Понятие, предмет финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2012 в 23:02, реферат

Описание

Финансовое право – самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования государством определенных фондов денежных средств. Однако финансовое право достаточно широко взаимодействует с другими отраслями права, в том числе с гражданским.

Содержание

1. Понятие, предмет и метод правового регулирования финансового права. ..3
2. Система финансового права, ее элементы и структура……………………...8
3. Источники финансового права и финансовое законодательство………….11
Список использованной литературы…………………………………………...14

Работа состоит из  1 файл

Finansovoe.docx

— 27.91 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

1. Понятие, предмет и  метод правового регулирования  финансового права. ..3

2. Система финансового  права, ее элементы и структура……………………...8

3. Источники финансового  права и финансовое законодательство………….11

Список использованной литературы…………………………………………...14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие, предмет и метод правового регулирования финансового права

Финансовое право – самостоятельная  отрасль права, представляющая собой  совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие  в процессе создания, распределения  и использования государством определенных фондов денежных средств. Однако финансовое право достаточно широко взаимодействует  с другими отраслями права, в  том числе с гражданским. Связь  финансового права с гражданским  правом определена тем, что часть  отношений в области кредита, расчетов, страхования регулируется нормами гражданского права. Отличие  заключается в том, что гражданско-правовые отношения предусматривают равенство  сторон, в то время как финансово-правовые отношения подразумевают наличие  властных полномочий, присущих государственным и финансово – кредитным органам.

При отграничении финансового права  от смежных отраслей права необходимо учитывать природу его предмета, особенности метода правового регулирования  и наличие системы финансового  права.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие  в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и  использованию фондов денежных средств. Особенностью данных общественных отношений  является то, что они возникают  в процессе финансовой деятельности государства и представляют собой  разновидность имущественных отношений, так как возникают по поводу финансовых ресурсов. Это финансовые отношения, одной из сторон в которых всегда выступает государство или его  орган.

Вторым критерием для определения  сущности финансового права в  системе российского права служит метод правового регулирования. Специфика предмета финансового права, обусловила особенности способов государственного воздействия на эту область государственной деятельности.  

 Методы осуществления финансовой  деятельности являются важным  составляющим элементом финансового  права, поскольку отражают качественную сторону финансовой деятельности и позволяют судить о характере внутригосударственных взаимоотношений.  

Метод финансово-правового регулирования — это обусловленная публичностью и финансовой значимостью совокупность специфических юридических признаков финансового права, в которых концентрированно выражаются соответствующие его содержанию и местоположению в системе российского права средства и способы регулирования финансовых отношений.   

 При регулировании финансовых  отношений один и тот же  правовой прием применяется различными подотраслями и институтами финансового права.   

 Метод финансового права  это всегда совокупность юридических  приемов, средств, способов, отражающих  своеобразие воздействия данной  отрасли права на отношения финансовой сферы.  

 Методология финансового права  обусловлена регулируемыми имущественными и связанными с ними неимущественными отношениями, которые в свою очередь вызваны законодателем к жизни необходимостью формирования государственной (муниципальной) собственности в виде централизованных и децентрализованных фондов денежных средств — бюджетов, внебюджетных фондов, финансов предприятий и т. д.

Виды методов финансового права и их особенности  

 С учетом уровня, сферы, субъектов  и других аспектов финансовой  деятельности методы финансово-правового  воздействия на участников финансовых  правоотношений различны: в одном  случае проявляется императивность, в другом — относительная диспозитивность.   

Императивный метод воздействия представляет способ властных предписаний, сочетающий в себе нормы-запреты и обязывающие нормы.   

 В финансовом праве преобладает  метод императивного регулирования, которому характерны предписания и запреты. Это объясняется публичной природой финансовых отношений и их значимостью для нормального функционирования всего государства в целом.   

 Императивный (властный) характер  финансовой деятельности государства присущ в силу того, что государство самостоятельно устанавливает порядок образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов.   

 Именно выражение финансовых интересов государства в целях реализации публичных интересов предопределяет императивные способы воздействия на иных участников финансовых отношений и обосновывает юридическое неравенство субъектов финансового права.  

 Развитие рыночной формы  экономики и федеративной формы  государства обусловливает применение  согласительных процедур, обсуждение принимаемых решений, договорных методов Регулирования финансовых отношений и т. п.  

Диспозитивный метод относительно публичной финансовой сферы следует рассматривать в качестве предоставления субъектам финансового права возможности выбора вариантов поведения в рамках финансового законодательства.  

 Диспозитивные начала проявляются  в межбюджетных отношениях между Российской Федерацией и ее субъектами, что свидетельствует о признании субъектов РФ равноправными участниками бюджетных отношений.   

 Свидетельством допустимости  диспозитивности в публичных  отношениях могут служить нормы  БК РФ, допускающие возникновение публичных бюджетных правоотношений на основании юридических фактов, вытекающих из частных гражданских правоотношений.   

 На основании договора, заключенного  в соответствии с гражданским  законодательством РФ, предоставляются  бюджетный кредит или бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями (п. 1 ст. 76, п. 1 ст. 80 БК РФ).  

 Гражданско-правовые отношения  в сфере страхования также  могут вызывать к жизни публичные  финансовые отношения.   

 Проявление относительной диспозитивности  наблюдается и в регулировании  БК РФ отношений в сфере  государственных и муниципальных  кредитных отношений.   

 Внешнее юридическое выражение  метод диспозитивности находит  и в установлении государством  рекомендательных финансово-правовых норм.   

 В финансовом праве метод  диспозитивности носит условный характер и его действие имеет определенные особенности, обусловленные в первую очередь приоритетом публичных интересов. Согласование каких-либо условий финансовой деятельности возможно только в случаях, прямо оговоренных финансовым законодательством.   

 Названные характерные черты  методов правового воздействия в сочетании с финансово-правовым механизмом являются основными элементами юридического режима правового регулирования финансовых отношений, при наличии которых финансовое право является самостоятельным правовым образованием в системе российского права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Система финансового права, ее элементы и структура.

 

Финансовое право, являясь отраслью права, состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, которые группируются в различные институты и подразделения, объединяясь в единую систему. Классификация финансово-правовых норм в системе имеет объективную основу – она зависит от особенностей регулируемых отношений. Несмотря на это, на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности практики.

Система российского финансового  права – это объективно обусловленное системой финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

В системе финансового  права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные составляющие российского финансового права  – части: Общая и Особенная. Выделение  их и определения содержания каждой из них относится к важным достижениям  правовой науки. В Общей части  содержатся общие, основополагающие положения  распространяющиеся на всю отрасль  финансового права (например, принципы финансовой деятельности должны соблюдаться  при реализации валютного, бюджетного, налогового и др. законодательства), а в Особенной части акцент делается на специфические черты  отдельных групп отношений, т. е. налоговое право, бюджетное право и др.

В системе финансового  права находит своё отражении  финансовая система РФ как объективно существующая. В Общей части получило своё отражение единство финансов. К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие положения: основные принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований; систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области; основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения; организация финансового контроля, его формы и методы и другие финансово-правовые нормы, которые распространяют своё действие на финансовую деятельность государства (и муниципальных образований) и имеют для нее общее значение.

Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нижеуказанных разделов и подотраслей (бюджетное право и налоговое право), включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты (банковский кредит, государственные доходы). Указанные выше подотрасли получили в системе финансового права в сравнении с ее другими подразделениями более четкое оформление и разработанную структуру, что выразилось в принятии БК РФ и НК РФ.

Все подразделения представляют собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. В последние по признаку однородности регулируемых отношений  входит несколько финансово-правовых институтов (Налоговое право –  налог на добавленную стоимость, ответственность за нарушение налогового законодательства и др.).

В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

– бюджетной системы;

– внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;

– финансов государственных и муниципальных предприятий;

– государственных и муниципальных доходов;

– налоги и сборы;

– государственного и муниципального кредита;

– организации страхования;

– государственных и муниципальных расходов;

– банковского кредитования;

– денежного обращения и расчетов;

– валютного регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Источники финансового права и финансовое законодательство

 

Источники финансового права Российской Федерации – это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права:

– главный источник финансового права – Конституция РФ, на основе которой приняты конституции и уставы субъектов Федерации, а также уставы муниципальных образований;

– приняты и действуют кодифицированные источники по налоговому и бюджетному праву: Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ и Налоговый кодекс РФ часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 19 июля 2000 г. № 117-ФЗ (единый кодекс регламентирующий финансовые отношения отсутствует);

– нормы финансового права содержатся в нормативных правовых актах главы государства (указах Президента РФ);

– также источниками финансового права являются правовые акты органов исполнительной власти различных уровней власти (постановлением Правительства РФ устанавливаются ставки таможенной пошлины);

– большую группу источников финансового права составляют акты финансово-кредитных органов – Министерства финансов РФ, Центрального банка России и др. (приказы, инструкции и т. п.);

– акты таких органов исполнительной власти, как министерств, служб и др.;

– локальные акты, принимаемые администрацией или иными органами предприятий.

В юридической литературе совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы финансового  права, определяют как финансовое законодательство. Однако при этом следует иметь в виду, что категория «законодательство» употребляется и в ином объеме, и в ином смысле. Так, в общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2171, совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы финансового права, получила наименование «Законодательство о финансах и кредите». В Гражданском кодексе РФ понятие «законодательство» значительно сужено. В соответствии со ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в п. 1 и 2 ст. 2 Гражданского кодекса. Следовательно, все остальные нормативные акты, регулирующие отношения, подпадающие под действие ст. 2 ГК РФ, не входят в гражданское законодательство. ВВС РФ. 1993. № 51. Ст. 4936. Итак, легального определения понятия «финансовое законодательство» нет. Однако, рассматривая данную категорию, следует учесть, что в Налоговом кодексе Российской Федерации (ч. I) и Бюджетном кодексе Российской Федерации законодатель употребляет понятие «законодательство» в более узком смысле, чем это традиционно было принято в науке финансового права. В соответствии со ст. 1 НК РФ: «законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах». Бюджетное законодательство Российской Федерации в соответствии со ст. 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации включает в себя Бюджетный кодекс Российской Федерации и принятые в соответствии с ним федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные отношения. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, бюджетное законодательство, получившие легальное определение, входят в состав финансового законодательства наряду с другими законами и нормативными правовыми актами, регулирующими финансовые отношения в различных сферах общественной жизни страны.

Информация о работе Понятие, предмет финансового права