Правовая характеристика налоговой системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 10:11, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение и анализ налоговой системы РФ, выявление ее недостатков и проблем, разработка предложений по ее совершенствованию.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
описать действующую в Российской Федерации налоговую систему и законодательную базу ее построения;
выявить недостатки налоговой системы, создать предложения по её совершенствованию;
изучить налоговые доходы федерального бюджета РФ, проанализировать их структуру и динамику;

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО ФИНАНСОВОМУ ПРАВУ!!!!.doc

— 292.00 Кб (Скачать документ)

С учетом изменения налогового законодательства сумма НДС по товарам (работам, услугам), реализуемым на территории России, планируется в размере 1 296,2 млрд. руб. Доходы федерального бюджета по НДС на 2009 г. и 2010 г. прогнозируются в сумме 1 791,2 млрд. (4,51% ВВП) и 2 072,3 млрд. (4,63% ВВП) соответственно.

Поступления в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в 2008 г. планируются в размере 872,3 млрд. руб. Сумма налога рассчитана на основе прогнозируемого налогооблагаемого объема импорта в размере 200,8 млрд. долл. из стран дальнего зарубежья, стран – членов СНГ и Республики Беларусь. В расчетах заложен уровень собираемости 99,0% исходя из сложившейся собираемости в 2006 г. по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь.

Доля  объема импорта товаров, облагаемых по льготной ставке 10% (ряд продовольственных товаров, товаров детского ассортимента, лекарственных средств и изделий медицинского назначения), планируется на уровне 13,3% от общего облагаемого оборота. Потери федерального бюджета, связанные с применением пониженной ставки налога, оцениваются в 55,2 млрд. руб.

Поступления в федеральный бюджет НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, прогнозируются на 2009 и 2010 г. в сумме 1 006,4 млрд. руб. (2,54% ВВП) и 1 149,4 млрд. (2,57% ВВП) соответственно.

Поступления налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в расчетах доходной базы федерального бюджета на 2008 г. прогнозируются в сумме 868,5 млрд. руб.

При определении  прогнозируемого поступления НДПИ учтен объем добычи нефти, подлежащий налогообложению (462,31 млн. тонн при  общем объеме добычи 481,5 млн. тонн). В соответствии с законодательно установленным порядком в налогооблагаемых объемах не учитывались объемы добычи нефти по месторождениям, где разработка ведется на условиях соглашений о разделе продукции (16,56 млн. тонн), и нормативные потери при добыче (2,63 млн. тонн). Кроме того, учтен объем добычи газа горючего природного, подлежащий налогообложению (625,9 млрд. куб. м при общем объеме добычи 632,6 млрд. куб. м). Согласно законодательству Российской Федерации в налогооблагаемых объемах не учитывались объемы добычи газа по месторождениям, где разработка ведется на условиях соглашений о разделе продукции (3,6 млрд. куб. м), и нормативные потери при добыче (3,1 млрд. куб. м).

Нормативы распределения поступлений НДПИ по уровням бюджетной системы предусмотрены бюджетным законодательством. Распределение поступлений налога на добычу полезных ископаемых по углеводородному сырью (кроме природного газа) по уровням бюджетной системы предусматривает зачисление в доход федерального бюджета 95%, или 769,4 млрд. руб. Налог на добычу природного углеводородного сырья из всех видов месторождений в сумме 91,2 млрд. руб. предусмотрен в качестве источника формирования доходов федерального бюджета. Распределение поступлений НДПИ по драгоценным металлам и прочим полезным ископаемым (кроме природных алмазов) по уровням бюджетной системы предусматривает зачисление в доход федерального бюджета 40%, или 7,8 млрд. руб. Поступления НДПИ в федеральный бюджет прогнозируются на 2009 и 2010 г. в сумме 851,9 млрд. руб. (2,15% ВВП) и 849,9 млрд. (1,90% ВВП) соответственно.

Сумма ввозных таможенных пошлин на 2008 г. оценивается в 493,6 млрд. руб. Расчет сделан на основе прогнозируемого облагаемого объема импорта из стран дальнего зарубежья по таможенному режиму (ввоз для внутреннего потребления) «ИМ 40» в размере 169,2 млрд. долл. с учетом досчета поступлений по остальным таможенным режимам, потерь в связи с предоставлением льгот по таможенному тарифу (0,8 млрд. долл.), сложившейся за ряд лет структуры импорта, курса рубля по отношению к доллару США и средневзвешенной ставки ввозной таможенной пошлины, установленной Минэкономразвития России с учетом соблюдения условий присоединения к ВТО.

В прогнозе доходов федерального бюджета на 2008 г. доходы от уплаты вывозных таможенных пошлин учтены в сумме 1 557,1 млрд. руб. Кроме того, в прогнозе учитываются объемы нефти, вывозимой из Российской Федерации в Республику Беларусь по среднегодовой ставке пошлины на сырую нефть в размере 54,85 долл. за тонну, которая определена с учетом ставки, рассчитанной также по шести периодам мониторинга ставок внутри года исходя из прогнозных мировых цен на нефть сырую марки Urals на четвертый квартал 2007 г. и помесячного прогноза цен на нефть на 2008 г. с применением коэффициента 0,335 по межправительственному соглашению от 12 января 2007 г. «О мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов».

Доходы  федерального бюджета от уплаты таможенных пошлин в 2009 г. прогнозируются на уровне 2 086,7 млрд. руб., или 5,26% ВВП (из них 544,6 млрд. – по ввозным таможенным пошлинам, 1 542,1 млрд. – по вывозным); в 2010 г. – на уровне 2 130,0 млрд., или 4,75% ВВП (из них 588,1 млрд. – по ввозным таможенным пошлинам, 1 541,9 млрд. – по вывозным)10.

Анализируя прогноз поступления доходов федерального бюджета на 2008-2010 годы, можно сформировать следующую таблицу поступлений налоговых доходов в федеральный бюджет РФ:

Наименование  налогов и платежей 2008 год

(млн.  рублей) 

2009 год

(млн.  рублей) 

2010 год

(млн.  рублей) 

Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья 869 758,0 845 776,9 846 476,5
Налог на прибыль организаций 533 375,2 583 761,4 636 278,0
Налог на товары (работы и услуги), реализуемые  на территории РФ 1 404 051,5 1 914 468,2 2 206 464,0
Единый  социальный налог 506,8 --- ---
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации 1 284 512,6 1 776 490,8 2 047 181,0
Акцизы 284309 326415 374867
Налоги  на товары, ввозимые на территорию РФ 888 967,7 1 029 764,9 1 182 537,0
Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации 860 402,8 996 975,6 1 145 006,5
Акцизы  по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации 28 564,9 32 789,3 37 530,5
Налоги,  сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 36 567,8 39 498,4 37 309,0
Налог на добычу полезных ископаемых 26019,8 29799 28296
Водный  налог 13 002,4 12 533,6 12 242,0
Сборы за пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов 4 665,0 4 665,0 4 665,0
Государственная пошлина 32 239,6 32 239,6 36 557,7
Таможенные  пошлины 2718573 2156998 2201124
Таможенные  сборы 20 703,0 21 945,2 23 547,2

 

На основе составленной таблицы, можно сделать  вывод о количестве налогов, которые  поступили и должны поступить  в федеральный бюджет РФ в 2008-2010 гг. в зависимости от подразделения  их по видам:

Налоги 2008 г. (млн. рублей) 2009 г. (млн. рублей) 2010 г. (млн. рублей)
прямые 533 375,2 583 761,4 636 278,0
косвенные 5523206 5311613,9 5829256
уплаченные  физическими лицами --- --- ---
уплаченные  организациями 533 375,2 583 761,4 636 278,0
уплаченные  организациями и физическими  лицами 32 239,6 32 239,6 36 557,7
включаемые  в стоимость продукции и оплачиваемые ее потребителями 2457789 3132671 3604585
относимые на затраты 2739276 2178943 2224671
уплачиваемые  из прибыли 533 375,2 583 761,4 636 278,0
пропорциональные 267829,1 3357228 3828466
специальные 506,8 --- ---

Таким образом, по результатам анализа, произошел рост практически по всем основным видам налогов. Данный рост был вызван такими факторами, как расширение налогооблагаемой базы из-за увеличения производства валового внутреннего продукта, инфляция, усиление контрольной деятельности налоговых органов.

Утверждение федерального бюджета на три года в форме закона, бесспорно, имеет  ряд преимуществ по сравнению  с перспективным финансовым планом, который по своему правовому статусу является в большей мере справочно-информационным материалом, определяющим основные бюджетные проектировки. Во-первых, закон предполагает гарантию реализации выбранных направлений бюджетной политики, мер государственной поддержки экономики и социальных программ. Во-вторых, повышает ответственность органов власти за выполнение возложенных на них функций. С другой стороны, при утверждении характеристик федерального бюджета в форме закона, к качеству организации бюджетного процесса предъявляются более высокие требования, в том числе, к стабильности государственной политики и ее ориентации на решение стратегических задач социально-экономического развития, достоверности макроэкономического прогнозирования. В первую очередь, необходима высокая степень уверенности в стабильности экономических условий, как на внутреннем, так и на мировом рынке. Значительная степень зависимости доходных источников федерального бюджета от мировой конъюнктуры, по крайней мере, в ближайшее время, создает достаточно высокие риски выполнения параметров, заложенных в федеральном бюджете.

 

Глава 3.Проблемы и перспективы реформирования налоговой системы РФ

Налоговая  система  -   наиболее   активный   рычаг   государственного

регулирования социально-экономического развития,  инвестиционной  стратегии, внешнеэкономической  деятельности,  структурных  изменений  в  производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

С  самого  начала  построения  налоговой  системы  России   был   взят

фискальный  ориентир. Налоговая  система  стала  приобретать  конфискационный характер. Через различные налоги у  предприятий  изымается  85-90%  прибыли.

Современная  российская  налоговая  система  лишена  стимулирующего  начала, которое  в  современных  условиях   развития   должно   осуществляться   при реализации всех функций налогообложения -  фискальной,  распределительной  и регулирующей.

Основной недостаток налоговой системы России состоит в  том,  что  она ориентирована  на   устранение   дефицитности   бюджета   изъятием   доходов предприятий. Нет достаточной увязки налоговой системы с развитием  экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов -  предприятий.  Потеря  такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по  себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление,  -  сами  по  себе.  Многие поставлены  на  грань  убыточности  и  банкротства.  При  этом   предприятия заинтересованы в получении  минимальной  прибыли,  чтобы  избежать  высокого налогообложения. Налоговая система должна  быть  повернута  к  производству, стимулируя его рост и тем самым, увеличивая базу налогообложения.

Налоговая политика России строится пока  исходя  из  принципа  -  «чем

больше  ставка, тем лучше для государства  и построения  рыночной  экономики». В итоге - недобор налогов (как минимум 20-30%  налоговых сумм),  сокращение производства товаров, падение инвестиционной активности и отсутствие  какой-либо заинтересованности предприятия в развитии производства.

Налоговая  система  должна  базироваться  на   оптимальном   сочетании

интересов всех социальных слоев  общества - предпринимателей,  работников, государственных служащих, учащихся,  пенсионеров  и  других,  которые  имеют большие различия в получаемых  доходах.  Такая  социальная  функция  налогов имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе.

Наша  налоговая система построена  так, что налоговые платежи возрастают по мере роста цен. Это очень удобно с точки  зрения  фискального  содержания системы,   но    совершенно    неприемлемо    с    позиций обоснованности налогообложения. Создается иллюзия роста доходности бюджета,  тогда  как  на самом  деле  все  это  обусловлено  инфляционным  фактором.

Одним  из  наиболее  существенных  недостатков  действующей  налоговой системы  является то, что она почти не стимулирует формирования  в  экономике наиболее важных пропорций развития. Ядром такой пропорциональности является соотношение темпов роста производительности труда и фонда  потребления,  как на макро-, так и на микроуровне.

Все еще  актуальной  остается  задача  обеспечить  формирования  такой

системы  налогообложения,  которая  способствовала  бы  развитию  экономики, формированию  полноценных  субъектов  рынка  с одновременным постепенным  решением проблемы сокращения дефицитности бюджета  и  достижения  финансовой стабилизации с последующим переходом к экономическому  росту.  Понятно,  что взвешенной налоговой политике принадлежит особая роль. Наряду  с  фискальной ролью налоговая  система  в  условиях  становления  рынка  должна  выполнять активную стимулирующую функцию.

Серьезной проблемой  налоговой системы РФ является уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов, где одной из причин является  нестабильное финансовое положение налогоплательщика, и чем оно неустойчивее, тем сильнее намерение скрыть налоги.  
     Еще одна из причин уклонения от налогов – сложность и противоречивость налогового законодательства. Результаты собираемости налогов напрямую зависят от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций. 
     Налоговая практика выработала два основных метода воздействия на поведение налогоплательщиков: предупреждение нарушений (превентивные меры) и наказание (репрессивные меры). В настоящее время, к сожалению, наиболее распространены последние. Однако тезис, согласно которому соблюдение налоговой дисциплины можно добиться только путем ее ужесточения, представляется, по меньшей мере, ошибочным, так как применение таких мер вызывает в отношениях с налогоплательщиками враждебность и ведет к противоборству. А отношения противостояния крайне негативно отражаются на результатах собираемости налогов и требуют значительных усилий для ее повышения. Совершенствование налогового законодательства, безусловно, важная составляющая комплекса предупредительных мероприятий, но не единственная и не самая сложная. Гораздо более серьезной является задача создания конструктивной налоговой культуры, основы которой составляло бы добровольное соблюдение налоговых законов большинством налогоплательщиков.

Информация о работе Правовая характеристика налоговой системы РФ