Надзор Банка России. ответственность за нарушение законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:19, курсовая работа

Описание

Объектом курсовой работы является банковское законодательство, регулирующее банковскую деятельность.
Предметом исследования является банковская деятельность.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является комплексный анализ теоретических и практических вопросов применения мер ответственности за нарушение банковского законодательства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………2

1. Правовые принципы ответственности кредитных организаций в сфере банковской деятельности. Комплексный подход……………………..4

1.1. Принцип целесообразности правовой ответственности кредитных организаций………………………………………………………………………………………4

1.2. Принцип неотвратимости административной ответственности кредитных организаций…………………………………………………………………….5

1.3. Комплексный характер правового регулирования банковской деятельности……………………………………………………………………………………..8

2. Ответственность за нарушение банковского законодательства……..11

2.1. Ответственность кредитных организаций за нарушение федерального банковского законодательства……………………………………11

2.2. Ответственность за разглашение банковской тайны…………………..19

2.3. Противодействие легализации (отмыванию) доходов кредитных организаций, полученных преступным путем………………………………….24

Заключение……………………………………………………………………………………..26

Список использованной литературы ……………………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (7).docx

— 53.09 Кб (Скачать документ)

                                                      Содержание:

Введение……………………………………………………………………………………………2

1.  Правовые принципы ответственности кредитных организаций в сфере банковской деятельности. Комплексный подход……………………..4

1.1. Принцип целесообразности  правовой ответственности кредитных организаций………………………………………………………………………………………4

1.2.  Принцип неотвратимости административной ответственности кредитных организаций…………………………………………………………………….5

1.3.  Комплексный характер правового регулирования банковской деятельности……………………………………………………………………………………..8

2.  Ответственность за нарушение банковского законодательства……..11

2.1.  Ответственность кредитных организаций за нарушение федерального банковского законодательства……………………………………11

2.2. Ответственность  за разглашение банковской тайны…………………..19

2.3. Противодействие  легализации (отмыванию) доходов  кредитных организаций, полученных преступным путем………………………………….24

Заключение……………………………………………………………………………………..26

Список использованной литературы ……………………………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Введение

Актуальность темы исследования. Укрепление финансовой дисциплины, законности и правопорядка в банковском секторе экономики  России приобретает в последнее  время особое значение. Это связано, прежде всего, с активным развитием  экономики государства, увеличением  количества хозяйствующих субъектов, возрастающим объемом денежных потоков  между ними и возрастающей в связи  с этим ролью кредитных организаций  как посредников на рынке финансовых услуг. Кроме этого Россию после  вступления во Всемирную торговую организацию  ожидает обострение конкурентной борьбы с международными финансовыми институтами. В связи с этим оздоровление и  укрепление банковской системы как  одной из базовых подсистем в  системе обеспечения безопасности государства также играет первостепенную роль и во многом предопределяет логику банковских реформ в современной  России.

В период реформ 90-х  годов XX в. банковский сектор стал одним  из сегментов экономики наиболее подверженных совершению правонарушений.

Количество правонарушений законодательства, регулирующего банковскую деятельность, постоянно растет. Росту  количества совершаемых правонарушений в банковском секторе способствует ряд негативных факторов. Прежде всего, это связано с тем, что в  российском банковском секторе сосредоточено  большое количество кредитных организаций  с незначительными уставными капиталами. Подобные кредитные организации не имеют возможности извлекать высокие доходы посредством проведения правомерных банковских операций и извлекают более высокие доходы через осуществление посреднических услуг незаконного характера.

Актуальность темы курсовой работы обуславливается, во-первых, важностью вопроса ответственности  за нарушение банковского законодательства как ключевого в построении банковской системы и ее правового регулирования. Во-вторых, необходимостью анализа  эффективности действующих норм банковского законодательства, устанавливающих  меры ответственности и системы  банковского надзора России на основе анализа и обобщения накопленного опыта в области государственного регулирования банковскими системами  в России и в зарубежных странах.

Объектом курсовой работы является банковское законодательство, регулирующее банковскую деятельность.

Предметом исследования является банковская деятельность.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является комплексный анализ теоретических  и практических вопросов применения мер ответственности за нарушение  банковского законодательства.

Цель курсовой работы предопределила постановку и решение  следующих задач: рассмотрение темы курсовой работы с помощью комплексного подхода изучения ее проблематики; изучение глав законодательства, регулирующего  банковскую деятельность, в которых  рассматривается ответственность  за нарушение его правовой базы.

В курсовой использовались общенаучные методы: анализ, описание, обобщение, системно-структурный анализ.

Теоретическую основу составили работы отечественных авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Правовые  принципы ответственности кредитных организаций 
в сфере банковской деятельности.

Комплексный подход.

                     1.1. Принцип целесообразности правовой 
                      ответственности кредитных организаций.

Ответственность — не самоцель, а средство достижения определенных задач, и по своему содержанию, порядку осуществления она должна соответствовать определенным целям, при соблюдении условия, что закон целесообразен с точки зрения устанавливаемых обязанностей и мер принуждения, закрепленных в санкциях правовых норм. Законодательство тогда целесообразно, если закрепляет те или иные меры административного принуждения к кредитным организациям в виде санкций за определенные противоправные деяния, направленные на защиту прав и интересов не только клиентов и других участников, но и правопорядка.

Принцип целесообразности применительно к кредитным организациям означает, прежде всего, что меры административной ответственности применяются с учетом всех обстоятельств дела. Целесообразность вообще предполагает не только осуждение кредитной организации с учетом обстоятельств дела, но и освобождение от наказания или замену наказания более мягкой мерой воздействия, если имеются законные основания, т.е. именно целесообразное решение по делу означает его подлинную законность.

При совершении конкретного  правонарушения принцип целесообразности предполагает:

1) индивидуализацию  ответственности;

2) смягчение наказания,  если в процессе его исполнения цель юридической ответственности кредитной организацией достигнута ранее указанного в предписаниях срока.

Все обстоятельства, обеспечивающие принцип целесообразности ответственности кредитных организаций, закреплены в законе, и по своему содержанию он вообще означает разумность в ее осуществлении на основе соблюдения принципов законности, гуманности и строгой индивидуализации применения мер воздействия. Целесообразность  не противопоставляется иным принципам юридической ответственности, соотносится с ними, не умаляя их самостоятельности, т.к. принцип целесообразности ответственности кредитных организаций в каждом конкретном случае основывается на принципе законности и неразрывно связан с ним.

Руководствуясь  данным принципом, органы и должностные лица вправе при применении наказания избрать тот вид санкции, который соответствует каждому конкретному правонарушению в отдельности, поэтому в процессе реализации административной ответственности принцип целесообразности находит свое четкое выражение.

1.2.Принцип неотвратимости административной 
ответственности кредитных организаций.

Основная цель государственного принуждения как метода преодоления правонарушений — в его неотвратимости. Это связано с неизбежностью возмещения причиненного вреда кредитной организацией, нарушенного права и с неизбежностью его восстановления, а возможно, и с неизбежностью отмены незаконного акта. Этот принцип имеет огромное значение, т.к. без него успешно не может осуществляться ни одна из целей ответственности кредитных организаций. Отсутствие неотвратимости ответственности означает нарушение правопорядка и освобождение от нее кредитных организаций, что повлечет явное и злостное нарушение прав клиентов и других участников банковской деятельности, ослабление законов, предписаний, указаний, инструкций (подзаконных актов), которые кредитные организации нарушают, чтобы избежать наказания — не отвечать по договорным обязательствам, не возмещать убытки клиентам, не выплачивать штрафы и пени за нарушение административного и банковского законодательства и т.п.

Таким образом, в случае нарушения принципа неотвратимости ответственности кредитных организаций его задачи не выполняются, и он утрачивает свое социальное значение. Поэтому наличие неотвратимости ответственности этих субъектов банковской деятельности создает прочные гарантии для участников правоотношений — клиентов. Например, из смысла ст. 2.10 КоАП РФ следует, что кредитные организации подлежат административной ответственности за совершенные ими административные правонарушения в области финансов, налоговик сборов, рынка ценных бумаг. Учитывая огромное значение принципа неотвратимости ответственности кредитных организаций, законодатель закрепил его в ряде нормативно-правовых актов. Например, Банк России, устанавливая порядок открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов, вправе применить такие меры воздействия к правонарушителю (банку), как: издание приказа об отзыве или аннулировании уполномоченного банка лицензии на осуществление банковских операций; издание предписаний о введении ограничений на проведение уполномоченным банком банковских операций с иностранной валютой или запретами др.

Можно также указать  и на другие нормативные акты, закрепляющие принцип неотвратимости ответственности за правонарушения кредитных организаций: согласно Инструкции ЦБ РФ от 31 марта 1997 г. к ним применяются такие меры, как: штрафы; требование о замене руководителя кредитной организации; запрет на открытие филиалов на срок до одного года; требование о приведении в соответствие величины собственных средств и размера уставного капитала в соответствии с законами и др.

Осуществление принципа неотвратимости ответственности обусловливается  не только деятельностью государственных органов и должностных лиц, возлагающих юридическую ответственность (Банка России, органов судебной власти РФ и субъектов РФ), но и органов государственной власти, наделенных правотворческими полномочиями в соответствии с Конституцией РФ,  — Парламента Российской Федерации и законодательных органов субъектов Российской Федерации. В этой связи следует отметить, что одной из причин нарушения принципа неотвратимости ответственности кредитных организаций является отсутствие в нормативно-правовых актах регламентации ответственности, и в итоге возникают обстоятельства, когда в законодательстве предусматриваются определенные правонарушения, но не указывается вид ответственности, налагаемый на кредитную организацию или ее исполнительные органы за совершенные деяния. Следовательно, можно сказать, что неотвратимость ответственности кредитных организаций состоит в том, что всякое совершенное ими правонарушение наказуемо и это должно быть обязательно публично обсуждаемым, гласным и подвергнуться осуждению, понимая, что ответственность кредитных организаций должна быть не только юридическая, но и моральная, общественно осуждаемая. Необходимо помнить о том, что наказание за нарушение законодательства кредитной организацией должно быть не только неотвратимым, но и  своевременным: то есть принцип неотвратимости ответственности кредитных организаций действует лишь в определенное время после совершения правонарушения, иначе неотвратимость ответственности становится бесцельной, ненужной, а может быть, в иных случаях и вредной, а ведь ее главная задача состоит в повышении эффективности государственно-принудительных средств воздействия в сфере банковской деятельности. Кредитная организация, совершившая правонарушение, должна быть подвергнута юридической ответственности, а наложенное взыскание реально исполнено. Неотвратимость ответственности — непременное условие успешной борьбы с правонарушениями. Безнаказанность всегда стимулирует совершение новых правонарушений, способствует формированию у правонарушителей устойчивого характера антиобщественных действий.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что рассмотрение принципов правовой ответственности кредитных организаций в сфере банковской деятельности имеет практическую и теоретическую значимость, которая заключается в наиболее полном уяснении функций и целей ответственности кредитных организаций, за нарушение банковского законодательства, регулирующего банковскую деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Комплексный характер правового регулирования банковской деятельности.

Анализ российского  законодательства показывает, что общественные отношения в сфере банковской деятельности регулируются нормами  различных отраслей права. При этом наибольшее значение имеют нормы  конституционного, административного, финансового, гражданского права. Отдельные  вопросы банковской деятельности регулируются нормами международного, уголовного и трудового права. Вышесказанное  указывает на комплексный характер банковского законодательства, включающего  нормы различных отраслей права.

Важнейшим источником регулирования банковской деятельности являются нормы конституционного права, представляющие собой конституционные  основы банковской деятельности кредитных  организаций и деятельности Банка  России, ибо Конституции РФ принадлежит  ведущее место в правовом регулировании  банковской деятельности. Конституция  определяет основы экономической системы, системы органов государственной  власти в Российской Федерации, разграничения  предметов ведения и полномочий между ними. Так, ст. 71 Конституции  РФ определяет, что в ведении Российской Федерации находятся установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; а  также официальный статистический и бухгалтерский учет.

Нормы административного  права определяют функции Банка  России по регулированию банковской системы и управлению территориальными учреждениями Банка России, а также  его полномочия по осуществлению  контроля и надзора за деятельностью  субъектов банковской деятельности, принятию решения о регистрации  и осуществлению лицензирования кредитных организаций. Административно-правовое регулирование банковской деятельности проявляется также в установлении порядка применения санкций к  кредитным организациям за нарушения  федеральных законов, нормативных  актов и предписаний Банка  России.

Информация о работе Надзор Банка России. ответственность за нарушение законодательства