Государственный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 08:35, курсовая работа

Описание

Наша страна сейчас находится в состоянии, которое принято называть переходным. Мы постепенно движемся от тоталитарного типа к демократическому. При этом происходит смена взглядов, идеологии, системы ценностей. Но, пожалуй, основные изменения происходят в экономике. Слишком уж рознятся наше прошлое и то, к чему мы стремимся.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
1 Содержание финансового контроля, его значение и функции в условиях рыночной экономики………………………………………………
1.1 Финансовый контроль, его цели и задачи………………………………
1.2 Формы и методы финансового контроля……………………………….
2 Государственный финансовый контроль…………………………
2.1 Органы государственного финансового контроля……………………..
2.2 Счетная палата как орган финансового контроля……………………...
2.3 Подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета………………………………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы………………

Работа состоит из  1 файл

гос.фин.контроль.doc

— 380.50 Кб (Скачать документ)

     3) заключение по каждому случаю  финансирования расходов, не предусмотренных  законом о бюджете или бюджетной росписью;

     4) анализ предоставления и погашения бюджетных кредитов и ссуд; заключения по фактам предоставления кредитов и ссуд с нарушением закона;

     5) анализ предоставления и исполнения  обязательств по государственным гарантиям; заключения по фактам незаконного их предоставления; расследование случаев, в которых такие обязательства исполнялись за счет средств бюджета;

     6) анализ бюджетных инвестиций  и заключенных договоров с  точки зрения соблюдения государственных интересов; заключения по фактам незаконного предоставления инвестиций;

     7) анализ выполнения заданий по  предоставлению государственных  услуг, соблюдения установленных  для них нормативов финансовых  затрат.

     В заключении Счетной палаты могут содержаться и другие материалы, определенные постановлениями Думы или Совета Федерации.

     После того, как заключение Счетной палаты было направлено в Думу, нижняя палата парламента начинает рассматривать  отчет об исполнении федерального бюджета. Продолжительность его рассмотрения определена Бюджетным кодексом и составляет полтора месяца. Государственная Дума заслушивает доклад руководителя Федерального казначейства, доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета; доклад Генерального прокурора о соблюдении законности в области бюджетного законодательства; а также заключение Председателя Счетной палаты. Могут быть также заслушаны доклады руководителей высших органов судебной власти о том, какие бюджетные споры и нарушения бюджетного законодательства рассматривались судами в отчетном году.

     После рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума принимает решение о его утверждении. Если фактически исполненный бюджет не соответствует принятому закону, и при этом режим сокращения и блокировки расходов не вводился, отчет может быть отклонен.9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  • Заключение
  •  
     

          Контроль - это одна из функций управления, т.к. любой вид управления невозможен без контроля. Просто немыслимо никакое  управление без проверки выполнения принятых решений, установленных требований. И тем более немыслимо никакое управление капиталом без текущего и последующего контроля за его состоянием, без профессионального выбора инвестиций и без проверок и анализов бухгалтерской отчетности.

         Значение  финансового контроля в России существенно  возросло в период перехода к рыночной экономике. В рыночной системе велика роль налогов, которые являются не только основным источником поступлений в доходную часть бюджета, но и регулятором хозяйственной деятельности. Развитие налоговой системы невозможно без создания эффективной системы контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет государства. В демократических странах велика значимость общественного контроля за расходованием государственных средств. Усложняется система бюджетного федерализма, которая также требует создания новых механизмов контроля за распределением и использованием бюджетных ресурсов.

          Основное  назначение финансового контроля состоит  в том, чтобы обеспечить эффективность процесса формирования и расходования денежных средств, находящихся в руках государства. Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Он способствует успешной реализации задач, стоящих перед бюджетной системой страны.

         В рамках бюджетного процесса многие его участники наделяются контрольными функциями. Эти полномочия выполняют глава государства, органы исполнительной и законодательной власти, специализированные контрольные органы, а также распорядители бюджетных средств.

          В настоящее время работа органов  государственного финансового контроля в России характеризуется несогласованностью и разобщенностью, отсутствием четкого  взаимодействия. И связано это  в первую очередь с несформированностью  целостной системы контроля за государственными финансами.

         В системе исполнительной власти контрольными полномочиями наделены: Министерство финансов, Федеральное казначейство, региональные и муниципальные финансовые органы, главные распорядители и распорядители бюджетных средств. Правительство РФ как высший орган исполнительной власти регулирует и контролирует финансовую деятельность министерств и ведомств, межбюджетные отношения, информирует Государственную Думу о ходе исполнения федерального бюджета, а также предоставляет Счетной палате информацию, необходимую для осуществления ею контрольных полномочий.

         Министерство  финансов РФ является органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране, и обладает широкими контрольными полномочиями в данной сфере.

         Оно контролирует рациональное и целевое  использование бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями, проверяет составленные ими сметы. В пределах своей компетенции Минфин проводит комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета. Он организует проверки и ревизии получателей государственных гарантий, бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций. К его функциям относится составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ, а также разработка единой методологии отчетов об исполнении бюджетов всех уровней. Все управления и отделы Минфина осуществляют финансовый контроль в пределах своей компетенции.

         Важное  место в системе государственного финансового контроля принадлежит Счетной палате. Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим и независимым контрольным органом. Она образована Федеральным Собранием в соответствии с Конституцией (статья 101). Порядок формирования Счетной палаты определен Конституцией и Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» № 4-ФЗ от 11.01.1995 и выглядит следующим образом: Государственная Дума назначает на должность Председателя Счетной палаты, Совет Федерации – его заместителя; половина состава аудиторов назначается Думой и половина – Советом Федерации.

         Завершающей стадией бюджетного процесса является составление отчета об исполнении бюджета, его рассмотрение и утверждение законодателями. В конце каждого года министр финансов издает распоряжение, в соответствии с котором начинается подготовка отчета об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. На основании распоряжения министра финансов все получатели бюджетных средств составляют свои годовые отчеты, в которых отражается информация об их доходах и расходах, выполнении заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг, использовании выделенных субвенций, бюджетных кредитов и ссуд, а также закрепленного за ними государственного имущества.

         Финансовый  контроль эффективен тогда, когда он является комплексным. Различные участники бюджетного процесса выполняют различные функции, они обладают разным объемом информации и аналитическими возможностями. Поэтому успешная реализация бюджетной политики возможна лишь тогда, когда в ней сочетаются все формы контроля. 
     
     
     
     
     
     
     

          Библиографический список 
     

    1. Российская  Федерация. Конституция (1993).Конституция  Российской Федерации [Текст]: [принята 12 декабря 1993 г.]// Российская газета. – 1993. – 25 декабря, Российская газета. – 2009. – 21 января.
    2. Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст]:  [федеральный закон: от 31 июля 1998 г.]// Собрание Законодательств РФ.- 1998.- № 31.- ст. 3823; Российская газета. – 2011. – 30 июня.
    3. Российская Федерация. Законы. О счетной палате Российской Федерации [Текст]: [федеральный закон от 11 января 1995г.] // Собрание законодательства Российской Федерации 1995.- № 3.- ст. 167; Российской газета. – 2010. - 28 декабря.
    4. Беляев Ю. А. Бюджетный Федерализм: зарубежный опыт [Текст] / Ю.А. Беляев // Финансы. - 1994. -N 10. – С. 37.
    5. Большаков C. В. Финансовая политика и финансовое регулирование экономики переходного периода [Текст] / С.В. Большаков // Финансы. - 1994. - № 11. – С. 16.
    6. Булатова А. С. Экономика[Текст]: учеб. пособие / А.С. Булатова. - М.: Бек, 1994. - Гл. 16. 
    7. Бурцев В.В. Построение современной системы государственного финансового контроля в свете необходимости укрепления Российской государственности [Текст] / В.В. Бурцев // Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. - № 2. – С. 20.
    8. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учеб пособие / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 1999. – 203 с.
    9. Белолипецкий В.Г. О совершенствовании государственного финансового контроля в России [Текст] / В.Г. Белолипецкий //Финансы. - 1998. - № 1. – С. 27.
    10. Игнатьев Д. Налоговой политике нужны четкие приоритеты [Текст] / Д. Игнатьев // Финансовые известия. – 1995. - № 13. – С. 35.
    11. Родионова В. М. Финансы [Текст] / В.М. Родионова. - М.: Финансы и статистика. -1993. - Гл. 3.
    12. Самуэльсон П. Экономика [Текст] / П. Самуэльсон. - М. - 1992. - Т. 1. Г л. 9,10,19.
    13. Фишер С. Дорнбуш Р. Шмальгези Р. Экономика [Текст] / С. Фишер [и др.]. - М. - 1993. -Гл. 28,29.
    14. Черник Д. Г. Местные налоги [Текст] / Д.Г. Черник // Финансы. - 1994. - № 10. – С. 46.
    15. www.ach.gov.ru

    Информация о работе Государственный финансовый контроль