансовый контроль, их полномочия)……………………………………………………….4
2.Финансовые правоотношения, субъекты финансовых правоотношений (понятие, характеристика правоотношений, правоспособность субъектов.Классификация финансовых правоотношений)………………………………11
Заключение………………………………………………………………………19
Библиографический список…………………………………………………….20

Работа состоит из  1 файл

фп.docx

— 38.40 Кб (Скачать документ)

оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;

финансовая экспертиза проектов законов и других нормативных  актов, предусматривающих расходы  федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение бюджета  и внебюджетных фондов;

контроль за законностью  и своевременностью движения бюджетных  средств в Центральном банке, уполномоченных банках и других финансово-кредитных учреждениях;

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Финансовые правоотношения, субъекты финансовых правоотношений (понятие, характеристика правоотношений, правоспособность субъектов. Классификация финансовых правоотношений)

Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами  финансового права общественные отношения, участники которых выступают  как носители субъективных прав и  юридических обязанностей, реализующие  содержащиеся в этих нормах обеспеченные государством предписания по образованию, распределению и использованию  государственных денежных фондов.

Финансовое правоотношение характеризуется сложным составом и состоит из трех элементов: субъекта, объектов и содержания.

Финансовое правоотношение представляет собой разновидность  правовых отношений, поэтому оно  обладает общими признаками любого правоотношения.

Общим в финансовых правоотношениях  является то, что они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм; индивидуально определены участники каждого конкретного  правоотношения.

Финансовые отношения  отличаются от иных правоотношений тем, что они:

1) возникают в процессе  финансовой деятельности государства и муниципальных образований;

2) одним из субъектов  в этих правоотношениях всегда  является государство в лице  органа государственной власти  или управомоченного органа (финансовый орган, кредитное учреждение);

3) являются разновидностью  имущественных отношений, носящих публичный характер;

4) юридическая ответственность  недобросовестного участника финансового  правоотношения наступает не  перед второй стороной, как в  большинстве других отраслей  права, а непосредственно перед государством.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают  два правовых элемента: государственно-властный (организационный) и имущественный.

Финансовая деятельность государства и муниципальных  образований регулируется нормативными правовыми актами. В то же время  мобилизация и расходование государством денежных средств представляют собой деятельность материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.

Властно-имущественный характер типичен и для определенных административных правоотношений (конфискация и реквизиция, административные денежные штрафы, переход  в муниципальную собственность  бесхозяйного имущества). Однако эти  правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в процессе управленческой деятельности государства, не связанной  непосредственно с организацией финансовой деятельности, с поступлением денежных средств в доход государства.

Многообразие финансовых правоотношений предполагает разнообразные способы их классификации.

По своему материальному  содержанию финансовые правоотношения группируются по следующим видам:

1) бюджетные;

2) налоговые;

3) в области страхования;

4) кредита (государственного и банковского);

5) расчетов, регулируемых финансовым правом;

6) финансовые правоотношения  по поводу регулирования денежного  обращения и валютного регулирования

7) контрольные.

В зависимости от способов реализации прав финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные финансовые правоотношения основаны на правомерных действиях участников финансовых правоотношений, составляют основу соблюдения финансовой дисциплины и наиболее часто используются субъектами финансового права в процессе аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов. С помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права.

Охранительные финансовые правоотношения возникают вследствие совершения правонарушения и означают правовую связь между  государством (муниципальным образованием) в лице компетентного органа или  должностного лица и правонарушителем в процессе выявления факта финансового  правонарушения, а также применения к нарушителю финансово-правовых санкций. Через действие охранительных финансовых правоотношений реализуется охранительная функция права.

В зависимости от структуры  финансовой системы России финансовые правоотношения подразделяются на: бюджетные; внебюджетные; кредитные; страховые; складывающиеся в сфере финансовой деятельности предприятий.

В зависимости от характера  финансово-правовых норм, лежащих в основе финансовых правоотношений, последние бывают материальными и процессуальными. Первые возникают на основе материальных норм финансового права и выражают правовой статус субъектов, участвующих в финансовой деятельности государства или муниципальных образований. Процессуальные финансовые правоотношения отражают юридическую форму аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов, являются вторичными и гарантирующими (обеспечивающими) относительно материальных правоотношений.

По субъектам финансового  правоотношения, возникающего между:

• органами государственной  власти; органами государственной власти и управления общей компетенции;

• вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;

• предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;

• финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;

• финансовыми органами и гражданами;

• самими финансово-кредитными органами.

По структуре их юридического содержания – на простые и сложные;

По своему объекту –  на имущественные и неимущественные;

По юридическому характеру  взаимоотношений участников – на вертикальные и горизонтальные;

По форме проявления –  на двусторонние и многосторонние

Субъекты финансового правоотношения

Следует различать понятие  «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения».

Субъект финансового права  — это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.

Субъект финансового правоотношения — это реальный участник конкретных правоотношений.

Юридические права и обязанности  в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права.

Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и  муниципальные (местные) образования. Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быть соответствующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом).

Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими  лицами (гражданами); физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами. Субъектный состав финансового  правоотношения определяется видом  финансового правоотношения.

Правоспособность означает способность лица иметь юридические права и обязанности.

Правоспособность - это общая  или абстрактная возможность  каждого быть носителем прав и  обязанностей. Правоспособностью наделяются все баз исключения, она есть неотъемлемый элемент правового статуса человека. С этой точки зрения правоспособность является общественно - правовым (естественным) качеством субъекта, имеющим абсолютный, универсальный характер.

Как предпосылка всякого  субъективного права, правоспособность не содержит указания на приобретение реального блага. Поэтому ее следует  отличать от субъективного права. В  понятии правоспособности существо заключается не в «праве», а в  «способности», которым государственная  власть наделяет своих граждан (точнее сказать, признает за ними). По справедливому  утверждению, правоспособность не сумма  каких-то прав, не количественное их выражение, а непременное и постоянное гражданское  состояние личности, элемент ее правового  статуса, предпосылка к правообладанию. Правоспособность существует там, где есть вообще правовое регулирование и правовая среда. Это качество неизменно, его нельзя сделать больше или меньше. Каждое лицо рождается способным к правообладанию, может и должно иметь необходимые ему права, признанные мировым сообществом и национальными правовыми системами (права на жизнь, свободу и т. д.). Эта способность (возможность) никем и ни при каких обстоятельствах не может быть прекращена, аннулирована. Она признается априори, как безусловная и бесспорная аксиома - нечто само собой разумеющееся. Любой гражданин знает, что он может стать носителем соответствующих прав и свобод.

Принято различать три  вида правоспособности: а) общую, вытекающую из общего или конституционного статуса  личности; б) отраслевую, предусмотренную  нормами конкретных отраслей права (так, гражданско-правовая правоспособность закреплена в ГК РФ ГК РФ, ст. 18 ч. 1 № 51-ФЗ от 30 ноября 1994 г.; аналогично закреплены семейно-брачная, трудовая, избирательная  и др.);в) специальную или должностную, профессиональную, вытекающую из особенностей правового статуса субъекта права, который осуществляет специфический вид профессиональной деятельности (правоспособность врача, депутата, преподавателя, эксперта, лицензионного органа и т.д.). Специальной является правоспособность организаций и юридических лиц, предусмотренная в уставах, положениях.

Существуют различия между  правоспособностью граждан (физических лиц) и юридических лиц. Это отличие  связано преимущественно с моментом возникновения правоспособности. Для  граждан она, возникает с момента  рождения; правоспособность юридических  лиц неотделима во времени от дееспособности и возникает с момента регистрации  устава юридического лица. (От правоспособности следует отличать субъективное право, которое по своему назначению, содержанию не совпадает с правоспособностью. Правоспособность - это общая предпосылка, на основе которой у лица при наличии определенных юридических фактов возникают конкретные субъективные права. Отличие между правоспособностью и субъективным правом следующее: правоспособность - едина для всех без исключения субъектов гражданского права.

По общему правилу правоспособность граждан не может быть ограничена. Хотя имеют место и исключения. Так, правом на экономическую деятельность обладают все без исключения. Однако право осуществления определенных видов такой деятельности ограничено (производство и сбыт сильнодействующих  ядов, химикатов, наркотиков). В последнем  случае монопольное право устанавливается  за специальными субъектами. Ограничения правоспособности касаются иностранных граждан, причем как в сфере действия частного права (например, Земельный кодекса РФ устанавливает невозможность обладать на праве собственности земельными участками на приграничных территориях) ЗК РФ, ст. 15 № 136-ФЗ от 25 октября 2001 г., так и публичного (отсутствие за небольшим изъятием избирательных прав, невозможность занимать должности в органах государственной власти). В большей степени ограничения касаются юридических лиц. Они связаны с лицензированием определенных видов деятельности, необходимостью получения государственной аккредитации и т.д. Однако применительно к этим случаям необходимо сделать оговорку: по мнению ученых, правомерно вести речь об ограничении не правоспособности, а прав и свобод.

Классификация финансовых правоотношений

Финансовые правоотношения можно классифицировать по ряду оснований.

А). По материальному содержанию они делятся, в зависимости от подотрасли, раздела,  института финансового права, на следующие виды:

бюджетные правоотношения;

налоговые правоотношения;

неналоговые правоотношения;

финансовые правоотношения в области государственного кредита;

финансовые правоотношения в области страхования;

правоотношения, возникающие  при осуществлении государственных  расходов, в том числе и при  сметно-бюджетном финансировании;

финансовые правоотношения в области банковской деятельности;

финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов;

валютные правоотношения.

Б). По субъектам финансового правоотношения делятся на:

возникающие между органами государственной власти; между органами государственной власти и управления общей компетенции;

между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;

между предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;

между финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;

между финансовыми органами и гражданами;

между самими финансово-кредитными органами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Значение финансового  контроля, финансовых правоотношений и их субъектов не только помогает понять современное финансовое право, но и способствует целостному и глубокому  пониманию воспринимаемого явления. Только целостный взгляд на это является необходимым условием понимания  и раскрытия финансового права  как отрасли права.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что цели контрольной работы достигнуты.

Данная тема представляет собой большой как теоретический, так и практический интерес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Библиографический список

  1. Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю., Быля А.Б. Финансовое право: Учебник. — М.: Юристъ, 2008.
  2. Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник. — М.: Норма, 2007.
  3. Павлов П. В. Финансовое право: Учебник. — М.: Омега-Л, 2008.
  4. Петрова Г.В. Финансовое право: Учебник. — М.: ТК Велби, 2006.
  5. Финансовое право России. Актуальные проблемы: Монография / Под ред. А.А. Ялбулганова. — М.: Норма, 2007.
  6. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. — М.: Юристъ, 2008.
  7. Финансовое право: Учебник / Под ред. С.В. Запольского. — М.: Российская академия правосудия РАП, 2006.
  8. Химичева Н.И., Покачалова Е.В., Финансовое право: Учебно-методический комплекс. — М.: Норма, 2007.
  9. Коробкина Л.М. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, как орган государственного финансового контроля // Финансовое право. — 2007. — № 5.
  10. Саттарова Н.А. К вопросу о государственном финансовом контроле // Финансовое право. — 2006. — № 1.
  11. Соколова Э.Д. Правовые основы финансовой системы России. — М.: ИД «Юриспруденция», 2006.
  12. Соколова Э.Д. Финансовая система России и право: Дискуссионные вопросы // Налоги. — 2007. — № 2.

Информация о работе Финансовый контроль