Пластиковые карты - современный способ оплаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:48, курсовая работа

Описание

В условиях развития мирохозяйственных связей происходит процесс интеграции экономик отдельных государств и развития платежных систем, в частности, в направлении развития безналичных форм расчетов, которые, в свою очередь, нашли широкое применение в современном мире. Одним из инструментов безналичных расчетов является пластиковая карта. В большинстве экономически развитых стран пластиковая карта является неотъемлемым атрибутом сферы торговли и услуг. Проведение операций с помощью платежных карт показывает степень интегрированности банковской системы и общества. Достаточно сказать, что безналичная оплата товаров и услуг в промышленно развитых странах достигает 90% в структуре всех денежных операций.

Содержание

Введение 3
1. Пластиковые карточки как современный платежный инструмент 4
1.1. История возникновения и развития пластиковых карт 4
1.2 Виды пластиковых карт 8
1.2.1 Дисконтные карты 8
1.2.2 Платежные карты: кредитные и дебетовые 9
1.2.3. Чековая гарантийная карточка 11
1.2.4. Микропроцессорные карты 12
2. Зарубежный опыт применения платежных карт 15
2.1 Расчеты с использованием платежных карт 16
2.2. Внедрение инноваций 19
2.3. Возможности call-центров 21
2.4. Расчеты через Интернет 21
2.5. Обслуживание «мобильных» клиентов 24
3. Характеристика и тенденции развития российского рынка платежных карт 27
Заключение 36
Список использованной литературы 37

Работа состоит из  1 файл

Пластиковые карты современный платежный инструмент.doc

— 286.00 Кб (Скачать документ)

Однако в  последнее время наблюдается некоторый отток клиентов из интернет-банков. Оказалось, что главное их преимущество - виртуальность - является одновременно и главным недостатком. Среди основных причин, заставляющих расставаться с виртуальными банками, клиенты называют невозможность прямого контакта с работниками банка и отсутствие индивидуального подхода.

Серьезный недостаток электронного способа оказания банковских услуг заключается в ослаблении контакта с клиентом, а следовательно, в привязанности клиента к  банку. Современные стратегии сбыта в сфере розничной деятельности все чаще предусматривают возможность альтернативного виртуального или электронного ведения операций. В течение ближайших 5-8 лет виртуальные банки не смогут полностью заменить традиционные банковские офисы. Однако все может измениться, когда компьютеры станут использовать в сочетании с видеотелефоном, возможностью классифицировать документ и идентифицировать магнитную карту.

При выстраивании банком стратегии, ориентированной  на использование электронных средств, целесообразно принимать во внимание психологическую готовность клиентов к работе по новым технологиям. В разных странах ситуация в этом плане не одинакова. Например, американцы, несмотря на бурное развитие удаленного банкинга, по-прежнему предпочитают традиционный способ работы с банковскими учреждениями.

В ходе общеамериканского  опроса выяснилось, что 47% респондентов совершают банковские операции традиционным способом и лишь 4% регулярно работают со своим банком через Интернет. Почти 40% опрошенных указали, что при выборе банка руководствовались исключительно степенью его близости к собственному дому, то есть, несмотря на удобства, которые предоставляет клиентам онлайн-банкинг, общество пока не готово полностью отказаться от живого общения при решении финансовых вопросов.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что  внедрение инноваций в банковскую практику тесно связано с инновационными процессами в мировом финансовом секторе, что делает этот процесс  неизбежным для всех банков в различных странах.

 

3. Характеристика и тенденции развития российского рынка платежных карт

 

В 2009 году на российском рынке платежных  карт сохранилась положительная  динамика развития как в сфере  эмиссии, так и в сфере эквайринга платежных карт. Наблюдался дальнейший рост безналичных операций, совершенных с использованием платежных карт. Так, с 2001 по 2009 год отношение объема безналичных операций, совершенных на территории России с использованием платежных карт, к ВВП увеличилось с 0,4% до 2,5%, также увеличилась и доля указанных операций в розничном товарообороте, обороте общественного питания и платных услуг населению с 0,9% до 3,8% (таблица 1).

 

Таблица 1. Показатели, характеризующие  развитие российского рынка платежных  карт

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Количество эмитированных платежных карт, на конец года (тыс.шт.)

35 157

54 665

74 762

103 497

119 242

126 033

Количество эмитированных  платежных карт на одного жителя, на конец года (шт.)

0,24

0,38

0,52

0,73

0,84

0,89

Количество операций совершенных с использованием платежных карт* (млн. ед.)

609,9

864,5

1 209,4

1 641,1

2 124,7

2 492,1

Среднее количество операций, осуществленное по 1 карте* (ед.)

17,3

15,8

16,2

15,9

17,8

19,8

Объем операций совершенных  с использованием платежных карт* (млрд.руб.)

2 074,2

2 986,8

4 433,7

6 536,0

9 379,5

10 068,5

Средний объем операций, осуществленных по 1 карте* (тыс. руб.)

59,0

54,6

59,3

63,2

78,7

79,9

Отношение объема безналичных  операций, совершенных с использованием платежных карт** на территории России, к ВВП (%)

1,6

1,5

1,4

1,8

2,1

2,5

Доля безналичных операций, совершенных с использованием платежных  карт** на территории России, в розничном  товарообороте, обороте общественного  питания и платных услуг населению (%)

1,5

1,8

2,2

2,7

3,5

3,8


* Включены операции, совершенные с платежными картами, эмитированными банками - резидентами

** Включены операции, совершенные с платежными картами, эмитированными как на территории России, так и за рубежом

Вместе с тем, в 2009 году, по сравнению с предыдущими годами, под влиянием мирового финансового кризиса произошло замедление темпов прироста количества эмитированных платежных карт, а также количества и объема операций, совершенных с их использованием. В частности, прирост количества эмитированных платежных карт составил 5,7%, прирост количества и объема операций составил 17,3% и 7,3%, в то время как в 2008 году прирост данных показателей составил соответственно 15,2%, 29,5% и 43,5% (рисунок 2).

Рисунок 2. Темпы прироста количества эмитированных платежных карт и операций, совершенных с их использованием (в % к предыдущему году)

 

Структура российского  рынка платежных карт разнообразна и включает такие виды как расчетные (дебетовые), кредитные и предоплаченные карты.

В 2009 году наибольшую долю в структуре платежных карт составляли расчетные (дебетовые) карты (почти 91,6% или 115,4 млн. карт), что объясняется, в первую очередь, их развитием за счет широкой реализации «зарплатных» проектов.

Кредитные карты стали  более активно распространяться, преимущественно в связи с реализацией банками различных программ потребительского кредитования. Их доля в общем числе эмитированных карт составила лишь 6,8% или 8,6 млн. карт.

Сектор кредитных карт наиболее существенно отреагировал на изменение экономической ситуации, сложившейся в стране в условиях мирового финансового кризиса. Многие российские банки ужесточили требования к потенциальным держателям кредитных карт, снизили кредитные лимиты (лимиты «овердрафта» для расчетных (дебетовых) карт с разрешенным «овердрафтом»), а также пересмотрели тарифную политику, что, в свою очередь, привело к сокращению темпов роста их эмиссии. В этой связи по сравнению с 2008 годом количество эмитированных в стране кредитных карт сократилось почти на 7,5%.

В целом, снижению показателей, характеризующих развитие сектора  кредитных карт, способствовали и  изменения в поведении их держателей, предпочитающих меньше пользоваться заемными средствами в условиях нестабильной ситуации в сфере занятости населения.

В 2009 году более чем в 3 раза увеличилось количество предоплаченных карт, однако их доля в структуре российского рынка платежных карт по прежнему остается незначительной (1,6% или 2,0 млн. карт). Предоплаченные карты дополняют собой традиционный набор розничных платежных инструментов и способствуют, в первую очередь, решению задач по обеспечению потребностей населения в оплате товаров и повседневных услуг (услуг мобильной связи, коммунальных платежей, др.) на небольшие суммы посредством сети Интернет и мобильных телефонов.

Рисунок 3. Количество и виды эмитированных платежных карт* (тыс.ед.)

В 2009 году на российском рынке платежных карт стали реализовываться  новые виды услуг, в частности, по переводу денежных средств с одного банковского счета на другой банковский счет с использованием платежных карт (переводы «с карты на карту»), взносы на благотворительные цели и пр. (24,5 млн. операций на сумму 185,9 млрд. рублей). При этом значительную долю операций среди данных видов услуг занимают переводы денежных средств «с карты на карту». Ее популярность в России во многом обусловлена доступностью, поскольку у физического лица-перевододателя отсутствует необходимость посещения почтового отделения или банка для осуществления перевода и выполнения связанных с ним соответствующих процедур.

Однако существует ряд  факторов, препятствующих развитию переводов  «с карты на карту»:

- наличие лимитов на  сумму перевода денежных средств,  как правило, с большими ограничениями,  чем у традиционных систем  переводов; 

- наличие комиссионного вознаграждения, взимаемого кредитными организациями за осуществление перевода денежных средств «с карты на карту».

Еще одним активно  развивающимся направлением, способствующим развитию новых услуг кредитных  организаций для держателей платежных  карт, является внедрение дистанционного банковского обслуживания («интернет-банкинг», «мобильный банк»), обеспечивающего доступ к их банковским счетам для совершения операций на основании кодов, паролей, сформированных на базе реквизитов платежных карт.

В современных условиях спектр услуг, предоставляемых в рамках дистанционного банковского обслуживания, существенно расширился. Интерес кредитных организаций к развитию указанных услуг основывается на повышении к ним интереса держателей карт, а также сравнительной незначительностью затрат на их внедрение.

Кроме того, в 2009 году российские банки в большей степени стали  ориентироваться на обслуживание привилегированных  клиентов (VIP-клиентов) и развивать  программы, стимулирующие активнее использовать карты премиальных категорий в торгово-сервисной сети.

В числе значимых тенденций  развития российского карточного рынка  следует отметить и активизацию  банков в секторе социальных проектов, предусматривающих внедрение карт, предназначенных для получения  пенсий, пособий, дотаций и иных выплат социального характера.

Одним из ярких примеров реализации проектов по выпуску и  обслуживанию социальных карт является успех проекта «Социальная карта  Башкортостана». К концу 2009 года было реализовано 7 функциональных приложений социальной карты: социальное, медицинское, транспортное, налоговое, пенсионное, дисконтное, банковское. В разработке находились новые приложения, обеспечивающие оплату штрафов ГИБДД, оплату госпошлины за оформление/выдачу паспортов, учет использования бюджетных средств, выделяемых на питание учащихся, а также контроль посещаемости и успеваемости учащихся и пр.

16 декабря 2009 года на  международном ежегодном конкурсе  инновационных банковских продуктов  OSCARDS 2009 в Париже, наряду с банковскими  продуктами из США и Тайваня, проект «Социальная карта Башкортостана» был номинирован на премию «Лучший инновационный банковский продукт» в категории «Услуги», где стал первым среди российских разработок, победившим в данном конкурсе.

В структуре  российского рынка платежных карт представлены российские и международные платежные системы. Количество российских платежных систем на протяжении последних 10 лет остается примерно на одном уровне и на конец 2009 года составило около 60, большинство из которых - «одноэмитентные платежные системы»2. Наибольшую долю (по количеству платежных карт, объему и количеству операций и т.п.) занимают международные платежные системы, лидерами среди которых являются VISA и MasterCard. Однако в 2009 году доля «активных» карт в общем количестве карт международных платежных систем невелика, поскольку в среднем за квартал она составляла около 45%, в то время как аналогичный показатель по картам российских платежных систем был выше и соответствовал 65%.

Несмотря на лидирующие позиции на российском рынке платежных карт международных платежных систем, держатели международных карт в большей степени ориентированы на получение наличных денежных средств, чем на операции по безналичной оплате товаров и услуг, о чем свидетельствует структура операций, совершенных с использованием карт международных платежных систем, в которой доля безналичных операции по оплате товаров и услуг составила 27,6% по количеству и 11,2% по объему операций. Аналогичные показатели по картам российских платежных систем были выше и составили 38,8% по количеству и 25,1% по объему операций (рисунок 4).

Рисунок 4. Структура операций с использованием карт российских и международных платежных систем в 2009 году, (%)

 

Среди российских платежных систем наибольший удельный вес по количеству и объему операций, а также инфраструктуре обслуживания платежных карт приходился на такие системы, как «Объединенная Российская Платежная Система» («ОРПС»), «Золотая Корона», «Union Card/NCC» и «Таможенная карта». Следует отметить, что платежная система «Таможенная карта» ориентирована на использование платежных карт исключительно для безналичной оплаты таможенным органам таможенных и иных платежей.

Российские платежные  системы развивали свою деятельность и в международном аспекте. В  указанных целях операторами российских платежных систем привлекались к сотрудничеству иностранные банки, выступающие как в качестве эмитентов, так и в качестве эквайреров российских платежных карт. Так, в 2009 году на территории России с использованием карт российских платежных систем, эмитированным за пределами России, было совершено 11,8 тыс. операций на сумму 53,6 млн. рублей. По картам российских платежных систем, эмитированным кредитными организациями на территории Российской Федерации, количество и объем операций, совершенным с их использованием за пределами России, за аналогичный период составили 7,5 тыс. операций на сумму 75,1 млн. рублей.

Информация о работе Пластиковые карты - современный способ оплаты