Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:25, курсовая работа
Задачей данной курсовой работы будет являться обстоятельное изучение темы, раскрываться, которая будет согласно содержанию.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Понятие финансовых правоотношений……………………………………....4
2.Особенности финансовых правоотношений…………………………………5
3. Виды финансовых правоотношений…………………………………………8
3.1. Бюджетные правоотношения……………………………………………...9
3.2. Налоговые правоотношения………………………………………………11
3.3. Отношения по страхованию……………………………………………....14
3.4. Валютные правоотношения……………………………………………….17
3.5. Правоотношения в области банковской деятельности…………….........21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемой литературы……………………………………………..25
Наиболее
полно раскрывает содержание финансовых
правоотношений их классификация на
виды в зависимости от структуры
финансовой системы РФ. При такой
классификации выделяются финансовые
правоотношения, возникающие в связи
с функционированием
В связи
с существованием материальных и
процессуальных норм финансового права,
выделяемых в зависимости от объекта
правового регулирования, финансовые
правоотношения также могут быть
материальными и
В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. Эти финансовые ресурсы выражены в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов. Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т. п. этих конкретно определенных объемов финансовых средств. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются государственные и муниципальные денежные фонды.
В процессуальных
финансовых правоотношениях выражается
юридическая форма, в которой
происходит получение государством
или органами местного самоуправления
в свое распоряжение финансовых ресурсов,
их распределение и использование.
Поэтому процессуальные субъективные
права и обязанности (полномочия)
направлены на использование определенной
юридической формы и порядка
финансовой деятельности. Например, на
стадии составления проекта бюджета
к ним относятся обязанность
Правительства РФ представить в
установленный срок Государственной
Думе проект федерального бюджета по
определенному перечню
Между
процессуальными и
. Вместе
с тем правильно избранная
процессуальная форма
Финансовые
правоотношения возникают только по
поводу денежных средств (фин. ресурсов)
вне зависимости от их формы выражения.
Поэтому финансовые правоотношения
всегда являются имущественными денежными
отношениями.
3. Виды финансовых правоотношений:
Рассмотрев в предыдущей главе понятие и основные признаки финансово-правовых отношений, теперь можно смело переходить к основному смыслу данной работы - их видам.
Дело
в том, что общественные
Поэтому
и финансовые правоотношения
характеризуются большим
Данные отношения в науке финансового права принято классифицировать в зависимости от подотрасли, раздела, института финансового права (что, в свою очередь, зависит от определённой сферы общественной жизни) на следующие Основные виды:
- бюджетные правоотношения
- налоговые правоотношения
- отношения по страхованию
- валютные правоотношения
- правоотношения в области банковской деятельности
Основной
задачей этой главы будет рассмотрение
представленных Видов финансовых правоотношений,
их анализ.
3.1. Бюджетные правоотношения:
Бюджетное право является важнейшей подотраслью финансового права, с которой так или иначе связаны все составные части финансового права - его подотрасли, разделы, институты.
Роль бюджетного права в системе финансового права обусловлена той ролью, которую играют в реальной жизни общественные отношения, урегулированные нормами данной подотрасли финансового права, т.е. определяются сущностью предмета правового регулирования.
Предметом бюджетного права и являются общественные отношения, которые возникают при создании, распределении и использовании важнейшего централизованного денежного фонда государства (РФ и её субъектов). Таким централизованным фондом является бюджет государства (федеральный или региональный).
В юридической и экономической литературе понятие «бюджет» рассматривается в разных аспектах.
Он определяется
как экономическая категория, т.е.
совокупность экономических отношений,
возникающих в процессе создания,
распределения и использования
государственного централизованного
фонда денежных средств или муниципального
фонда денежных средств. Как правовая
категория бюджет - это основной
финансовый план государства или
муниципального самоуправления, роспись
его доходов и расходов. В БК
РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ содержится легальное
определение бюджета. Он определяется
как форма образования и
Бюджет
государства имеет значительную
роль в политической и хозяйственной
жизни страны. В связи с тем,
что Россия является федеральным
государством, под бюджетом государства
понимают бюджет России (именуемый
Федеральным) и бюджеты субъектов
Федерации. Бюджет государства должен
обеспечивать необходимым финансированием
социально-экономическое
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ федеральный бюджет находится в ведении РФ. Федеральному бюджету придаётся высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона. Средства федерально бюджета должны использоваться с соблюдением норм ФЗ, утвердившего его. На уровне образований м.с.у. создаются местные бюджеты.
Отношения,
возникающие в процессе образования,
распределения и использования
бюджетов, чрезвычайно разнообразны
и сложны. Они возникают в процессе
установления бюджетной системы
РФ, распределения доходов и
Т.о. бюджетные
правоотношения возникают в процессе
формирования доходов и осуществления
расходов бюджетов всех уровней бюджетной
системы РФ и государственных
внебюджетных фондов; осуществления
государственных и
К особенностям бюджетных правоотношений можно отнести то, что возникают они в связи с образованием, распределением и использованием государственного и муниципального денежного фонда на соответствующей территории. А также: права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и использованием бюджета как основного финансового плана государства.
Субъекты данных правоотношений - это носители бюджетных прав и обязанностей в области бюджета, а в узком смысле - субъекты бюджетного права, реально вступившие в бюджетные правоотношения. Это, например, РФ и её субъекты; органы государственной власти и о.м.с.у. и пр.
Значение
бюджетного права и правоотношений
в этой области определяется той
важной ролью, которую играет бюджет
государства и местного самоуправления
в развитии общества.
3.2 Налоговые правоотношения:
Существуют
различные доктринальные
1) отчуждение
при уплате налога части
2) законность
установления и введения
3) обязательность
уплаты налога при наличии
определённых в законе условий,
4) индивидуальная безвозмездность;
5) внесение
в бюджет публичного
Законодательное
же определение налога дано в ст.
8 НК. Пот налогом т.о. понимается
обязательный, индивидуально безвозмездный
платёж, взимаемый с организаций
и физических лиц в форме отчуждения
принадлежащих им на праве собственности,
хозяйственного ведения или оперативного
управления денежных средств, в целях
финансового обеспечения
НК устанавливает, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом (п. 5 ст. 3 НК). Смысл этой нормы состоит в том, что платёж независимо от данного ему названия должен оцениваться по существу, с учетом характеристик налога, указанных в законе.
Так что
же такое налоговые
Правоотношения
по поводу установления налогов предшествуют
правоотношениям, возникающим в
связи с взиманием налогов. В
них участвуют органы государственной
власти РФ, её субъектов и о.м.с.у.
соответственно предусмотренному законодательством
порядку установления налогов разных
территориальных уровней и
Установленные
в законном порядке налоги реализуются
через налоговые
Основным содержанием налогового правоотношения в этом случае является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных органов - обеспечить уплату налогов.
В налоговых
правоотношениях участвуют: налогоплательщики,
налоговые органы и кредитные
организации - банки, которые принимают
и зачисляют налоговые платежи
на счета соответствующих
Налог должен быть точно определён, а не произволен. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор информации, который позволил бы конкретно указать:
1) обязанное
лицо, размер налогового