Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:43, шпаргалка
Вопрос 1: Понятие финансов, их функции и особенности
Финансы - экономическая категория, активно используемая государством и органами местного самоуправления при управлении обществом.
Признаки финансов:
1) денежное отношение;
2) распределительное отношение;
3) безэквивалентное отношение;
При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен уплачивать.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
1) объект налогообложения;
2) налоговая база;
3) налоговый период;
4) налоговая ставка;
5) порядок исчисления налога;
6) порядок и сроки уплаты налога.
При установлении сборов их плательщики и элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам.
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев, поэтому не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с Налоговым кодексом РФ и таможенным законодательством РФ.
Методы взимания налогов:
1) равное налогообложение - сумма налога и сбора, взимаемого с юридического или физического лица, равна для любого налогоплательщика;
2) пропорциональное налогообложение – для каждого налогоплательщика устанавливается одинаковая ставка налога, сумма налога при этом может не совпадать (например, налог на прибыль организаций);
3) прогрессивное налогообложение - ставка налога растет вместе с ростом налогооблагаемой базы. Выделяют несколько подвидов прогрессивного налогообложения:
а) простая поразрядная прогрессия - сумма налога равна при налогооблагаемой базе от одного предела до другого. Например, налог в размере 100 рублей устанавливается при доходе от 100 000 до 500 000 рублей. При доходе от 500 000 до 800 000 рублей налог составит 200 рублей и т. д.;
б) простая относительная прогрессия - вместе с увеличением налоговой базы растет не сумма налога, а его ставка. Например, при доходе от 100 000 до 500 000 рублей ставка налога 5 % от налоговой базы, при доходе от 500 000 до 800 000 рублей - 10 %. При этом виде прогрессии применяется наиболее высокая ставка: если доход 600 000 - 10 % взыскивается со всех 600 000;
в) сложная прогрессия - в отличие от простой относительной для каждой категории налоговой базы существует одна ставка. До 100 000 рублей, например, по ставке 5 %, с того, что свыше 100 000, налог взыскивается по ставке 10 %;
4) регрессивное налогообложение - с увеличением налоговой базы уменьшается ставка налога.
Вопрос 42: Система налогов и сборов: понятие, основания их классификации
Состав налоговой системы РФрации:
1) федеральные налоги и сборы – федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ (Налоговым кодексом РФ) и взимаются на всей ее территории.
К федеральным налогам и сборам относятся:
а) налог на добавленную стоимость;
б) акцизы;
в) налог на доходы физических лиц;
г) единый социальный налог;
д) налог на операции с ценными бумагами;
е) таможенная пошлина;
ж) платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами РФ;
з) налог на прибыль организаций;
и) государственная пошлина;
к) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
л) сбор за использование наименований ≪Россия≫, ≪Российская Федерация≫ и образованных на их основе слов и словосочетаний;
м) плата за пользование водными объектами;
н) сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
о) налог на добычу полезных ископаемых;
п) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
2) налоги и сборы субъекта Федерации. Налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами РФ.
В состав налогов и сборов субъектов РФ входят:
а) лесной доход;
б) транспортный налог;
в) налог на игорный бизнес;
г) налог на имущество организаций;
3) местные налоги и сборы. Суммы платежей по местным налогам и сборам зачисляются в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов либо по решению районных и городских органов государственной власти - в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.
К местным налогам и сборам относятся:
а) налог на имущество физических лиц - сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по местонахождению (регистрации) объекта налогообложения;
б) земельный налог - порядок зачисления поступлений по налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле;
в) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью - сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации;
г) налог на рекламу - уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию, по ставке, не превышающей 5 % стоимости услуг по рекламе.
Вопрос 43: Понятие налогового права. Его система
Налоговое право РФ как отрасль права - совокупность финансово-правовых норм, регулирующих властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Структура налогового права:
1) Общая часть - закреплены нормы, регулирующие общие вопросы налогообложения: правовой статус налогоплательщиков и налоговых органов, состав налоговой системы, способы обеспечение исполнения налоговых обязательств, налоговую ответственность участников налоговых правоотношений, основные элементы налогов и сборов и т. д.;
2) Особая часть - характеризует отдельные виды налогов и сборов.
Вопрос 44: Источники налогового права: понятие, основания классификации
Источники налогового права:
1) международные договоры РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом РФ и принятые в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ;
2) Конституция РФ;
3) Налоговый кодекс РФ - устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе:
а) виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;
б) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
в) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
г) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
д) формы и методы налогового контроля;
е) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
ж) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц;
4) принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах;
5) нормативно-правовые акты Президента РФ (указы и распоряжения);
6) нормативно-правовые акты Правительства РФ (постановления и распоряжения);
7) нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела. Указанные правовые акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогообложения, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов;
8) законы и иные нормативно-правовые акты о налогах и сборах субъектов РФ, принятые в соответствии с Налоговым кодексом РФ;
9) нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, принимаемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Вопрос 45: Законодательство о налогах и сборах: понятие, состав
Статья 1. Законодательство РФ
о налогах и сборах, законодательство
субъектов РФ о налогах и сборах,
нормативные правовые акты представительных
органов муниципальных
Статья 1 НК РФ определяет состав законодательства о налогах и сборах, которое действуют на территории РФ, и включает в себя:
- законодательство РФ о налогах и сборах;
- законодательство субъектов РФ о налогах и сборах;
- нормативные правовые акты представительных органов муниципального образования о налогах и сборах.
Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из:
- Налогового кодекса РФ.
Вопрос 46: Субъекты налогового права: понятие, группы, краткая характеристика
Механизм регламентации тех или иных правоотношений предполагает, во-первых, определение статуса лиц, участвующих в этих отношениях; во-вторых, установление объекта этих отношений и, в-третьих, регулирования порядка их осуществления.
Согласно ст.9 Налогового кодекса РФ (НК РФ), участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
1. организации физические
лица, признаваемых налоговым
2. организации и физические лица, признаваемые налоговым кодексом налоговыми агентами;
3. Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения в РФ;
4. государственный
таможенный комитет РФ и его
подразделение (далее –
5. государственные
органы исполнительной власти
и исполнительные органы
6. Минфин РФ, Минфин
республик, финансовое
7. органы государственных внебюджетных фондов;
8. федеральная служба налоговой полиции РФ и её территориальные подразделения (далее – органы налоговой полиции) – при решении вопросов, отнесённых к их компетенции Налоговым Кодексом РФ.
Вопрос 47: Налоговые правоотношения: понятие, особенности, классификация. Субъекты налоговых правоотношений, их группы, краткая характеристика
Налоговое правоотношение - общественное финансовое отношение, урегулированное нормами финансового права, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими при установлении, введении и взимании налогов и сборов РФ, в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.