Государственно-правовое регулирование рынка ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 00:12, курсовая работа

Описание

В результате глубоких реформ Россия, встав в начале 1990-х на путь формирования экономики рыночного типа, добилась к настоящему времени поразительных результатов. Несмотря на достаточно хаотическое развитие рынка в течение этого времени, на данном этапе уже сформировалась, хотя и неполноценная, но реально функционирующая классическая система трехуровневого финансирования экономики.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1. Ценные бумаги, виды ценных бумаг…………………………………………...
2. Понятие и цели регулирования рынка ценных бумаг….…………………....4
3. Принципы регулирования рынка ценных бумаг …………………………….7
4. Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг..……...9
5. Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг ……………………13
Заключение……………………………………………………………………….14
Список используемой литературы ……………………………………..............15

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 46.70 Кб (Скачать документ)

3. Принципы регулирования рынка ценных бумаг

     Принципы  регулирования российского р.ц.б. во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую практику мирового р.ц.б.

Основные  принципы:

1. Разделение  подходов в регулировании отношений  между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений  с участием профессиональных  участников рынка – с другой. В первой связке регулируются  отношения между владельцем прав  по ценной бумаге и лицом  по ней обязанным; во второй  – отношения, в которых заключаются  и исполняются сделки между  эмитентом и профессиональным  участником, инвестором и профессиональным  участником или между профессиональными  участниками;

2. Выделение  из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных, т.е. тех, которые выпускаются массово, сериями (траншами) и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно такими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка;

3. Максимально  широкое использование процедур  раскрытия информации обо всех  участниках рынка – эмитентах,  крупных инвесторах и профессиональных  участниках. Этим механизмом достигается  возможность получения участниками  рынка информации друг о друге  для принятия деловых решений  при операциях на рынке;

4. Необходимость  обеспечения конкуренции как  механизма объективного повышения  качества услуг и снижения  их стоимости. Этот принцип  реализуется через неприятие  регулятивных документов, делающих  преференции отдельным участникам  рынка. Все субъекты регулирования  имеют равные права перед регулирующими  органами – в нормах не упоминаются  конкретные имена или фирменные  названия;

5. При  Разделении полномочий между  регулирующими органами следует  исходить из того, что нормотворчество  и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом;

6. Обеспечение  гласности нормотворчества, широкое  публичное обсуждение путей решения  проблем рынка. Такой принцип  повышает качество нормотворчества  и его объективность;

7. Соблюдение  принципа преемственности российской  системы регулирования р.ц.б., имеющей определённую историю и традиции. Нельзя не учитывать и всё растущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка "с центра поля", необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, т.к. повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка;

8. Оптимальное  распределение функций регулирования  р.ц.б. между государственными и негосударственными органами управления (коммерческими организациями, общественными организациями). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг

     Государство на российском р.ц.б. выступает в качестве:

 эмитента  при выпуске государственных  ценных бумаг;

 инвестора  при управлении крупными портфелями  акций промышленных предприятий.

 профессионального  участника при торговле акциями  в ходе приватизационных аукционов;

 регулятора  при написании законодательства  и подзаконных актов;

 верховного  арбитра в спорах между участниками  рынка через систему судебных  органов.

Государственное регулирование р.ц.б. – это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.

Система государственного регулирования рынка  включает:

государственные и иные нормативные акты;

государственные органы регулирования и контроля.

Формы государственного управления рынка

Прямое  или административное, управление р.ц.б. со стороны государства осуществляется путём:

установления  обязательны требований ко всем участника  р.ц.б.;

регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;

лицензирования  профессиональной деятельности на р.ц.б.;

обеспечения гласности и равной информированности  всех участников рынка;

поддержания правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое, управление р.ц.б. осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождённые от них);

денежную  политику (процентные ставки, минимальный  размер заработной платы и др.);

государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);

государственную собственность и ресурсы (государственные  предприятия, природные ресурсы  и земли).

Структуру органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в составляют:

Высшие  органы государственной власти:

Государственная Дума издаёт законы, регулирующие р.ц.б.

Президент издаёт указы, поскольку законы принимаются  довольно медленно и развитие р.ц.б. в России осуществляется в основном в соответствии с этими указами; главная их цель – осуществление и ускорение процесса приватизации и экономической реформы;

Правительство – выпускает постановления, обычно в развитие указов президента.

Государственные органы регулирования р.ц.б. министерского уровня:

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР с 2004 года) (до этого была Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ));

Министерство  финансов РФ (Минфин);

Центральный банк РФ (ЦБ);

Государственный комитет по антимонопольной политике;

Госстрахнадзор.

Федеральная служба по финансовым рынкам (далее - ФСФР) разрабатывает концепцию развития ценных бумаг, нормативно-правовые акты, осуществляет контроль, аттестацию и  лицензирование профессиональных участников рынка.

Основная  функция ФСФР в области регулирования  рынка ценных бумаг является:

  1. Определение порядка и осуществление лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, приостановление и аннулирование лицензии в случае нарушения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.

    В области  лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг законом «О рынке ценных бумаг» предусмотрены  три вида лицензий: лицензия профессионального  участника рынка ценных бумаг, лицензия на осуществление деятельности по ведению  реестра, лицензия фондовой биржи;

  1. Утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории Российской Федерации, и порядок регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг.

    Стандарты распространяют свое действие на акции  акционерных обществ и облигации  акционерных обществ и иных коммерческих организациях;

  1. Обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
  2. Осуществление функций по контролю и надзору в отношении участников рынка ценных бумаг;
  3. Определения порядка лицензирования и ведения реестра саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и аннулирования указанных лицензий при нарушении требований законодательства российской Федерации о ценных бумагах, а также стандартов и требований, утвержденных Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

Минфин  РФ – министерство в составе Правительства  – регистрирует:

- выпуски ценных бумаг страховых организаций;

- выписки государственных ценных бумаг Российской Федерации;

- выписки  государственных ценных бумаг  субъектов Российской Федерации;

- выписки  муниципальных ценных бумаг;

- выписки  ценных бумаг, эмитируемые организациями  в целях реструктуризации задолженности  по платежам в федеральный  бюджет.

ЦБ РФ – федеральный орган, действующий  на основании закона, регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом рынке ценных бумаг.

Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные  правила и осуществляет контроль за их исполнением.

Госстрахнадзор регулирует особенности деятельности на рынке ценных бумаг страховых компаний.

Основные  законодательные акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг:

Гражданский кодекс РФ;

Закон "О банках и банковской деятельности";

Закон "О Центральном банке Российской Федерации";

Закон "О приватизации государственных  и муниципальных предприятий в РСФСР";

Закон "О товарных биржах и биржевой торговле";

Закон "О валютном регулировании и  валютном контроле";

Закон "О государственном внутреннем долге Российской Федерации";

Закон об акционерных обществах;

Закон о рынке ценных бумаг;

Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг; за период с 1992 г. выпущено порядка  пятидесяти указов, которыми в основном и регулируется российский рынок  ценных бумаг;

постановления Правительства Российской Федерации  в основном касаются регулирования  и развития рынка государственных  ценных бумаг во всех их разновидностях. 
 
 
 
 
 
 

5. Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг

Саморегулируемые организации – это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг на добровольной основе, с целью регулирования определённых аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.

Количество  и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться сразу двумя или более однотипными органами.

Права саморегулируемой организации:

разработка  обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке;

осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на данном рынке;

контроль  за соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;

информационная  деятельность на рынке;

Информация о работе Государственно-правовое регулирование рынка ценных бумаг