Органы финансового контроля, их задачи и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 22:20, реферат

Описание

1. Необходимость и содержание финансового контроля. Определение финансового контроля
2. Органы государственного финансового контроля
3. Задачи и функции органов государственного контроля

Работа состоит из  1 файл

Органы финансового контроля, их задачи и функции.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

Тема:

"Органы финансового контроля, их задачи и функции." 
 
 

                                                                                                                                   

                                                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва  — 2010 
 
 
 
 

Введение

 1. Необходимость и содержание финансового контроля. Определение финансового контроля

 2.  Органы государственного финансового контроля

 3.  Задачи и функции органов государственного конроля  

Заключение

Список использованной литературы 

                                          Введение 

      Важнейшей функцией любого государства является контрольная функция, предполагающая контроль со стороны государства  за соблюдением хозяйствующими субъектами экономических и правовых правил и норм в процессе их хозяйственной деятельности, а также контроль за исполнительной властью.

      Любому  государству для выполнения возложенных  на него функций необходимы финансовые ресурсы, которые формируются за счет уплаты юридическими и физическими  лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки, то  есть  между плательщиками налогов и государством, в лице государственных налоговых органов, устанавливаются налоговые отношения.

      Однако  возникают ситуации, когда данные налоговые отношения нарушаются в связи с рядом объективных  и субъективных причин. Нарушения  могут проявляться в виде несвоевременной  уплаты или уклонения от уплаты налогов, неправильного исчисления налогов, сознательного искажения отчетных данных предприятия. В итоге это приводит к занижению налогооблагаемой базы и недопоступлению в бюджет налогов и других приравненных к ним платежей.

      В связи с этим возникает необходимость осуществления налоговыми органами контрольной деятельности.Актуальной проблемой социально-экономического развития общества на современном этапе является обеспечение эффективного финансового контроля, то есть поиск путей его совершенствования. Это связано с тем, что от эффективности работы контрольных органов зависит возможность государства выполнять свои функции.

      Современный этап развития Российской Федерации  характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере. В этой связи объективно возрастает значение и роль финансового контроля.

            •             

                  •   1. Необходимость и содержание финансового контроля. Определение финансового контроля

                        • Контроль  за состоянием экономики, развитием  социально-экономических процессов  в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы  контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

                              • Роль финансового  контроля в условиях рыночной экономики многократно возрастает. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов, которая и определяет назначение и состояние финансового контроля. Вместе с тем в зависимости от социально-экономического положения государства, расширения прав хозяйствующих субъектов в осуществлении финансовой деятельности, возникновения различных организационно-правовых форм предпринимательства содержание финансового контроля существенно обогащается.

                                    • Финансовый  контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации. Он осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает: контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств, оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведённых расходов.

                                          • Финансовый  контроль в отличие от других видов  контроля (экологического, санитарного, административного и др.) связан с использованием стоимостных категорий. Предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки, обращения, налог на добавленную стоимость, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели носят синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях народного хозяйства.

                                                • Конкретные  формы и методы организации финансового  контроля - это практическое воплощение объективно присущего финансам, как экономической категории свойства контроля. Поскольку финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов (как на федеральном и региональном уровне, так и на уровне отдельно хозяйствующих субъектов), финансовый контроль является многоуровневым и разносторонним.

                                                      • Финансовый  контроль призван обеспечивать как  интересы и права государства  и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

                                                            • Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроля за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также установленных правительством правил организации денежных расчётов, ведения учёта и отчётности.

                                                                  • Финансовый  контроль за деятельностью предприятий  включает также контроль со стороны  кредитных учреждений, акционеров и  внутренний контроль: проверку эффективности  и целесообразности использования  денежных ресурсов - собственных, заёмных  и привлечённых; анализ и сопоставление фактических результатов с прогнозируемыми; финансовую оценку результатов инвестиционных проектов; правильность и достоверность финансовой отчётности; контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.

                                                                        • Финансовый  менеджер в крупной коммерческой структуре контролирует весь процесс инвестирования капитала. Это так называемый, постаудит, который включает сравнение фактических финансовых результатов на каждой стадии производственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования.Следовательно, финансовый контроль - важный элемент системы управления финансами.

                                                                              • Экономические и политические преобразования в Российской Федерации в начале 90-х годов привели к существенной перестройке системы контрольных органов. В частности, в 1990 году были упразднены органы народного контроля; в связи с новой политической властью во главе с Президентом возник президентский контроль.

                                                                                    • Появились новые органы финансового контроля: Федеральное Казначейство, Министерство Российской Федерации по налогам  и сборам, Счётная Палата, Федеральная  служба налоговой полиции и другие. Перестроена структура Министерства финансов России, изменились его функции. Возник аудиторский контроль. Новые формы приобрёл общественный финансовый контроль.

                                                                                          • Разгосударствление  банковской системы и появление  коммерческих банков и других кредитных  организаций вызвали к жизни  новые методы финансового контроля, как со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий-клиентов, так и за деятельностью самих коммерческих банков со стороны Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ), так и за деятельностью самого ЦБ РФ со стороны законодательных органов.

                                                                                                • В условиях перехода к рынку содержание и  методы контроля претерпевают значительные уточнения, вызванные изменением роли государства в экономике, в частности, сужается, центрируется на сфере макроэкономических процессов, включая контроль за стоимостными пропорциями движения ВВП, денежных средств, поступающих в распоряжение государства. Одновременно расширяется сфера действия негосударственного финансового контроля со стороны аудиторских и страховых фирм; кредитных организаций и т.д. и меняется его содержание; происходит определённый сдвиг от последующего контроля в сторону предварительного.

                                                                                                      • Развитие  демократии и парламентаризма в  России, повышение профессионального  уровня депутатов обеих палат  приводят к более тщательному  контролю за финансовой деятельностью исполнительной власти и углублённому анализу целесообразности и экономической эффективности расходования средств при утверждении проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов. Этому способствует и создание специальных контролирующих органов представительной власти. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов происходит усиление внимания к финансовому обследованию инвестиционных проектов с привлечением специализированных консультационных фирм, инвестиционных банков.

                                                                                                            • Важную  роль в осуществлении финансового контроля играет уровень организации учёта в стране - бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчётная документация - главный объект финансового контроля.
                                                                                                                  • Итак, финансовый контроль -- это контроль за законностью  и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов.

                                                                                                                        • Финансовый  контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах и закрепленные соответствующим законодательством (например, в Налоговом или Бюджетном кодексах РФ).

                                                                                                                              • Основными направлениями финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, являются:

                                                                                                                                    • а) проверка выполнения органами государственной  власти и местного самоуправления функций  по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

                                                                                                                                          • б) проверка выполнения финансовых обязательств перед  государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

                                                                                                                                                • в) проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

                                                                                                                                                      • г) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

                                                                                                                                                            • д) выявление  внутренних резервов производства -- возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;

                                                                                                                                                                  • е) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления  в установленном порядке применяются  меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

                                                                                                                                                                        • В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Финансовая дисциплина - это четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений. Требования финансовой дисциплины распространяются не только на предприятия, организации, учреждения, граждан, но и на органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Тем самым финансовый контроль обеспечивает интересы государства, муниципальных образований, а также способствует соблюдению прав и интересов конкретных граждан, предприятий, учреждений (например, контроль за соблюдением законодательства о предоставлении льгот по платежам в бюджет, за правильностью взимания налогов, за своевременностью выделения бюджетных ассигнований и т.д.).

                                                                                                                                                                              • Однако  объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредуется денежными отношениями.

                                                                                                                                                                                    • Эффективность финансового контроля предполагает необходимость глубокого экономического анализа финансово-хозяйственной  деятельности, разработки контролирующими  органами предложений по улучшению качества работы проверяемых организаций.

                                                                                                                                                                                          • Одной из форм финансового контроля выступает  контроль рублем, свойственный сфере  коммерческих отношений. Это контроль за финансово-хозяйственной деятельностью  предприятий, объединений, организаций  посредством таких экономических категорий, как цена, себестоимость, прибыль и др., при использовании системы финансирования, кредитования, расчетов. Контроль рублем позволяет определить качество работы предприятий и экономически воздействовать на него. Например, анализ прибыли предприятия, ее объема, источников получения (или причин неполучения) выявляет результаты работы предприятия. Несвоевременность возвращения ссуды, полученной в банке, сигнализирует о неблагополучном финансовом положении предприятия.

                                                                                                                                                                                                • На современном  этапе произошли изменения в организации финансового контроля, в его содержании.

                                                                                                                                                                                                      • В условиях перехода к рыночным отношениям, хозяйственной  самостоятельности предприятий, организаций, учреждений усиливается значение повседневного  внутрихозяйственного самоконтроля, контроля собственников.

                                                                                                                                                                                                            • Более глубоким, неформальным стал контроль со стороны  представительных органов государственной  власти и органов местного самоуправления за финансовой деятельностью исполнительной власти, опирающийся на создаваемые  ими специальные контрольные органы.

                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                                                                                                                        2. Органы государственного  финансового контроля

                                                                                                                                                                                                        Органы государственного финансового контроля с точки  зрения их организации включают полномочные  органы государственного финансового  контроля, органы государственного финансового  контроля федеральных органов государственной власти, наделенных в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельными функциями государственного финансового контроля, соответствующие подразделения федеральных органов исполнительной власти с отдельными контрольными полномочиями.

                                                                                                                                                                                                        Органы финансового  контроля классифицируются по:

                                                                                                                                                                                                        принадлежности  к ветвям власти - контрольные органы исполнительной власти (административный контроль), органы парламентского контроля, независимые органы финансового  контроля;

                                                                                                                                                                                                        вертикальному уровню власти - федеральные контрольные  органы, контрольные органы субъектов  Российской Федерации;

                                                                                                                                                                                                        характеру функций  и объему компетенции - общефункциональные, специализированные общей компетенции  и ограниченной компетенции, внутриведомственные;

                                                                                                                                                                                                        способу образования - избираемые или утверждаемые коллегиально путем голосования, назначаемые  в административном порядке.

                                                                                                                                                                                                        В Российской Федерации  на федеральном уровне органы государственного финансового контроля представлены Счетной палатой Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации (Главным управлением федерального казначейства и его органами в субъектах Российской Федерации, Департаментом государственного финансового контроля и аудита и контрольно-ревизионными управлениями Минфина России в субъектах Российской Федерации), Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, Центральным банком Российской Федерации, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, а также контрольно-ревизионными службами федеральных органов исполнительной власти и иными органами, осуществляющими контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов, а также эффективным использованием федеральной собственности.

                                                                                                                                                                                                        Счетная палата Российской Федерации - конституционный орган, создаваемый Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с целью осуществления независимого контроля за исполнением средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.

                                                                                                                                                                                                        Счетная палата Российской Федерации является единственным органом государственного финансового  контроля, задачи и порядок деятельности которого определены федеральным законодательством -- Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», законами о федеральном бюджете на соответствующий год. Функции, права и обязанности составляют ее компетенцию.

                                                                                                                                                                                                        Широкими контрольными полномочиями наделены Главное управление федерального казначейства Минфина России и его территориальные органы. Основными задачами его в сфере финансового контроля являются организация и осуществление контроля за исполнением бюджета и федеральных внебюджетных фондов. На него возложена функция перераспределения поступивших налогов между бюджетами разных уровней в соответствии с установленными законодательством нормами. В целях укрепления финансовой дисциплины федеральное казначейство Минфина России производит проверки, связанные с зачислением, перечислением и использованием бюджетных средств любого уровня, в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в банках и иных кредитных учреждениях любой формы собственности. 

                                                                                                                                                                                                        Также имеются  органы осуществляющие контрольно-ревизионную  работу в финансовой сфере, выполняющие специализированные функции контроля. К ним следует отнести Главное контрольное управление при Президенте Российской Федерации, основными задачами которого являются контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их должностными лицами федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, подготовка на основе проведенных проверок информации для Президента Российской Федерации о предупреждении нарушений.

                                                                                                                                                                                                        Главное контрольное  управление при Президенте Российской Федерации вправе направлять предписания  об устранении финансовых нарушений, которые  должны быть рассмотрены соответствующими должностными лицами в течение 10 дней. В то же время оно не вправе самостоятельно применять какие-либо санкции.

                                                                                                                                                                                                        Эффективность контрольной деятельности Главного контрольного управления при Президенте Российской Федерации высока. Так, только за 1999 г. им вскрыты факты нецелевого использования средств на сумму около 5,9 млрд. руб. и 468 млн. долл. США, возвращено в бюджеты всех уровней 76,5 млн.руб. С учетом материалов проверок Главного контрольного управления приняты два федеральных закона, шесть постановлений Правительства Российской Федерации, 32 нормативных правовых акта органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

                                                                                                                                                                                                        Так же хотелось отметить, что Счетная палата Российской Федерации - также единственный в  стране орган государственного финансового  контроля, контрольные функции которого охватывают весь бюджетный процесс от начала формирования бюджетной заявки до получения конечных результатов.

                                                                                                                                                                                                        По своему правовому  статусу Счетная палата является независимым органом государственного финансового контроля. Она самостоятельно формирует свой план работы и графики контроля, в обязательном порядке представляет Федеральному Собранию Российской Федерации заключение о проверке исполнения бюджета за отчетный финансовый год.

                                                                                                                                                                                                        Контрольные полномочия Счетной палаты Российской Федерации:

                                                                                                                                                                                                        позволяют полностью  и всесторонне охватить контрольными мероприятиями бюджетный процесс;

                                                                                                                                                                                                        распространяются  на все государственные органы, учреждения и организации федерального подчинения, субъекты Российской Федерации и  органы местного самоуправления вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные законодательством налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;

                                                                                                                                                                                                        обеспечивают  Федеральное Собрание Российской Федерации  объективной, достоверной и квалифицированной  информацией о состоянии исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

                                                                                                                                                                                                        Основными задачами Счетной палаты Российской Федерации являются:

                                                                                                                                                                                                        организация и  осуществление контроля за своевременным  исполнением доходных и расходных  статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;

                                                                                                                                                                                                        оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

                                                                                                                                                                                                        финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативно-правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

                                                                                                                                                                                                        4)анализ выявленных  отклонений от утвержденных показателей  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов  и подготовка предложений, направленных  на их устранение и совершенствование  бюджетного процесса в целом; 5) контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

                                                                                                                                                                                                        6) регулярное  предоставление Совету Федерации  и Государственной Думе информации  о ходе исполнения федерального  бюджета и результатах проводимых  контрольных мероприятий.

                                                                                                                                                                                                        Объем средств  федерального бюджета, подлежавших  контролю Счетной палаты Российской Федерации, в 2000 г., например, составил 855 млрд.руб., или шестую часть валового внутреннего продукта России. Счетная палата вправе также проводить ревизии и проверки бюджетов субъектов Российской Федерации -- получателей финансовой помощи из федерального бюджета.

                                                                                                                                                                                                        По результатам  проведенных контрольных мероприятий  Правительству Российской Федерации, руководителям органов государственной  власти и проверяемых организаций  направляются обязательные для исполнения представления и предписания  Счетной палаты по устранению выявленных нарушений, совершенствованию организации бюджетного финансирования, возмещению в доход федерального бюджета установленных контрольными мероприятиями средств федерального бюджета, израсходованных не по целевому назначению.

                                                                                                                                                                                                        Центральное место среди органов государственного финансового контроля исполнительной власти занимает Министерство финансов Российской Федерации и его структурные подразделения, наделенные контрольными полномочиями.

                                                                                                                                                                                                        В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе Минфина России в последние годы произошли структурные преобразования, касающиеся контрольной деятельности. В 1998 г. Контрольно-ревизионное управление, осуществлявшее финансовый контроль субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, выделено в самостоятельную федеральную службу путем преобразования его в Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина России, в обязанности которого вошел финансовый контроль за расходованием средств федерального бюджета.

                                                                                                                                                                                                        В соответствии с постановлением Правительства  Российской Федерации «О мерах по оптимизации структуры территориальных  органов Министерства финансов Российской Федерации» от 5 ноября 1999 г. № 1231 финансовые органы субъектов Российской Федерации  и местного самоуправления с 1 января 2000 г. выведены из системы территориальных финансовых органов Минфина России. В результате этого полномочия финансового контроля за средствами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления перешли к финансовым органам областного и местного уровней.

                                                                                                                                                                                                        Министерство  финансов Российской Федерации обеспечивает финансовый контроль за соблюдением  всеми участниками бюджетного процесса общих и специальных принципов  сметно-бюджетного финансирования. Например, в установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации случаях (ст. 138, 140, 268) Минфин России осуществляет финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Таким образом, восстанавливается контрольная финансовая вертикаль, позволяющая сократить нарушения в финансовой сфере.

                                                                                                                                                                                                        Минфин  России организует контрольные мероприятия  по проверке юридических лиц -- получателей  гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных ссуд, бюджетных  инвестиций, бюджетных кредитов. Оно  располагает широкими полномочиями в проведении контрольной деятельности в процессе составления и рассмотрения государственного бюджета, смет расходов главных и нижестоящих распорядителей бюджетных кредитов, аккумуляции доходов в бюджет и финансирования расходов, а также в осуществлении контрольно-ревизионной работы в организациях, учреждениях различных форм собственности -- пользователей бюджетных средств. В круг обязанностей Минфина России вошел и контроль за соблюдением бюджетного законодательства кредитными организациями. Эта функция имеет важное значение, поскольку в последние годы бесконтрольная деятельность коммерческих банков и иных частных кредитных организаций наносила значительный ущерб не только государству, но и отдельным экономическим субъектам, а также гражданам. 

                                                                                                                                                                                                             Формы , виды и методы проведения финансового  контроля 

                                                                                                                                                                                                        Формы и методы проведения финансового  контроля многообразны.

                                                                                                                                                                                                             Формы контроля принято классифицировать по следуюшим критериям:

                                                                                                                                                                                                        • Регламент осуществления —

                                                                                                                                                                                                        обязательный (внешний);

                                                                                                                                                                                                        инициативный (внутренний).

                                                                                                                                                                                                        • Время проведения — предварительный, текущий (оперативный), последующий.

                                                                                                                                                                                                        • Субъекты контроля — президентский, контроль законодательных органов

                                                                                                                                                                                                        власти  и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти,

                                                                                                                                                                                                        контроль  финансово-кредитных органов, внутрифирменный, аудиторский.

                                                                                                                                                                                                        • Объекты контроля — бюджетный, контроль за внебюджетными фондами,

                                                                                                                                                                                                        налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за

                                                                                                                                                                                                        денежной  массой. Различают следующие методы проведения контроля:

                                                                                                                                                                                                        проверки;

                                                                                                                                                                                                        обследования;

                                                                                                                                                                                                        надзор;

                                                                                                                                                                                                        анализ  финансового состояния;

                                                                                                                                                                                                        наблюдение (мониторинг);

                                                                                                                                                                                                        ревизии.

                                                                                                                                                                                                        Деятельность  субъектов финансового контроля и сфера их компетенции (объекты

                                                                                                                                                                                                        контроля) на примере Российской Федерации  рассматриваются в следующих

                                                                                                                                                                                                        параграфах.

                                                                                                                                                                                                             Формы контроля, различающиеся регламентом и временем проведения.

                                                                                                                                                                                                             Обязательный контроль за финансовой деятельностью физических и

                                                                                                                                                                                                        юридических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к

                                                                                                                                                                                                        налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов,

                                                                                                                                                                                                        обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской

                                                                                                                                                                                                        отчетности предприятий  и организаций и т. д., осуществляемым s основном

                                                                                                                                                                                                        внешними, независимыми контролерами.

                                                                                                                                                                                                             Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового

                                                                                                                                                                                                        законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для

                                                                                                                                                                                                        достижения тактических  и стратегических целей.

                                                                                                                                                                                                             Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых

                                                                                                                                                                                                        операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он

                                                                                                                                                                                                        предусматривает Оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения

                                                                                                                                                                                                        неэкономного  и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на

                                                                                                                                                                                                        макроуровне является процесс доставления и утверждения бюджетов всех уровней и

                                                                                                                                                                                                        финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэкономических

                                                                                                                                                                                                        показателей развития экономики страны. На микроуровне  — это процесс разработки

                                                                                                                                                                                                        финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов

                                                                                                                                                                                                        бизнес-планов, составление прогнозных балансов, договоров  о совместной

                                                                                                                                                                                                        деятельности  и т. д.

                                                                                                                                                                                                             Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент

                                                                                                                                                                                                        совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д.

                                                                                                                                                                                                        Он предупреждает  возможные злоупотребления при  получении и расходовании

                                                                                                                                                                                                        средств, способсувует соблюдению финансовой дисциплины и  своевременности

                                                                                                                                                                                                        осуществления денежных расчетов. Большую роль здесь  играют бухгалтерские

                                                                                                                                                                                                        службы.

                                                                                                                                                                                                             Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии

                                                                                                                                                                                                        отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки

                                                                                                                                                                                                        результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности

                                                                                                                                                                                                        осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек

                                                                                                                                                                                                        с прогнозируемыми  и т. д.

                                                                                                                                                                                                             Виды финансового контроля весьма разнообразны. Их принято

                                                                                                                                                                                                        классифицировать  по следующим критериям:

                                                                                                                                                                                                        1.      Регламент осуществления — обязательный (внешний), инициативный

                                                                                                                                                                                                        (внутренний);

                                                                                                                                                                                                        2.      Время проведения — предварительный, текущий (оперативный), последующий;

                                                                                                                                                                                                        3.      Субъекты контроля — президентский,  контроль законодательных органов

                                                                                                                                                                                                        власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти,

                                                                                                                                                                                                        контроль финансово-кредитных  органов, внутрифирменный, аудиторский;

                                                                                                                                                                                                        4.      Объекты контроля — бюджетный,  контроль за внебюджетными фондами,

                                                                                                                                                                                                        налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за

                                                                                                                                                                                                        денежной массой.

                                                                                                                                                                                                             Виды контроля, различающиеся регламентом осуществления и временем проведения

                                                                                                                                                                                                        Обязательный  контроль за финансовой деятельностью  физических и юридических

                                                                                                                                                                                                        лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым

                                                                                                                                                                                                        проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов,

                                                                                                                                                                                                        обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской

                                                                                                                                                                                                        отчетности  предприятий и организаций и  т. д., осуществляемым в основном

                                                                                                                                                                                                        внешними, независимыми контролерами.

                                                                                                                                                                                                        Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового

                                                                                                                                                                                                        законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для

                                                                                                                                                                                                        достижения  тактических и стратегических целей.

                                                                                                                                                                                                        Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых

                                                                                                                                                                                                        операций  и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он

                                                                                                                                                                                                        предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения

                                                                                                                                                                                                        неэкономного  и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля

                                                                                                                                                                                                        на макроуровне  является процесс  составления и  утверждения бюджетов всех

                                                                                                                                                                                                        уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза

                                                                                                                                                                                                        макроэномических  показателей развития экономики  страны. На микроуровне — это

                                                                                                                                                                                                        процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок,

                                                                                                                                                                                                        финансовых  разделов бизнес-планов, составление  прогнозных балансов,

                                                                                                                                                                                                        договоров о совместной деятельности и т. д.

                                                                                                                                                                                                        Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения

                                                                                                                                                                                                        денежных  сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он

                                                                                                                                                                                                        предупреждает возможные злоупотребления при  получении и расходовании средств,

                                                                                                                                                                                                        способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности

                                                                                                                                                                                                        осуществления денежных расчетов. Большую роль здесь  играют бухгалтерские

                                                                                                                                                                                                        службы.

                                                                                                                                                                                                        Последующий финансовый контроль, проводимый путем  анализа и ревизии отчетной

                                                                                                                                                                                                        финансовой  и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов

                                                                                                                                                                                                        финансовой  деятельности экономических субъектов, эффективности

                                                                                                                                                                                                        осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения  финансовых

                                                                                                                                                                                                        издержек  с прогнозируемыми и т. д.

                                                                                                                                                                                                             Методы контроля. В процессе проведения проверок на основе

                                                                                                                                                                                                        отчетной  документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы

                                                                                                                                                                                                        финансовой  деятельности и намечаются меры для  устранения выявленных нарушений.

                                                                                                                                                                                                             Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр

                                                                                                                                                                                                        финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для

                                                                                                                                                                                                        определения его финансового состояния и  возможных перспектив развития.

                                                                                                                                                                                                             Надзор производится контролирующими органами за экономическими

                                                                                                                                                                                                        субъектами, получившими лицензию на тот или  иной вид финансовой деятельности, и

                                                                                                                                                                                                        предполагает  соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например,

                                                                                                                                                                                                        осущест ляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих

                                                                                                                                                                                                        банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России — за

                                                                                                                                                                                                        страховыми  фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и

                                                                                                                                                                                                        ущемлению интересов клиентов, влечет за собой  отзыв лицензии.

                                                                                                                                                                                                             Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля

                                                                                                                                                                                                        предполагает  детальное изучение периодической  или годовой

                                                                                                                                                                                                        финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой

                                                                                                                                                                                                        деятельности  и ликвидности, обеспеченности собственным  капиталом и

                                                                                                                                                                                                        эффективности его использования.

                                                                                                                                                                                                             Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных

                                                                                                                                                                                                        организаций за использованием выданной ссуды

                                                                                                                                                                                                        и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное  использование

                                                                                                                                                                                                        полученной  ссуды^и снижение ликвидности может  привести к ужесточению условий

                                                                                                                                                                                                        кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

                                                                                                                                                                                                             Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля.

                                                                                                                                                                                                        Это полное обследование финансово-хозяйственной  деятельности экономического

                                                                                                                                                                                                        субъекта  с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности,

                                                                                                                                                                                                        эффективности.

                                                                                                                                                                                                        Ревизии могут  быть:

                                                                                                                                                                                                        • полные и частичные;

                                                                                                                                                                                                        • комплексные и тематические;

                                                                                                                                                                                                        • плановые и внеплановые.

                                                                                                                                                                                                        Ревизии проводятся органами управления в отношении  подведомственных

                                                                                                                                                                                                        предприятий и  учреждений, а также различными государственными и

                                                                                                                                                                                                        негосударственными  органами контроля (Департаментом финансового контроля и

                                                                                                                                                                                                        аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным  банком,

                                                                                                                                                                                                        аудиторскими  службами). Результаты ревизии оформляются  актом, на основании

                                                                                                                                                                                                        которого принимаются  меры по устранению нарушений, возмещению материального

                                                                                                                                                                                                        ущерба и привлечению виновных к ответственности. 
                                                                                                                                                                                                         
                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                             3. Задачи и функции органов государственного   финансового контроля в      Российской Федерации

                                                                                                                                                                                                        Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции  РФ и конституциях

                                                                                                                                                                                                        (уставах) субъектов  Федерации, предусматривает контроль финансовой

                                                                                                                                                                                                        деятельности  органов исполнительной власти со стороны  Президента и органов

                                                                                                                                                                                                        представительной  власти. Такой контроль осуществляется, прежде всего, при

                                                                                                                                                                                                        рассмотрении  и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов,

                                                                                                                                                                                                        государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении

                                                                                                                                                                                                        отчетов об их исполнении.

                                                                                                                                                                                                             Финансовый контроль со стороны органов представительной власти. С этой

                                                                                                                                                                                                        целью созданы  соответствующие структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и

                                                                                                                                                                                                        Государственной Думы, Счетная палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов

                                                                                                                                                                                                        РФ.

                                                                                                                                                                                                        Начало такому контролю было положено в 1992 г. созданием  Контрольно-бюджетного

                                                                                                                                                                                                        комитета при  Верховном Совете РФ как органа, не зависимого в своих действиях  ни

                                                                                                                                                                                                        от Правительства  РФ, ни от администрации Президента РФ. В настоящее время

                                                                                                                                                                                                        основная часть  его функций передана Комитету Государственной  Думы по

                                                                                                                                                                                                        бюджету, налогам, банкам и финансам, соответствующие  подкомитеты которого

                                                                                                                                                                                                        проводят экспертно-аналитические  работы по всем финансовым вопросам. Так,

                                                                                                                                                                                                        подкомитет по бюджету дает заключение по проекту федерального бюджета. Другие

                                                                                                                                                                                                        подкомитеты занимаются оценкой законодательных предложений  соответственно по

                                                                                                                                                                                                        вопросам налогообложения, банковской и финансовой деятельности.

                                                                                                                                                                                                        Особое место  в системе финансового контроля со стороны органов представительной

                                                                                                                                                                                                        власти принадлежит  Счетной палате РФ, деятельность которой  определяется

                                                                                                                                                                                                        Федеральным законом  РФ от 11 января 1995 г. Это не зависимый  от Правительства

                                                                                                                                                                                                        РФ постоянно  действующий орган государственного финансового контроля,

                                                                                                                                                                                                        наделенный широкими полномочиями и -подотчетный Федеральному Собранию РФ. Сфера

                                                                                                                                                                                                        полномочий Счетной  палаты — контроль федеральной собственности  и расходования

                                                                                                                                                                                                        федеральных денежных средств. Контролю подлежат все юридические  лица —

                                                                                                                                                                                                        государственные органы и учреждения, включая государственные внебюджетные фонды

                                                                                                                                                                                                        и ЦБР, органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые  фирмы, а

                                                                                                                                                                                                        также другие коммерческие фирмы и негосударственные коммерческие организации —

                                                                                                                                                                                                        в части, связанной  с получением, перечислением или использованием ими средств

                                                                                                                                                                                                        федерального  бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной

                                                                                                                                                                                                        собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот,

                                                                                                                                                                                                        предоставленных федеральными органами. Перед должностными лицами Счетной палаты

                                                                                                                                                                                                        РФ поставлены следующие задачи:

                                                                                                                                                                                                        • организация контроля исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов;

                                                                                                                                                                                                        • подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и упорядочению

                                                                                                                                                                                                        бюджетного процесса;

                                                                                                                                                                                                        • оценка эффективности и целесообразности расходования государственных

                                                                                                                                                                                                        средств, в том-числе  предоставленных на возвратной основе, и использования

                                                                                                                                                                                                        федеральной собственности;

                                                                                                                                                                                                        • определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и

                                                                                                                                                                                                        внебюджетных  фондов;

                                                                                                                                                                                                        • финансовая экспертиза, т. е. оценка финансовых последствий принятия

                                                                                                                                                                                                        федеральных законов  для бюджета; контроль поступления  и движения бюджетных

                                                                                                                                                                                                        средств на счетах банков;

                                                                                                                                                                                                        • регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о

                                                                                                                                                                                                        ходе исполнения федерального бюджета; контроль поступления в федеральный бюджет

                                                                                                                                                                                                        денежных средств  от приватизации государственной собственности, продажи и

                                                                                                                                                                                                        управления ею. Счетная палата обязана также  контролировать состояние

                                                                                                                                                                                                        государственного  внутреннего и внешнего долга  РФ, а также деятельность

                                                                                                                                                                                                        Центрального  банка России по обслуживанию государственного долга, эффективность

                                                                                                                                                                                                        использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ,

                                                                                                                                                                                                        а также предоставление Россией финансовых и материальных ресурсов в форме займов

                                                                                                                                                                                                        и на безвозмездной  основе иностранным государствам и  международным

                                                                                                                                                                                                        организациям.

                                                                                                                                                                                                        Основные методы контроля, проводимого Счетной палатой, — тематические

                                                                                                                                                                                                        проверки и  ревизии. Для принятия мер по устранению выявленных нарушений,

                                                                                                                                                                                                        возмещению причиненного государству ущерба и привлечению  к ответственности, в

                                                                                                                                                                                                        том числе к  уголовной, должностных лиц, виновных в нарушении законодательства и

                                                                                                                                                                                                        бесхозяйственности, Счетная палата направляет представление  руководителю

                                                                                                                                                                                                        проверяемого предприятия, учреждения или организации, которое должно быть

                                                                                                                                                                                                        рассмотрено в  указанный в нем срок. При выявлении  фактов грубых нарушений

                                                                                                                                                                                                        законности и  финансовой дисциплины, наносящих государству  прямой ущерб, или при

                                                                                                                                                                                                        несоблюдении  порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты она

                                                                                                                                                                                                        имеет право  давать предписания, обязательные для  исполнения. В случае

                                                                                                                                                                                                        если предписания  не исполняются, Коллегия Счетной палаты по согласованию с

                                                                                                                                                                                                        Государственной Думой может принять решение  о приостановлении финансовых,

                                                                                                                                                                                                        платежных и  расчетных операций по счетам юридического лица. Предписание может

                                                                                                                                                                                                        быть обжаловано в судебном порядке.

                                                                                                                                                                                                        По закону деятельность Счетной палаты является гласной: результаты должны

                                                                                                                                                                                                        освещаться в  средствах массовой информации.

                                                                                                                                                                                                        Контроль финансов со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии

                                                                                                                                                                                                        с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания

                                                                                                                                                                                                        федеральных законов;

                                                                                                                                                                                                        назначения и  освобождения от должности министра финансов РФ, представления

                                                                                                                                                                                                        Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя

                                                                                                                                                                                                        Центрального  банка.

                                                                                                                                                                                                        Определенные  функции финансового контроля выполняет  Главное контрольное

                                                                                                                                                                                                        управление Президента РФ, созданное Указом Президента от 24 мая 1994 г. Как

                                                                                                                                                                                                        структурное подразделение  Администрации Президента оно подчиняется

                                                                                                                                                                                                        непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует  со всеми органами

                                                                                                                                                                                                        исполнительной  власти. Среди его функций: контроль над деятельностью органов

                                                                                                                                                                                                        контроля и  надзора при федеральных органах  исполнительной власти, подразделений

                                                                                                                                                                                                        Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;

                                                                                                                                                                                                        рассмотрение  жалоб и обращений граждан  и юридических лиц.

                                                                                                                                                                                                        Главное Контрольное  управление наделено правом требовать  от руководителей

                                                                                                                                                                                                        государственных органов, организаций и предприятий (независимо от формы

                                                                                                                                                                                                        собственности) представления документов, материалов и любой информации,

                                                                                                                                                                                                        необходимой для  проведения проверок; привлекать к  проверкам специалистов и

                                                                                                                                                                                                        представителей  правоохранительных органов и вносить  на рассмотрение

                                                                                                                                                                                                        Президента РФ предложения по результатам проверок. Оно вправе направлять

                                                                                                                                                                                                        предписания об устранении финансовых нарушений, которые  должны быть

                                                                                                                                                                                                        рассмотрены в  течение 10 дней. Но оно не имеет права  самостоятельно применять

                                                                                                                                                                                                        какие-либо санкции.

                                                                                                                                                                                                        Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль

                                                                                                                                                                                                        непосредственно в пределах своих полномочий, а  также направляют и

                                                                                                                                                                                                        контролируют  деятельность подведомственных им управленческих структур, в том

                                                                                                                                                                                                        числе финансовых.

                                                                                                                                                                                                              При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет,

                                                                                                                                                                                                        выполняющий ряд  контрольных функций в области  финансов.

                                                                                                                                                                                                        Важнейшее место  в системе финансового контроля со стороны Правительства РФ

                                                                                                                                                                                                        занимает Министерство финансов РФ (Минфин), которое не только

                                                                                                                                                                                                        разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее

                                                                                                                                                                                                        осуществление. Все структурные подразделения  Минфина в той или иной форме

                                                                                                                                                                                                        контролируют  финансовые отношения. Прежде всего  Минфин осуществляет финансовый

                                                                                                                                                                                                        контроль в  процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и

                                                                                                                                                                                                        расходование  бюджетных средств и средств  федеральных вне бюджетных фондов;

                                                                                                                                                                                                        участвует в  проведении валютного контроля; контролирует направление и

                                                                                                                                                                                                        использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений

                                                                                                                                                                                                        правительства РФ.

                                                                                                                                                                                                        По результатам  контроля Минфин вправе требовать устранения выявленных

                                                                                                                                                                                                        нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального

                                                                                                                                                                                                        бюджета предприятий  и организаций при наличии  у них фактов незаконного

                                                                                                                                                                                                        расходования  средств, а также непредставления  ими соответствующей отчетости;

                                                                                                                                                                                                        взыскивать государственные  средства, используемые не по назначению, с

                                                                                                                                                                                                        наложением предусмотренных  штрафов.

                                                                                                                                                                                                        Большую роль в  проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином

                                                                                                                                                                                                        методическое  руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также

                                                                                                                                                                                                        проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской  деятельности

                                                                                                                                                                                                        (сюда не входит  аудит банков).

                                                                                                                                                                                                        Следует отметить, что контрольные полномочия Минфина  РФ распространяются на

                                                                                                                                                                                                        финансовые средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФ

                                                                                                                                                                                                        предусматривает финансовую самостоятельность субъектов  Федерации и органов

                                                                                                                                                                                                        местного самоуправления. Они сами несут ответственность  за формирование и

                                                                                                                                                                                                        использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.

                                                                                                                                                                                                             Оперативный  контроль  использования  государственных средств

                                                                                                                                                                                                        осуществляет  действующий в рамках Минфина  Департамент государственного

                                                                                                                                                                                                        финансового контроля и аудита, а также органы Федерального

                                                                                                                                                                                                        казначейства.

                                                                                                                                                                                                        Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина  РФ,

                                                                                                                                                                                                        созданный Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г., является

                                                                                                                                                                                                        преемником Контрольно-ревизионного управления Минфина РФ. Департамент  и его

                                                                                                                                                                                                        территориальные подразделения обязаны проводить  комплексные ревизии и

                                                                                                                                                                                                        тематические  проверки с целью контроля поступлений и целевого использования

                                                                                                                                                                                                        средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов;

                                                                                                                                                                                                        документальные  проверки финансово-хозяйственной  деятельности по заданиям

                                                                                                                                                                                                        правоохранительных  органов, а также органов государственной  власти субъектов

                                                                                                                                                                                                        РФ и местного самоуправления.

                                                                                                                                                                                                        Органы Федерального казначейства призваны осуществлять государственную

                                                                                                                                                                                                        бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета,

                                                                                                                                                                                                        осуществляя при  этом жесткий контроль поступления, целевого и экономного

                                                                                                                                                                                                        использования государственных средств.

                                                                                                                                                                                                        На него возложены  следующие задачи:

                                                                                                                                                                                                        • контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в ходе его

                                                                                                                                                                                                        исполнения;

                                                                                                                                                                                                        • контроль состояния государственных финансов в целом и предоставление высшим

                                                                                                                                                                                                        органам законодательной  и исполнительной власти отчетов о финансовых

                                                                                                                                                                                                        операциях Правительства  РФ и состоянии бюджетной системы;

                                                                                                                                                                                                        • контроль совместно с Банком России состояния государственного внешнего и

                                                                                                                                                                                                        внутреннего долга  РФ;

                                                                                                                                                                                                        • контроль государственных федеральных внебюджетных фондов и финансовых

                                                                                                                                                                                                        отношений между  ними и федеральным бюджетом.

                                                                                                                                                                                                        Органы Казначейства имеют право производить проверки различных денежных

                                                                                                                                                                                                        документов, отчетов  и смет в государственных органах, банках, на предприятиях

                                                                                                                                                                                                        всех форм собственности, использующих средства федерального бюджета и

                                                                                                                                                                                                        внебюджетных  фондов, приостанавливать операции по их счетам в банках. Они

                                                                                                                                                                                                        имеют право  выдавать предписания о взыскании  в бесспорном порядке

                                                                                                                                                                                                        государственных средств, с наложением

                                                                                                                                                                                                        штрафа в размере  действующей учетной ставки Центрального банка России, а

                                                                                                                                                                                                        также налагать штрафы на коммерческие банки в случае несвоевременного

                                                                                                                                                                                                        зачисления ими  поступающих от хозяйствующих объектов средств на счета

                                                                                                                                                                                                        федерального  бюджета и внебюджетных фондов в  размере действующей в данном

                                                                                                                                                                                                        банке процентной ставки, увеличенной на 10 пунктов. Как правило, органы

                                                                                                                                                                                                        Казначейства  взаимодействуют с налоговыми и  правоохранительными органами.

                                                                                                                                                                                                        По решению  Правительства РФ переход на казначейскую систему исполнения

                                                                                                                                                                                                        федерального  бюджета, который должен закончиться  в 1999 г., призван

                                                                                                                                                                                                        значительно укрепить контрольные полномочия Федерального казначейства в части

                                                                                                                                                                                                        федерального  бюджета.

                                                                                                                                                                                                        Следует отметить, что в настоящее время не предусмотрено  серьезной

                                                                                                                                                                                                        административной  или уголовной ответственности  за нецелевое использование

                                                                                                                                                                                                        бюджетных средств, что резко снижает степень эффективности государственного

                                                                                                                                                                                                        финансового контроля. Практически неизвестны случаи, когда  возбужденные по

                                                                                                                                                                                                        фактам нецелевого использования государственных  ресурсов дела были доведены

                                                                                                                                                                                                        до суда. Решить эту проблему призван находящийся в стадии проекта закон «О

                                                                                                                                                                                                        Государственном финансовом контроле», предусматривающий  соответствующие

                                                                                                                                                                                                        санкции и механизм их применения.

                                                                                                                                                                                                             Финансовый контроль со стороны специализированных органов. Помимо

                                                                                                                                                                                                        рассмотренных выше органов финансового контроля, в России существует ряд

                                                                                                                                                                                                        специализированных  органов финансового контроля, сферой деятельности которых

                                                                                                                                                                                                        является конкретная область финансов, например налогообложение  или страхование.

                                                                                                                                                                                                        В связи с  повышением роли налогов в доходах  государства при переходе к рыночной

                                                                                                                                                                                                        экономике стало  необходимым выделение органов  налоговой службы в особую

                                                                                                                                                                                                        систему. Главная  задача налоговых органов — обеспечение  единой системы

                                                                                                                                                                                                        контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления,

                                                                                                                                                                                                        полнотой и  своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.

                                                                                                                                                                                                        Система налоговых  органов, подчиняющаяся Президенту РФ, включает Федеральную

                                                                                                                                                                                                        налоговую службу, а также государственные налоговые  инспекции в субъектах РФ

                                                                                                                                                                                                        и органах местного самоуправления. Основное оперативное звено — городские и

                                                                                                                                                                                                        районные налоговые  инспекции, поскольку именно они  осуществляют

                                                                                                                                                                                                        непосредственный  налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков. В свою

                                                                                                                                                                                                        очередь Федеральное  налоговое ведомство контролирует деятельность нижестоящих

                                                                                                                                                                                                        налоговых органов Координирует взаимодействие органов налоговой службы с

                                                                                                                                                                                                        другими контролирующими  и правоохранительными органами.

                                                                                                                                                                                                        Налоговые органы имеют право в соответствии с  налоговым законодательством

                                                                                                                                                                                                        проверять любые  денежные документы у юридических  и физических лиц, включая

                                                                                                                                                                                                        совместные предприятия, иностранных граждан и лиц  без гражданства; получать

                                                                                                                                                                                                        от них необходимые  справки; и сведения (за исключением  составляющих

                                                                                                                                                                                                        коммерческую  тайну); контролировать соблюдение хозяйствующими субъектами

                                                                                                                                                                                                        налогового законодательства и правильность исчисления налогов; обследовать

                                                                                                                                                                                                        любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и

                                                                                                                                                                                                        торговые помещения; применять меры принудительного  воздействия в отношении

                                                                                                                                                                                                        должностных лиц  и граждан, включая изъятие соответствующих  документов и

                                                                                                                                                                                                        приостановление операций по счетам в банках. Налоговые  инспекции также имеют

                                                                                                                                                                                                        право наложения  административных штрафов и принудительного  взыскания недоимок

                                                                                                                                                                                                        по налогам  в бюджет.

                                                                                                                                                                                                        Для обеспечения  экономической безопасности РФ и  укрепления государственной

                                                                                                                                                                                                        дисциплины в  области налоговой дисциплины созданы  органы налоговой полиции,

                                                                                                                                                                                                        ее территориальные  и местные подразделения.

                                                                                                                                                                                                        Налоговая полиция  призвана решать следующие задачи:

                                                                                                                                                                                                        • выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и

                                                                                                                                                                                                        правонарушений;

                                                                                                                                                                                                        • защиту сотрудников налоговой инспекции от противоправных посягательств при

                                                                                                                                                                                                        исполнении ими  служебных обязанностей;

                                                                                                                                                                                                        • предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах. 

                                                                                                                                                                                                        Департамент страхового надзора и территориальные органы, помимо

                                                                                                                                                                                                        лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового

                                                                                                                                                                                                        рынка, осуществляют контроль обоснованности страховых  тарифов и следят за

                                                                                                                                                                                                        соблюдением страховыми фирмами нормативов платежеспособности. Устанавливаются

                                                                                                                                                                                                        правила формирования и размещения страховых резервов, методика расчета

                                                                                                                                                                                                        соотношений между  активами и обязательствами страховой  фирмы, а также порядок

                                                                                                                                                                                                        учета страховых  операций и формы отчетности по страховой  деятельности,

                                                                                                                                                                                                        включая соблюдение установленных нормативов. В случае неоднократного

                                                                                                                                                                                                        выявления нарушений законодательства и нормативных документов органы

                                                                                                                                                                                                        страхового надзора  имеют право ограничивать действие лицензий страховых фирм

                                                                                                                                                                                                        либо обратиться в арбитражный суд с иском  об их ликвидации.

                                                                                                                                                                                                        Особая роль в осуществлении финансового  контроля принадлежит Центральному

                                                                                                                                                                                                        банку России (ЦБР). Как орган государственного управления, наделенный

                                                                                                                                                                                                        властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные

                                                                                                                                                                                                        отношения в  стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью коммерческих

                                                                                                                                                                                                        банков. С этой целью создано специальное подразделение — Департамент

                                                                                                                                                                                                        банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими  банками

                                                                                                                                                                                                        банковского законодательства и установленных ЦБР нормативов банковской

                                                                                                                                                                                                        деятельности. При  установлении фактов нарушений или  предоставлении банками

                                                                                                                                                                                                        неполной или  недостоверной информации, ЦБР в  зависимости от вида нарушения

                                                                                                                                                                                                        вправе прибегнуть к определенным метода) воздействия: штраф в размере от 0,1 до

                                                                                                                                                                                                        1% от минимальной  величины уставного капитала; выполнение  требований ЦБР по

                                                                                                                                                                                                        финансовому оздоровлению; реорганизация; замена руководств коммерческого банка;

                                                                                                                                                                                                        применение более  жестких нормативов, запрет на проведение отдельных операций и

                                                                                                                                                                                                        на открытие фи лиалов на срок до одного года; назначение временной адмитстрации

                                                                                                                                                                                                        в банке на срок до полутора лет и, наконец, как Kpaйняя мера — отзыв лицензии и

                                                                                                                                                                                                        ликвидация банка.

                                                                                                                                                                                                        На Государственный  таможенный комитет (ГТК) возложен контроль за

                                                                                                                                                                                                        соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров

                                                                                                                                                                                                        через таможенную границу Российской Федерации.

                                                                                                                                                                                                        Деятельность  Федеральной службы по валютному  и экспортному контролю,

                                                                                                                                                                                                        созданной в 1992 г., тесно связана с ЦБР и  ГТК. Основной задачей Службы являются

                                                                                                                                                                                                        поиск и пресечение «лазеек» в валютном законодательстве, позволяющих

                                                                                                                                                                                                        осуществлять  беспрепятственный отток валютных активов за рубеж, создание банка

                                                                                                                                                                                                        данных потенциальных  нарушителей валютного законодательства.

                                                                                                                                                                                                        Служба по валютному  и экспортному контролю имеет  право проверять все

                                                                                                                                                                                                        финансовые документы  организаций, осуществляющих внешнеэкономическую

                                                                                                                                                                                                        деятельность; поднимать  вопрос о приостановлении лицензий на право

                                                                                                                                                                                                        осуществления таких операций в случаях выявления  несоблюдения валютного и

                                                                                                                                                                                                        экспортного законодательства, непредставления отчетных документов. Кроме

                                                                                                                                                                                                        того. Службе приданы военизированные подразделения; они используются в

                                                                                                                                                                                                        разведовательно-карательных  целях. Служба имеет право привлекать другие

                                                                                                                                                                                                        организации Российской Федерации в качестве агентов  валютного контроля

                                                                                                                                                                                                        Целью государственного финансового контроля является обеспечение проведения единой финансовой и денежной политики, законности, целесообразности и эффективности использования государственных финансовых ресурсов и государственной собственности, недопущение нецелевого и неэффективного использования государственных ресурсов и их хищения.

                                                                                                                                                                                                        Возрастание роли государственного финансового контроля в рыночной экономике связано  с увеличением финансовых потоков. Сами финансы все более обретают самостоятельное значение как инструмент активного контроля над созданием  и движением товарно-денежных потоков. При этом на практике происходит сращивание материальных и финансовых отношений.

                                                                                                                                                                                                        Роль контроля проявляется в практическом использовании  контрольной функции финансов, реализация которой способствует повышению  эффективности расходования финансовых ресурсов. Отсюда назначением государственного финансового контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства. 

                                                                                                                                                                                                        Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: 
                                                                                                                                                                                                         
                                                                                                                                                                                                        - содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; 
                                                                                                                                                                                                         
                                                                                                                                                                                                        - обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; 
                                                                                                                                                                                                         
                                                                                                                                                                                                        - выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе, по снижению себестоимости и повышению рентабельности; 
                                                                                                                                                                                                         
                                                                                                                                                                                                        - содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; 
                                                                                                                                                                                                         
                                                                                                                                                                                                        - обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов (в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам); 
                                                                                                                                                                                                         
                                                                                                                                                                                                        - содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе, по валютным операциям. 
                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                        Данным перечнем не исчерпываются все задачи государственного финансового контроля, тем более  что эти задачи уточняются и изменяются вместе с изменениями финансового  законодательства.

                                                                                                                                                                                                        Цель и задачи государственного финансового контроля определяют его основные функции как части общегосударственного контроля, которые проявляются в изучении реальности процессов финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта, установлении причин и внесении соответствующих коррективов в деятельность объекта контроля, направленных на повышение эффективности. В некоторых источниках финансовый контроль отождествляется с контрольной функцией финансов и контрольная функция рассматривается с точки зрения задач контролирующих органов. Функции финансов — это проявление их сущности в действии. Функции государственного финансового контроля — это проявление сущности государственного финансового контроля на практике. Реализация контрольной функции в деятельности органов финансового контроля не может служить основанием для отождествления государственного финансового контроля с контрольной функцией финансов.

                                                                                                                                                                                                        Финансовый контроль, являясь самостоятельной функцией управления экономикой, не поглощает  другие функции, а пронизывает их, оказывая активное воздействие на эффективность их использования.

                                                                                                                                                                                                        Основная функция  государственного финансового контроля заложена в его предназначении как  контрольно-ревизионная функция, основу которой составляют выявление нарушений  в исполнении законов в части  использования финансовых ресурсов и собственности государства, анализ причин выявленных нарушений, разработка предложений по их устранению и последующее устранение с целью недопущения новых противоправных действий.

                                                                                                                                                                                                        Общепринятыми в мировой практике функциями  государственного финансового контроля являются:

                                                                                                                                                                                                        •контроль источников поступления бюджетных средств; 
                                                                                                                                                                                                        •контроль расходования бюджетных ресурсов; 
                                                                                                                                                                                                        •контроль эффективности использования государственной и муниципальной собственности, проведения ее приватизации, национализации; 
                                                                                                                                                                                                        •контроль за использованием государственных и муниципальных внебюджетных фондов; 
                                                                                                                                                                                                        •контроль за обращением средств бюджета, государственных и муниципальных внебюджетных фондов в банках и иных кредитно-финансовых организациях; 
                                                                                                                                                                                                        •контроль за эффективностью предоставления и законностью использования льгот по налогообложению и полученных дотаций; 
                                                                                                                                                                                                        •пресечение финансовых злоупотреблений.

                                                                                                                                                                                                        Степень использования  функций государственного финансового  контроля закладывается в законодательных  и нормативноправовых актах в соответствующих органах контроля.

                                                                                                                                                                                                        Функционирование  контрольных органов предполагает наличие комплекса условий организационного и методического порядка: определение  субъектов и объектов контроля, границ контрольной деятельности, прав и  обязанностей контрольных органов, периодичности контроля, методик проведения контрольных мероприятий, взаимной координации работы органов контроля. Комплекс перечисленных условий деятельности органов государственного контроля должен подлежать соответствующей правовой регламентации. 
                                                                                                                                                                                                         
                                                                                                                                                                                                         
                                                                                                                                                                                                         
                                                                                                                                                                                                         
                                                                                                                                                                                                         
                                                                                                                                                                                                         
                                                                                                                                                                                                         
                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                                                                  Заключение

                                                                                                                                                                                                                   Наличие финансового  контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической  категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому  использование государством и муниципальными образованиями для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

                                                                                                                                                                                                      •               Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.
                                                                                                                                                                                                      •  
                                                                                                                                                                                                         
                                                                                                                                                                                                         
                                                                                                                                                                                                         
                                                                                                                                                                                                         
                                                                                                                                                                                                         
                                                                                                                                                                                                         
                                                                                                                                                                                                         
                                                                                                                                                                                                         
                                                                                                                                                                                                         
                                                                                                                                                                                                         
                                                                                                                                                                                                         
                                                                                                                                                                                                         
                                                                                                                                                                                                         
                                                                                                                                                                                                         
                                                                                                                                                                                                         
                                                                                                                                                                                                         
                                                                                                                                                                                                         
                                                                                                                                                                                                         
                                                                                                                                                                                                         
                                                                                                                                                                                                         
                                                                                                                                                                                                         
                                                                                                                                                                                                         
                                                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                                      Список использованной литературы

                                                                                                                                                                                                        1. Федеральный закон от 11.01.1995г. N 4-ФЗ (ред. от 24.07.2007г.) "О Счётной палате Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 18.11.1994г.) // "Собрание законодательства РФ"
                                                                                                                                                                                                        2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998г. N 145-ФЗ (с изм. и доп.) // "Собрание законодательства РФ"
                                                                                                                                                                                                        3. Финансовый контроль Грачева Е.Ю. 200. 520 стр
                                                                                                                                                                                                        4. Организация системы государственного финансового контроля: Бурцев В. Дашков и К. 2005 Бурцев В. В 2007
                                                                                                                                                                                                        5. Вострикова Л.Г. «Финансовое право», 2007г.
                                                                                                                                                                                                        6. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. «Финансовое право» - М.: «Юристъ», 2008г.
                                                                                                                                                                                                        7. Справочная система «Консультант Плюс».

Информация о работе Органы финансового контроля, их задачи и функции