Правовое регулирование финансового контроля в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 17:15, курс лекций

Описание

Финансовый контроль – одна из завершающих стадий управления финансами. Необходимость финансового контроля вытекает из сущности финансов как денежных отношений. Эти отношения затрагивают интересы государства, работников предприятия, контрагентов предприятия.
Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов.

Содержание

Сущность и задачи государственного финансового контроля.
Правовые основы государственного финансового контроля.
Принципы организации государственного финансового контроля.
Принципы осуществления государственного финансового контроля.
Формы и виды финансового контроля
Органы государственного финансового контроля.
Методы финансового контроля
Негосударственный финансовый контроль.

Работа состоит из  1 файл

Тема 4 фин.контр..doc

— 135.00 Кб (Скачать документ)

      Под проверкой понимается единичное контрольное действие по определенному кругу вопросов, участку или эпизоду финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации. Проверки бывают следующих видов:

  • тематическая проверка, которая проводится по определенному кругу вопросов или одной теме (вопросу) путем ознакомления на месте с отдельными сторонами хозяйственной и финансовой деятельности. В ходе тематической проверки используются приемы выборочного и документального контроля;
  • счетная проверка отчетности, которая представляет собой совокупность специальных приемов контроля достоверности бухгалтерских отчетов и балансов, в том числе проверку согласованности показателей, прямо влияющих на налогооблагаемую базу;
  • счетно-аналитическая проверка, которая заключается в оценке финансово-хозяйственной деятельности организаций, на основе методов документального и фактического контроля и экономического анализа;

      Обследование  представляет собой оперативное выяснение положения дел по конкретному вопросу финансово-хозяйственной деятельности для определения целесообразности проработки данной проблемы и необходимости проведения ревизии или проверки.

      Экспертиза  — это метод предварительной оценки принимаемых решений с целью определения их экономической эффективности и юридических последствий.

      Надзор, проводится контролирующими органами над субъектами, имеющими лицензии на определенный вид деятельности с целью проверки соблюдения ими установленных правил и нормативов. Например, надзор ЦБ над коммерческими банками, Росстрахнадзором - за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов влечет за собой отзыв лицензии.

      Наблюдение (мониторинг), Это постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием кредита и финансовым состоянием заемщика. 

     7. Негосударственный финансовый контроль 

     Негосударственный финансовый контроль включает в себя внутрихозяйственный, ведомственный и аудиторский контроль.

     Внутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных структурных подразделений. Особая роль при этом отводится главному бухгалтеру. Главный бухгалтер отвечает за соблюдение государственной финансовой дисциплины и финансового законодательства.

     Кроме того, контроль структурных подразделений осуществляют соответствующие специалисты, финансовый отдел, служба финансового менеджмента. Главная цель - непрерывное наблюдение за эффективностью финансовой, производственной, снабженческо-сбытовой деятельностью, выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение сохранности денежных и материальных средств.

     Аудиторский контроль- это независимый вневедомственный финансовый контроль, проводится на основании ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008г. № 307 – ФЗ (это новая редакция).

       Основная цель аудита - установление достоверности финансовой отчетности организации и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Кроме того, аудиторы могут осуществлять отдельные услуги предприятиям (восстановление учета, составление деклараций, проведение анализа хозяйственной деятельности, налоговое консультирование, представление организации в арбитражах, составление бизнес-планов).

     Аудит подразделяется на обязательный и инициативный.

     Обязательный  аудит проводится по всем ОАО, кредитным организациям, бюро кредитных историй, страховым организациям, товарным и фондовым биржам,  инвестиционным фондам, государственным внебюджетным фондам, благотворительным фондам, а также экономическим субъектам при наличии одного из следующих показателей:

    • объем выручки за год от реализации  превышает 50 млн.руб.;
    • сумма активов баланса  превышает 20 млн.руб.

      Для муниципальных унитарных предприятий  эти нормативы могут быть снижены.

     Плата за проведение обязательного аудита включается в затраты производства, инициативного – за счет чистой прибыли предприятия.

    Принципами  аудита являются независимость; честность; объективность; профессиональная компетентность и добросовестность; конфиденциальность; профессиональное поведение.

     Обязательный  аудит проводится по годовой отчетности. Заключение аудитора состоит из двух частей:

  1. Высказывание мнения о достоверности бухгалтерской отчетности (непосредственно заключение).
  2. Конфиденциальная информация об итогах проверки, предоставляемая непосредственно руководителю.

     Официальное заключение прикладывается к годовому отчету и сдается вместе с ним  в налоговую службу.

     В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" Правительство Российской Федерации утвердило Постановление "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности". В соответствии  с  Правилом (стандартом) № 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности" формы аудиторского заключения могут быть следующими:

     Безоговорочно положительное мнение должно быть выражено тогда, когда аудитор приходит к заключению о том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица.

    Аудитор может не выразить безоговорочно  положительное мнение, если:

    а) имеется ограничение объема работы аудитора;

    б) имеется разногласие с руководством относительно выбранной учетной  политики; метода ее применения; правильности раскрытия информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

     Мнение  с оговоркой должно быть выражено в том случае, если аудитор приходит к выводу о том, что невозможно выразить безоговорочно положительное мнение, но влияние разногласий с руководством или ограничение объема аудита не настолько существенно, чтобы выразить отрицательное мнение или отказаться от выражения мнения. Мнение с оговоркой должно содержать формулировку:  «за исключением влияния обстоятельств…» (указать обстоятельства, к которым относится оговорка). Например, недостаточно доказательств в отношении дебиторской задолженности; выручки от реализации товаров, работ, услуг; кредиторской задолженности; нераспределенной прибыли (и т.п.).

     Отказ от выражения мнения может быть в тех случаях, когда ограничение объема аудита настолько существенно, что аудитор не может получить достаточные доказательства и, следовательно, не в состоянии выразить мнение о достоверности финансовой  (бухгалтерской) отчетности. Например отчетность подготовлена в неполном объеме и не обеспечивает достоверное отражение активов и пассивов предприятия и его финансовых результатов.

     Отрицательное мнение следует выражать только тогда, когда влияние какого-либо разногласия с руководством настолько существенно для финансовой (бухгалтерской) отчетности, что аудитор приходит к выводу, что внесение оговорки в аудиторское заключение не является правомерным. Выдается в случае, если аудитора умышленно вводят в заблуждение или руководство предприятия представляет в неполном объеме бухгалтерскую отчетность.


Информация о работе Правовое регулирование финансового контроля в РФ