Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 23:23, контрольная работа
Цель исследования заключается в анализе налоговых правоотношений, выявлении их особенностей и специфики состава по сравнению с иными финансовыми правоотношениями, определении их места и роли в процессе реализации налоговой политики государства в целях повышения эффективности налогообложения. Данные цели определили задачи исследования:
- изучить налоговое законодательство;
- изучить основные институты налогового права
- определить правовой статус и функции налоговых органов РФ
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Предмет и система правового регулирования налоговых отношений 5
2.Юридическое содержание налоговых отношений 7
3.Основные институты налогового права 17
4.Правовой статус и функции налоговых органов Российской Федерации 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками, участвующим в выработке налоговой политики и осуществляющим её с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей, обеспечивающим межотраслевую координацию, государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также осуществляющим в установленном порядке валютный контроль.
Анализ законодательства позволяет выделить следующие общие функции всех звеньев ФНС РФ (общие функции налоговых органов).
ФНС РФ:
1) обеспечивает учет налогоплательщиков;
2) обеспечивает контроль за выполнением налогоплательщиками и другими участниками налоговых отношений налогового законодательства;
3) осуществляет исчисление окладных налогов;
4) ведет оперативно-бухгалтерский учет сумм налогов и других платежей;
5) применяет меры по пресечению (предотвращению) нарушений налогового законодательства;
6) осуществляет контроль выполнения субъектами предпринимательской деятельности требований законодательства в отношении наличного денежного обращения;
7) применяет меры для предотвращения или ликвидаций убытков, нанесенных бюджету или налогоплательщику;
8) применяет меры ответственности к нарушителям налогового законодательства;
9) осуществляет учет, оценку и реализацию конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству и кладов;
10) является органом валютного контроля;
11) осуществляет лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и обеспечивает контроль за соблюдением условий указанной деятельности;
12) осуществляет регистрацию контрольно-кассовых машин контроль за соблюдением правил их использования;
13) осуществляет разъяснительную работу и информирование налогоплательщиков о порядке применения налогового законодательства.
Система налоговых органов построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в Российской Федерации. Основным элементом в этой системе являются инспекции ФНС РФ по районам, городам без районного деления и районам в городах. Второе звено включает в себя управления ФНС РФ по субъектам РФ, и межрегиональные инспекции ФНС РФ.
Статья 30 Налогового кодекса РФ предусматривает, что налоговыми органами являются только Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения12.
Правовой статус Федеральной налоговой службы определяется Конституцией РФ, Налоговым кодексом Российской Федерации, Законом РФ с изменениями и дополнениями от 8 июня 1999 года «О налоговых органах РФ».
Для реализации задач, возложенных на налоговые органы, они наделены полномочиями, которые можно подразделить на группы, исходя из их функций:
а) учет налогоплательщиков;
б) контроль за соблюдением налогового законодательства;
в) исчисление окладных налогов;
г) приостановление операций по счетам в банках и наложение ареста на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;
д) применение мер, направленных на пресечение и устранение выявленных нарушений налогового законодательства;
ж) осмотр любых помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения;
з) контроль за соответствием крупных расходов физических лиц их доходам;
и) проведение налоговых проверок, инвентаризации имущества налогоплательщиков;
к) полномочия налоговых органов в сфере валютного контроля;
л) взыскание недоимок по налогам и сборам, а также пени;
м) издание инструктивных и методических указаний по применению законодательства о налогах;
н) привлечение для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
о) создание налоговых постов;
В п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ определены виды исков, с которыми налоговые органы вправе обращаться в суды;
- о взыскании налоговых санкций с лиц, совершивших налоговые правонарушения;
- о признании недействительной
государственной регистрации
- о ликвидации организации любой организационно - правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации;
- о признании сделок
недействительной и о
- о взыскании в доход
- о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом кредите;
- о взыскании задолженности
по налогам, сборам, соответствующим
пеням и штрафам в бюджеты
(внебюджетные фонды), числящейся
более 3 месяцев за организациями,
являющимися в соответствии с
гражданским законодательством
РФ зависимыми обществами (дочерними
предприятиями), с соответствующих
основных обществ, когда на
счета последних в банках
Кроме того, Налоговым кодексом могут быть установлены иные случаи для подачи исковых заявлений налоговыми органами.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 8 января 1998 года «О несостоятельности (банкротстве)» правом на обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей обладают должник, прокурор, налоговые органы и иные уполномоченные в соответствии с федеральным законом органы.
Наряду с правами, которыми обладали налоговые органы до вступления в силу Налогового кодекса РФ, кодекс ввел ряд новых прав, которыми обладают налоговые органы с 1 января 1999 года при выполнении возложенных на них задач.
К числу таких прав относятся:
1. Право налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных обязанных лиц в порядке, предусмотренным Кодексом.
Согласно ст.72 НК РФ арест
имущества является одним из способов
обеспечения исполнения обязанностей
по уплате налогов и сборов. Порядок
и условия наложения ареста на
имущество налогоплательщика
1. Право предоставлять налогоплательщикам отсрочки и рассрочки по уплате санкций за налоговые правонарушения.
2. Право требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и иных обязанных лиц и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков и иных обязанных лиц сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения.
3. Право вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.
4. Право заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности.
5. Право предъявлять иски о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом кредите.
Главной обязанностью налоговых органов является проведение контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. При осуществлении данной функции налоговые органы обязаны строго соблюдать законодательство о налогах и сборах, т. е. действия налоговых органов должны быть основаны на законах.
Налоговым кодексом РФ установлены следующие обязанности налоговых органов:
- вести разъяснительную
работу по применению
- бесплатно информировать
налогоплательщиков о
- вести в установленном
порядке учет
- представлять формы
- осуществлять возврат или
- соблюдать налоговую тайну;
- направлять налогоплательщику и иному обязанному лицу копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также требование об уплате налога и сбора.
Предметом данного исследования было изучение понятие налоговых правоотношений и систематизация их видов, а также раскрытие структуры и правового статуса налоговых органов.
Объектом налогового права является
аналитическое исследование общественных
отношений в сфере
Правоотношение – это юридическая связь между субъектами этого отношения. Через правоотношение осуществляется регулирование фактических обстоятельств отношения. Юридическое содержание правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношений. Акцентируют внимание именно на юридическом содержании, поскольку оный составляет специфику правоотношений.
Таким образом, юридическое содержание налоговых правоотношений определяется потенциальными возможностями развития событий и соответствующих действий уполномоченного и обязанного субъектов отношений по поводу установления, изменения и уплаты налогов.
Институты налогового права – это взаимосвязанные группы норм, регулирующих небольшие группы видовых родственных отношений. Так, к числу институтов общей части налогового права можно отнести институт налоговой обязанности, институт налогового контроля, институт защиты прав налогоплательщиков и т.д.
Входящие в систему налогового
права субинституты в свою очередь
являются составными частями(элементами)
институтов. Например, институт защиты
прав налогоплательщиков, являющийся
субинститутом общей части
Система налоговых органов построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в Российской Федерации. Основным элементом в этой системе являются инспекции ФНС РФ по районам, городам без районного деления и районам в городах. Второе звено включает в себя управления ФНС РФ по субъектам РФ, и межрегиональные инспекции ФНС РФ.
Правовой статус Федеральной налоговой службы определяется Конституцией РФ, Налоговым кодексом Российской Федерации, Законом РФ с изменениями и дополнениями от 8 июня 1999 года «О налоговых органах РФ».
Информация о работе Правовое регулирование налоговых отношений в РФ