Этапы становления валютного регулирования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 17:18, доклад

Описание

Переход России к рыночным отношениям способствовал ликвидации валютной монополии российского государства и переход к либерализации валютных отношений. Однако, учитывая непосредственную связь указанных отношений с экономическим суверенитетом российского государства, оно, отказавшись от жестких командных методов управления в этой сфере, оставило за собой функции по регулированию и контролю.

Работа состоит из  1 файл

этапы становл вал рег.docx

— 22.94 Кб (Скачать документ)

Глава 1: Организационные  аспекты валютного  регулирования и  валютного контроля в Российской Федерации. 
1.1Основные направления валютного регулирования 
 
Переход России к рыночным отношениям способствовал ликвидации валютной монополии российского государства и переход к либерализации валютных отношений. Однако, учитывая непосредственную связь указанных отношений с экономическим суверенитетом российского государства, оно, отказавшись от жестких командных методов управления в этой сфере, оставило за собой функции по регулированию и контролю. 
 
Важно заметить, что вопрос о соотношении таких категорий, как «управление» и «регулирование» в научной литературе является достаточно дискуссионным. Иногда даже высказываются мнения об отказе от управления в условиях рыночной экономики исключительно в пользу регулирования, в том числе и в сфере валютных правоотношений. 
 
Теория государственного управления, в соответствии с общей теорией управления, выделяет функциональную структуру процесса управления. Среди основных «классических» функций управления принято выделять: планирование; прогнозирование; организацию; координацию; руководство; контроль; и регулирование. При этом регулирование как ведущая функция управленческого процесса заключается в упорядочении, налаживании в направлении движения и развития, в подчинении определенному порядку, в установлении правильного взаимодействия, в создании условий нормальной работы. Само регулирование осуществляется путем: 1) установления на нормативном уровне для всех субъектов и объектов управленческих отношений наиболее общих правил-программ; 2) внесения в них изменений и дополнений в соответствии с изменившимися обстоятельствами в сфере управления; 3) контроля за исполнением управленческих решений и применением мер по устранению выявленных нарушений. 
 
Понятие регулирования традиционно рассматривается в «широком» и «узком» аспектах. В широком аспекте регулирование представляет собой установление и обеспечение строгого соблюдения посредством норм права, определенного, отвечающего интересам общественного развития режима различного рода деятельности в конкретной сфере; с использованием преимущественно экономических рычагов управляющего воздействия в целях защиты прав и интересов участников. В узком смысле регулирование, как правило, в отличие от управления проявляется в качестве управляющего воздействия на не подчиненные регулирующему (исполнительному) органу объекты. На основании этих общезначимых посылок можно определить валютное регулирование как деятельность государства по регулированию политики в отношении валютных ценностей иностранного государства, имеющих хождения в РФ, укреплению денежной единицы России, созданию экономических и правовых условий конвертируемости рубля на международных рынках. 
 
Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. 
 
Валютное правовое регулирование осуществляется как на нормативном, так и индивидуально-правовом уровнях. 
 
Первое (нормативное) — заключается в упорядочении общественных отношений, так или иначе связанных с валютой и операциями с ней (обращением, вывозом, использованием в сфере международных расчетов и т.п.) посредством принятия норм права. Второе (индивидуально-правовое регулирование) связано с упорядочением посредством применения норм права отношений, обусловленных конкретными жизненными ситуациями, т.е. являющихся юридическими фактами, на основе которых и возникают валютные правоотношения между конкретными субъектами. 
 
Основы организации и осуществления валютного регулирования закреплены Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», раздел II которого так и называется «Валютное регулирование». Помимо указанного нормативного акта, валютные правоотношения в этой сфере регламентируются многочисленными законами и подзаконными нормативными актами. Особое значение в регулировании данных правоотношений принадлежит ведомственным правовым актам общего значения, в том числе актам Банка России, Минфина России и др. 
 
Основными направлениями валютного регулирования является, прежде всего, защита валюты Российской Федерации. 
 
В этих целях законодатель установил, что все расчеты между резидентами осуществляются в валюте РФ без ограничений. Расчеты же между резидентами и нерезидентами в валюте РФ осуществляются в порядке, устанавливаемом Банком России.  
 
Согласно федеральному закону №173 «О валютном регулировании и валютном контроле» резидентами признаются: 
 
- физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства; 
 
- постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; 
 
- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; 
 
- находящиеся за пределами территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные подразделения резидентов; 
 
- дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях; 
 
- Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами. 
 
Нерезиденты это: 
 
- физические лица, не относящиеся к вышеперечисленным; 
 
- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; 
 
- организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации; 
 
- аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях; 
 
- межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации; 
 
Порядок приобретения и использования в РФ российской валюты нерезидентами устанавливается Банком России в соответствии с законами РФ. 
 
Вывоз и пересылка из России валюты РФ и ценных бумаг, выраженных в валюте РФ, а также ввоз и пересылка в Россию указанной валюты и ценных бумаг осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, устанавливаемом Банком России совместно с Минфином России и ГТК РФ. 
 
Сделки, заключенные в нарушение положений, установленных Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», являются недействительными, а лица, совершившие такие сделки, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с российским законодательством. 
 
Следующим направлением валютного регулирования является организация функционирования внутреннего валютного рынка РФ. Российским законодательством установлено, что резиденты имеют право покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в порядке и на цели, определяемые Банком России. Банком России устанавливается порядок покупки и продажи иностранной валюты в России через уполномоченные банки1. Сделки купли-продажи иностранной валюты могут осуществляться непосредственно между уполномоченными банками, а также через валютные биржи, действующие в порядке и на условиях, устанавливаемых Банком России. Покупка и продажа иностранной валюты, минуя уполномоченные банки, не допускается. В целях регулирования внутреннего валютного рынка Банку России предоставлено право: во-первых, устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса ее продажи, во-вторых, проводить операции по покупке и продаже иностранной валюты. 
 
Важным самостоятельным направлением валютного регулирования является регулирование открытия и ведения счетов резидентов в иностранной валюте. 
 
Российским законодательством установлено, что резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в уполномоченных банках2. При этом иностранная валюта, получаемая предприятиями-резидентами, подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если иное не установлено Банком России. Разрешено открытие резидентам счетов в иностранной валюте в банках расположенных на территории иностранных государств. Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов и об изменении реквизитов счетов, не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. 
 
Особо выделяется и такое направление валютного регулирования как регламентирование осуществления валютных операций между резидентами в Российской Федерации. 
 
Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением: 
 
- операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках; 
 
- операций с внешними ценными бумагами, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации; 
 
- операций с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации; 
 
- операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации; 
 
- операций, связанных с расчетами и переводами при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации; 
 
- переводов физическим лицом - резидентом из Российской Федерации в пользу иных физических лиц - резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в суммах, не превышающих в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк суммы, равной в эквиваленте 5 000 долларов США по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату списания денежных средств со счета физического лица - резидента; 
 
- переводов физическим лицом - резидентом в Российскую Федерацию со счетов, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в пользу иных физических лиц - резидентов на их счета в уполномоченных банках; 
 
- переводов физическими лицами - резидентами со своих счетов, открытых в уполномоченных банках, в пользу иных физических лиц - резидентов, являющихся их супругами или близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными), на счета указанных лиц, открытые в уполномоченных банках либо в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации; 
 
- расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением следующих валютных операций, осуществляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом: 
 
- передачи физическим лицом - резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию; 
 
- дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам; 
 
- завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования; 
 
- приобретения и отчуждения физическим лицом - резидентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет; 
 
- перевода физическим лицом - резидентом из Российской Федерации и получения в Российской Федерации физическим лицом - резидентом перевода без открытия банковских счетов, осуществляемых в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода; 
 
- покупки у уполномоченного банка или продажи уполномоченному банку физическим лицом - резидентом наличной иностранной валюты, обмена, замены денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), а также приема для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты; 
 
- расчетов физических лиц - резидентов в иностранной валюте в магазинах беспошлинной торговли, а также при реализации товаров и оказании услуг физическим лицам - резидентам в пути следования транспортных средств при международных перевозках. 
 
Следующее направление валютного регулировании это регулирование ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг3.  
 
Порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Россию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам устанавливает Банк России.  
 
Ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации. 
 
При единовременном ввозе в Российскую Федерацию физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты4 и валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, ввозимая наличная иностранная валюта и валюта Российской Федерации, а также дорожные чеки, внешние и внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимой наличной иностранной валюты и валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме. 
 
Физические лица - резиденты и физические лица - нерезиденты имеют право вывозить из Российской Федерации иностранную валюту, валюту Российской Федерации, дорожные чеки, внешние и внутренние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные или переведенные в Российскую Федерацию, при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз или перевод в Российскую Федерацию. 
 
Физические лица - резиденты и физические лица - нерезиденты имеют право единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту и валюту Российской Федерации в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долларов США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта и валюта Российской Федерации была ранее ввезена или переведена в Российскую Федерацию либо приобретена в Российской Федерации. 
 
При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты и валюты Российской Федерации в сумме, равной в эквиваленте 3 000 долларов США или не превышающей этой суммы, вывозимая наличная иностранная валюта и валюта Российской Федерации не подлежит декларированию таможенному органу. 
 
При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты и валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 3 000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта и валюта Российской Федерации подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты и валюты Российской Федерации. 
 
Единовременный вывоз из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, не допускается. 
 
Урегулирование порядка осуществления валютных операций нерезидентов в Российской Федерации также представляет собой самостоятельное направление валютного регулирования в нашей стране. 
 
Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов в банках за пределами территории Российской Федерации на банковские счета в уполномоченных банках или банковских счетов в уполномоченных банках на счета в банках за пределами территории Российской Федерации или в уполномоченных банках, а также осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг. 
 
Нерезиденты имеют право без ограничений перечислять иностранную валюту и валюту Российской Федерации со своих банковских счетов в банках за пределами территории Российской Федерации на свои банковские счета в уполномоченных банках.

Информация о работе Этапы становления валютного регулирования в России