Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 14:56, курсовая работа

Описание

Финансовое право Российской Федерации – наука и отрасль в современных условиях становления рыночной экономики, замены прежнего механизма управления экономическими процессами новыми методами хозяйствования – выдвигается в число ведущих отраслей отечественного права, играя все более значительную роль в реализации экономической, социальной, национальной политики государства.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Понятие и правовые основы денежной системы в РФ 4
Раздел 1.1 Понятие денег и денежной системы 4
Раздел 1.2 Правовые основы денежной системы РФ 5
Глава 2 Правовое регулирование наличного и безналичного
денежного обращения в РФ 9
Раздел 2.1 Правовое регулирование обращения наличных денег 9
Раздел 2.2 Правовое регулирование безналичного денежного
обращения и расчетов 10
Раздел 2.3 Порядок ведения кассовых операций 15
Заключение 17
Литература 19

Работа состоит из  1 файл

курсовая_ФП.doc

— 84.50 Кб (Скачать документ)

       В этом принципе закреплено право субъектов  рынка самим определять очередность  платежей с их счетов. Это представляет собой значительный шаг на пути к  утверждению подлинной экономической самостоятельности хозяйственников. Далее в формулировке данного принципа обращает на себя внимание отсутствие указания на источник платежа, что тоже важно для утверждения экономической самостоятельности владельца счета в распоряжении имеющимися у него в обороте средствами и ответственности обеспечения платежа. Главное требование, предъявляемое в данном случае банком к субъекту рынка - участнику расчетов, - это осуществление последним платежей в пределах имеющегося остатка средств на счете.

       Третий  принцип - принцип свободы выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения.

       Этот  принцип также нацелен на утверждение  экономической самостоятельности  всех субъектов рынка (независимо от форм собственности) в организации договорных и расчетных отношений и на повышение их материальной ответственности за результативность этих отношений. Банку отводится роль посредника в платежах. В Положении «о безналичных расчетах» принятом 9 июля 1992г., видна тенденция к превращению плательщика в главный субъект платежной операции, так как во всех формах безналичных расчетов инициатива платежа принадлежит плательщику. Данное обстоятельство соответствует рыночным отношениям в экономике страны.

       Все три названных принципа безналичных  расчетов хотя и не четко, но прослеживаются в Положении «о безналичных расчетах в Российской Федерации» от 9 июля 1992 г. Однако, в последнее время стали  добавлять еще два принципа организации  безналичных расчетов: срочность платежа и обеспеченность платежа.

       Принцип срочности платежа означает осуществление  расчетов строго исходя из сроков, предусмотренных  в хозяйственных, кредитных, страховых  договорах, инструкциях Минфина  РФ, коллективных договорах с рабочими и служащими предприятий, организаций на выплату зарплаты или в контрактах, трудовых соглашениях, договорах подряда и т.д. Экономический смысл установления этого принципа обусловлен тем, что получатель денежных средств заинтересован не в зачислении их на свой счет вообще, когда бы то ни было, а именно в заранее оговоренный, твердо фиксированный срок. Введение принципа срочности платежа имеет важное практическое значение. Предприятие и другие субъекты рыночных отношений, располагая информацией о степени срочности платежей, могут более рационально построить свой денежный оборот, более точно определить потребность в заемных средствах и смогут управлять ликвидностью своего баланса.

       Срочный платеж может совершаться:

  • до начала торговой операции, т.е. до отгрузки товаров поставщиком или оказания им услуг (авансовый платеж);
  • немедленно после завершения торговой операции, например платежным поручением плательщика;
  • через определенный срок после завершения торговой операции -  на условиях коммерческого кредита без оформления долгового обязательства или с письменным оформление векселя.

       На  практике могут встречаться как  досрочные, так и отсроченные  и просроченные платежи.

       Досрочный платеж - это выполнение денежного  обязательства до истечения оговоренного срока.

       Отсроченный платеж характеризует невозможность погасить денежное обязательство в намеченный срок и предполагает установление нового срока по данному платежу, т.е. продление первоначально установленного срока платежа, производимое по согласованию с получателем средств.

       Просроченные  платежи возникают при отсутствии средств у плательщика и невозможности получения банковского или коммерческого кредита при наступлении намеченного срока платежа.

       Принцип обеспеченности платежа тесно связан с предыдущим принципом срочности  платежа, так как обеспеченность платежа предполагает для соблюдения срочности платежа наличие у плательщика или его гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем денежных средств. В зависимости от характера ликвидных средств следует различать оперативную и перспективную обеспеченность платежа. Оперативную обеспеченность обусловливает наличие у плательщика или его гаранта достаточной для платежа суммы ликвидных средств первого класса (денежных средств долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного характера, а также такую форму их организации, которая гарантирует своевременное погашение обязательства). Оперативное обеспечение платежей может иметь разнообразные формы (в том числе и в виде внесения средств за счет клиента или банка для последующего их перечисления получателю).

       Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину в хозяйстве, а следовательно, платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов.

       Все принципы расчетов тесно связаны  и взаимообусловлены. Нарушение  одного из них приводит к нарушению  других.

       «Гражданским  кодексом РФ установлены следующие формы безналичных расчетов: платежные поручения, чеки, аккредитивы, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике (ст. 862 ГК РФ «Формы безналичных расчетов»). Безналичные расчеты производятся через кредитные организации, которые имеют соответствующие лицензии и открывают банковские счета (п. 3 ст. 861 ГК РФ «Наличные и безналичные расчеты»)»7.

 

Раздел 2.3 Порядок ведения кассовых операций.

       Ведение кассовых операций на предприятиях и  организациях регулирует Положение  от 4 октября 1993 г. № 18 «Порядок ведения кассовых операций в РФ», основные моменты которого предписывают следующее:

       Для осуществления расчетов наличными  деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием  наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.

       Наличные  деньги, полученные предприятиями в  банках, расходуются на цели, указанные  в чеке.

       Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.

       Предприятия обязаны сдавать в банк всю  денежную наличность сверх установленных  лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.

       Наличные  деньги могут быть сданы в дневные  и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при  предприятиях для последующей сдачи  в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.

       Предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот (в последующем – оплата труда), закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения. Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.

       Выдача денег из выручки одних предприятий, имеющих постоянную денежную выручку, на нужды других допускается в отдаленных местностях, где нет банков, на основе договора между предприятиями по согласованию с банками, обслуживающими эти предприятия.

       Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, – до 5 дней), включая день получения денег в банке.

       Выдача  наличных денег под отчет производится из касс предприятий. При временном  отсутствии у предприятий кассы  разрешается выдавать по согласованию с банком кассирам предприятий или  лицам, их заменяющим, чеки на получение наличных денег непосредственно из кассы банка.

       Предприятия выдают наличные деньги под отчет  на хозяйственно-операционные расходы, а также на расходы экспедиций, геологоразведочных партий, уполномоченных предприятий и организаций, отдельных подразделений хозяйственных организаций, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организаций, в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий. Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. Передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому запрещается.8

 

Заключение

       Устойчивость  российской финансовой системы зависит  от определения границ и критериев  правового, финансово-экономического и информационного пространства. Часто нормативные положения финансово-экономического и информационного характера поспешно включаются в правовые акты или так же быстро исключаются из них. Пример, вторая часть Налогового Кодекса РФ, не раз изменяемая сразу после вступления в силу. Финансовое законодательство пока не предусматривает четкого определения правовых условий утверждения и расчета экономико-финансовых обоснований бюджетных расходов, финансируемых раздельно или совместно из бюджетов разного уровня, что приводит к включению в отраслевые законы или постановления Правительства РФ норм, противоречащих основам бюджетно-налоговых отношений в РФ. Имеет место установление различных платежей или отчислений на финансирование бюджетных расходов, имеющих характер налогов и сборов, не включенных в НК РФ и не предусмотренных БК РФ. В связи с этим предполагается принять федеральный закон о стандартах государственных расходов на финансирование обеспечения всех видов безопасности (энергетической, военной, инвестиционно-торговой, финансовой, информационной, пожарной, экологической, санитарной, образовательной, социальной и т.д.), определив расходные доли бюджетов всех уровней в этой сфере бюджетного процесса.

       Несовершенство  современного Российского законодательства на мой взгляд состоит в том, что невозможно в полной мере отследить движение наличных средств среди населения РФ. Так, например, невозможно взыскать налог с гражданина оказавшего услуги частного извоза другому гражданину и получившего за это денежное вознаграждение. Да, здесь можно увидеть признаки незаконного предпринимательства, но ведь это практически недоказуемо. Выплата налога с данных средств оставлена на совесть гражданина оказавшего данную услугу. И таких примеров много. Так же, например при покупке личного авто за наличные деньги, ни кто не поинтересуется их происхождением. Выход из данной ситуации вижу в увеличении количества безналичных платежей, что бы приходя в магазин, аптеку, газетный киоск гражданин расплачивался при помощи банковской карты, а необходимость наличия при себе крупных сумм наличных денежных средств у него отсутствовала. Следовательно так гражданин не сможет оплатить услуги частного извоза наличными средствами, или же извозчик не сможет расплатиться ими в дальнейшем, так как везде от него будут хотеть пластиковую карту и он вынужден будет положить эти деньги на счет в банк, следовательно налоговые органы смогут отследить движение наличных денежных средств и своевременно взыскать налог.

 

Литература

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция РФ.

2. Гражданский Кодекс Российской Федерации

3. Налоговый  Кодекс Российской Федерации

4. Бюджетный  Кодекс Российской Федерации

5. Уголовный кодекс Российской Федерации

    6. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ

    7. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ

    8. Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ

 

Специальная литература:

  1. Вострикова Л.Г. Учебное пособие Финансовое право, Издательство Юстицинформ, Москва 2007
  2. Эриашвили Н.Д. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО, Издательство ЮНИТИ-ДАНА, Москва 2005

Интернет  ресурсы:

  1. http://dic.academic.ru/
  2. http://www.ebdb.ru
  3. Http://www.consultant.ru

Информация о работе Правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации