Контрольная работа по "Финансовое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:03, контрольная работа

Описание

Центральный банк Российской Федерации - системообразующий и центральный орган управления, контроля и надзора в банковской системе России.
Он занимает особое место в государственном механизме и рыночной экономике нашей страны. Деятельность ЦБ РФ по регулированию банковской и денежной системы направлена на реализацию социальных и экономических основ конституционного строя Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА БАНКА РОССИИ : ЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ……………………………………………….... 4
§1 Нормативная основа правового статуса Банка России………………… 4
§2 Организационно-правовая форма Банка России……………………….. 6
§3 Компетенция Банка России………………………………………………. 9
Глава 2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ БАНКА РОССИИ…………. 11
§1 Экономическая основа правового статуса Банка России……………... 11
Заключение……………………………………………………………………13
Библиография…………………………………………………………………16

Работа состоит из  1 файл

финансовое право.doc

— 69.50 Кб (Скачать документ)
 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Московский  государственный  индустриальный университет

(ГОУ  МГИУ)

Филиал  ГОУ МГИУ в г. Сергиевом  Посаде МО

(СПФ  ГОУ МГИУ) 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 
 
 

по  дисциплине: 

«___________________________________________________________ 

на тему: «_____________________________________________________» 
 

Выполнил: 

Студент __________________________________________________________________ 

Группа _____________курс _______ семестр _______ 

Проверил: 

Преподаватель _______________________________________ 
 
 
 
 
 

Дата сдано:      «_______»_______________20___г. 

Дата проверено:     «_______»_______________20___г. 
 
 

Сергиев Посад

2011г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………   3

Глава 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА БАНКА РОССИИ : ЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ………………………………………………....  4

§1 Нормативная основа правового статуса Банка России…………………  4

§2 Организационно-правовая форма Банка России………………………..  6

§3 Компетенция Банка России………………………………………………. 9

Глава 2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ БАНКА РОССИИ…………. 11

§1 Экономическая основа правового статуса Банка России……………... 11

Заключение……………………………………………………………………13

Библиография…………………………………………………………………16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Центральный банк Российской Федерации - системообразующий и центральный орган управления, контроля и надзора в банковской системе России.

Он занимает особое место в государственном  механизме и рыночной экономике  нашей страны. Деятельность ЦБ РФ по регулированию банковской и денежной системы направлена на реализацию социальных и экономических основ конституционного строя Российской Федерации.

Полномочия ЦБ РФ по развитию денежной системы, защите и обеспечению устойчивости рубля  являются ключевыми для формирования экономики государства, а следовательно, для реализации прав граждан Российской Федерации на собственность, занятие предпринимательской деятельностью, социальное обеспечение.

Актуальность  темы контрольной работы, на мой  взгляд, выражена, во-первых, неоднозначностью конституционно-правового регулирования статуса ЦБ РФ; во-вторых, проведением административной реформы в Российской Федерации, включая регулярное обновление законодательства о ЦБ РФ; в-третьих, особой ролью ЦБ РФ в развитии денежно-кредитных отношений в Российской Федерации, в осуществлении банковского регулирования и надзора. 
 
 
 
 

Глава 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА БАНКА  РОССИИ : ЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ

§1 Нормативная основа правового статуса Банка России

Правовое регулирование Банка России осуществляется только федеральным законодательством. Это обстоятельство имеет принципиальное значение, если учесть, что денежная система должна быть единой, а банковская система - стабильной. Если бы все было иначе, то тогда рано или поздно в субъектах Федерации в той или иной форме могла бы появиться своя денежная система или ее суррогаты. Последствия этого для страны нетрудно предугадать.

Но, не только законы субъектов Федерации, но и подзаконные  нормативные акты (в том числе  и нормативные акты Банка России) не могут регулировать правовое положение Банка России, т.е. Банк России не может сам себя регулировать. Это обстоятельство определено ст. 2 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", содержание которой разделяют понятие банковской системы и понятие правового регулирования банковской деятельности.

Таким образом, нормативными актами Банка России может  регулироваться только банковская деятельность, но не банковская система.

Отсюда следуют  два вывода:

      - во-первых, как уже отмечалось, Банк России не должен регулировать своими нормативными актами банковскую систему. Его компетенция распространяется только на банковскую деятельность. Следовательно, все вопросы, которые относятся к структуре кредитных организаций, - это вопросы, которые должны регулироваться только федеральными законами;

       - во-вторых, Банк России - это составная часть банковской системы. И поскольку банковская система не является объектом правового регулирования, то, Банк России не может своими нормативными актами регулировать свои же задачи, функции, свою собственную структуру.

В ст. 1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" сказано, что "статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами" Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступающими в силу с 10.01.2009) // "Российская газета", N 127, 13.07.2002.

Однако на практике это требование, не соблюдается, и  Банк России в некоторых случаях  как бы регулирует сам себя. "Так, например, в ч. 2 ст. 84 того же Федерального закона применительно к территориальному учреждению Банка России сказано, что "задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров". Но поскольку территориальное учреждение - это составная часть Банка России как централизованной организации с вертикальной структурой управления, то получается, что Банк России может регулировать сам себя своими же собственными нормативными актами" Батдиев, А.Ф. Особенности правового статуса Банка России как государственного учреждения / А.Ф. Батдиев // Финансовое право. 2006.. Налицо явное противоречие.

Правовой статус Банка России складывается из отраслевых статусов - конституциионного, банковского, гражданско-правового.

Правовой статус Банка России включает следующие элементы:

а) организационно-правовую форму;

б) компетенцию;

в) структуру.

Все эти основные составляющие в большей или меньшей  степени, но закреплены законом.

В самом общем  виде закреплена организационно-правовая форма Банка России. Его структура имеет централизованный характер.

§2 Организационно-правовая форма Банка России

В ст. 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" говорится, что Банк России является юридическим лицом. Следовательно, он выступает в качестве субъекта гражданско-правовых отношений.

В Федеральном  законе "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)" по отношению к Банку России используется термин "учреждение", а не "организация", в то время как в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" указано, что банк - это разновидность "кредитной организации".

Специфика Банка  России состоит еще и в том, что, как уже говорилось, у него нет учредителей. Этот термин применительно  к Банку России не употребляется нигде, ни в одном из законов.

У него нет "законодательного органа", что также отличает его  от всех кредитных организаций. Совет  директоров - это, скорее, исполнительный орган, так как он назначается  Государственной Думой по представлению  Председателя Банка России. Отсутствие учредителей, а значит, и репрезентативности по отношению к субъектам денежно-кредитных и финансовых отношений, на наш взгляд, принижает роль и значение ответственности Банка России за принимаемые его исполнительными органами решения.

Банк России обладает властными полномочиями, что  не свойственно гражданскому праву.

Правоотношения  между Банком России, коммерческими  банками и другими кредитными организациями строятся на принципах  власти и подчинения. В этих правоотношениях  отсутствует равенство сторон.

Банковская деятельность подпадает под компетенцию Банка  России постольку, поскольку она  составляет предмет банковского  права. Банк России по общему правилу  не регулирует гражданско-правовые отношения  между кредитными организациями, вкладчиками и всеми остальными лицами, которые пользуются услугами банков. Такое право ему в ГК РФ не предоставлено, так как оно предоставлено только федеральным органам исполнительной власти.

Банковская деятельность предполагает определенные возможности, предоставленные правом. Для кредитных организаций такие юридические возможности предоставлены Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", Гражданским кодексом РФ и другими законами. Им должны быть адекватны возможности Банка России. Для того чтобы регулирование и надзор за движением денежных потоков были эффективными, нужно, чтобы эти объективно необходимые возможности стали компетенцией, то есть предметом ведения, а затем и правомочиями Банка России.

Компетенция Банка  России включает не только права и обязанности, но и запреты. Так, в частности, Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете. Банк России не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. В ст. 49 Федерального закона "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" предусматривается, что Банк России не имеет права:

1) осуществлять  банковские операции с юридическими  лицами, не имеющими лицензии  на осуществление банковских  операций, и физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 48 настоящего Федерального закона;

2) приобретать  акции (доли) кредитных и иных  организаций, за исключением случаев,  предусмотренных статьями 8, 9 и 39 настоящего Федерального закона;

3) осуществлять  операции с недвижимостью, за  исключением случаев, связанных  с обеспечением деятельности  Банка России и его организаций;

4) заниматься  торговой и производственной  деятельностью, за исключением  случаев, предусмотренных настоящим  Федеральным законом;

5) пролонгировать  предоставленные кредиты. Исключение  может быть сделано по решению  Совета директоров.

Компетенция включает и ответственность. В статьях 49 и 50 того же Федерального закона говорится, что Банк России несет ответственность в порядке, установленном федеральными законами. В суде и арбитражном суде интересы Банка России могут представлять руководители его территориальных учреждений и другие должностные лица Банка России, которые получают соответствующую доверенность в установленном порядке.

§3 Компетенция Банка России

Компетенция Банка  России включает его правоспособность, а также те его правомочия, которые  закреплены в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и в других федеральных законах. Например, в Федеральном законе "О банках и банковской деятельности", в Федеральном законе "О валютном регулировании и валютном контроле", Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", Федеральном законе "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и в некоторых других федеральных законах.

Она определяется целями, поставленными перед Банком России. Эти цели закреплены в Федеральном законе от 10 июля 2002 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Задачи, конкретизирующие эти цели, закреплены и в других законах, регулирующих банковскую деятельность, например в Федеральном законе "О валютном регулировании и валютном контроле" Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 22.07.2008) "О валютном регулировании и валютном контроле" // "Российская газета", N 253, 17.12.2003..

Сущность правового  статуса Банка России конкретизируется в его функциях и полномочиях (статьи 4, 35, 45 и др. Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"), а также в его централизованной организационной структуре.

Информация о работе Контрольная работа по "Финансовое право"