Сущность и роль региональных (местных) финансов в экономичес¬ком и социальном развитии административ-но-территориальных образований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 23:30, реферат

Описание

В ХХ столетии во всем мире ускоряется процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Во многих странах обязательным компонентом демократического государственного строя является местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения своих функций эти органы наделяются определенными имущественными и финансово- бюджетными правами.

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 21.43 Кб (Скачать документ)

1. Сущность  и роль региональных (местных)  финансов в экономическом и социальном развитии административно-территориальных образований

В ХХ столетии во всем мире ускоряется процесс развития демократических  принципов в государственном  устройстве и управлении. Во многих странах обязательным компонентом  демократического государственного строя  является местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения своих функций  эти органы наделяются определенными  имущественными и финансово- бюджетными правами.

В условиях демократии одной из важнейших  составных частей финансовой системы  государства являются региональные (местные) финансы, которые охватывают территориальные (местные) бюджеты (в  Украине – это бюджет Крымской АР, областные, городские, районные, районные в городах, поселковые и сельские бюджеты) и финансы субъектов  хозяйствования, используемые для удовлетворения региональных потребностей, а также  внебюджетные фонды.

Региональные (местные) финансы  обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с  социально-культурным и коммунально-бытовым  обслуживанием населения.

Таким образом, региональные (местные) финансы – это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход; фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий.

В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется. Величина территориальных финансов растет, и во многих странах это превалирующая часть финансовых ресурсов государства.

Через региональные (местные, территориальные) финансы государство  активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным  органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.

С помощью территориальных  финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий.

СОСТАВ РЕГИОНАЛЬНЫХ (МЕСТНЫХ)  
ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ

Региональные (местные) финансы можно  охарактеризовать и как совокупность денежных средств, используемых на экономическое  и социальное развитие территорий. Главное их назначение – финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры. Главным источником ее финансирования являются бюджетные ассигнования и средства объектов хозяйствования (предприятий, организаций).

Региональные (местные) бюджеты –  основная часть территориальных  финансов. В современных условиях все в большей степени территориальные  органы власти призваны обеспечивать комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно вырастает их координационная  функция в экономическом и  социальном развитии территорий. Указанные  факторы вызывают необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы территориальных органов власти, решения ряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования финансовых ресурсов территорий.

Средства субъектов хозяйствования – также составная часть территориальных  финансов. К таким средствам относятся:

– финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной  собственности (как правило, это  коммунальные предприятия);

– финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими  на финансировании социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов.

Субъекты хозяйствования для социальной поддержки своих работников строят и приобретают жилые дома, квартиры, детские дошкольные учреждения, медицинские  учреждения и объекты отдыха.

Территориальные внебюджетные фонды – третий компонент региональных (местных) финансов. Источниками формирования таких фондов служат специальные сборы, добровольные взносы юридических и физических лиц и другие источники. Внебюджетные фонды имеют чаще всего целевое назначение.

2. Региональные (местные) бюджеты, их основные  доходы и расходы

В большинстве стран порядок  разработки, рассмотрения и утверждения  проектов региональных (местных) бюджетов детально регламентирован.

В основу расходной части бюджета  обычно закладываются сметы муниципальных  департаментов, составляемые руководителем  финансовой службы с учетом поправок, вносимых главой исполнительной власти на местах (губернатором, мэром и  т.д.). Проект регионального бюджета  на очередной финансовый год формируется  путем сопоставления смет расходов департаментов и предстоящих  выплат по всем финансовым обязательствам с ожидаемыми доходными поступлениями. После обсуждения, организуемого  муниципальным советом, проект бюджета  вносится на утверждение главы исполнительного  аппарата. Одновременно принимаются  решения о налоговых ставках  по местным налогам и сборам и  проектируемых займах.

Региональные (местные) органы власти обязаны руководствоваться законодательно закрепленными принципами составления  бюджета. Основные из них принцип  обеспечения общей сбалансированности бюджета и принцип полноты  бюджета. Иначе говоря, в его проекте  должны быть отражены все предполагаемые доходы и расходы.

Во многих странах, например в Германии, Великобритании, Испании, центральные  власти принимают участие также  в корректировке бюджетов региональных властей в части, касающейся бюджетных  налоговых поступлений, ориентируясь при этом на уровень среднедушевого дохода в различных административно-территориальных  единицах. Из бюджетов региональных органов  власти, управляющих территорией, на которой средний доход на душу населения относительно высок, часть  налоговых поступлений может  изыматься центральной властью  и перераспределяться в пользу территорий, где среднегодовой доход на человека ниже среднего.

Доходы региональных (местных) бюджетов формируются за счет местных налогов и сборов, неналоговых доходов, поступлений из вышестоящих доходов. Соотношение между этими источниками зависит от функций возложенных на региональные (местные) органы управления, потенциальных возможностей получения ими местных налогов, а также возможностей вышестоящих органов власти оказывать финансовую помощь территориям.

1. Налоги – главный источник региональных (местных) бюджетов. Все налоговые поступления в эти бюджеты можно разделить на две группы: местные налоги и сборы и поступления из вышестоящих бюджетов.

В соответствии с налоговым законодательством  каждой страны местные налоги закреплены за отдельными видами региональных бюджетов. Ставки по этим налогам устанавливаются, как правило, региональными органами власти. В разных странах число  таких налогов колеблется от 20 до 100, а их удельный вес в общих  доходах региональных бюджетов –  от 30 до 70% (в Украине в настоящее  время местных налогов и сборов – 16).

2. Поступления из вышестоящих бюджетов включают: отчисления от суммы отдельных налогов, мобилизируемых на территории, а также дотации и субвенции.

Отчисления от налогов, закрепленных за вышестоящими бюджетами, выделяются региональным (местным) бюджетам в случае недостаточного у них объема собственных  финансовых ресурсов, необходимых для  финансирования местных мероприятий  или региональных разделов государственных  программ, например развития дорог, здравоохранения, охраны окружающей среды.

В ряде стран доля таких отчислений в общей объеме доходов региональных бюджетов довольно высока. Например, в  Италии она составляет около 60%.

Важный источник доходов региональных (местных) бюджетов – дотации из вышестоящих бюджетов. Их удельный вес в доходах региональных бюджетов в разных странах составляет 20-40%. В состав этих дотаций входят субвенции, выдаваемые этим бюджетам на определенные цели.

По экономической сущности дотации  и субвенции близки к налоговым  источникам, т.к. в их составе лежат  налоги. Дотации и субвенции вызываются постоянной значительной дефицитностью  региональных бюджетов.

3. Неналоговые доходы региональных (местных) бюджетов включают в основном доходы, получаемые от предприятий, находящихся в муниципальной собственности, арендных доходов, денежных сборов, всевозможных штрафов, пошлин, добровольных взносов предприятий и населения. Удельный вес неналоговых доходов колеблется в разных странах от 10 до 30 % общих доходов.

Расходы региональных (местных) бюджетов. Они во многом зависят от бюджетной политики, проводимой в государстве, и степени децентрализации управления социальной сферой. Все это является решающим фактором, влияющим на объем финансовых ресурсов, проходящим по каналам региональных бюджетов, на их удельный вес в общегосударственных бюджетных расходах.

Соотношение объемов расходов, проходящих через различные виды бюджетов, в  различных странах не одинаково. Так, в Германии, Финляндии, Норвегии, Франции за счет территориальных  бюджетов расходуется средств больше чем за счет центрального. Такие различия объясняются определенными уровнями финансовой ответственности центральных и региональных (местных) органов власти за осуществление главным образом социальных программ, финансирование которых является наиболее крупной частью бюджетных расходов.

Средства региональных (местных) бюджетов используются как на эксплуатационные, так и инвестиционные затраты. Поэтому  во всех странах составляется бюджет текущих затрат и бюджет развития, т.е. капитальные вложения. Как правило, бюджет текущих затрат формируется  за счет налоговых и неналоговых  поступлений и направляется на покрытие эксплуатационных расходов. Бюджет развития формируется за счет субвенций, местных  займов, пожертвований на строительство.

В расходах региональных (местных) бюджетов основное место занимают ассигнования но социально-культурные объекты. В Германии эти расходы составляют ¼ расходов местных бюджетов, в Японии и Франции – более 1/3, а в бюджетах Великобритании и США – свыше 40%. В ряде стран (Германия, США) за счет территориальных бюджетов покрываются расходы на высшие учебные заведения.

За счет региональных (местных) бюджетов финансируется и здравоохранение. Например, в Норвегии, Швейцарии, Финляндии  эти затраты составляют более 50% бюджетных расходов.

Важнейшей статьей расходов региональных (местных) бюджетов являются ассигнования на жилищно-коммунальное хозяйство (жилье, водоканализационные, транспортные предприятия, городское благоустройство, дорожное хозяйство).

Из региональных бюджетов финансируются  расходы на содержание местных органов  власти, правопорядка, в некоторых  странах – судов.

Одной из существенных статей бюджетных  расходов являются затраты, связанные  с погашением займов и выплат процентов  по ним. Например, во Франции на выплату  процентов по займам и ссудам приходится выделять более 10 %, а на погашение  полученных займов – около 20% всех расходов бюджетов муниципалитетов.

3. Внебюджетные  фонды органов местного самоуправления

В связи с расширением  для местных органов власти возможностей по объединению средств предприятий и местных бюджетов на развитие социальной инфраструктуры актуальной стала проблема объединения этих средств. Одним из возможных путей концентрации таких средств, направляемых на финансирование общерегиональных мероприятий стало образование внебюджетных фондов экономического и социального развития.

Внебюджетные фонды органов  местного самоуправления могут формироваться  за счет следующих источников (на примере  Украины):

– добровольных взносов юридических  и физических лиц;

– доходов от аукционов;

– доходов от местных займов;

– доходов от продажи объектов городской, районной коммунальной собственности, доходов от продажи населению  квартир и домов относящихся  к коммунальной собственности;

– доходов от ценных бумаг, приобретенных  за счет городских и районных фондов;

– платы за регистрацию и перерегистрацию  предприятий всех форм собственности;

– штрафов за загрязнение окружающей среды, установленных местными советами, в зависимости от нанесенного  ущерба, предприятиями всех форм собственности;

– и другие.

Средства внебюджетных фондов аккумулируются на специальных счетах в учреждениях  банков.

Для управления фондом может создаваться  коллегиальный орган, состоящий  из представителей местных органов  власти и заинтересованных предприятий  и организаций. Коллегиальный орган  принимает решение об использовании  средств фонда.

Мобилизованные в такие фонды  средства могут быть направлены на расходы, связанные:

– со строительством на кооперативных  началах объектов социально-бытового назначения;

– с увеличением текущих расходов бюджета (за исключением лимитированных расходов), а также для финансирования плановых затрат в случае невыполнения планового размера доходов;

– с перерасходами установленных  смет и нормативов.

Средства, полученные за счет взносов  предприятий, должны как правило, использоваться на создание и содержание объектов общерегионального назначения.

Информация о работе Сущность и роль региональных (местных) финансов в экономичес¬ком и социальном развитии административ-но-территориальных образований