Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 13:49, контрольная работа
Целью данного раздела- объективно представить понятияфинансового контроля, финансовых правоотношений.
Задачи – раскрыть понятие финансового контроля рассмотреть его задачи и принципы, органы осуществляющие финансовый контроль и их полномочия. Также мы рассмотрим характеристику и классификацию финансовых правоотношений и правоспособность субъектов финансовых правоотношений.
Введение……………………………………………………………………..…..3
1.Финансовый контроль (понятие, задачи и принципы, методы финансового контроля. Органы государственной власти осуществляющие финансовый контроль, их полномочия)……………………………………………………….4
2.Финансовые правоотношения, субъекты финансовых правоотношений (понятие, характеристика правоотношений, правоспособность субъектов.Классификация финансовых правоотношений)………………………………11
Заключение………………………………………………………………………19
Библиографический список…………………………………………………….20
оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов;
финансовая экспертиза проектов законов и других нормативных актов, предусматривающих расходы федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение бюджета и внебюджетных фондов;
контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств в Центральном банке, уполномоченных банках и других финансово-кредитных учреждениях;
2.Финансовые правоотношения, субъекты финансовых правоотношений (понятие, характеристика правоотношений, правоспособность субъектов. Классификация финансовых правоотношений)
Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах обеспеченные государством предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов.
Финансовое правоотношение
характеризуется сложным
Финансовое правоотношение представляет собой разновидность правовых отношений, поэтому оно обладает общими признаками любого правоотношения.
Общим в финансовых правоотношениях является то, что они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм; индивидуально определены участники каждого конкретного правоотношения.
Финансовые отношения отличаются от иных правоотношений тем, что они:
1) возникают в процессе
финансовой деятельности
2) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является государство в лице органа государственной власти или управомоченного органа (финансовый орган, кредитное учреждение);
3) являются разновидностью имущественных отношений, носящих публичный характер;
4) юридическая ответственность
недобросовестного участника
В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный (организационный) и имущественный.
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований регулируется нормативными правовыми актами. В то же время мобилизация и расходование государством денежных средств представляют собой деятельность материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.
Властно-имущественный характер типичен и для определенных административных правоотношений (конфискация и реквизиция, административные денежные штрафы, переход в муниципальную собственность бесхозяйного имущества). Однако эти правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в процессе управленческой деятельности государства, не связанной непосредственно с организацией финансовой деятельности, с поступлением денежных средств в доход государства.
Многообразие финансовых правоотношений предполагает разнообразные способы их классификации.
По своему материальному содержанию финансовые правоотношения группируются по следующим видам:
1) бюджетные;
2) налоговые;
3) в области страхования;
4) кредита (государственного и банковского);
5) расчетов, регулируемых финансовым правом;
6) финансовые правоотношения
по поводу регулирования
7) контрольные.
В зависимости от способов реализации прав финансовые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные финансовые правоотношения основаны на правомерных действиях участников финансовых правоотношений, составляют основу соблюдения финансовой дисциплины и наиболее часто используются субъектами финансового права в процессе аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов. С помощью этого вида финансовых правоотношений обеспечивается реализация регулирующей функции права.
Охранительные финансовые правоотношения возникают вследствие совершения правонарушения и означают правовую связь между государством (муниципальным образованием) в лице компетентного органа или должностного лица и правонарушителем в процессе выявления факта финансового правонарушения, а также применения к нарушителю финансово-правовых санкций. Через действие охранительных финансовых правоотношений реализуется охранительная функция права.
В зависимости от структуры финансовой системы России финансовые правоотношения подразделяются на: бюджетные; внебюджетные; кредитные; страховые; складывающиеся в сфере финансовой деятельности предприятий.
В зависимости от характера финансово-правовых норм, лежащих в основе финансовых правоотношений, последние бывают материальными и процессуальными. Первые возникают на основе материальных норм финансового права и выражают правовой статус субъектов, участвующих в финансовой деятельности государства или муниципальных образований. Процессуальные финансовые правоотношения отражают юридическую форму аккумулирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов, являются вторичными и гарантирующими (обеспечивающими) относительно материальных правоотношений.
По субъектам финансового правоотношения, возникающего между:
• органами государственной власти; органами государственной власти и управления общей компетенции;
• вышестоящими и нижестоящими
органами государственного управления,
в том числе финансово-
• предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;
• финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;
• финансовыми органами и гражданами;
• самими финансово-кредитными органами.
По структуре их юридического содержания – на простые и сложные;
По своему объекту – на имущественные и неимущественные;
По юридическому характеру взаимоотношений участников – на вертикальные и горизонтальные;
По форме проявления – на двусторонние и многосторонние
Субъекты финансового правоотношения
Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения».
Субъект финансового права — это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.
Субъект финансового правоотношения — это реальный участник конкретных правоотношений.
Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права.
Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования. Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быть соответствующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом).
Финансовое правоотношение
не может возникнуть между физическими
лицами (гражданами); физическими лицами
(гражданами) и юридическими лицами,
имеющими организационно-правовую форму,
базирующуюся на частной собственности,
а также между данными
Правоспособность означает способность лица иметь юридические права и обязанности.
Правоспособность - это общая
или абстрактная возможность
каждого быть носителем прав и
обязанностей. Правоспособностью наделяются
все баз исключения, она есть неотъемлемый
элемент правового статуса
Как предпосылка всякого субъективного права, правоспособность не содержит указания на приобретение реального блага. Поэтому ее следует отличать от субъективного права. В понятии правоспособности существо заключается не в «праве», а в «способности», которым государственная власть наделяет своих граждан (точнее сказать, признает за ними). По справедливому утверждению, правоспособность не сумма каких-то прав, не количественное их выражение, а непременное и постоянное гражданское состояние личности, элемент ее правового статуса, предпосылка к правообладанию. Правоспособность существует там, где есть вообще правовое регулирование и правовая среда. Это качество неизменно, его нельзя сделать больше или меньше. Каждое лицо рождается способным к правообладанию, может и должно иметь необходимые ему права, признанные мировым сообществом и национальными правовыми системами (права на жизнь, свободу и т. д.). Эта способность (возможность) никем и ни при каких обстоятельствах не может быть прекращена, аннулирована. Она признается априори, как безусловная и бесспорная аксиома - нечто само собой разумеющееся. Любой гражданин знает, что он может стать носителем соответствующих прав и свобод.
Принято различать три вида правоспособности: а) общую, вытекающую из общего или конституционного статуса личности; б) отраслевую, предусмотренную нормами конкретных отраслей права (так, гражданско-правовая правоспособность закреплена в ГК РФ ГК РФ, ст. 18 ч. 1 № 51-ФЗ от 30 ноября 1994 г.; аналогично закреплены семейно-брачная, трудовая, избирательная и др.);в) специальную или должностную, профессиональную, вытекающую из особенностей правового статуса субъекта права, который осуществляет специфический вид профессиональной деятельности (правоспособность врача, депутата, преподавателя, эксперта, лицензионного органа и т.д.). Специальной является правоспособность организаций и юридических лиц, предусмотренная в уставах, положениях.
Существуют различия между
правоспособностью граждан (физических
лиц) и юридических лиц. Это отличие
связано преимущественно с
По общему правилу правоспособность
граждан не может быть ограничена.
Хотя имеют место и исключения.
Так, правом на экономическую деятельность
обладают все без исключения. Однако
право осуществления
Классификация финансовых правоотношений
Финансовые правоотношения можно классифицировать по ряду оснований.
А). По материальному содержанию они делятся, в зависимости от подотрасли, раздела, института финансового права, на следующие виды:
бюджетные правоотношения;
налоговые правоотношения;
неналоговые правоотношения;
финансовые правоотношения в области государственного кредита;
финансовые правоотношения в области страхования;
правоотношения, возникающие
при осуществлении
финансовые правоотношения в области банковской деятельности;
финансовые правоотношения,
возникающие в области
валютные правоотношения.
Б). По субъектам финансового правоотношения делятся на:
возникающие между органами государственной власти; между органами государственной власти и управления общей компетенции;
между вышестоящими и нижестоящими
органами государственного управления,
в том числе финансово-
между предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;
между финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;
между финансовыми органами и гражданами;
между самими финансово-кредитными органами.
Заключение
Значение финансового
контроля, финансовых правоотношений
и их субъектов не только помогает
понять современное финансовое право,
но и способствует целостному и глубокому
пониманию воспринимаемого
Таким образом, можно сделать вывод о том, что цели контрольной работы достигнуты.
Данная тема представляет
собой большой как