Налоговое право как подотрасль финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:04, курсовая работа

Описание

Целью исследования является раскрытие понятия налогового права и изучение понятия налогового правоотношения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выявить особенности предмета налогового права и его источники; охарактеризовать метод налогового права; раскрыть его систему; определить состав и структуру налогового правоотношения; дать определение субъекта налоговых правоотношений.

Содержание

Введение……………………………………………………………….... 3
Глава 1. Общая характеристика налогового права…………………… 5
§1.Понятие, предмет, метод, система и источник налогового
права…………………………………………………………………….. 5
§2.Принципы налогового права………………………………………. 10
§3.Соотношение налогового права с другими отраслями
права……………………………………………………………………. 14
Глава 2. Налоговые правоотношения……………………………… …18
§1. Понятие и структура налоговых правоотношений……………….18
§2. Субъекты налоговых правоотношений……………………………21
Заключение……………………………………………………………...31
Список использованной литературы…………………………………..32

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)

     Система важнейших источников налогового права выглядит следующим образом.

1.Конституция Российской Федерации.

2. Специальное налоговое законодательство (в Налоговом кодексе РФ (НК РФ) оно именуется "законодательством о налогах и сборах"), которое, в свою очередь, включает следующие элементы:

• федеральное законодательство о налогах и сборах (или законодатель­ство о налогах и сборах Российской Федерации), включающее:

- НК РФ;

- иные федеральные законы о налогах и сборах;

• региональное законодательство о налогах и сборах:

- законы субъектов РФ;

- иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами субъектов РФ;

• нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представи­тельными органами местного самоуправления.

3. Общее налоговое законодательство (иные федеральные законы, содержащие нормы налогового права).

4. Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами:

• акты органов общей компетенции:

- указы Президента РФ;

- постановления Правительства РФ;

- подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ;

- подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, принятые исполнительными органами местного самоуправления;

• акты органов специальной компетенции - ведомственные подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложе­нием и сборами органов специальной компетенции, издание которых прямо предусмотрено НК РФ.

5. Решения Конституционного Суда РФ.

6. Нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

   Анализ предмета и метод налогового права позволяет его классифицировать его как подотросль финансового права, объединяющую совокупность однородных финансово-правовых норм, регулирующих значимый по объему и содержанию блок общественных финансовых (налоговых) отношений.

На практике это исключает применение налоговой санкции — штрафа за нарушение требований подзаконных нормативных правовых актов.

 

§ 2. Принципы налогового права

 

    Принципы налогового права представляют собой систему ко­ординат, в рамках которой оно развивается, и, одновременно, ­вектор, определяющий направление развития данной отрасли, что особенно актуально для налогового права в целом в усло­виях продолжающейся налоговой реформы. В условиях, когда еще окончательно не выработана общепринятая концепция по­строения и развития налоговой системы РФ, не определены на государственном уровне ориентиры налоговой политики стра­ны, принципы налогового права становятся ценностными ори­ентирами, вектором развития такого сложного социально- экономического феномена как налоговая система.

    В соответствии с положениями ч. 3 ст. 75 Конституции РФ общие принципы налогообложения и сборов должны быть ус­тановлены федеральным законом.

" Общие принципы на­логообложения и сборов относятся к основным гарантиям, ус­тановление которых федеральным законом обеспечивает реали­зацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации".[1]            Таким образом, Конституционный Суд РФ указал на обще - ценностную и гуманитарную правовую природу отраслевых принципов налогового права.

   Принципы налогового права включают в себя и общие принци­пы налогообложения (как экономические, так и юридические). Но не все экономические принципы реализованы в законода­тельстве. Например, в настоящее время не нашли своего за­крепления в НК РФ принцип экономической эффективности налогообложения и связанный с ним принцип рентабельности налоговых мероприятий, содержание которых заключается в том, что бюджетные поступления от отдельного вида налогов не должны превышать затраты на его введение и сбор. Как от­мечается экономистами, сегодня названному принципу не от­вечают такие налоги, как налог на имущество физических лиц и налог на наследование или дарение.

   Принципы налогового права делятся на два вида:
социально-правовые (как правило, имеют общеправовое зна­чение);
специально-правовые принципы. К социально-правовым принципам относят присущие и другим отраслям права принципы: законности, гуманизма, равенства.

   Принципы организации налоговой системы. Однако при этом следует учитывать, что важнейшие для юридической науки экономические принципы налогообложения (например, прин­цип экономического основания налогообложения) и организа­ционные принципы налоговой системы (например, принцип ее единства) являются и принципами налогового права.

Основные принципы налогового права:

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.  При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

  Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством Российской Федерации.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым Кодексом РФ.

Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы                                                                                                                                                                                                                                                                           устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с НК РФ. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).[2]

Принципы налогового права - это основополагающие и руково­дящие идеи, ведущие положения, определяющие начала налогового права. Эти общие начала находят свое выражение непосредст­венно в нормах налогового права.

 

 

 

§ 3. Соотношение налогового права с другими отраслями права

.

     Налоговое право не является самодостаточным, изолированным правовым образованием, оно, в частности, находится в неразрывном единстве с конституционным правом. Конституция страны определяет основной налоговый правопорядок. Взаимодействует налоговое право и с административным правом, а также комплексными отраслями права земельным, муниципальным, банковским, страховым и т. п. Самым тесным образом оно связано с иными подотраслями и институтами финансового права.

    Нормы налогового права и его отдельные институты формируются на основе базовых институтов Общей части финансового права.

1. Налоговое и бюджетное право. В системе финансового права налоговое право занимает определенное место и взаимодействует с иными финансово-правовыми общностями. Наиболее тесно налоговое право соприкасается с бюджетным, что вызывает необходимость четкого разграничения этих категорий.

Вместе с тем, находясь в структуре финансового права, налоговое право соприкасается и взаимодействует с иными отраслями права.

2. Налоговое и конституционное право. Конституционное право занимает ведущее место в правовой системе, поскольку оно содержит основополагающие нормы других отраслей права. Конституционно-правовое регулирование налоговых отношений предопределено их публичной значимостью и государственно-властной природой. В правовом государстве любая внешняя активность публичного субъекта (государства) должна осуществляться исключительно на правовых основаниях и, следовательно, действовать в пределах, дозволенных Основным законом - Конституцией.

В российской правовой системе налоговые правоотношения приобрели конституционный статус только в 1993 г., т.е. после принятия всеобщим голосованием новой Конституции. Придание налоговым отношениям конституционного характера отразило не только потребности правоприменительной практики, но и уровень развития юридической мысли и правовой культуры российского общества.

3. Налоговое право и гражданское право. Налоговые правоотношения, будучи формой ограничения права частной собственности, тесно связаны с гражданско-правовым регулированием. Общим в налоговом и гражданском праве является предмет регулирования - имущественные отношения. Однако имущественные отношения разнообразны и образуют предмет не только налогового, но и ряда иных отраслей (подотраслей) права. Критерием разграничения гражданского и налогового права послужил метод правового регулирования, свойственный разным отраслям права.

    В некоторых случаях налоговые отношения в силу прямого указания ГК регулируются гражданским законодательством. Например, ст.855 ГК определяет очередность списания денежных средств со счетов клиентов, в том числе и по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Следовательно, при возникновении противоречия между нормами налогового законодательства и ст.855 ГК применяются правила этой статьи. На основании ст.27 и 29 НК представительство в налоговых отношениях оформляется в соответствии с гражданским законодательством РФ.

    Статьи 11 и 19 НК устанавливают правило, согласно которому институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, приводимые в НК, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если не предусмотрено иное.

Гражданские правоотношения приводят к последствиям, имеющим значение для налоговых отношений, поскольку объекты налогообложения образуются, как правило, в результате совершения гражданско-правовых сделок. Обязанность по уплате налога может быть реализована налогоплательщиком только после того, как у него появятся денежные средства, принадлежащие ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Согласно ст.38 НК юридическими фактами, с которыми налоговое право связывает возникновение налоговой обязанности, могут быть операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход и т.д. Следовательно, налоговые отношения возникают на основе фактических имущественных отношений, правовой формой которых выступают гражданские отношения.

    Тесная связь налогового и гражданского права наблюдается в субъектном составе. Субъекты, уплачивающие налоги, должны обладать гражданской правоспособностью и дееспособностью.

4. Налоговое и административное право. Взаимосвязь налогового и административного права обусловлена исполнительно-распорядительной деятельностью государства. В механизм правового регулирования налоговых отношений включены органы исполнительной власти, реализующие государственно-властные полномочия. Налоговое право и административное право, будучи публичными отраслями, в качестве основного способа правового регулирования используют метод властных предписаний.

5. Налоговое и уголовное право. С одной стороны, одним из объектов уголовно-правовой охраны являются фискальные интересы государства, с другой - квалификация некоторых преступлений невозможна без обращения к нормам налогового права.

Таким образом, находясь в составе финансового права, налоговое право является составной частью единой системы российского права. Вместе с тем налоговое право имеет свои специфические особенности, предмет правового регулирования и особое сочетание методов воздействия на общественные отношения, что свидетельствует об относительной самостоятельности налогово-правовых норм.

И так, налоговое право как подотрасль финансового права представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, имеющие властный характер, возникающие в процессе:

Информация о работе Налоговое право как подотрасль финансового права