Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 16:20, доклад
Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
1. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ ……….5
1.1 Понятие финансовой политики, eё значение в развитии предприятия………………………………………………………………...5
1.2 Цели, задачи финансовой политики ………………………………..8
1.3 Основные этапы финансовой политики предприятия …………….19
1.4 Субъекты и объекты финансовой политики ………………………21
2.ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………….25
2.1 Основные направления разработки финансовой политики предприятия……………………………………………………………. 25
2.2 Организация системы финансового планирования деятельности предприятия …………………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………..…..35
АМОУ ВПО САМАРСКАЯ АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Курсовая работа
по дисциплине «Финансовая политика»
на тему: «Основные направления финансовой политики предприятия»
Выполнила:
Проверила: доц. Паух Я.В.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ ……….5
1.1 Понятие финансовой политики, eё значение в развитии предприятия…………………………………………………
1.2 Цели, задачи финансовой политики ………………………………..8
1.3 Основные этапы финансовой политики предприятия …………….19
1.4 Субъекты и объекты финансовой политики ………………………21
2.ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………
2.1 Основные направления разработки финансовой политики предприятия…………………………………………………
2.2 Организация системы финансового планирования деятельности предприятия …………………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………..…..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………… 36
Введение
Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.
Представленная работа посвящена теме «Основные направления финансовой политики предприятия».
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики «Основные направления финансовой политики предприятия».
Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях нестабильной экономической среды, высокой инфляции, непредсказуемой налоговой и денежно кредитной политики государства многие предприятия вынуждены проводить политику выживания, т.е. ограничиваться решением текущих, сиюминутных финансовых проблем. Однако рыночная ситуация требует разработки финансовой политики на будущее. Подобная реакция на неопределенные макроэкономические установки властных структур порождает конфликт интересов предприятий и государства, собственников и менеджеров, обуславливает противоречие между ценой внешних заимствований рентабельностью производства, доходностью собственного производства и фондового рынка.
Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы.
Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.
Целью данной работы является изучение методических и законодательных основ, инструментов и механизмов, опытов осуществления эффективной финансовой политики в современных экономических условиях хозяйствования.
Источниками информации для написания работы по теме «Основные направления финансовой политики предприятия» послужили базовая учебная литература, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике «Основные направления финансовой политики предприятия», справочная литература, прочие актуальные источники информации.
Финансовая политика предприятия – совокупность мероприятий по целенаправленному формированию, организации и использованию финансов для достижения целей предприятия.
Разработанная финансовая политика позволяет предприятию не снижать темпов развития, особенно тогда, когда исчерпаны самые очевидные резервы роста, такие как неохваченные рынки, дефицитные продукты, пустые ниши. В такой момент на первое место в конкурентной борьбе выходят компании, умеющие, во-первых, верно идентифицировать свою стратегию, во-вторых, мобилизовать все ресурсы на достижение поставленных стратегических целей.
Финансовая политика – наиболее важный составной элемент общей политики развития предприятия, которая включает также инвестиционную политику, инновационную, производственную, кадровую, маркетинговую и другие. Если рассматривать термин «политика» более широко – то это действия, направленные на достижение цели. Так, достижение любой задачи, стоящей перед предприятием, в той или иной мере обязательно связано с финансами: затратами, доходами, денежными потоками – а реализация любого решения, в первую очередь, требует финансового обеспечения. Таким образом, финансовая политика не ограничена решением локальных, обособленных вопросов, таких, как анализ рынка, разработка процедуры прохождения и согласования договоров, организация контроля за процессами производства, а имеет всеобъемлющий характер.
Финансовая политика – сравнительно новая дисциплина. Она не изучает сущность финансовых отношений и даже не разрабатывает ни механизмы, ни методы регулирования и оптимизации доходов, расходов, денежных потоков, а использует уже существующие и рассматриваемые в курсе финансового менеджмента. Однако ее роль и значение не становится от этого менее значимыми. Существует множество способов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, которые, в конечном итоге, позволят предприятию развиваться. Но только разработка и внедрение финансовой политики на предприятии позволят более четко определить основные направления его развития.
В настоящее время для многих предприятий стратегические цели или отсутствуют, или четко не определены критерии и сроки их достижения. Основные ресурсы финансового менеджмента идут на согласование противоречивых задач и устремлений на разных уровнях управления. В этой связи невозможен следующий этап - выбор оптимальных механизмов, позволяющих в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами добиться поставленных целей.
В результате отсутствия заданных стоимостных показателей и центров финансовой ответственности, отвечающих за их достижение, нереализуема контрольная функция - сравнение фактического и планового параметров.
Основа финансовой политики – четкое определение единой концепции развития предприятия, как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе, выбор из всего многообразия механизмов достижения поставленных целей наиболее оптимальных, а также разработка эффективных механизмов контроля.
Финансовая политика призвана дать ответы на вопросы:
Как оптимально сочетать стратегические цели финансового развития предприятия?
Как в конкретных финансово-экономических условиях достигнуть поставленных целей?
Какие механизмы наиболее оптимально подходят для достижения поставленных целей?
Стоит ли изменять финансовую структуру предприятия посредством использования финансовых инструментов?
Как и какими критериями возможно проконтролировать достижение поставленных целей?
Только с помощью разработанной финансовой политики можно с наименьшими затратами и в кратчайшие сроки добиться поставленных целей. Именно поэтому как алгоритм действий «финансовая политика» все больше применяется в практической сфере управления предприятиями. Руководители хозяйствующих субъектов уже долгое время на практике пытаются создать эффективную налоговую политику, обосновать ценовую политику, регламентировать кредитную политику, валютную и т.д. для того чтобы избежать метода «черного ящика» применительно к финансовым потокам. Но это лишь частные случаи общей финансовой политики предприятия, которая должна разрабатываться в комплексе и в рамках единых стратегических направлений.
1.2. Цели, задачи и направления формирования финансовой политики
Можно перечислить несколько задач, которые необходимо решить при организации долгосрочной финансовой политики:
Избежать финансовых трудностей и банкротства;
Выживание фирмы в условиях конкурентной борьбы;
Максимально увеличить объем продаж и сектор рынка;
Минимизировать расходы;
Максимизировать прибыль.
Максимизировать рыночную стоимость фирмы
Приоритетность той или иной цели по-разному объясняется в рамках существующих теорий организации бизнеса (theories of the firm).
Наиболее распространенным является утверждение, что фирма должна работать таким образом, чтобы обеспечить максимальный доход ее владельцам (Profit Maximisation Theory). Обычно это ассоциируется с рентабельной работой, ростом прибыли и снижением расходов. Однозначен ли такой вывод?
В рамках традиционной неоклассической экономической модели предполагается, что любая фирма существует для того, чтобы максимизировать прибыль. Мы имеем в виду прибыль этого года? Если да, то такие действия, как откладывание на будущее технического обслуживания, невмешательство в постепенное сокращение товарно-материальных запасов и другие краткосрочные меры по сокращению расходов, приведут к увеличению прибыли в настоящем, но такая деятельность не обязательно является желательной.
Цель на максимизацию прибыли может подразумевать «конечную» или «среднюю» прибыль, но по-прежнему не ясно, что это значит. Во-первых, имеем ли мы в виду учет чистого дохода или прибыли на акцию? Во-вторых, что подразумевать под «конечной»?
Часто приводится понятие «нормальной» прибыли, т.е. прибыли, устраивающей владельцев данного бизнеса. Действительно, прибыльность различных видов производств может существенно различаться, что не вызывает тем не менее стремления всех бизнесменов одновременно сменить свой бизнес на более прибыльный. В основе такого подхода лежит и весьма распространенная система ценообразования на производимую продукцию — «себестоимость плюс некая устраивающая производителя надбавка».
Другие исследователи выдвигают предположение, что в основе деятельности фирм и их руководства лежит стремление к наращиванию объемов производства и сбыта. Обосновывается это тем, что многие менеджеры олицетворяют свое положение (заработная плата, статус, положение в обществе) с размерами фирмы в большей степени, нежели с ее прибыльностью.
В рамках данной теории применяются и другие формальные критерии, в частности, для оценки эффективности данной фирмы в целом очень распространенным является показатель «доход на акцию»; для оценки эффективности инвестиций может применяться показатель «рентабельность инвестиций» (ROI). Однако принятие решений на основе этих и подобных им показателей не всегда очевидно.
Например, предположим, что некая фирма достигла значения показателя ROI = 30%. Означает ли это, что представившуюся возможность размещения капитала с ROI = 25%, но в гораздо менее рисковое предприятие следует безоговорочно отвергнуть? Выбор не так прост, как кажется. В частности, новое инвестирование следует осуществить, если:
а) затраты на поиск источников финансирования меньше, чем 25%;
б) фирма имеет временно свободный капитал и не может более выгодно разместить его в предприятие с той же степенью риска.
Следующий пример. Предположим, что финансовый менеджер компании А делает выбор между двумя альтернативными инвестиционными проектами Р1 иР2:
Информация о работе Основные направления финансовой политики предприятия