Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:57, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Финансовое право"
Предмет и метод финансового права К предмету финансового права
относятся закрепление |
Нормы финансового права В зависимости от своего содержания, нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными. Материальные финансово-правовые нормы закрепляют состав финансовой системы, виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством и муниципальными образованиями. Источниками формирования кредитных ресурсов банков, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, т.е. материальные (денежные) содержания юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений. Процессуальные финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области формирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов. Они требуют соблюдения предусмотренных процедурных правил в этой деятельности: сроков, участия определенных органов и т. д. Норма финансового права, по своей структуре, состоит из 3-х основных элементов: гипотеза, диспозиции и санкции. Гипотеза указывает на действия финансово-правовой нормы. Чаще всего, гипотеза финансово-правовой деятельности имеет сложную форму и содержит ряд четко сформулированных условий, при наличии которых требуется или предоставляется право совершить определенные действия в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Диспозиция устанавливает правила самого правила поведения, т.е. предписывает совершение определенных действий по формированию, распределению или использованию государственных и муниципальных финансовых ресурсов. Санкции предусматривают последствия нарушения нормы права, определяют вид и меру юридической ответственности нарушителя. По средствам санкции осуществляется государственное принуждение к исполнению финансово-правовых норм.
Правовое регулирование и валютный контроль В законе о валютном регулировании даны определения валюты. Валюта – это: 1. находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов и монет. 2. средства в рубля на счетах в банках и иных кредитных учреждениях. РФ. 3. Тоже, но за пределами РФ. Иностранная валюта – это: 1. Денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов и монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в иностранном государстве, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки. 2. Средства на счетах иностранном государстве и международные денежные и расчетные единицы. |
Стадии рассмотрения и утверждения бюджета Правительство РФ, органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления выносят уточненный проект бюджета на рассмотрения в представительном органе. К проекту бюджета прилагается пакет документов. По закону комитеты и комиссии палат федерального собрания должны провести постатейное рассмотрение представленного проекта бюджета и вынести по нему заключение. Госдума рассматривает проект закона о федеральный бюджет в нескольких чтениях. Для рассмотрения проекта федеральное законодательство о бюджете в 1 чтении комитеты и комиссии Госдумы представляют в комитет думы по бюджету свои заключения. Заключения по данному проекту, на основе которого готовится сводное заключение. При рассмотрении Госдумы проектов в 1 чтении обсуждается его концепция и прогноз социально-экономического развития РФ на следующий год. При рассмотрении во 2 чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделу функционирования классификация расходов и размер федерального фонда финансовой поддержки субъектов федерации. В 3 чтении утверждаются расходы подразделов фондовой классификации и главного распорядка бюджетных средств. В 4 чтении внесение поправок не допускается и он голосуется в целом. После этого в течении 5 дней он переходит на рассмотрение совета федерации. В совете федерации закон о предметах его одобрения голосуется в целом. Одобренный закон направляется президенту для подписания и обнародования.
Стадии бюджетного процесса 1. Составление
проектов бюджета – начинается
с послание президента РФ |
Финансовые правоотношения Финансовые правоотношение
– урегулированные нормами |
Источники бюджетного права 1. Конституция и ее статьи (71, 72, 101, 104, 106, 117, 132). 2. Закон РФ об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса. 3. Бюджетный кодекс РФ (31 июля 38 года) введен в действие с 1.01.2000. 4. Бюджетное законодательство субъектов федерации местного самоуправления.
Понятие финансового права Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.
Валютные операции Это операции, связанные
с переходом права
Валютные ценности В отношении
которых законодательством
Понятие и содержание валютного регулирования Валютное регулирование – это деятельность государственного органа, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций. |
|
Состав доходов и расходов Бюджетной системы, их распределение между бюджетами В соответствии
с законодательством |
Понятие бюджетного права и бюджетных правоотношений Центральным звеном финансовой системы РФ являются государственные и местные бюджеты. Существует несколько понятий бюджета: В материальном аспекте – бюджет представляет собой централизованный, в масштабах государства или муниципального образования, денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления. В экономическом аспекте – бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих государственных и муниципальных задач и выполнения функций соответствующих органов власти и самоуправления. В соответствии с бюджетным кодексом, бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В юридическом смысле, бюджет – это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства или муниципального образования. Бюджетное право – подотрасль финансового права, состоящая из юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов, сосредоточенных в государственном и местных бюджетах. Специфика бюджетного права состоит в следующем: 1. в субъектном составе (субъектами бюджетного права являются: государство, его территориальные образования и соответствующие органы представительной и исполнительной власти). 2. сфера возникновения. Основными принципами возникновения бюджетного права является принцип федерализма и принцип развития местного самоуправления. В бюджетном праве можно выделить следующие блоки норм, которые закрепляют и регулируют: 1. бюджетное устройство в РФ, т.е. виды бюджетов, входящих в бюджетную систему России, принципы их взаимной связи, роли каждого из субъектов. 2. структуру доходов и расходов бюджетной системы в целом и входящих в нее бюджетов. Порядок распределения их между бюджетами. 3. компетенцию (права) РФ, ее субъектов, муниципальных образований в области бюджета. 4. бюджетный процесс, т.е. порядок формирования и реализации бюджета, а т.ж. отчетности об исполнении бюджета. Бюджетные отношения, т.ж., подразделяются на материальные и процессуальные. Источники бюджетного права: 1. Конституция (статьи: 71 и 71, 101, 104, 106 и 114, 132). 2. Закон РФ об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса. 3. Бюджетный кодекс РФ (принят 1 июля 1998 года, введен в действие с 1 января 2000 года). 4. Бюджетное законодательство субъектов федерации и местного самоуправления. |
Бюджетное устройство РФ Все действующие
на территории РФ бюджеты представляют
в совокупности определенную систему,
которые называются бюджетной системой.
В бюджетную систему РФ, как федеративного
государства входит бюджет 3 уровней: 1.
государственные бюджеты: а) федеративный.
б) бюджеты субъектов федераций. 2. Местные
бюджеты - бюджеты муниципальных образований
(районов, городов и других административно-
Бюджетный процесс Это регламентированный нормами процесс бюджетного права, деятельность государства и муниципальных образований по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а также составление и утверждение отчета о его исполнении. Деятельность государства от начала составления бюджета до утверждения отчета длится около 3 лет. этот срок называется бюджетным циклом. и делится на несколько стадий: стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно. В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы: единая бюджетная система РФ. 2. Распределение доходов и расходов между другими бюджетными системами. 3. Самостоятельность бюджетов. 4. Полнота доходов и расходов бюджета. 5. Сбалансированность бюджета. 6. Эффективность использования бюджетных средств. 7. Общественное покрытие расходов бюджета. 8. публичность и гласность. 9. Достоверность бюджета. 10. Адресность и целевой характер бюджетных средств. 11. Ежегодность бюджета. 12. Принципы специализации показателей бюджета. |
Расходы Расходная часть бюджетной системы включает следующие основные положения: 1. Содержание органов власти и местного самоуправления. 2. Судов и правоохранительных органов, охрана природы и окружающей среды. 3. Социально-культурная сфера. 4. Наука. 5. Международная деятельность. В законе выделяются функциональные, ведомственные и другие классификации расходов бюджета. В функциональных классификациях содержится группа расходов государственного самоуправления и управления, на судебную власть, национальную оборону, образование, здравоохранение и т.д. Экономическая классификация – это группировка расходов по экономическому содержанию. В ней выдел. тек. расходы, капитальные и предоставление кредитов. Более объективное по содержанию ведомственная классификация. она выдел. перечень прямых получателей средств из бюджета, распределение расходов по целевым статьям и видам расходов по прямым получателям. Расходы распределяются между бюджетами исходя из основных принципов: 1. Соответствие основы расходов компетенции органов власти, субъектов федерации или органов местного самоуправления. 2. Учет подчиненности предприятия при оформлении расходов каждого бюджета. 3. Учет занятости определенного мероприятия, масштабов и последствий их влияния на развитие общества, в связи с чем они могут быть включены в вышестоящий бюджет.
Стадии исполнения бюджета Исполнить бюджет – означает обеспечение полной и своевременной поступление всех предстоящих по бюджету доходов и обеспечение финансирования всех запланированных по бюджету расходов. Исполнение бюджета обеспечивает Минфин и вся система управления органами финансов РФ. Исполнение бюджета осуществляется через органы федерального казначейства в соответствии с бюджетной росписью. Все счета федерального казначейства, в которых содержатся бюджетные средства закреплены 31 декабря.
Правовое
регулирование организации Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона, оно может выступать в виде обязательного госстрахования осуществляется за счет средств федерального бюджета и обязательного страхования, осуществляется за счет средств самих страхователей. Обязательное страхование. Обязательное страхование строений (квартиры, жилые дома) на случай их уничтожения или повреждения в результате ЧС. | ||