Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 22:20, реферат
1. Необходимость и содержание финансового контроля. Определение финансового контроля
2. Органы государственного финансового контроля
3. Задачи и функции органов государственного контроля
РЕФЕРАТ
Тема:
"Органы
финансового контроля,
их задачи и функции."
Москва
— 2010
Введение
1. Необходимость и содержание финансового контроля. Определение финансового контроля
2. Органы государственного финансового контроля
3. Задачи
и функции органов государственного конроля
Заключение
Список использованной
литературы
Важнейшей функцией любого государства является контрольная функция, предполагающая контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами экономических и правовых правил и норм в процессе их хозяйственной деятельности, а также контроль за исполнительной властью.
Любому государству для выполнения возложенных на него функций необходимы финансовые ресурсы, которые формируются за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки, то есть между плательщиками налогов и государством, в лице государственных налоговых органов, устанавливаются налоговые отношения.
Однако возникают ситуации, когда данные налоговые отношения нарушаются в связи с рядом объективных и субъективных причин. Нарушения могут проявляться в виде несвоевременной уплаты или уклонения от уплаты налогов, неправильного исчисления налогов, сознательного искажения отчетных данных предприятия. В итоге это приводит к занижению налогооблагаемой базы и недопоступлению в бюджет налогов и других приравненных к ним платежей.
В связи с этим возникает необходимость осуществления налоговыми органами контрольной деятельности.Актуальной проблемой социально-экономического развития общества на современном этапе является обеспечение эффективного финансового контроля, то есть поиск путей его совершенствования. Это связано с тем, что от эффективности работы контрольных органов зависит возможность государства выполнять свои функции.
Современный
этап развития Российской Федерации
характеризуется тенденциями
2. Органы государственного финансового контроля
Органы государственного финансового контроля с точки зрения их организации включают полномочные органы государственного финансового контроля, органы государственного финансового контроля федеральных органов государственной власти, наделенных в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельными функциями государственного финансового контроля, соответствующие подразделения федеральных органов исполнительной власти с отдельными контрольными полномочиями.
Органы финансового контроля классифицируются по:
принадлежности к ветвям власти - контрольные органы исполнительной власти (административный контроль), органы парламентского контроля, независимые органы финансового контроля;
вертикальному уровню власти - федеральные контрольные органы, контрольные органы субъектов Российской Федерации;
характеру функций и объему компетенции - общефункциональные, специализированные общей компетенции и ограниченной компетенции, внутриведомственные;
способу образования - избираемые или утверждаемые коллегиально путем голосования, назначаемые в административном порядке.
В Российской Федерации на федеральном уровне органы государственного финансового контроля представлены Счетной палатой Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации (Главным управлением федерального казначейства и его органами в субъектах Российской Федерации, Департаментом государственного финансового контроля и аудита и контрольно-ревизионными управлениями Минфина России в субъектах Российской Федерации), Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, Центральным банком Российской Федерации, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, а также контрольно-ревизионными службами федеральных органов исполнительной власти и иными органами, осуществляющими контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов, а также эффективным использованием федеральной собственности.
Счетная палата Российской Федерации - конституционный орган, создаваемый Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с целью осуществления независимого контроля за исполнением средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.
Счетная палата Российской Федерации является единственным органом государственного финансового контроля, задачи и порядок деятельности которого определены федеральным законодательством -- Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», законами о федеральном бюджете на соответствующий год. Функции, права и обязанности составляют ее компетенцию.
Широкими контрольными
полномочиями наделены Главное управление
федерального казначейства Минфина России
и его территориальные органы. Основными
задачами его в сфере финансового контроля
являются организация и осуществление
контроля за исполнением бюджета и федеральных
внебюджетных фондов. На него возложена
функция перераспределения поступивших
налогов между бюджетами разных уровней
в соответствии с установленными законодательством
нормами. В целях укрепления финансовой
дисциплины федеральное казначейство
Минфина России производит проверки, связанные
с зачислением, перечислением и использованием
бюджетных средств любого уровня, в министерствах,
ведомствах, на предприятиях, в учреждениях
и организациях, в банках и иных кредитных
учреждениях любой формы собственности.
Также имеются органы осуществляющие контрольно-ревизионную работу в финансовой сфере, выполняющие специализированные функции контроля. К ним следует отнести Главное контрольное управление при Президенте Российской Федерации, основными задачами которого являются контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, их должностными лицами федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, подготовка на основе проведенных проверок информации для Президента Российской Федерации о предупреждении нарушений.
Главное контрольное управление при Президенте Российской Федерации вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены соответствующими должностными лицами в течение 10 дней. В то же время оно не вправе самостоятельно применять какие-либо санкции.
Эффективность контрольной деятельности Главного контрольного управления при Президенте Российской Федерации высока. Так, только за 1999 г. им вскрыты факты нецелевого использования средств на сумму около 5,9 млрд. руб. и 468 млн. долл. США, возвращено в бюджеты всех уровней 76,5 млн.руб. С учетом материалов проверок Главного контрольного управления приняты два федеральных закона, шесть постановлений Правительства Российской Федерации, 32 нормативных правовых акта органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Так же хотелось отметить, что Счетная палата Российской Федерации - также единственный в стране орган государственного финансового контроля, контрольные функции которого охватывают весь бюджетный процесс от начала формирования бюджетной заявки до получения конечных результатов.
По своему правовому
статусу Счетная палата является
независимым органом
Контрольные полномочия Счетной палаты Российской Федерации:
позволяют полностью
и всесторонне охватить контрольными
мероприятиями бюджетный
распространяются на все государственные органы, учреждения и организации федерального подчинения, субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные законодательством налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;
обеспечивают
Федеральное Собрание Российской Федерации
объективной, достоверной и
Основными задачами Счетной палаты Российской Федерации являются:
организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;
оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативно-правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
4)анализ выявленных
отклонений от утвержденных
6) регулярное
предоставление Совету
Объем средств федерального бюджета, подлежавших контролю Счетной палаты Российской Федерации, в 2000 г., например, составил 855 млрд.руб., или шестую часть валового внутреннего продукта России. Счетная палата вправе также проводить ревизии и проверки бюджетов субъектов Российской Федерации -- получателей финансовой помощи из федерального бюджета.
По результатам
проведенных контрольных
Центральное место среди органов государственного финансового контроля исполнительной власти занимает Министерство финансов Российской Федерации и его структурные подразделения, наделенные контрольными полномочиями.
В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе Минфина России в последние годы произошли структурные преобразования, касающиеся контрольной деятельности. В 1998 г. Контрольно-ревизионное управление, осуществлявшее финансовый контроль субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, выделено в самостоятельную федеральную службу путем преобразования его в Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина России, в обязанности которого вошел финансовый контроль за расходованием средств федерального бюджета.
В соответствии
с постановлением Правительства
Российской Федерации «О мерах по
оптимизации структуры
Министерство финансов Российской Федерации обеспечивает финансовый контроль за соблюдением всеми участниками бюджетного процесса общих и специальных принципов сметно-бюджетного финансирования. Например, в установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации случаях (ст. 138, 140, 268) Минфин России осуществляет финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Таким образом, восстанавливается контрольная финансовая вертикаль, позволяющая сократить нарушения в финансовой сфере.
Минфин
России организует контрольные мероприятия
по проверке юридических лиц -- получателей
гарантий Правительства Российской
Федерации, бюджетных ссуд, бюджетных
инвестиций, бюджетных кредитов. Оно
располагает широкими полномочиями в
проведении контрольной деятельности
в процессе составления и рассмотрения
государственного бюджета, смет расходов
главных и нижестоящих распорядителей
бюджетных кредитов, аккумуляции доходов
в бюджет и финансирования расходов, а
также в осуществлении контрольно-ревизионной
работы в организациях, учреждениях различных
форм собственности -- пользователей бюджетных
средств. В круг обязанностей Минфина
России вошел и контроль за соблюдением
бюджетного законодательства кредитными
организациями. Эта функция имеет важное
значение, поскольку в последние годы
бесконтрольная деятельность коммерческих
банков и иных частных кредитных организаций
наносила значительный ущерб не только
государству, но и отдельным экономическим
субъектам, а также гражданам.
Формы , виды и методы
проведения финансового
контроля
Формы и методы проведения финансового контроля многообразны.
Формы контроля принято классифицировать по следуюшим критериям:
• Регламент осуществления —
обязательный (внешний);
инициативный (внутренний).
• Время проведения — предварительный, текущий (оперативный), последующий.
• Субъекты контроля — президентский, контроль законодательных органов
власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти,
контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, аудиторский.
• Объекты контроля — бюджетный, контроль за внебюджетными фондами,
налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за
денежной массой. Различают следующие методы проведения контроля:
проверки;
обследования;
надзор;
анализ финансового состояния;
наблюдение (мониторинг);
ревизии.
Деятельность субъектов финансового контроля и сфера их компетенции (объекты
контроля) на примере Российской Федерации рассматриваются в следующих
параграфах.
Формы контроля, различающиеся регламентом и временем проведения.
Обязательный контроль за финансовой деятельностью физических и
юридических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к
налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов,
обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской
отчетности предприятий и организаций и т. д., осуществляемым s основном
внешними, независимыми контролерами.
Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового
законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для
достижения тактических и стратегических целей.
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых
операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он
предусматривает Оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения
неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на
макроуровне является процесс доставления и утверждения бюджетов всех уровней и
финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэкономических
показателей развития экономики страны. На микроуровне — это процесс разработки
финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов
бизнес-планов, составление прогнозных балансов, договоров о совместной
деятельности и т. д.
Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент
совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д.
Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании
средств, способсувует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности
осуществления денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские
службы.
Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии
отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки
результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности
осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек
с прогнозируемыми и т. д.
Виды финансового контроля весьма разнообразны. Их принято
классифицировать по следующим критериям:
1.
Регламент осуществления —
(внутренний);
2. Время проведения — предварительный, текущий (оперативный), последующий;
3.
Субъекты контроля —
власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти,
контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, аудиторский;
4.
Объекты контроля — бюджетный,
контроль за внебюджетными
налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за
денежной массой.
Виды контроля, различающиеся регламентом осуществления и временем проведения
Обязательный контроль за финансовой деятельностью физических и юридических
лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым
проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов,
обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской
отчетности предприятий и организаций и т. д., осуществляемым в основном
внешними, независимыми контролерами.
Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового
законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для
достижения тактических и стратегических целей.
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых
операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он
предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения
неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля
на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех
уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза
макроэномических показателей развития экономики страны. На микроуровне — это
процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок,
финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов,
договоров о совместной деятельности и т. д.
Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения
денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он
предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств,
способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности
осуществления денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские
службы.
Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной
финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов
финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности
осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых
издержек с прогнозируемыми и т. д.
Методы контроля. В процессе проведения проверок на основе
отчетной
документации и расходных документов
рассматриваются отдельные
финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.
Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр
финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для
определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.
Надзор производится контролирующими органами за экономическими
субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и
предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например,
осущест ляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих
банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России — за
страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и
ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.
Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля
предполагает детальное изучение периодической или годовой
финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой
деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и
эффективности его использования.
Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных
организаций за использованием выданной ссуды
и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование
полученной ссуды^и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий
кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.
Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля.
Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического
субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности,
эффективности.
Ревизии могут быть:
• полные и частичные;
• комплексные и тематические;
• плановые и внеплановые.
Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных
предприятий и учреждений, а также различными государственными и
негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и
аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком,
аудиторскими службами). Результаты ревизии оформляются актом, на основании
которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального
ущерба и привлечению
виновных к ответственности.
3. Задачи и функции органов государственного финансового контроля в Российской Федерации
Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции РФ и конституциях
(уставах) субъектов
Федерации, предусматривает
деятельности органов исполнительной власти со стороны Президента и органов
представительной власти. Такой контроль осуществляется, прежде всего, при
рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов,
государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении
отчетов об их исполнении.
Финансовый контроль со стороны органов представительной власти. С этой
целью созданы соответствующие структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и
Государственной Думы, Счетная палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов
РФ.
Начало такому контролю было положено в 1992 г. созданием Контрольно-бюджетного
комитета при Верховном Совете РФ как органа, не зависимого в своих действиях ни
от Правительства РФ, ни от администрации Президента РФ. В настоящее время
основная часть его функций передана Комитету Государственной Думы по
бюджету, налогам, банкам и финансам, соответствующие подкомитеты которого
проводят экспертно-
подкомитет по бюджету дает заключение по проекту федерального бюджета. Другие
подкомитеты занимаются
оценкой законодательных
вопросам налогообложения, банковской и финансовой деятельности.
Особое место в системе финансового контроля со стороны органов представительной
власти принадлежит Счетной палате РФ, деятельность которой определяется
Федеральным законом РФ от 11 января 1995 г. Это не зависимый от Правительства
РФ постоянно
действующий орган
наделенный широкими полномочиями и -подотчетный Федеральному Собранию РФ. Сфера
полномочий Счетной палаты — контроль федеральной собственности и расходования
федеральных денежных средств. Контролю подлежат все юридические лица —
государственные органы и учреждения, включая государственные внебюджетные фонды
и ЦБР, органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы, а
также другие коммерческие
фирмы и негосударственные
в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств
федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной
собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот,
предоставленных федеральными органами. Перед должностными лицами Счетной палаты
РФ поставлены следующие задачи:
• организация контроля исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов;
• подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и упорядочению
бюджетного процесса;
• оценка эффективности и целесообразности расходования государственных
средств, в том-числе предоставленных на возвратной основе, и использования
федеральной собственности;
• определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и
внебюджетных фондов;
• финансовая экспертиза, т. е. оценка финансовых последствий принятия
федеральных законов для бюджета; контроль поступления и движения бюджетных
средств на счетах банков;
• регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о
ходе исполнения федерального бюджета; контроль поступления в федеральный бюджет
денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и
управления ею. Счетная палата обязана также контролировать состояние
государственного внутреннего и внешнего долга РФ, а также деятельность
Центрального банка России по обслуживанию государственного долга, эффективность
использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ,
а также предоставление Россией финансовых и материальных ресурсов в форме займов
и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным
организациям.
Основные методы контроля, проводимого Счетной палатой, — тематические
проверки и ревизии. Для принятия мер по устранению выявленных нарушений,
возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности, в
том числе к уголовной, должностных лиц, виновных в нарушении законодательства и
бесхозяйственности, Счетная палата направляет представление руководителю
проверяемого предприятия, учреждения или организации, которое должно быть
рассмотрено в указанный в нем срок. При выявлении фактов грубых нарушений
законности и финансовой дисциплины, наносящих государству прямой ущерб, или при
несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты она
имеет право давать предписания, обязательные для исполнения. В случае
если предписания не исполняются, Коллегия Счетной палаты по согласованию с
Государственной Думой может принять решение о приостановлении финансовых,
платежных и расчетных операций по счетам юридического лица. Предписание может
быть обжаловано в судебном порядке.
По закону деятельность Счетной палаты является гласной: результаты должны
освещаться в средствах массовой информации.
Контроль финансов со стороны Президента РФ осуществляется в соответствии
с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания
федеральных законов;
назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления
Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя
Центрального банка.
Определенные функции финансового контроля выполняет Главное контрольное
управление Президента РФ, созданное Указом Президента от 24 мая 1994 г. Как
структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется
непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами
исполнительной власти. Среди его функций: контроль над деятельностью органов
контроля и
надзора при федеральных
Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;
рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.
Главное Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей
государственных органов, организаций и предприятий (независимо от формы
собственности) представления документов, материалов и любой информации,
необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и
представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение
Президента РФ предложения по результатам проверок. Оно вправе направлять
предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть
рассмотрены в течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять
какие-либо санкции.
Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль
непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и
контролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в том
числе финансовых.
При Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет,
выполняющий ряд контрольных функций в области финансов.
Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны Правительства РФ
занимает Министерство финансов РФ (Минфин), которое не только
разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее
осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме
контролируют финансовые отношения. Прежде всего Минфин осуществляет финансовый
контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и
расходование
бюджетных средств и средств
федеральных вне бюджетных
участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и
использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений
правительства РФ.
По результатам контроля Минфин вправе требовать устранения выявленных
нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального
бюджета предприятий и организаций при наличии у них фактов незаконного
расходования средств, а также непредставления ими соответствующей отчетости;
взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с
наложением предусмотренных штрафов.
Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином
методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также
проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности
(сюда не входит аудит банков).
Следует отметить, что контрольные полномочия Минфина РФ распространяются на
финансовые средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФ
предусматривает финансовую самостоятельность субъектов Федерации и органов
местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и
использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.
Оперативный контроль использования государственных средств
осуществляет действующий в рамках Минфина Департамент государственного
финансового контроля и аудита, а также органы Федерального
казначейства.
Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина РФ,
созданный Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г., является
преемником Контрольно-
территориальные
подразделения обязаны
тематические проверки с целью контроля поступлений и целевого использования
средств федерального
бюджета и государственных
документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности по заданиям
правоохранительных
органов, а также органов
РФ и местного самоуправления.
Органы Федерального казначейства призваны осуществлять государственную
бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета,
осуществляя при этом жесткий контроль поступления, целевого и экономного
использования государственных средств.
На него возложены следующие задачи:
• контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в ходе его
исполнения;
• контроль состояния государственных финансов в целом и предоставление высшим
органам законодательной и исполнительной власти отчетов о финансовых
операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;
• контроль совместно с Банком России состояния государственного внешнего и
внутреннего долга РФ;
• контроль государственных федеральных внебюджетных фондов и финансовых
отношений между ними и федеральным бюджетом.
Органы Казначейства
имеют право производить
документов, отчетов и смет в государственных органах, банках, на предприятиях
всех форм собственности, использующих средства федерального бюджета и
внебюджетных фондов, приостанавливать операции по их счетам в банках. Они
имеют право выдавать предписания о взыскании в бесспорном порядке
государственных средств, с наложением
штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального банка России, а
также налагать штрафы на коммерческие банки в случае несвоевременного
зачисления ими поступающих от хозяйствующих объектов средств на счета
федерального бюджета и внебюджетных фондов в размере действующей в данном
банке процентной ставки, увеличенной на 10 пунктов. Как правило, органы
Казначейства взаимодействуют с налоговыми и правоохранительными органами.
По решению Правительства РФ переход на казначейскую систему исполнения
федерального бюджета, который должен закончиться в 1999 г., призван
значительно укрепить контрольные полномочия Федерального казначейства в части
федерального бюджета.
Следует отметить, что в настоящее время не предусмотрено серьезной
административной или уголовной ответственности за нецелевое использование
бюджетных средств, что резко снижает степень эффективности государственного
финансового контроля. Практически неизвестны случаи, когда возбужденные по
фактам нецелевого использования государственных ресурсов дела были доведены
до суда. Решить эту проблему призван находящийся в стадии проекта закон «О
Государственном финансовом контроле», предусматривающий соответствующие
санкции и механизм их применения.
Финансовый контроль со стороны специализированных органов. Помимо
рассмотренных выше органов финансового контроля, в России существует ряд
специализированных органов финансового контроля, сферой деятельности которых
является конкретная область финансов, например налогообложение или страхование.
В связи с повышением роли налогов в доходах государства при переходе к рыночной
экономике стало необходимым выделение органов налоговой службы в особую
систему. Главная
задача налоговых органов —
контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.
Система налоговых органов, подчиняющаяся Президенту РФ, включает Федеральную
налоговую службу,
а также государственные
и органах местного самоуправления. Основное оперативное звено — городские и
районные налоговые инспекции, поскольку именно они осуществляют
непосредственный налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков. В свою
очередь Федеральное
налоговое ведомство
налоговых органов Координирует взаимодействие органов налоговой службы с
другими контролирующими
и правоохранительными
Налоговые органы имеют право в соответствии с налоговым законодательством
проверять любые денежные документы у юридических и физических лиц, включая
совместные предприятия, иностранных граждан и лиц без гражданства; получать
от них необходимые справки; и сведения (за исключением составляющих
коммерческую тайну); контролировать соблюдение хозяйствующими субъектами
налогового законодательства и правильность исчисления налогов; обследовать
любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и
торговые помещения; применять меры принудительного воздействия в отношении
должностных лиц
и граждан, включая изъятие
приостановление операций по счетам в банках. Налоговые инспекции также имеют
право наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок
по налогам в бюджет.
Для обеспечения экономической безопасности РФ и укрепления государственной
дисциплины в области налоговой дисциплины созданы органы налоговой полиции,
ее территориальные и местные подразделения.
Налоговая полиция призвана решать следующие задачи:
• выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и
правонарушений;
• защиту сотрудников налоговой инспекции от противоправных посягательств при
исполнении ими служебных обязанностей;
• предупреждение,
выявление и пресечение коррупции в налоговых
органах.
Департамент страхового
надзора и территориальные
лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового
рынка, осуществляют контроль обоснованности страховых тарифов и следят за
соблюдением страховыми фирмами нормативов платежеспособности. Устанавливаются
правила формирования и размещения страховых резервов, методика расчета
соотношений между активами и обязательствами страховой фирмы, а также порядок
учета страховых операций и формы отчетности по страховой деятельности,
включая соблюдение установленных нормативов. В случае неоднократного
выявления нарушений законодательства и нормативных документов органы
страхового надзора имеют право ограничивать действие лицензий страховых фирм
либо обратиться в арбитражный суд с иском об их ликвидации.
Особая роль в осуществлении финансового контроля принадлежит Центральному
банку России (ЦБР). Как орган государственного управления, наделенный
властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные
отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью коммерческих
банков. С этой целью создано специальное подразделение — Департамент
банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками
банковского законодательства и установленных ЦБР нормативов банковской
деятельности. При установлении фактов нарушений или предоставлении банками
неполной или недостоверной информации, ЦБР в зависимости от вида нарушения
вправе прибегнуть к определенным метода) воздействия: штраф в размере от 0,1 до
1% от минимальной величины уставного капитала; выполнение требований ЦБР по
финансовому оздоровлению; реорганизация; замена руководств коммерческого банка;
применение более жестких нормативов, запрет на проведение отдельных операций и
на открытие фи лиалов на срок до одного года; назначение временной адмитстрации
в банке на срок до полутора лет и, наконец, как Kpaйняя мера — отзыв лицензии и
ликвидация банка.
На Государственный таможенный комитет (ГТК) возложен контроль за
соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров
через таможенную границу Российской Федерации.
Деятельность Федеральной службы по валютному и экспортному контролю,
созданной в 1992 г., тесно связана с ЦБР и ГТК. Основной задачей Службы являются
поиск и пресечение «лазеек» в валютном законодательстве, позволяющих
осуществлять
беспрепятственный отток
данных потенциальных
нарушителей валютного
Служба по валютному и экспортному контролю имеет право проверять все
финансовые документы организаций, осуществляющих внешнеэкономическую
деятельность; поднимать вопрос о приостановлении лицензий на право
осуществления таких операций в случаях выявления несоблюдения валютного и
экспортного законодательства, непредставления отчетных документов. Кроме
того. Службе приданы военизированные подразделения; они используются в
разведовательно-карательных целях. Служба имеет право привлекать другие
организации Российской Федерации в качестве агентов валютного контроля
Целью государственного финансового контроля является обеспечение проведения единой финансовой и денежной политики, законности, целесообразности и эффективности использования государственных финансовых ресурсов и государственной собственности, недопущение нецелевого и неэффективного использования государственных ресурсов и их хищения.
Возрастание роли государственного финансового контроля в рыночной экономике связано с увеличением финансовых потоков. Сами финансы все более обретают самостоятельное значение как инструмент активного контроля над созданием и движением товарно-денежных потоков. При этом на практике происходит сращивание материальных и финансовых отношений.
Роль контроля
проявляется в практическом использовании
контрольной функции финансов, реализация
которой способствует повышению
эффективности расходования финансовых
ресурсов. Отсюда назначением государственного
финансового контроля является содействие
успешной реализации финансовой политики
государства.
Перед финансовым
контролем стоят следующие задачи:
- содействие сбалансированности между
потребностью в финансовых ресурсах и
размерами денежных доходов и фондов народного
хозяйства;
- обеспечение своевременности и полноты
выполнения финансовых обязательств перед
государственным бюджетом;
- выявление внутрипроизводственных резервов
роста финансовых ресурсов, в том числе,
по снижению себестоимости и повышению
рентабельности;
- содействие рациональному расходованию
материальных ценностей и денежных ресурсов
на предприятиях, в организациях и бюджетных
учреждениях, а также правильному ведению
бухгалтерского учета и отчетности;
- обеспечение соблюдения законодательства
и нормативных актов (в области налогообложения
предприятий, относящихся к различным
организационно-правовым формам);
- содействие высокой отдаче внешнеэкономической
деятельности предприятий, в том числе,
по валютным операциям.
Данным перечнем не исчерпываются все задачи государственного финансового контроля, тем более что эти задачи уточняются и изменяются вместе с изменениями финансового законодательства.
Цель и задачи государственного финансового контроля определяют его основные функции как части общегосударственного контроля, которые проявляются в изучении реальности процессов финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта, установлении причин и внесении соответствующих коррективов в деятельность объекта контроля, направленных на повышение эффективности. В некоторых источниках финансовый контроль отождествляется с контрольной функцией финансов и контрольная функция рассматривается с точки зрения задач контролирующих органов. Функции финансов — это проявление их сущности в действии. Функции государственного финансового контроля — это проявление сущности государственного финансового контроля на практике. Реализация контрольной функции в деятельности органов финансового контроля не может служить основанием для отождествления государственного финансового контроля с контрольной функцией финансов.
Финансовый контроль,
являясь самостоятельной
Основная функция
государственного финансового контроля
заложена в его предназначении как
контрольно-ревизионная
Общепринятыми в мировой практике функциями государственного финансового контроля являются:
•контроль источников
поступления бюджетных средств;
•контроль расходования бюджетных ресурсов;
•контроль эффективности использования
государственной и муниципальной собственности,
проведения ее приватизации, национализации;
•контроль за использованием государственных
и муниципальных внебюджетных фондов;
•контроль за обращением средств бюджета,
государственных и муниципальных внебюджетных
фондов в банках и иных кредитно-финансовых
организациях;
•контроль за эффективностью предоставления
и законностью использования льгот по
налогообложению и полученных дотаций;
•пресечение финансовых злоупотреблений.
Степень использования
функций государственного финансового
контроля закладывается в
Функционирование
контрольных органов
Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством и муниципальными образованиями для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.
Список использованной литературы
Информация о работе Органы финансового контроля, их задачи и функции