Содержание
Введение……………………………………………………..2
1.
Правовое регулирование денежного обращения
в РФ …..3
2.
Доходы государственного бюджета………………………..6
3.
Расходы государственного бюджета………………………11
Список использованной литературы……………………….17
Введение
Деньги
– один из основных феноменов экономической
жизни – выступают в качестве
реальной связи хозяйствующих субъектов
государства. Нет ничего удивительного
в том, что теории денежного обращения
посвящали свои труды выдающиеся
мыслители прошлого времени и нынешней
эпохи. Хорошо функционирующая денежная
система способствует максимальному использованию
материальных и трудовых ресурсов. И наоборот,
разбалансированная денежная система
нарушает кругооборот доходов и расходов,
парализует жизненную силу общества, вызывая
колебания уровня производства, занятости
и цен. Деньги играют огромную роль, как
в жизни человека, так и в жизни страны,
это неотъемлемая и существенная часть
каждой финансовой системы. Называются
ли они долларами, рублями, фунтами или
франками, деньги служат средством оплаты,
средством сохранения стоимости и единицей
счёта. В ходе исторического развития
денежные отношения неоднократно претерпевали
существенные изменения, испытывали значительные
потрясения оказывали громадное влияние
на экономическое положение в целом.
Не случайно, что теория денег
относится к числу наиболее
сложных разделов экономической
науки. Особенно сильно возрастает
значение проблем денежного обращения
на переломных этапах исторического
развития. Об этом наглядно свидетельствует
опыт современной России, осуществляющей
переход на рыночные рельсы хозяйствования
в условиях острых социально-экономических
противоречий, в том числе и в денежной
сфере. Нет государства, которое бы не
сталкивалось с теми или иными денежными
проблемами.
1.
Правовое регулирование
денежного обращения
в РФ
Регулирование
денежного обращения в РФ осуществляется
в соответствии с действующим
банковским законодательством и
основными направлениями денежно-кредитной
политики Российской Федерации. На Банк
России возлагаются:
1)
прогнозирование и организация
объемов производства, перевозки,
хранения банкнот и монет, создание
их резервных фондов; 2) установление
правил хранения, перевозки и
инкассации наличных денег для
кредитных организаций; 3) установление
признаков платежности денежных знаков
и порядка замены поврежденных банкнот
и монет, а также их уничтожения; 4) определение
порядка ведения кассовых операций в РФ.
Таким образом, управление денежной системой
в РФ основано на централизованных началах
и возложено на Банк России. В соответствии
с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ финансовое
и валютное регулирование, денежная эмиссия,
федеральные банки отнесены к исключительному
ведению самой Федерации. Поэтому именно
федеральное законодательство составляет
правовую основу денежной системы Российской
Федерации. Указанные конституционные
основы являются и основой финансово-правового
регулирования денежной системы. Естественно,
денежная система, учитывая многообразие
и комплексность отношений, возникающих
в сфере ее организации и обращения, является
объектом правового регулирования одновременно
нескольких отраслей права, в том числе
конституционного, гражданского, административного,
уголовного. Однако базисными в данной
сфере регулирования являются нормы финансового
права, поскольку именно они регулируют
отношения, связанные с самой организацией
(построением, структурой и т.п.) и функционированием
денежной системы РФ. Финансово-правовыми
нормами регулируются публичные отношения
в сфере денежной системы, поэтому они
наиболее тесно связаны с государственными
интересами и социально-экономическими
интересами общества. Основными целями
финансово-правового регулирования денежной
системы РФ являются разработка и нормативно-правовое
закрепление системы мер, обеспечивающих
экономический рост, сдерживание инфляции,
обеспечение занятости населения и выравнивание
платежного, баланса, смягчение структурных
хозяйственных диспропорций в условиях
рыночной экономики. Именно нормы финансового
права детально регламентируют организацию
денежной системы РФ. Кроме того, посредством
финансово-правовых норм о признаках платежеспособности
денежных знаков, об обеспечении порядка
обращения наличных денег, основ организации
расчетов, определения порядка ведения
кассовых операций и т.п. достигается ее
эффективное функционирование. Нормы
гражданского права, регулирующие отношения
права собственности на деньги. Порядок
расчетов при сделках гражданско-правового
характера также закреплен в ГК РФ. Деньги
в гражданско-правовых отношениях рассматриваются
в качестве объекта гражданских прав,
отнесенного гражданским законодательством
к движимому имуществу, а следовательно,
являющегося самостоятельным объектом
права собственности (ст. 128, 140 ГК РФ). Нормы
административного права призваны регулировать
отношения ответственности за административные
правонарушения в сфере денежной системы
и денежного обращения. В настоящее время
они получили закрепление в гл. 15 Кодекса
РФ об административных правонарушениях
«Административные правонарушения в области
финансов, налогов и сборов, рынка ценных
бумаг». Статьей 15.1 КоАП РФ установлена
ответственность за нарушение порядка
работы с денежной наличностью и порядка
ведения кассовых операций, ст. 15.2 — за
невыполнение обязанностей по контролю
за соблюдением правил ведения кассовых
операций. Уголовное право регулирует
отношения уголовной ответственности
за совершение таких преступлений в сфере
денежной системы, как изготовление или
сбыт поддельных денег или ценных бумаг
(ст. 186 УК РФ), а также изготовление или
сбыт поддельных кредитных либо расчетных
карт и иных платежных документов (ст.
187 УК РФ). Предусмотрена также уголовная
ответственность за злоупотребления при
выпуске ценных бумаг (эмиссии) (ст. 185 УК
РФ). Особое значение среди норм, регулирующих
денежную систему, имеют нормы банковского
права, установленные правовыми актами
Банка России (как правило, в форме положений,
указаний, инструкций ЦБ РФ, носящих нормативный
характер), обеспечивающие функционирование
денежной системы посредством урегулирования
конкретных вопросов финансово-технического
характера (порядка изготовления денежных
знаков, правил их перевозки, хранения,
инкассации, установления признаков и
порядка платежности, замены и уничтожения
поврежденных денежных знаков и т.п.). Указанные
нормы играют своеобразную роль «пускового
аппарата»: уточняя и конкретизируя общие
положения федерального законодательства
о денежной системе, они способствуют
процессу их фактической реализации. Банк
России, в соответствии с ч. 2 ст. 75 Конституции,
а также «ст. 4 Федерального закона «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)»,
во взаимодействии с Правительством РФ
разрабатывает и проводит единую государственную
кредитно-денежную политику, направленную
на защиту и обеспечение устойчивости
рубля. Важно заметить, что, в соответствии
с законодательством РФ, Банк России осуществляет
свои полномочия в сфере денежного обращения
независимо от других органов государственной
власти. Это означает, что вмешательство
других государственных органов в самостоятельную
оперативную деятельность Банка России
по реализации им своей основной функции
по обеспечению защиты и устойчивости
рубля недопустимо. Этому, в свою очередь,
способствует закрепленное за Банком
России право регулировать объем находящейся
в обращении денежной массы, от чего зависит
возможность поддержания покупательной
способности рубля. Кроме того, обеспечение
устойчивости рубля достигается Банком
России посредством регулирования учетных
ставок при выдаче кредитов, определением
валютных и рублевых нормативов для коммерческих
банков и установлением в них норматива
обязательных резервов. Следует иметь
в виду, что в соответствии со ст. 42 Федерального
закона «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)», Банк России
может устанавливать ориентиры роста
(т.е. ориентировочные цифры) одного или
нескольких показателей денежной массы,
исходя из основных направлений единой
государственной денежно-кредитной политики.
Одним из способов обеспечения курса рубля,
применяемого Банком России, является
также регулирование отношения рубля
к иностранной валюте. Это достигается
и посредством применения, так называемого
валютного коридора, когда Центральный
банк РФ гарантирует допустимые пределы
колебания курса иностранной валюты по
отношению к рублю, используя для этого
свои резервы иностранной валюты на межбанковских
торгах. Особое значение имеет и возможность
применения в качестве одного из инструментов
денежно-кредитной политики Банка России
валютных интервенций, т.е. купли-продажи
Банком России иностранной валюты на валютном
рынке для воздействия на курс рубля и
на суммарный спрос и предложение денег.
Средством защиты рубля, как указывалось,
является и установление признаков платежности
денежных знаков, а также изъятие из обращения
поврежденных и ветхих денежных купюр.
Этому способствует также выпуск наличных
денег (банкнот и монет), обладающих средствами
защиты, т.е. признаками, позволяющими
избежать их подделки (фальшивомонетничества).
Обращение наличных денег регулируется
как часть совокупного денежного оборота
и осуществляется Банком России. Обращение
наличных денег начинается с их эмиссии,
т.е. выпуска в обращение. Эмиссия наличных
денег, организация их обращения и изъятия
на территории РФ осуществляется исключительно
Банком России. Наличные деньги являются
безусловными обязательствами Банка России
и обеспечиваются всеми его активами.
Образцы банкнот и монет утверждаются
Банком России по согласованию с высшим
представительным органом РФ. Официальные
сообщения о выпуске в обращение банкнот
и монет, новых образцов Банк России публикует
в средствах массовой информации. При
этом периодически осуществляется и модификация
банкнот и монет, что, как правило, заключается
во введении денежных знаков более крупных
достоинств. Центральный банк РФ выполняет
в сфере наличного денежного оборота следующие
функции:
1)
обеспечивает устойчивость рубля;
2)
разрабатывает и проводит единую
государственную денежно-кредитную
политику в области наличного
денежного обращения, направленную
на защиту устойчивости рубля,
взаимодействуя при этом с Правительством
РФ;
3)
обладает эмиссионной функцией,
т.е. монопольно осуществляет
эмиссию наличных денег и организует
их обращение;
4)
несет ответственность за покупной
состав денежного обращения.
В
области наличного денежного
оборота Банк России: определяет порядок
ведения кассовых операций; организует
изготовление банкнот и монеты; устанавливает
правила перевозки и хранения наличных
денег; определяет признаки платежности
денежных знаков; регламентирует порядок
замены и уничтожения денежных знаков.
Законодательством установлено, что банкноты
и монеты Банка России не могут быть объявлены
недействительными (утратившими силу
законного средства платежа), если не установлен
достаточно продолжительный срок их обмена
на банкноты и монету нового образца. Не
допускаются какие-либо ограничения по
суммам или субъектам обмена. При обмене
банкнот и монеты Банка России на денежные
знаки нового образца срок изъятия банкнот
и монеты из обращения не может быть менее
одного года, но не превышает пяти лет.
Банк России без ограничений обменивает
ветхие и поврежденные банкноты в соответствии
с установленными им правилами. Решение
о выпуске в обращение новых банкнот и
монеты и об изъятии старых принимает
Совет директоров Банка России. Он же утверждает
номиналы и образцы новых денежных знаков.
При этом описание новых денежных знаков
публикуется в средствах массовой информации.
Решение по этим вопросам в порядке предварительного
информирования направляется в Государственную
Думу и Правительство РФ. В целях организации
наличного денежного обращения на территории
РФ, в соответствии со ст. 34 Федерального
закона «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)», на Банк России
возлагаются следующие функции: прогнозирование
и организация производства, перевозка
и хранение банкнот и монеты, создание
их резервных фондов; установление правил
хранения, перевозки и инкассации наличных
денег для кредитных организаций; установление
признаков платежеспособности денежных
знаков и порядка замены поврежденных
банкнот и монеты, а также их уничтожения;
определение порядка ведения кассовых
операций. Расчеты между физическими лицами,
физическими и юридическими лицами в РФ
не ограничиваются.
2.
Доходы государственного
бюджета
Доходы
бюджета – это денежные средства,
поступающие в безвозмездном и безвозвратном
порядке в соответствии с законодательством
Российской Федерации в распоряжение
органов государственной власти Российской
Федерации.
Доходы
бюджетов образуются за счет налоговых
и неналоговых видов доходов,
а также за счет безвозмездных и
безвозвратных перечислений.
К
налоговым доходам федерального
бюджета относятся (в федеральный
бюджет зачисляются налоговые доходы
от следующих федеральных налогов
и сборов, налогов, предусмотренных
специальными налоговыми режимами):
-
налога на прибыль организаций по
ставке, установленной для зачисления
указанного налога в федеральный бюджет;
-
налога на прибыль организаций
(в части доходов иностранных
организаций, не связанных с
деятельностью в Российской Федерации
через постоянное представительство,
а также в части доходов, полученных в
виде дивидендов и процентов по государственным
и муниципальным ценным бумагам);
-
налога на прибыль организаций
при выполнении соглашений о
разделе продукции, заключенных
до вступления в силу Федерального
закона и не предусматривающих специальных
налоговых ставок для зачисления указанного
налога в федеральный бюджет и бюджеты
субъектов РФ;
-
налога на добавленную стоимость;
-
акцизов на спирт этиловый
из пищевого сырья;
-
акцизов на спирт этиловый
из всех видов сырья, за исключением
пищевого;
-
акцизов на спиртосодержащую
продукцию;
-
акцизов на табачную продукцию;
-
акцизов на автомобильный бензин,
прямогонный бензин, дизельное топливо,
моторные масла для дизельных
и карбюраторных (инжекторных)
двигателей;
-
акцизов на автомобили легковые и мотоциклы;
-
акцизов по подакцизным товарам
и продукции, ввозимым на территорию
Российской Федерации;
-
налога на добычу полезных
ископаемых в виде углеводородного
сырья (газ горючий природный);
-
налога на добычу полезных
ископаемых в виде углеводородного сырья
(за исключением газа горючего природного);
-
налога на добычу полезных
ископаемых (за исключением полезных
ископаемых в виде углеводородного
сырья, природных алмазов и
общераспространенных полезных
ископаемых);
-
налога на добычу полезных ископаемых
на континентальном шельфе РФ, в исключительной
экономической зоне РФ, за ее пределами;
-
регулярных платежей за добычу
полезных ископаемых (роялти) при
выполнении соглашений о разделе
продукции в виде углеводородного
сырья (газ горючий природный);
-
регулярных платежей за добычу
полезных ископаемых (роялти) при
выполнении соглашений о разделе
продукции в виде углеводородного
сырья (за исключением газа
горючего природного);
-
регулярных платежей за добычу
полезных ископаемых (роялти) на континентальном
шельфе, в исключительной экономической
зоне Российской Федерации, за пределами
территории Российской Федерации при
выполнении соглашений о разделе продукции;
-
сбора за пользование объектами
водных биологических ресурсов (исключая
внутренние водные объекты);
-
сбора за пользование объектами
водных биологических ресурсов (по
внутренним водным объектам);
-
водного налога;
-
единого социального налога по
ставке, установленной Налоговым
кодексом Российской Федерации
в части, зачисляемой в федеральный
бюджет;
-
государственной пошлины (за исключением
государственной пошлины, подлежащей
зачислению в бюджеты субъектов
Российской Федерации и местные
бюджеты).
К
неналоговым доходам федерального
бюджета относятся:
-
доходы от использования имущества,
находящегося в государственной или муниципальной
собственности, после уплаты налогов и
сборов, предусмотренных законодательством,
за исключением доходов от использования
имущества, находящегося в оперативном
управлении автономных учреждений;
-
доходы от платных услуг, оказываемых
бюджетными учреждениями, находящимися
в ведении соответственно федеральных
органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления,
после уплаты налогов и сборов;