Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 15:55, курсовая работа
Цель и задача курсовой работы, раскрыть понятие и систему источников финансового права. В данной курсовой работе, я опишу и раскрою структуру нормативно - правовых актов Российской Федерации, содержащие финансово - правовые нормы, а так же структуру нормативного договора и судебного прецедента.
Введение…………………...…….…………..……………………………..3 - 7
Глава 1. Понятие и система источников финансового права.................................................................................................8 - 10
1.1 Нормативный правовой акт - основной источник финансового права……………………………………………………………………...11 - 16
1.2 Пределы действия, применение и толкование нормативных финансово-правовых акт...……………………......................................17
Глава 2. Действие финансово – правовых актов во времени…………………………………………………………………..18 - 22
2.1 Действие нормативных финансово-правовых актов в пространстве и по кругу лиц…..……………………………………23 - 27
2.2 Нормативный договор и судебный прецедент как источники финансового права………………….…………….…………………...28 - 29
Заключение....................................................................................30 - 32
Список использованной литературы……………….…...………33 - 34
Содержание
Курсовая работа
Финансовое право
Тема:
«Система источников
Финансового права
Российской Федерации»
Введение…………………...…….…………..………
Глава 1.
Понятие и система
источников финансового
права.........................
1.1
Нормативный правовой
акт - основной
источник финансового
права…………………………………………………………………
1.2
Пределы действия,
применение и толкование
нормативных финансово-
Глава 2.
Действие финансово
– правовых актов
во времени……………………………………………………………
2.1
Действие нормативных
финансово-правовых
актов в пространстве
и по кругу лиц…..…………………………………
2.2
Нормативный договор
и судебный прецедент
как источники
финансового права………………….……………
Заключение....................
Список
использованной литературы……………….…...………33
- 34
Введение
Цель и задача курсовой работы, раскрыть понятие и систему источников финансового права. В данной курсовой работе, я опишу и раскрою структуру нормативно - правовых актов Российской Федерации, содержащие финансово - правовые нормы, а так же структуру нормативного договора и судебного прецедента.
1В теории финансового права проблематика источников финансового права не является совершенно новой. Однако в недавнем прошлом она связывалась исключительно с нормативными правовыми актами. В современных условиях финансовое право и, соответственно, его источники стали развиваться особенно активно.
Прежде
всего, появилось большое число
новых и отменено много устаревших
нормативных финансово-правовых актов.
Особо значимым явлением в самом
конце XX века стало принятие кодифицированных
нормативных финансово-правовых актов:
Бюджетного кодекса РФ и Налогового
кодекса РФ. Кроме того, под влиянием
демократизации общественной жизни
и движения страны по пути рыночной
экономики, а также интеграции Российской
Федерации в мировое сообщество
изменились принципы, формы правового
регулирования финансов. Логическим
следствием данных обстоятельств явилось
активное развитие финансового права.
В частности, в финансово-правовой
науке, как и отечественной
2Анализируется структура финансового законодательства и система источников финансового права, а также значение подзаконных нормативно-правовых актов. Всесторонне рассматриваются причины, обусловливающие становление судебного прецедента. В качестве источника финансового права, выявляются признаки, отличающие судебный прецедент от нормативно-правового акта.
Развитие
финансового права в целом
и формирование источников финансового
права в России проходило синхронно
в четыре этапа. В диссертационном
исследовании обозначается следующая
периодизация развития финансового
права и его источников: 1) с
конца XIX века — до начала XX века; 2) с
1917 года - до 40-х гг. XX века; 3) с 40-х
гг. - до конца 80-х гг. XX века; 4) с начала
90-х гг. - до настоящего времени. На каждом
этапе происходили изменения
в экономической, политической жизни
страны, которые отразились на системе
источников финансового права и
послужили толчком для
На
основе Бюджетного и Налогового кодексов
РФ, в данных нормативных правовых
актах налоговое, бюджетное законодательство
рассматриваются в узком
Иные
нормативные правовые акты, регулирующие
публичные финансы, являются источниками
финансового права, но не входят в
структуру финансового
Налоговые нормы, содержащиеся в «неналоговых законах» не противоречащие части второй Налогового кодекса РФ следует включить в состав налогового законодательства, определенного в ст. 13 Налогового кодекса РФ. Законы, содержащие налоговые нормы, следует разделить на две группы: а) на налоговые законы; б) на «неналоговые» законы, содержащие налоговые нормы. «Неналоговые» законы, содержащие налоговые нормы, должны действовать и после введения в действие части второй Налогового кодекса РФ, если они не будут противоречить положениям части второй Налогового кодекса РФ.
Недопустимо исключать указы Президента РФ из системы нормативных финансово-правовых актов о налогах и сборах, ибо это противоречит п.2 ст. 490 Конституции РФ, где записано, что Президент РФ издает указы, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ. При этом сфера принятия указов Президента РФ Конституцией РФ не ограничена. Указы Президента РФ, не являясь необходимым актом регулирования налоговых отношений сегодня, могут оказаться востребованными завтра.
В ходе проведенного анализа судебной практики обосновывается необходимость дополнить часть первую Налогового Кодекса РФ статьей, озаглавив ее следующим образом: «Применение налогового законодательства по аналогии». Предлагается ее следующая редакция:
5"В случаях, когда предусмотренные статьей 2 Налогового кодекса РФ' отношения прямо не урегулированы законодательством о налогах и сборах применяется законодательство о налогах и сборах, регулирующее сходные отношения (аналогия закона), если это не ухудшает положение налогоплательщика.
При
невозможности использования
Исходя
из анализа действия нормативных
финансово-правовых актов во времени
(в частности момента
Официальное толкование нормативных финансово-правовых актов не должно осуществляться законодательными органами власти. Их функции должны сводиться только к законотворческому процессу, к разработке, принятию нормативно-правовых актов. Официальное толкование должны осуществлять непосредственно правоприменители:
Конституционный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ, Верховный суд РФ.
В ходе проведенного анализа юридической литературы и нормативных правовых актов выявлено положение, согласно которому отказ от внутри федерального договорного способа регулирования бюджетных отношений возможен" только в случае исключения п. З ст. 11 из текста Конституции РФ; что представляет собой долговременную процедуру. Поскольку " возможность заключения внутри федеративных договоров предусмотрена Конституцией РФ, то можно предположить еще длительное существование названной формы правовых актов.
6Источником финансового права следует признавать судебный прецедент, выраженный в решениях Конституционного суда РФ о признании неконституционными федеральных законов и иных нормативных актов, предусмотренных ст. ст. 3, 22 Федерального конституционного закона «О Конституционном суде РФ».
Решения
Конституционного суда РФ удовлетворяют
требованиям источника
Во-первых, принятие решения осуществляется высшей по статусу судебной инстанцией.
Во-вторых, прецедент может быть создан как единственным решением, так и серией решений.
В-третьих, решение содержит ответ на вопросы не факта, а права.
В-четвертых, норма права или правовой принцип содержится в мотивировочной части судебного решения.
В-пятых, публикация прецедентов в регулярных судебных отчетах.
В-шестых, обязательность решений.
В-седьмых, прецедент, по общему правилу, имеет как ретроспективное, так и перспективное действие во времени, т.е. рассчитан на многократное применение.
В-восьмых,
юридическая сила прецедента выше,
чем у закона.
Глава 1.
Понятие и система
источников финансового
права
7Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источниках. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, субъектов Федерации, местные и др.).
В
настоящее время расширяется
сфера регулирования финансовых
отношений законодательными актами,
что важно для повышения
8Итак, источники финансового права Российской Федерации – это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права. Под источниками финансового права принято понимать способ внешнего выражения правовых норм.
9Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области планомерного образования, распределения и использования денежных фондов государством, субъектами Федерации, местным самоуправлением и юридическими лицами в целях осуществления их функций.
Финансовое право — это самостоятельная отрасль российского права. Такой подход к финансовому праву обусловлен наличием специфического предмета и метода правового регулирования, источников права.
Предметом финансового права являются финансовые отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства (образования, распределения и использования фондов денежных средств).
К
предмету финансового права в
частности относятся
Таким образом, с помощью финансового права государство регулирует общественные отношения, складывающиеся в области финансовой деятельности, которые принято называть - финансовые правоотношения.
Финансовые правоотношения - это общественные отношения, которые возникают в процессе создания, распределения, использования фондов денежных средств и регулируются нормами финансового права; их участники связаны взаимными юридическими правами и обязанностями.
Финансовые правоотношения, входящие в предмет финансового права, отличаются по своему содержанию большим разнообразием, что обусловлено много звеней финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределения.
Применительно
к институтам финансового права
можно выделить: бюджетные правоотношения;
налоговые и неналоговые
10Отличие финансовых правоотношений от других видов правоотношений состоит в следующем:
Информация о работе Система источников финансового права Российской Федерации