Федеральное
агентство по образованию
Государственное
образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
«Российский
государственный профессионально-педагогический
университет»
Институт
педагогической юриспруденции
Кафедра
правового и документационного
обеспечения управления
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ФИНАНСОВОЕ ПРАВО»
Вариант 1
Екатеринбург,
2012 г.
Вариант 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Дать характеристику Министерства финансов
РФ и его роли в финансовой деятельности
государства
2 Раскрыть основные права и обязанности
налоговых органов
Задача
Литература
1 Дать характеристику Министерства финансов
РФ и его роли в финансовой деятельности
государства
Министерство
финансов Российской Федерации (Минфин России) — федеральное
министерство Российской Федерации, обеспечивающее
проведение единой финансовой политики, а также осуществляющее
общее руководство в области организации финансов в Российской
Федерации.
Министерство
финансов Российской Федерации (Минфин
России) является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере бюджетной, налоговой, страховой,
валютной, банковской деятельности, кредитной
кооперации, микрофинансовой деятельности,
финансовых рынков, государственного
долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского
учета и бухгалтерской отчетности, производства,
переработки и обращения драгоценных
металлов и драгоценных камней, таможенных
платежей, определения таможенной стоимости
товаров, формирования и инвестирования
средств пенсионных накоплений, в том
числе включенных в выплатной резерв,
организации и проведения лотерей, азартных
игр, производства и оборота защищенной
полиграфической продукции, финансового
обеспечения государственной службы,
инвестирования накоплений для жилищного
обеспечения военнослужащих - участников
накопительно-ипотечной системы, государственного
регулирования деятельности негосударственных
пенсионных фондов, управляющих компаний,
специализированных депозитариев и актуариев
по негосударственному пенсионному обеспечению,
обязательному пенсионному страхованию
и профессиональному пенсионному страхованию
(за исключением государственного регулирования
правоотношений между негосударственным
пенсионным фондом и участниками негосударственного
пенсионного фонда, застрахованными лицами
и их правопреемниками, а также в части
правоотношений, субъектом которых является
Пенсионный фонд Российской Федерации),
государственного регулирования в области
долевого строительства многоквартирных
домов и (или) иных объектов недвижимости,
бюро кредитных историй.
Минфин осуществляет регулирование
в следующих областях:
- бюджетная, налоговая, страховая, валютная и банковская деятельность;
- кредитная кооперация, микрофинансовая деятельность и финансовые рынки;
- государственный долг;
- аудиторская деятельность;
- бухгалтерский учёт и бухгалтерская отчётность;
- производство, переработка и обращение драгоценных металлов и драгоценных камней;
- таможенные платежи и определение таможенной стоимости товаров;
- формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений, в том числе включённых в выплатной резерв;
- организация и проведение лотерей, азартных игр;
- производство и оборот защищённой полиграфической продукции;
- финансовое обеспечение государственной службы;
- инвестирование накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих — участников накопительно-ипотечной системы;
- государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированныхдепозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию;
- государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, бюро кредитных историй.
2 Раскрыть основные права и обязанности
налоговых органов
Права и обязанности налоговых органов изложены
в ст. 31 и 32 НК РФ.
- Налоговые органы вправе:
- требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;
- проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;
- производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
- вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
- приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном НК РФ;
- осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
- определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру (обследованию) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги;
- требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
- взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ;
- контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;
- требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пеней;
- привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
- вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
- заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
- создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ;
- предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах; о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ; о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды).
Налоговые органы
обязаны:
- соблюдать законодательство о налогах и сборах;
- осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
- вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;
- проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
- осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ;
- соблюдать налоговую тайну;
- направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, – налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Задача
Губернатор
области Глебов издал распоряжение
в адрес председателя регионального
фонда, где обязал для погашения задолженности
по зарплате Пенсионного медработникам
перечислить10 млн. рублей, которые будут
восполнены фонду через 7 дней после получения
средств из федерального бюджета.
Правомерны ли действия губернатора?
Дайте юридическую оценку создавшейся
ситуации.
Решение:
Действия главы администрации
Глебова не правомерны, т.к. пенсионный
фонд является государственным внебюджетным
фондом РФ. Пенсионный фонд — это самостоятельный орган
управления финансов пенсионного обеспечения,
средства которого не входят в состав
федерального бюджета; фонд, предназначенный для осуществления
выплат пенсий по старости или по инвалидности.
Пенсионные фонды подразделяются на государственные
и негосударственные в зависимости от
управляющей компании.
ЛИТЕРАТУРА
- Бернар И., Колли Ж. Толковый экономический словарь.–М.,
1996
- Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России: Учебное пособие для вузов. – М.: Новый Юрист, 2003.
- Инвестиционная политика современной России
/ Ред. Олейникова Е.А.–М., 2001г.
- Ковалев В.В. Финансовый анализ.–М. 1998г.
- Налоги. Учебное пособие / Под ред. Д.Г. Черника. М.: Финансы и статистика, 1998.
- Налоговое право. Учебник. / Под ред. Химичева Н.И. М.: БЕК, 2004.
- Степашин С.В., Столяров Н.С., Шохин С.О., Жуков В.А. Государственный финансовый контроль: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004.
- Финансовое право: Учебник /Под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. М.: Проспект, 2006
- Финансовое право: Учебник /Под ред. Н.И. Химичевой. М.: БЕК, 2006.
- Финансовое право: Учебник /Под ред. О.Н. Горбуновой, Химичевой Н.Н. М.: БЕК, 2005.
- Финансовое право: Учебное пособие /Под ред. Е. Н. Евстигнеева, Н. Г. Викторовой. СПб.: Питер, 2002
- Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. – М.: Финансы и статистика, 1999.
Нормативные акты
Конституция
Российской Федерации. Принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993 г.// Российская
газета. 1993. 25 декабря.
Налоговый
кодекс РФ. Часть первая от 31 июля 1998
г. №146-ФЗ (с изменениями) // СЗ РФ. 1998.
№31. Ст. 3824.
Налоговый
кодекс РФ. Часть вторая от 5 августа
2000г. № 117-ФЗ (с изменениями) // СЗ РФ.
2000. № 32. Ст.3340.
Бюджетный
кодекс РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями)
// СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
Гражданский
кодекс РФ. Часть вторая от 26 января
1996 г. № 14-ФЗ (с изменениями) // СЗ РФ.
1996. № 5. Ст. 410.
Гражданский
кодекс РФ. Часть первая от 30 ноября
1994 г. № 51-ФЗ (с изменениями) // СЗ РФ.
1994. № 32. Ст. 3301.
Уголовный
кодекс РФ от 13 июня 1996 г. (с изменениями)
// СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
Федеральный
закон от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О
Счетной палате РФ"// СЗ РФ. 1995. - N 3.
Ст. 167.
Федеральный
закон РФ от 21 ноября 1996г. №123-ФЗ «О бухгалтерском
учёте» (с изм.) // СЗ РФ. 1996. № 248. Ст. 5369.
"О
бюджетной классификации Российской
Федерации". Федеральный закон
от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ (с изменениями).
// СЗ РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3338.
"О
налоге с имущества, переходящего
в порядке наследования или
дарения". Закон РФ от 12 декабря
1991 г. (с изменениями). // Российская
газета, 03.04.1993.
"Об
инвестиционной деятельности, осуществляемой
в форме капитальных вложений".
Федеральный закон от 25 февраля
1999 г. N 39-ФЗ // СЗ РФ, 01.03.1999, № 9, ст.
1096.
"Об
иностранных инвестициях в Российской
Федерации". Федеральный закон
от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ // СЗ РФ, 12.07.1999, №
28, ст. 3493.
"Об
инвестиционных фондах". Федеральный
закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ // СЗ
РФ, 03.12.2001, № 49, ст.4562.
"О
рынке ценных бумаг". Федеральный
закон РФ от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ //
СЗ РФ, № 17, 22.04.1996, ст.1918.
"О
финансовой аренде (лизинге)". Федеральный
закон РФ от 29 октября 98 г. N 164-ФЗ.
// СЗ РФ, 02.11.1998, № 44, ст. 5394.
"О
Центральном банке РФ (Банке России)"
(с изм. и доп.). Федеральный
закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ. // СЗ РФ,
15.07.2002, № 28, ст. 2790.
"О
банках и банковской деятельности"
(с изменениями). Федеральный закон
от 2 декабря 1990 г. N 395-ФЗ // СЗ РФ, 05.02.1996,
№ 6, ст. 492.
«О медицинском
страховании граждан Российской
Федерации" (с изменениями). Закон
РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-1 " // Ведомости
СНД и ВС РСФСР, 04.07.1991, № 27, ст. 920.
"Об
аудиторской деятельности в Российской
Федерации". Федеральный закон
от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ // СЗ РФ, 17.12.2001,
№ 51, ст. 4829.
"О
валютном регулировании и валютном
контроле". Федеральный закон
от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ // СЗ РФ, 15.12.2003,
№ 50, ст. 4859.
"О
федеральном казначействе". Указ
Президента РФ от 8 декабря 1992
г. // Российская газета. - 1992. - 25 января.
«Положение
о Министерстве финансов Российской
Федерации». Постановлением Правительства
РФ от 30 июня 2004 г. N 329 // Российская газета,
№ 8,16.01.2002г.
Средства обеспечения освоения
дисциплины
Правовая
информационная система « Гарант».
Правовая
информационная система « Консультант-плюс».