Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 17:18, доклад
Переход России к рыночным отношениям способствовал ликвидации валютной монополии российского государства и переход к либерализации валютных отношений. Однако, учитывая непосредственную связь указанных отношений с экономическим суверенитетом российского государства, оно, отказавшись от жестких командных методов управления в этой сфере, оставило за собой функции по регулированию и контролю.
Глава 1:
Организационные
аспекты валютного
регулирования и
валютного контроля
в Российской Федерации.
1.1Основные направления
валютного регулирования
Переход России к рыночным отношениям
способствовал ликвидации валютной монополии
российского государства и переход к либерализации
валютных отношений. Однако, учитывая
непосредственную связь указанных отношений
с экономическим суверенитетом российского
государства, оно, отказавшись от жестких
командных методов управления в этой сфере,
оставило за собой функции по регулированию
и контролю.
Важно заметить, что вопрос о соотношении
таких категорий, как «управление» и «регулирование»
в научной литературе является достаточно
дискуссионным. Иногда даже высказываются
мнения об отказе от управления в условиях
рыночной экономики исключительно в пользу
регулирования, в том числе и в сфере валютных
правоотношений.
Теория государственного управления,
в соответствии с общей теорией управления,
выделяет функциональную структуру процесса
управления. Среди основных «классических»
функций управления принято выделять:
планирование; прогнозирование; организацию;
координацию; руководство; контроль; и
регулирование. При этом регулирование
как ведущая функция управленческого
процесса заключается в упорядочении,
налаживании в направлении движения и
развития, в подчинении определенному
порядку, в установлении правильного взаимодействия,
в создании условий нормальной работы.
Само регулирование осуществляется путем:
1) установления на нормативном уровне
для всех субъектов и объектов управленческих
отношений наиболее общих правил-программ;
2) внесения в них изменений и дополнений
в соответствии с изменившимися обстоятельствами
в сфере управления; 3) контроля за исполнением
управленческих решений и применением
мер по устранению выявленных нарушений.
Понятие регулирования традиционно рассматривается
в «широком» и «узком» аспектах. В широком
аспекте регулирование представляет собой
установление и обеспечение строгого
соблюдения посредством норм права, определенного,
отвечающего интересам общественного
развития режима различного рода деятельности
в конкретной сфере; с использованием
преимущественно экономических рычагов
управляющего воздействия в целях защиты
прав и интересов участников. В узком смысле
регулирование, как правило, в отличие
от управления проявляется в качестве
управляющего воздействия на не подчиненные
регулирующему (исполнительному) органу
объекты. На основании этих общезначимых
посылок можно определить валютное
регулирование как деятельность
государства по регулированию
политики в отношении
валютных ценностей
иностранного государства,
имеющих хождения в
РФ, укреплению денежной
единицы России, созданию
экономических и правовых
условий конвертируемости
рубля на международных
рынках.
Органами валютного регулирования в Российской
Федерации являются Центральный банк
Российской Федерации и Правительство
Российской Федерации.
Валютное правовое регулирование осуществляется
как на нормативном, так и индивидуально-правовом
уровнях.
Первое (нормативное) — заключается в
упорядочении общественных отношений,
так или иначе связанных с валютой и операциями
с ней (обращением, вывозом, использованием
в сфере международных расчетов и т.п.)
посредством принятия норм права. Второе
(индивидуально-правовое регулирование)
связано с упорядочением посредством
применения норм права отношений, обусловленных
конкретными жизненными ситуациями, т.е.
являющихся юридическими фактами, на основе
которых и возникают валютные правоотношения
между конкретными субъектами.
Основы организации и осуществления валютного
регулирования закреплены Законом РФ
«О валютном регулировании и валютном
контроле», раздел II которого так и называется
«Валютное регулирование». Помимо указанного
нормативного акта, валютные правоотношения
в этой сфере регламентируются многочисленными
законами и подзаконными нормативными
актами. Особое значение в регулировании
данных правоотношений принадлежит ведомственным
правовым актам общего значения, в том
числе актам Банка России, Минфина России
и др.
Основными направлениями валютного регулирования
является, прежде всего, защита
валюты Российской Федерации.
В этих целях законодатель установил,
что все расчеты между резидентами осуществляются
в валюте РФ без ограничений. Расчеты же
между резидентами и нерезидентами в валюте
РФ осуществляются в порядке, устанавливаемом
Банком России.
Согласно федеральному закону №173 «О валютном
регулировании и валютном контроле» резидентами
признаются:
- физические лица, являющиеся гражданами
Российской Федерации, за исключением
граждан Российской Федерации, признаваемых
постоянно проживающими в иностранном
государстве в соответствии с законодательством
этого государства;
- постоянно проживающие в Российской
Федерации на основании вида на жительство,
предусмотренного законодательством
Российской Федерации, иностранные граждане
и лица без гражданства;
- юридические лица, созданные в соответствии
с законодательством Российской Федерации;
- находящиеся за пределами территории
Российской Федерации филиалы, представительства
и иные подразделения резидентов;
- дипломатические представительства,
консульские учреждения Российской Федерации
и иные официальные представительства
Российской Федерации, находящиеся за
пределами территории Российской Федерации,
а также постоянные представительства
Российской Федерации при межгосударственных
или межправительственных организациях;
- Российская Федерация, субъекты Российской
Федерации, муниципальные образования,
которые выступают в отношениях, регулируемых
настоящим Федеральным законом и принятыми
в соответствии с ним иными федеральными
законами и другими нормативными правовыми
актами.
Нерезиденты это:
- физические лица, не относящиеся к вышеперечисленным;
- юридические лица, созданные в соответствии
с законодательством иностранных государств
и имеющие местонахождение за пределами
территории Российской Федерации;
- организации, не являющиеся юридическими
лицами, созданные в соответствии с законодательством
иностранных государств и имеющие местонахождение
за пределами территории Российской Федерации;
- аккредитованные в Российской Федерации
дипломатические представительства, консульские
учреждения иностранных государств и
постоянные представительства указанных
государств при межгосударственных или
межправительственных организациях;
- межгосударственные и межправительственные
организации, их филиалы и постоянные
представительства в Российской Федерации;
Порядок приобретения и использования
в РФ российской валюты нерезидентами
устанавливается Банком России в соответствии
с законами РФ.
Вывоз и пересылка из России валюты РФ
и ценных бумаг, выраженных в валюте РФ,
а также ввоз и пересылка в Россию указанной
валюты и ценных бумаг осуществляются
резидентами и нерезидентами в порядке,
устанавливаемом Банком России совместно
с Минфином России и ГТК РФ.
Сделки, заключенные в нарушение положений,
установленных Законом РФ «О валютном
регулировании и валютном контроле», являются
недействительными, а лица, совершившие
такие сделки, несут уголовную, административную
и иную ответственность в соответствии
с российским законодательством.
Следующим направлением валютного регулирования
является организация
функционирования внутреннего
валютного рынка РФ.
Российским законодательством установлено,
что резиденты имеют право покупать иностранную
валюту на внутреннем валютном рынке Российской
Федерации в порядке и на цели, определяемые
Банком России. Банком России устанавливается
порядок покупки и продажи иностранной
валюты в России через уполномоченные
банки1. Сделки купли-продажи иностранной
валюты могут осуществляться непосредственно
между уполномоченными банками, а также
через валютные биржи, действующие в порядке
и на условиях, устанавливаемых Банком
России. Покупка и продажа иностранной
валюты, минуя уполномоченные банки, не
допускается. В целях регулирования внутреннего
валютного рынка Банку России предоставлено
право: во-первых, устанавливать предел
отклонения курса покупки иностранной
валюты от курса ее продажи, во-вторых,
проводить операции по покупке и продаже
иностранной валюты.
Важным самостоятельным направлением
валютного регулирования является регулирование
открытия и ведения
счетов резидентов в
иностранной валюте.
Российским законодательством установлено,
что резиденты могут иметь счета в иностранной
валюте в уполномоченных банках2.
При этом иностранная валюта, получаемая
предприятиями-резидентами, подлежит
обязательному зачислению на их счета
в уполномоченных банках, если иное не
установлено Банком России. Разрешено
открытие резидентам счетов в иностранной
валюте в банках расположенных на территории
иностранных государств. Резиденты обязаны
уведомлять налоговые органы по месту
своего учета об открытии (закрытии) счетов
и об изменении реквизитов счетов, не позднее
одного месяца со дня соответственно открытия
(закрытия) или изменения реквизитов таких
счетов в банках, расположенных за пределами
территории Российской Федерации, по форме,
утвержденной федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным по контролю и
надзору в области налогов и сборов.
Особо выделяется и такое направление
валютного регулирования как регламентирование
осуществления валютных
операций между резидентами
в Российской Федерации.
Валютные операции между резидентами
запрещены, за исключением:
- операций, связанных с расчетами в магазинах
беспошлинной торговли, а также с расчетами
при реализации товаров и оказании услуг
пассажирам в пути следования транспортных
средств при международных перевозках;
- операций с внешними ценными бумагами,
осуществляемых через организаторов торговли
на рынке ценных бумаг Российской Федерации,
при условии учета прав на такие ценные
бумаги в депозитариях, созданных в соответствии
с законодательством Российской Федерации;
- операций с внешними ценными бумагами
при условии учета прав на такие ценные
бумаги в депозитариях, созданных в соответствии
с законодательством Российской Федерации,
и осуществления расчетов в валюте Российской
Федерации;
- операций, связанных с осуществлением
обязательных платежей (налогов, сборов
и других платежей) в федеральный бюджет,
бюджет субъекта Российской Федерации,
местный бюджет в иностранной валюте в
соответствии с законодательством Российской
Федерации;
- операций, связанных с расчетами и переводами
при исполнении бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации в соответствии
с бюджетным законодательством Российской
Федерации;
- переводов физическим лицом - резидентом
из Российской Федерации в пользу иных
физических лиц - резидентов на их счета,
открытые в банках, расположенных за пределами
территории Российской Федерации, в суммах,
не превышающих в течение одного операционного
дня через один уполномоченный банк суммы,
равной в эквиваленте 5 000 долларов США
по официальному курсу, установленному
Центральным банком Российской Федерации
на дату списания денежных средств со
счета физического лица - резидента;
- переводов физическим лицом - резидентом
в Российскую Федерацию со счетов, открытых
в банках, расположенных за пределами
территории Российской Федерации, в пользу
иных физических лиц - резидентов на их
счета в уполномоченных банках;
- переводов физическими лицами - резидентами
со своих счетов, открытых в уполномоченных
банках, в пользу иных физических лиц -
резидентов, являющихся их супругами или
близкими родственниками (родственниками
по прямой восходящей и нисходящей линии
(родителями и детьми, дедушкой, бабушкой
и внуками), полнородными и неполнородными
(имеющими общих отца или мать) братьями
и сестрами, усыновителями и усыновленными),
на счета указанных лиц, открытые в уполномоченных
банках либо в банках, расположенных за
пределами территории Российской Федерации;
- расчеты при осуществлении валютных
операций производятся физическими лицами
- резидентами через банковские счета
в уполномоченных банках, порядок открытия
и ведения которых устанавливается Центральным
банком Российской Федерации, за исключением
следующих валютных операций, осуществляемых
в соответствии с настоящим Федеральным
законом:
- передачи физическим лицом - резидентом
валютных ценностей в дар Российской Федерации,
субъекту Российской Федерации и (или)
муниципальному образованию;
- дарения валютных ценностей супругу
и близким родственникам;
- завещания валютных ценностей или получения
их по праву наследования;
- приобретения и отчуждения физическим
лицом - резидентом в целях коллекционирования
единичных денежных знаков и монет;
- перевода физическим лицом - резидентом
из Российской Федерации и получения в
Российской Федерации физическим лицом
- резидентом перевода без открытия банковских
счетов, осуществляемых в установленном
Центральным банком Российской Федерации
порядке, который может предусматривать
только ограничение суммы перевода, а
также почтового перевода;
- покупки у уполномоченного банка или
продажи уполномоченному банку физическим
лицом - резидентом наличной иностранной
валюты, обмена, замены денежных знаков
иностранного государства (группы иностранных
государств), а также приема для направления
на инкассо в банки за пределами территории
Российской Федерации наличной иностранной
валюты;
- расчетов физических лиц - резидентов
в иностранной валюте в магазинах беспошлинной
торговли, а также при реализации товаров
и оказании услуг физическим лицам - резидентам
в пути следования транспортных средств
при международных перевозках.
Следующее направление валютного регулировании
это регулирование
ввоза в Российскую
Федерацию и вывоза
из Российской Федерации
валютных ценностей,
валюты Российской Федерации
и внутренних ценных
бумаг3.
Порядок обязательного перевода, ввоза
и пересылки в Россию иностранной валюты
и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих
резидентам устанавливает Банк России.
Ввоз в Российскую Федерацию иностранной
валюты и валюты Российской Федерации,
а также дорожных чеков, внешних и внутренних
ценных бумаг в документарной форме осуществляется
резидентами и нерезидентами без ограничений
при соблюдении требований таможенного
законодательства Российской Федерации.
При единовременном ввозе в Российскую
Федерацию физическими лицами - резидентами
и физическими лицами - нерезидентами
наличной иностранной валюты4 и
валюты Российской Федерации, а также
дорожных чеков, внешних и внутренних
ценных бумаг в документарной форме в
сумме, превышающей в эквиваленте 10 000
долларов США, ввозимая наличная иностранная
валюта и валюта Российской Федерации,
а также дорожные чеки, внешние и внутренние
ценные бумаги в документарной форме подлежат
декларированию таможенному органу путем
подачи письменной таможенной декларации
на всю сумму ввозимой наличной иностранной
валюты и валюты Российской Федерации,
а также дорожных чеков, внешних и внутренних
ценных бумаг в документарной форме.
Физические лица - резиденты и физические
лица - нерезиденты имеют право вывозить
из Российской Федерации иностранную
валюту, валюту Российской Федерации,
дорожные чеки, внешние и внутренние ценные
бумаги в документарной форме, ранее ввезенные
или переведенные в Российскую Федерацию,
при соблюдении требований таможенного
законодательства Российской Федерации
в пределах, указанных в таможенной декларации
или ином документе, подтверждающем их
ввоз или перевод в Российскую Федерацию.
Физические лица - резиденты и физические
лица - нерезиденты имеют право единовременно
вывозить из Российской Федерации наличную
иностранную валюту и валюту Российской
Федерации в сумме, равной в эквиваленте
10 000 долларов США или не превышающей этой
суммы. При этом не требуется представление
в таможенный орган документов, подтверждающих,
что вывозимая наличная иностранная валюта
и валюта Российской Федерации была ранее
ввезена или переведена в Российскую Федерацию
либо приобретена в Российской Федерации.
При единовременном вывозе из Российской
Федерации физическими лицами - резидентами
и физическими лицами - нерезидентами
наличной иностранной валюты и валюты
Российской Федерации в сумме, равной
в эквиваленте 3 000 долларов США или не
превышающей этой суммы, вывозимая наличная
иностранная валюта и валюта Российской
Федерации не подлежит декларированию
таможенному органу.
При единовременном вывозе из Российской
Федерации физическими лицами - резидентами
и физическими лицами - нерезидентами
наличной иностранной валюты и валюты
Российской Федерации в сумме, превышающей
в эквиваленте 3 000 долларов США, вывозимая
наличная иностранная валюта и валюта
Российской Федерации подлежит декларированию
таможенному органу путем подачи письменной
таможенной декларации на всю сумму вывозимой
наличной иностранной валюты и валюты
Российской Федерации.
Единовременный вывоз из Российской Федерации
физическими лицами - резидентами и физическими
лицами - нерезидентами наличной иностранной
валюты и (или) валюты Российской Федерации
в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000
долларов США, не допускается.
Урегулирование порядка
осуществления валютных
операций нерезидентов
в Российской Федерации также представляет
собой самостоятельное направление валютного
регулирования в нашей стране.
Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять
между собой переводы иностранной валюты
со счетов в банках за пределами территории
Российской Федерации на банковские счета
в уполномоченных банках или банковских
счетов в уполномоченных банках на счета
в банках за пределами территории Российской
Федерации или в уполномоченных банках,
а также осуществлять между собой валютные
операции с внутренними ценными бумагами
на территории Российской Федерации с
учетом требований, установленных антимонопольным
законодательством Российской Федерации
и законодательством Российской Федерации
о рынке ценных бумаг.
Нерезиденты имеют право без ограничений
перечислять иностранную валюту и валюту
Российской Федерации со своих банковских
счетов в банках за пределами территории
Российской Федерации на свои банковские
счета в уполномоченных банках.
Информация о работе Этапы становления валютного регулирования в России